О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭЛЕКТРОННАЯ МОСКВА" (РЕДАКЦИЯ НА 14.10.2003). Постановление. Правительство Москвы. 13.05.03 367-ПП

Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭЛЕКТРОННАЯ МОСКВА" (РЕДАКЦИЯ НА 14.10.2003)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

Постановка проблемы

     Производство  средств  информатизации  (компьютеры  и  периферия,
средства  связи, офисное и торговое оборудование, электронные носители
информации    и   т.д.)   обеспечивает   техническую   базу   развития
информационного  общества  и  является самой динамично развивающейся в
мире  отраслью  наукоемкого  производства,  причем  как с точки зрения
быстроты нововведений, так и с точки зрения роста объемов продаж.
     В  разделении  огромного  мирового  рынка  средств информатизации
отечественные  производители  практически  не участвуют. Это относится
как   к   производителям  готовой  продукции,  так  и  к  производству
комплектующих  и  элементной  базы.  Известное  исключение  составляет
производство  компьютеров - большинство продаваемых в последние годы в
России  ПК  было  отечественной  сборки, но речь идет об "отверточной"
сборке  из  импортных комплектующих. Конкурентоспособного производства
комплектующих  и,  прежде  всего,  микросхем в России практически нет:
большая    часть   производственных   мощностей   микроэлектроники   с
технологической  точки  зрения  сегодня  не  соответствует современным
требованиям,  нет  современных  заводов  по  производству микросхем на
основе субмикронных технологий (0,35-0,18 мкм).
     После  начала  реформ и либерализации внешней торговли российская
промышленность  в  большинстве  своем  оказалась неконкурентоспособной
даже  на  внутреннем  рынке.  Так,  если  в  1990  г. доля электронной
промышленности  страны  в  объеме  ВВП  составляла примерно 2,0%, то к
концу  1990-х  гг.  она  снизилась  до  0,12%. При этом объем НИОКР по
созданию новых технологий и оборудования снизился в 7-8 раз. В отрасли
практически   прекратилось  капитальное  строительство.  К  настоящему
времени  в  электронной  промышленности  России сохранилось чуть более
пятой  части работающих, за 1990-е годы из отрасли ушло более 600 тыс.
человек.   Наиболее  ощутимы  потери  высококвалифицированных  кадров.
Только  начиная с 1999 г. положение в отрасли начало стабилизироваться
и наметился рост производства.
     Положение  в  сфере  производства  средств  информатизации  - это
важнейшая  проблема  для  государства  и  всего  общества. Возрождение
отечественной  электронной  промышленности  на  новой  технологической
основе  необходимо  не  только  с точки зрения экономического развития
страны  на перспективу, но и с точки зрения национальной безопасности.
На    федеральном    уровне   поддержка   электронной   промышленности
осуществлялась  в  рамках  программы  "Развитие  электронной техники в
России"  на 1994-2000 гг. В апреле 2002 г. Президент РФ подписал новый
документ   под  названием  "Основы  политики  РФ  в  области  развития
электронной  компонентной  базы  на период до 2010 г.". Этой проблемой
много  занималось  и  Правительство Москвы, частью мегаполиса является
Зеленоград  - база электронной науки и промышленности. Здесь в 1997 г.
была  создана  территориально-промышленная  зона  с особым статусом на
базе предприятий электронной промышленности города Зеленограда (особая
зона)  с целью сохранения и развития центра электронной промышленности
в  городе  Москве  и  стимулирования  инновационных  и  инвестиционных
процессов  в  этой отрасли. В развитие этого направления в начале 2002
г.  одобрена  Городская  целевая  программа  развития  территориальной
единицы  особого назначения "Особая экономическая зона "Зеленоград" на
2002-2006  гг.,  а  в  марте 2002 г. Московская городская Дума приняла
Закон   "О   территориальной   единице   с   особым  статусом  "Особая
экономическая зона "Зеленоград".
     Поддержка  московских  производителей  средств  информатизации  и
микроэлектронной    элементной    базы   должна   стать   приоритетным
направлением  промышленной  политики  Москвы.  В  рамках этой политики
город  должен  выступать  как  крупный заказчик средств информатизации
московских  производителей и инвестор, т.е. своеобразным экономическим
локомотивом  отрасли  и  нормоустанавливающим  субъектом,  применяющим
определенные    протекционистские    и   стимулирующие   экономические
регуляторы.  Эту работу необходимо активизировать, обращая внимание на
следующие направления:
     1.   Система  мер  (включая  инвестиции  города  в  разработки  и
производство  готовой  продукции  и  элементной базы), направленная на
поддержку  производства  средств  информатизации.  Это  весьма сложное
направление   с  точки  зрения  выбора  эффективных  инструментов  для
стимулирования  производства и инвестиций, отбора объектов поддержки и
т.п.  Здесь  должна быть проведена серьезная аналитическая программная
работа  с  учетом  прогнозов  технологического  развития  и  состояния
отечественного     и     зарубежного    рынков,    налажена    система
квалифицированной  экспертизы принимаемых решений. На этом направлении
необходимо  сформировать  подпрограмму  развития  производства средств
информатизации   в  Москве,  включающую  Городскую  целевую  программу
развития   территориальной   единицы   с   особым   статусом   "Особая
экономическая зона "Зеленоград" как составную часть.
     2.   Поддержка  московских  школ  -  разработчиков  перспективных
направлений   электроники.   Уровень   отечественных   исследований  и
разработок  во многих "горячих" направлениях этой области (например, в
разработке  архитектуры  процессоров)  не уступает мировому. Проблемой
является  коммерциализация  разработок  и выход на мировой рынок. Пока
здесь ситуация похожа на ситуацию в программировании: преобладает либо
переход  специалистов  в  зарубежные  фирмы,  либо  работа  российских
коллективов по контракту на зарубежных производителей. В обоих случаях
интеллектуальная  собственность  переходит  к иностранным компаниям со
всеми вытекающими последствиями. Наиболее перспективный и экономически
выгодный    путь    для    города   (если   не   считать   налаживания
конкурентоспособного  производства  на основе этих разработок) - выход
на   мировые   рынки   интеллектуальной   собственности  с  ноу-хау  и
разработками,  защищенными  патентами.  Успешные  прецеденты уже есть.
Задача, в решении которой может быть велика роль Правительства Москвы,
состоит  в  том, чтобы сделать такие прецеденты устойчивой тенденцией.
Для  этого  необходимо  разработать  систему мер, включающую следующие
направления действий:
     - разработка  системы критериев и механизмов отбора коллективов и
направлений НИОКР для поддержки московским Правительством;
     - содействие  в  приобретении  разработчиками современных средств
разработки (САПР, мощные рабочие станции);
     - помощь в патентной защите разработок за рубежом;
     - оказание юридической помощи;
     - налаживание     адекватного     информационного     обеспечения
исследований и разработок.
     3.    Стимулирование    использования    отечественных    средств
информатизации  и связи в промышленности, в торговле, на транспорте, в
строительной индустрии города, в проектах информатизации нового жилья,
торгово-бытовых и офисных зданиях.
     4. Подготовка специалистов, разработка системы мер по поддержанию
на  мировом  уровне системы подготовки кадров в области информационных
технологий и электроники.

Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭЛЕКТРОННАЯ МОСКВА" (РЕДАКЦИЯ НА 14.10.2003)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа