О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2004 ГОД И НА 3-ЛЕТНИЙ ПЕРИОД, ПРОЕКТЕ АДРЕСНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ ГОРОДА МОСКВЫ И ПЕРЕЧНЕ ГОРОДСКИХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ, ПРЕДЛАГАЕМЫХ К БЮДЖЕТНОМУ ФИНАНСИРОВАНИЮ В 2004 ГОДУ (РЕДАКЦИЯ Н. Постановление. Правительство Москвы. 03.06.03 413-ПП

Фрагмент документа "О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2004 ГОД И НА 3-ЛЕТНИЙ ПЕРИОД, ПРОЕКТЕ АДРЕСНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ ГОРОДА МОСКВЫ И ПЕРЕЧНЕ ГОРОДСКИХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ, ПРЕДЛАГАЕМЫХ К БЮДЖЕТНОМУ ФИНАНСИРОВАНИЮ В 2004 ГОДУ (РЕДАКЦИЯ Н".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

II. Приоритетные направления и целевые параметры
       социально-экономического развития Москвы в 2004-2006 гг.

     Базовая  задача  предстоящего  периода состоит в активизации всех
факторов,   обеспечивающих  условия  для  динамичного  роста  валового
регионального  продукта  Москвы с темпами не ниже 6% в 2004-2006 гг. и
дальнейшее  наращивание  этих  темпов  до  8-11% на следующих этапах в
целях    устойчивого    повышения    жизненного   уровня   граждан   и
сбалансированного  решения  всех  узловых проблем развития города, как
это предусмотрено программными документами Правительства Москвы.
     Эти  показатели  являются основой среднесрочного прогноза и будут
обеспечиваться   согласованными   действиями  всех  звеньев  городской
системы управления по следующим приоритетным направлениям:
     - реализация  мер  государственного  воздействия, направленных на
опережающий рост доходов всех групп населения по сравнению с инфляцией
и   расширение  потребительского  спроса  на  продукцию  отечественных
производителей;
     - обеспечение  эффективной  занятости  на  основе  стимулирования
развития  малого  предпринимательства,  создания  новых рабочих мест с
достойной оплатой труда;
     - поддержка  на  системной  основе  реального сектора экономики и
науки  с целью расширения производства продукции с высокой добавленной
стоимостью,  реализации  рентабельных  инновационных  и инвестиционных
проектов,  осуществление  мер  по  наращиванию  объемов  и доступности
кредитных ресурсов, привлекаемых для увеличения основного и оборотного
капитала хозяйствующих субъектов;
     - мобилизация  всех  источников  формирования инвестиций: средств
предприятий,  оборота  недвижимости,  сбережений  граждан, иностранных
инвестиций,    привлечение    финансовых    ресурсов   путем   выпуска
облигационных займов предприятий, средств федерального бюджета, других
финансовых ресурсов на взаимовыгодной основе;
     - осуществление   мер   по  более  полной  мобилизации  налоговых
платежей  и экономии бюджетных средств на основе улучшения финансового
положения  предприятий  и  организаций, в том числе используя механизм
экономического   стимулирования   организаций   путем   предоставления
компенсации части процентных платежей по долговым корпоративным ценным
бумагам в форме бюджетного кредита или субсидии, снижения неплатежей и
просроченной    задолженности,   расширения   нормирования   расходов,
размещения государственного заказа на конкурсной основе;
     - наращивание  неналоговых  доходов за счет расширения применения
рыночных  механизмов  в  работе  с  землей и недвижимостью, увеличения
поступлений  от  государственных унитарных предприятий и дивидендов от
участия города в акционерном капитале;
     - активизация  конкурентных  рынков  товаров,  услуг и финансовых
средств,   создание  условий  для  обоснованного  применения  процедур
банкротства неэффективных собственников;
     - реализация  новых  подходов к размещению нового строительства и
реконструкции  жилищного  фонда,  приоритетная  реализация программ по
социальной   поддержке   малодоходных   групп   населения,  ветеранов,
инвалидов,   молодых   семей  и  молодежи,  улучшению  демографической
ситуации  в  городе, созданию современной материальной базы социальной
сферы;
     - оздоровление окружающей среды;
     - реформирование     системы    финансирования    и    управления
жилищно-коммунальным   хозяйством  с  расширением  адресной  поддержки
малоимущих слоев населения;
     - проведение   сбалансированной   ценовой  и  тарифной  политики,
увязанной     с     реформированием     естественных    монополий    и
жилищно-коммунального  комплекса,  сдерживание  роста  потребительских
цен.
     Эффективным   инструментом   обеспечения   прогнозных  параметров
являются  городские  целевые  программы,  утвержденные  Правительством
Москвы и Мосгордумой. В 2004 году органами городского управления будут
выполняться  66  целевых  программ,  направленных  на  решение узловых
проблем экономического и социального развития города.
     Демографическая ситуация, рынок труда.
     Общая  численность  населения  Москвы  по  предварительным данным
Всероссийской  переписи  населения  2002  года составляет 10357,8 тыс.
чел.  За  период,  прошедший  после  предыдущей  переписи  1989  года,
население  города  увеличилось  на 17%, или на 1482,2 тыс. чел. Однако
получен он в основном за счет миграции населения.

               ПРОГНОЗ ИЗМЕНЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
                        МОСКВЫ В 2004-2006 ГГ.

                                                           (тыс. чел.)
-------------------------------------------------------------------
|                        |2002   |2003    |2004   |2005   |2006   |
|                        |факт   |оценка  |прогноз|прогноз|прогноз|
|------------------------|-------|--------|-------|-------|-------|
|Общая численность       |10357,8|10422,8 |10489,8|10552,8|10614,8|
|(на конец года)         |       |        |       |       |       |
|------------------------|-------|--------|-------|-------|-------|
|- родившихся в течение  |   81  |   84   |   87  |   89  |   91  |
|года                    |       |        |       |       |       |
|------------------------|-------|--------|-------|-------|-------|
|- умерших в течение года|  136  |  132   |  129  |  127  |  125  |
|------------------------|-------|--------|-------|-------|-------|
|Естественная убыль      |  -55  |  -48   |  -42  |  -38  |  -34  |
|населения               |       |        |       |       |       |
|------------------------|-------|--------|-------|-------|-------|
|Ввоз иностранной        |   75  |   70   |   65  |   60  |   50  |
|рабочей силы            |       |        |       |       |       |
|------------------------|-------|--------|-------|-------|-------|
|Миграционный приток     |   45  |   45   |   40  |   40  |   40  |
|по семейным и другим    |       |        |       |       |       |
|причинам                |       |        |       |       |       |
|------------------------|-------|--------|-------|-------|-------|
|Общий прирост населения |   65  |   67   |   63  |   62  |   56  |
-------------------------------------------------------------------

     Выполнение  в  предстоящие три года целевых городских программ по
поддержке  молодых  семей, молодежи, лиц старших возрастов, реализация
мер  по  оздоровлению  населения  и улучшению качества жизни москвичей
позволят  сохранить  положительную  динамику  основных демографических
характеристик.  Число  родившихся будет ежегодно возрастать. Ожидается
ежегодное  сокращение  общего  числа  умерших,  но, как и в предыдущие
годы,   оно  будет  превышать  число  родившихся.  Естественная  убыль
городского населения составит 34-42 тыс. человек ежегодно. Восполнение
будет  происходить  за  счет  миграционного притока населения, который
сохранится на уровне 40-45 тыс. чел. в год.
     Будут  осуществляться  меры  регулирования  трудовой миграции для
поддержания  баланса  экономически  активного  населения.  Численность
иностранной  рабочей  силы,  ежегодно привлекаемой в отрасли экономики
города, составит 50-75 тыс. чел.
     С  учетом прогнозируемой динамики естественной убыли собственного
населения  и  миграционного  притока  в  город численность постоянного
населения Москвы в 2006 году составит 10614,8 тыс. чел.

          ПРОГНОЗ ЧИСЛЕННОСТИ ЗАНЯТОГО НАСЕЛЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ
                           ЭКОНОМИКИ МОСКВЫ

                                                           (тыс. чел.)
------------------------------------------------------------------------------
|                   | 2001|2002 оценка      |2003  | 2004    |2005   |2006   |
|                   | факт|-----------------|оценка| прогноз |прогноз|прогноз|
|                   |     |без     |с учетом|      |         |       |       |
|                   |     |данных  |данных  |      |         |       |       |
|                   |     |переписи|переписи|      |         |       |       |
|-------------------|-----|--------|--------|------|---------|-------|-------|
| Всего занято      | 5417|  5431  | 6606   | 6621 |  6657   |  6705 |  6736 |
|-------------------|-----|--------|--------|------|---------|-------|-------|
| В том числе       |     |        | 1098   |  983 |   721   |   409 |   164 |
| без регистрации   |     |        |        |      |         |       |       |
|-------------------|-----|--------|--------|------|---------|-------|-------|
| Промышленность    |  717|   663  |  700   |  668 |   666   |   665 |   664 |
|-------------------|-----|--------|--------|------|---------|-------|-------|
| В том числе       |     |        |   37   |   32 |    28   |    22 |    16 |
| без регистрации   |     |        |        |      |         |       |       |
|-------------------|-----|--------|--------|------|---------|-------|-------|
| Строительство     |  824|   765  | 1000   | 1001 |  1002   |  1002 |  1003 |
|-------------------|-----|--------|--------|------|---------|-------|-------|
| В том числе       |     |        |  235   |  210 |   150   |    80 |    30 |
| без регистрации   |     |        |        |      |         |       |       |
|-------------------|-----|--------|--------|------|---------|-------|-------|
| Транспорт         |  338|   313  |  390   |  393 |   395   |   396 |   397 |
|-------------------|-----|--------|--------|------|---------|-------|-------|
| В том числе       |     |        |   77   |   72 |    40   |    20 |    14 |
| без регистрации   |     |        |        |      |         |       |       |
|-------------------|-----|--------|--------|------|---------|-------|-------|
| Связь             |   87|    90  |   90   |   94 |    97   |    99 |   100 |
|-------------------|-----|--------|--------|------|---------|-------|-------|
| Торговля,         | 1051|  1295  | 1870   | 1872 |  1875   |  1880 |  1883 |
| общепит; мат.-    |     |        |        |      |         |       |       |
| тех. снабжение    |     |        |        |      |         |       |       |
|-------------------|-----|--------|--------|------|---------|-------|-------|
| В том числе       |     |        |  575   |  530 |   410   |   230 |    80 |
| без регистрации   |     |        |        |      |         |       |       |
|-------------------|-----|--------|--------|------|---------|-------|-------|
| Общая             |  242|   210  |  359   |  360 |   363   |   365 |   366 |
| коммерческая      |     |        |        |      |         |       |       |
| деятельность      |     |        |        |      |         |       |       |
|-------------------|-----|--------|--------|------|---------|-------|-------|
| В том числе       |     |        |  149   |  119 |    80   |    50 |    20 |
| без регистрации   |     |        |        |      |         |       |       |
|-------------------|-----|--------|--------|------|---------|-------|-------|
| ЖКХ;              |  270|   227  |  252   |  253 |   255   |   256 |   260 |
| непроизводственное|     |        |        |      |         |       |       |
| обслуживание      |     |        |        |      |         |       |       |
| населения         |     |        |        |      |         |       |       |
|-------------------|-----|--------|--------|------|---------|-------|-------|
| В том числе       |     |        |   25   |   20 |    13   |     7 |     4 |
| без регистрации   |     |        |        |      |         |       |       |
|-------------------|-----|--------|--------|------|---------|-------|-------|
| Здравоохранение,  |  324|   311  |  311   |  312 |   313   |   316 |   320 |
| физкультура       |     |        |        |      |         |       |       |
| и социальное      |     |        |        |      |         |       |       |
| обеспечение       |     |        |        |      |         |       |       |
|-------------------|-----|--------|--------|------|---------|-------|-------|
| Образование,      |  488|   490  |  490   |  491 |   492   |   494 |   499 |
| культура          |     |        |        |      |         |       |       |
| и искусство       |     |        |        |      |         |       |       |
|-------------------|-----|--------|--------|------|---------|-------|-------|
| Наука и научное   |  409|   393  |  393   |  393 |   390   |   387 |   386 |
| обслуживание      |     |        |        |      |         |       |       |
|-------------------|-----|--------|--------|------|---------|-------|-------|
| Прочие            |  667|   674  |  751   |  784 |   809   |   845 |   858 |
------------------------------------------------------------------------------

     Реализация  городских  программ  содействия  занятости  населения
Москвы   в  2004-2006  гг.  позволит  обеспечить  комплексное  решение
вопросов  занятости,  развитие  самозанятости,  повышение  качества  и
конкурентоспособности городских трудовых ресурсов.
     За  предстоящий  трехлетний  период предусмотрено создать 60 тыс.
новых рабочих мест. Уровень зарегистрированной безработицы не превысит
0,8% общего числа занятых в экономике города.
     Меры  по  обеспечению  эффективного  использования  рабочей силы,
повышению  стимулирующих  функций  заработной  платы,  усилению охраны
труда будут осуществляться на основе соответствующих городских законов
и  городских  целевых  программ  и  ежегодных московских трехсторонних
соглашений.
     В  среднесрочной  перспективе  предусматривается  осуществлять на
программной основе комплексные меры по развитию качества рабочей силы,
подготовке      высококвалифицированных     работников,     приведению
профессионально-квалификационной   структуры   подготовки   кадров   в
соответствие  с  текущими  и  перспективными  потребностями  экономики
города.
     С  учетом нехватки трудовых ресурсов в отдельных сферах экономики
города   особое   внимание   будет   уделено   проведению   взвешенной
миграционной  политики,  усилению взаимодействия с правоохранительными
органами  по  осуществлению  действенного  контроля  за привлечением и
использованием  иностранной рабочей силы предприятиями и организациями
города, обеспечению приоритетного права москвичей на занятие вакантных
рабочих мест.

        ПРОГНОЗ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ ПО Г. МОСКВЕ

                                                           (тыс. чел.)
---------------------------------------------------------------------------
|                          |2001   |2002   |2003  |2004   |2005   |2006   |
|                          |факт   |факт   |оценка|прогноз|прогноз|прогноз|
|--------------------------|-------|-------|------|-------|-------|-------|
|Занятые в экономике города|5417   |6606   |6621  |6657   |6705   |6736   |
|- всего                   |       |       |      |       |       |       |
|--------------------------|-------|-------|------|-------|-------|-------|
|В том числе               |       |1098   | 983  | 721   | 409   | 164   |
|без регистрации           |       |       |      |       |       |       |
|--------------------------|-------|-------|------|-------|-------|-------|
|Численность безработных   |  93   |  84   | 110  | 120   | 130   | 130   |
|по методике МОТ           |       |       |      |       |       |       |
|(все группы населения,    |       |       |      |       |       |       |
|желающие приступить       |       |       |      |       |       |       |
|к работе, включая         |       |       |      |       |       |       |
|пенсионеров, студентов    |       |       |      |       |       |       |
|и другие категории        |       |       |      |       |       |       |
|граждан)                  |       |       |      |       |       |       |
|--------------------------|-------|-------|------|-------|-------|-------|
|В том числе               |  34   |  34   |  40  |  45   |  50   |  50   |
|зарегистрированных        |       |       |      |       |       |       |
|как безработные           |       |       |      |       |       |       |
|в соответствии            |       |       |      |       |       |       |
|с действующим             |       |       |      |       |       |       |
|законодательством         |       |       |      |       |       |       |
|--------------------------|-------|-------|------|-------|-------|-------|
|Доля зарегистрированных   |   0,63|   0,62|   0,7|   0,76|   0,79|   0,77|
|безработных в % к общему  |       |       |      |       |       |       |
|числу занятых в экономике |       |       |      |       |       |       |
|города (без теневого      |       |       |      |       |       |       |
|сектора)                  |       |       |      |       |       |       |
---------------------------------------------------------------------------

     Предусмотренное  в  2004-2005  гг.  федеральным законодательством
дополнительное   снижение   налоговой   нагрузки   на   производителей
положительно   скажется   на   росте  заработной  платы  и  увеличении
поступлений  соответствующих  налоговых  доходов  в  городской бюджет.
Среднемесячная  заработная  плата  в  городе увеличится в 2006 году по
сравнению  с  2002  годом в 1,9 раза, ее покупательная способность - в
1,3 раза.
     Будут  созданы условия для ежегодного опережающего по сравнению с
инфляцией   роста   заработной  платы  работающих  во  всех  бюджетных
учреждениях  и  организациях,  подведомственных  Правительству Москвы,
доведения  к  2007  году  минимального размера оплаты труда работников
этих организаций до прожиточного минимума работающих москвичей.
     Поэтапное  повышение  минимальных  гарантий  по  оплате  труда  в
сочетании   с   предстоящим   существенным  снижением  ставок  единого
социального  налога  создаст  условия  для сокращения теневого сектора
экономики и постепенной "легализации" занятых в этом секторе.

          ПРОГНОЗ ПОЭТАПНОГО ПОВЫШЕНИЯ МИНИМАЛЬНОГО РАЗМЕРА
         ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
            ДО ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА РАБОТАЮЩЕГО МОСКВИЧА

                                                              (рублей)
---------------------------------------------------------------------------
|                       |2002  |2003      |2004   |2005   |2006   |2007   |
|                       |факт  |оценка    |прогноз|прогноз|прогноз|прогноз|
|-----------------------|------|----------|-------|-------|-------|-------|
|Прожиточный минимум    |3020,0|3440,0    | 3852,0| 4151,0| 4440,0| 4770,0|
|трудоспособного        |      |          |       |       |       |       |
|населения              |      |          |       |       |       |       |
|-----------------------|------|----------|-------|-------|-------|-------|
|Среднемесячная зарплата|1220,0|1706,0    | 2273,0| 3114,0| 3907,0| 4770,0|
|1 разряда ЕТС          |      |          |       |       |       |       |
|(с доплатами           |      |          |       |       |       |       |
|из городского бюджета) |      |          |       |       |       |       |
|-----------------------|------|----------|-------|-------|-------|-------|
|Доля от прожиточного   |  40,0|  50,0 <*>|   59,0|   75,0|   88,0|  100,0|
|минимума               |      |          |       |       |       |       |
|трудоспособного        |      |          |       |       |       |       |
|населения (%)          |      |          |       |       |       |       |
---------------------------------------------------------------------------

--------------------------------
     <*>  Доля  во  втором  полугодии - 52% с учетом повышения размера
ежемесячных доплат из городского бюджета с 1500 до 1800 рублей.

     Будут осуществляться экономические, организационные и другие меры
по  обеспечению  своевременной  и  в  полном объеме выплаты заработной
платы,  а также погашению задолженности по оплате труда в организациях
всех форм собственности.
     Росту  заработной платы работающих будет способствовать поддержка
малого   бизнеса,   реализация   других   мер  социально-экономической
политики. Вместе с тем деформированная структура распределения доходов
сохранится,   что   потребует   создания  дополнительных  условий  для
опережающего роста доходов малообеспеченных групп населения города.
     Реальные  располагаемые  доходы  населения  города  в  2006  году
увеличатся по сравнению с 2002 годом на 18%.
     Снижение инфляции. Сохраняется как определяющий фактор влияния на
динамику  цен  федеральная тарифная политика в сфере регулирования цен
естественных   монополий.   Согласно   федеральному  прогнозу  прирост
реальных  цен на газ (без учета инфляции) по годам должен составить: в
2004  году - 10%; в 2005 - 17%; в 2006 - 6-8%. С учетом проектируемого
роста цен на газ рост тарифов в электроэнергетике (без учета инфляции)
в   целом   за   2004-2006   гг.  составит  16-21%.  Рост  тарифов  на
железнодорожные   перевозки  предусматривается  федеральным  прогнозом
также на 1-2% выше инфляции.
     С  учетом  федеральных прогнозных проектировок в Москве ожидается
следующая  динамика  роста  оптовых  цен:  2004 год - 111%; 2005 год -
108%;   2006   год   -   107,5%.  Рост  потребительских  цен  составит
соответственно 112%, 108% и 107,5%.
     Для  сдерживания  роста  инфляции в городе продолжится реализация
комплексных  мер  по  дальнейшему  развитию  конкуренции, более четкой
организации  конкурсного  размещения  городского заказа, регулированию
цен  на  те  виды  продукции  и услуг, которые определены федеральными
нормативными  актами,  а также по насыщению продукцией товарного рынка
города.
     В  предстоящий  период  предусматриваются практическая ликвидация
перекрестного   субсидирования  в  жилищном  хозяйстве  и  постепенное
подведение  размера  платежей населения за отдельные виды коммунальных
услуг  к  уровню, обеспечивающему компенсацию затрат по их поставке, с
одновременным    развитием    системы   адресной   социальной   защиты
малообеспеченных  слоев  населения.  Будет сохранено финансирование за
счет  бюджета  города  работ  по капитальному ремонту жилищного фонда,
повышаться  качество содержания и ремонта жилья, поставки коммунальных
услуг  и  обеспечиваться  проведение перерасчета платежей при оказании
услуг   в  меньшем  объеме  или  ненадлежащего  качества;  проводиться
дальнейшая  дифференциация  платы  за  наем жилья в зависимости от его
качества;  реализовываться  программы  по учету и регулированию объема
потребления  ресурсов,  в  т.ч.  воды  и тепловой энергии; расширяться
практика   применения   энерго-   и   ресурсосберегающих   технологий,
осуществляться     постепенная    замена    дотирования    организаций
жилищно-коммунального  хозяйства  в возмещение расходов на содержание,
ремонт   жилья  и  оказание  коммунальных  услуг  адресными  жилищными
субсидиями.
     Инвестиции.   Увеличение  реальных  доходов  горожан  в  условиях
снижения   инфляции   в   возрастающей  степени  будет  способствовать
направлению  средств  не  на  потребление,  а  на  сбережение,  что  в
совокупности  с  улучшением  финансового состояния предприятий создаст
необходимые условия для дополнительного роста инвестиций.
     Расширение  инвестиционного спроса будет связано в первую очередь
с  возрастанием  собственных  доходов  предприятий.  Уменьшение ставки
налога  на  прибыль  до  24%,  рост амортизационных отчислений, другие
налоговые изменения в целях стимулирования инвестиционной деятельности
позволят увеличить источники финансирования инвестиций за счет средств
предприятий.   Ожидается,  что  объем  прибыли  увеличится  за  период
2003-2006  гг.  в  1,5 раза, объем амортизации - в 1,64 раза. С учетом
повышения доли прибыли и доли амортизационных отчислений, используемых
на  инвестиции,  собственные средства предприятий, направляемые на эти
цели, возрастут. Будут увеличиваться и объемы привлеченных средств.
     Темпы роста инвестиций в основной капитал за счет всех источников
финансирования  составят  103%  в  2004 году, 104% - 2005 году, 105% -
2006 году. Рост инвестиций в отрасли, производящей товары, с 2005 года
будет выше, чем в отрасли, оказывающей услуги.
     Инвестиционная программа города Москвы на 2004 год.
     Задания  инвестиционной  программы  города сформированы исходя из
целевых городских программ, постановлений и распоряжения Правительства
Москвы и сбалансированы с финансовыми возможностями города.
     Прогноз   лимита  капитальных  вложений,  финансируемых  за  счет
бюджета  города,  составит  73,4  млрд. рублей, в том числе 18,8 млрд.
рублей  за счет дополнительного изыскания источников финансирования, в
основном будет направлен на финансирование приоритетных задач города.
     Средства  городского  бюджета  будут  сконцентрированы на вводных
объектах  социальной, дорожной и инженерной инфраструктуры, на решении
задач, обеспечивающих комплексное развитие города, реализацию жилищных
программ,   первоочередными   из   которых   являются:   реконструкция
пятиэтажного  и  ветхого  жилищного  фонда, обеспечение жильем молодых
семей, обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий.
     В   рамках   инвестиционной   программы  планируется  осуществить
строительство  и  обеспечить ввод по следующим направлениям городского
хозяйства Москвы:
     Жилищное строительство.
     С  учетом  решений,  принятых  Правительством Москвы в 2002 году,
намечена   переориентация   размещения   жилищного   строительства   с
территорий массовой застройки на территорию центральной части города и
сложившейся  застройки районов, подлежащих реконструкции, включая снос
жилых домов первого периода индустриального домостроения.
     В   2004  году  будет  увеличен  объем  финансирования  жилищного
строительства  за счет городского бюджета, что позволит увеличить ввод
жилой  площади  по  городскому заказу до 1295,1 тыс. кв. метров, в том
числе по следующим направлениям:

     Жилая площадь, направляемая               400,9 тыс. кв. метров
     для обеспечения нуждающихся
     в улучшении жилищных условий

     Жилье для предоставления молодым          205,6 тыс. кв. метров
     семьям

     Жилье для переселения жителей             566,4 тыс. кв. метров
     из сносимых домов по программе
     реконструкции пятиэтажного и ветхого
     жилищного фонда

     Ликвидация ветхого и аварийного            91,0 тыс. кв. метров
     жилищного фонда на территории ЦАО

     Жилье для бюджетных организаций            31,2 тыс. кв. метров

     Всего  в  2004  году  будет  введено 4500,0 тыс. кв. метров общей
площади жилых домов.
     Кроме   того,   в   2004   году   будет   продолжено   дальнейшее
предоставление  безвозмездных  субсидий гражданам на строительство или
приобретение жилья в объеме 1120 млн. рублей.
     Коммунальное  строительство  и  объекты охраны окружающей среды и
природных ресурсов. Для инженерного обеспечения городского хозяйства в
2004  году  будут введены в действие инженерные коммуникации в районах
комплексной жилой застройки (Марьинский парк, Южное и Северное Бутово,
Бирюлево-Загорье,  Куркино,  Ходынское  поле, Ломоносовский проспект и
другие), районах реконструкции пятиэтажек и центре города.
     Продолжится  строительство  районных  тепловых станций "Кунцево",
"Чертаново", ГПЗ "Люблино" и другие.
     Введутся в действие РТС в Терешково и Коломенское.
     Намечен ввод в эксплуатацию инженерных коммуникаций к "стартовым"
домам  в  микрорайонах Ховрино, Обручевский, Чертаново Южное, Коптево,
Северное и Южное Медведково, Бутырский Хутор, Северное и Южное Тушино.
     В   Юго-Западном  административном  округе  предусмотрен  ввод  в
эксплуатацию   трех   пешеходных   переходов   в   районе  пересечения
Балаклавского и Севастопольского проспектов.
     В   центре   города   намечается  ввести  в  действие  инженерные
коммуникации   по   Б.   Козихинскому  пер.,  ул.  Земляной  Вал,  ул.
Гиляровского  и  коллектор подземных коммуникаций в районе Больничного
пер.
     Будут  продолжены  работы  по расширению Рублевской водопроводной
станции, II блока Ново-Люберецкой станции аэрации.
     Здравоохранение. Средства, предусмотренные на 2004 год, позволят:
     - ввести  2  поликлиники  на 1820 посещений в смену и необходимый
задел поликлиник в районах массовой жилой застройки;
     - ввести 2 хосписа по 30 коек (Куркинское шоссе и г. Зеленоград);
     - ввести подстанцию скорой медицинской помощи;
     - завершить  строительство  лечебно-диагностического  корпуса ГКБ
36;
     - продолжить  строительство  лечебно-диагностического корпуса ГКБ
им.   Боткина,  НПЦ  медицинской  помощи  детям  с  пороками  развития
черепно-лицевой  области  на  310 коек, реконструкции корпусов 1, 2, 5
ГКБ  1  им. Пирогова, бюро судмедэкспертизы, роддома в г. Зеленограде,
станции переливания крови в Царицыно, клинико-диагностического корпуса
МНИОН им П.А. Герцена;
     - начать  строительство  ГКБ  24, медико-реабилитационного центра
для слепых и слабовидящих детей, очистных сооружений МГОБ 62.
     Образование.  В  городе  будет  введено  19 школ на 12730 мест, 6
блоков начальных классов - 1530 мест, 18 детских дошкольных учреждений
на 3760 мест.
     Будет  продолжено  строительство  объектов  высшей школы (учебные
здания   для  Московского  городского  педагогического  университета),
специального  учебно-воспитательного учреждения для детей с девиантным
поведением,   школы-интерната   для  детей  с  заболеваниями  сахарным
диабетом  и  гемофилией,  с  детским  церебральным  параличом, а также
начато  строительство  пристройки  учебного  и  спального  корпусов  1
Кадетского корпуса.
     Культура,  искусство  и  кинематография.  В  2004 году завершится
реконструкция   и  строительство  Московского  театра  "ET  CETERA"  и
библиотеки-фонда  "Русское  зарубежье",  продолжится  строительство  и
реконструкция     Музыкального    театра    им.    Станиславского    и
Немировича-Данченко,    фольклорного   центра   Рюминой,   МТКМО   под
руководством А. Градского.
     По    отрасли    "Физическая   культура   и   спорт"   завершится
строительство:
     - крытого конькобежного центра в Крылатском;
     - 2 универсальных спортсооружений для дворовых территорий;
     - 2     физкультурно-оздоровительных    комплексов    и    начато
строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в ЮАО.
     Дорожное и транспортное строительство. В 2004 году в городе будет
продолжено    строительство   Люблинско-Дмитровской,   Замоскворецкой,
Митинско-Строгинской  линий  традиционного  метростроения.  Намечается
ввод   второго   пускового  комплекса  "Бунинская  аллея  -  Потапово"
Бутовской   линии  легкого  метро.  Планируется  начать  строительство
Солнцевской линии легкого метро.
     Продолжится  строительство  троллейбусных  парков  в  Новокосино,
Митино.  Будет  осуществлена закупка автобусов, троллейбусов, трамваев
для наземного городского пассажирского транспорта.
     Поступления  иностранных  инвестиций  в  город  в  2002 году были
восстановлены  на  докризисном уровне. К 2006 году по сравнению с 2002
годом  эти  поступления  достигнут 9,5 млрд. долларов США, в том числе
прямые иностранные инвестиции возрастут на 40%.
     Промышленное  производство.  Рост  инвестиций,  промежуточного  и
конечного  спроса,  в том числе потребительского, обеспечат устойчивые
темпы   роста   промышленности.  Рост  промышленного  производства  за
трехлетний  период составит 29% к уровню 2003 года. Темп роста прибыли
промышленных  предприятий  за  этот  период  составит 160%, темп роста
налоговых  платежей  -  150%.  Заработная  плата  в  промышленности за
2004-2006 гг. увеличится на 60%.
     Предполагается   осуществление  сдвигов  в  отраслевой  структуре
промышленности,  связанных  с  модернизацией производственного сектора
экономики  города, более активной ориентацией производителей города на
возрастающий потребительский спрос и продвижением московской продукции
на  региональные  и внешние рынки. Опережающими темпами по сравнению с
другими   отраслями   промышленности   в   городе   будут  развиваться
машиностроение и металлообработка (2006 год в % к 2002 году - 134,7%);
пищевая   промышленность   (137,9%);   нефтепереработка   (117,5%).  В
промышленном производстве города возрастет доля предприятий оборонного
комплекса, отраслей, производящих конечную продукцию.
     Основными  факторами  увеличения  в  предстоящий  период  объемов
промышленного   производства   являются   формирование   условий   для
расширения  масштабов выпуска конкурентоспособной продукции и создание
новых   высокотехнологичных   производств   за  счет  реструктуризации
научно-производственного потенциала города.
     Реализация промышленной политики в городе будет осуществляться на
основе  мероприятий  Комплексной программы промышленной деятельности в
г.  Москве  на  2004-2006  гг.,  утвержденной Правительством Москвы по
следующим основным направлениям:
     - стимулирование        выпуска        импортозамещающей        и
экспортоориентированной продукции с высокой добавленной стоимостью;
     - расширение     производства    научно-технической    продукции,
создаваемой в интересах города;
     - содействие созданию и реализации инновационной продукции;
     - техническое перевооружение базовых производств;
     - повышение   эффективности  деятельности  ГУП  и  организаций  с
долевым участием города;
     - стимулирование   применения   энерго-   и   ресурсосберегающих,
экологичных технологий в производстве, отраслях городского хозяйства и
социальной сферы;
     - оптимизация    территориального    размещения   предприятий   и
организаций;
     - финансовое   оздоровление   социально  значимых  организаций  и
осуществление  мер  противодействия  попыткам  их  банкротства в ущерб
интересам города;
     - содействие  сохранению и развитию предприятий, применяющих труд
инвалидов;
     - развитие системы подготовки и переподготовки кадров, отвечающих
потребностям экономики города.
     Программные   мероприятия,   направленные   на   развитие  малого
предпринимательства,   позволят   повысить   экономическую  активность
населения,    будут    стимулировать    рост    реальных   доходов   и
потребительского спроса.
     В    предстоящий    период    меры    государственной   поддержки
предусматриваются   для   120   тыс.   малых   предприятий.   Намечена
первоочередная   поддержка   малых   предприятий,   функционирующих  в
городском    и   жилищно-коммунальном   хозяйстве,   экологии,   малой
энергетике.
     Получат  дальнейшее развитие объекты малого предпринимательства в
инновационной  сфере,  в  том числе работающие по проекту "Электронная
Москва".  Продолжится  реализация  очередного  этапа Городской целевой
программы  по  обеспечению  малых  предприятий  нежилыми  помещениями,
рассчитанной на 2002-2010 гг.
     В 2006 году прогнозируется рост доли малого предпринимательства в
выпуске валового регионального продукта города до 30%, число занятых в
этом секторе увеличится до 2 млн. человек.
     Рост   промышленного  производства,  инвестиций  и  товарооборота
потребует  увеличения  объемов  грузовых перевозок на 11,9%. Перевозки
городским  пассажирским  транспортом  сохранятся  в  объеме  7,8 млрд.
пассажиров в год.
     Наземным пассажирским транспортом бесплатно перевозится в среднем
около  60%  пассажиров,  метрополитеном - около 45%. Доходы городского
пассажирского транспорта в текущем году компенсируют только 56% затрат
предприятий на перевозку пассажиров.
     Для   решения   финансовых   проблем   городского   пассажирского
транспорта  предусмотрено  увеличение  бюджетных дотаций этой отрасли.
Наряду с этим транспортными организациями будут осуществляться меры по
экономии затрат, увеличению доходов за счет расширения услуг, развитию
автоматизированных   систем   оплаты  проезда,  усилению  других  форм
контроля на городском пассажирском транспорте.
     Ожидается, что в 2004 году от управления имуществом город получит
32,0  млрд.  рублей,  что  в  1,2  раза  больше,  чем  в текущем году.
Предусматривается  реализация мер по увеличению доли доходов города от
возобновляемых  источников  (арендная  плата, земельный налог). К 2006
году  эти источники обеспечат 91,4% имущественных доходов (в 2003 году
-  87,7%).  Рост предусматривается за счет расширения арендной базы на
основе  проведения  мероприятий  по  инвентаризации нежилых помещений,
сдачи  в аренду свободных и неоформленных помещений, сокращения сроков
оформления    договоров,    реализации   мероприятий   по   увеличению
собираемости  арендной  платы  за  землю,  расширению доходной базы по
земельному налогу. При этом намечается сохранение льгот стимулирующего
характера для предприятий реального сектора и малого бизнеса.
     Начиная  с  2004  года  будет  осуществляться активный переход на
исчисление  земельных  платежей  от  кадастровой  стоимости  земельных
участков.
     Предусматриваются     дополнительные     меры     по    повышению
результативности  работы  предприятий и организаций госсектора. В 2006
году  объем  промышленной  продукции,  выпускаемой предприятиями этого
сектора,   составит   15,1%   общего   объема   по  городу,  розничный
товарооборот - 0,8%, платные услуги населения - 3,5%.
     Развитие    отраслей    социальной    сферы    ориентировано   на
последовательное  повышение  уровня жизни населения города, расширение
адресной    поддержки   малодоходных   групп   населения,   сохранение
доступности для всех граждан гарантированных социальных услуг.
     В     целях     активного    развития    социального    комплекса
предусматриваются увеличение разнообразия организационно-правовых форм
учреждений    социальной    сферы,   формирование   новых   механизмов
финансирования   организаций,  повышение  эффективности  использования
финансовых   и  инвестиционных  ресурсов,  направляемых  в  социальные
отрасли, их концентрация на приоритетных направлениях.
     Демографическая   политика  городских  властей  на  среднесрочную
перспективу   направлена  на  осуществление  мер  по  снижению  уровня
смертности   населения   и   создание   предпосылок  для  стабилизации
показателей рождаемости, для чего будут последовательно осуществляться
мероприятия   по  повышению  реальных  доходов  граждан  и  укреплению
института   московской   семьи.   Определена  система  мер  по  охране
репродуктивного здоровья материнства и детства.
     Целью политики по оздоровлению населения в 2004-2006 гг. является
повышение   качества  предоставляемых  медицинских  услуг,  укрепление
научно-медицинского     потенциала     городского     здравоохранения,
гарантированное предоставление населению бесплатной медицинской помощи
и     льготного     лекарственного     обеспечения,    противодействие
необоснованному   росту   цен   на  лекарства  и  медицинские  услуги,
проведение   структурных   преобразований  с  целью  оптимизации  сети
лечебных   учреждений,   расширение   хозяйственной  самостоятельности
медицинских организаций.
     В  рамках  развития  городской  системы  ОМС будет осуществляться
переход  к  преимущественно страховой форме, что позволит экономически
стимулировать эффективные варианты использования финансовых ресурсов и
осуществлять   более  действенный  контроль  за  объемом  и  качеством
предоставляемых медицинских услуг.

----------------------------------------------------------------------
| Основные показатели развития   | Единица   |2002 г.|2003 г.|2004 г.|
| системы здравоохранения        | измерения |факт   |оценка |прогноз|
| и соцзащиты                    |           |       |       |       |
|--------------------------------|-----------|-------|-------|-------|
| Количество больничных          | учр.      |   237 |   239 |   240 |
| учреждений (всего)             |           |       |       |       |
|--------------------------------|-----------|-------|-------|-------|
| В т.ч. Департамента            | учр.      |   158 |   159 |   162 |
| образования города Москвы      |           |       |       |       |
|--------------------------------|-----------|-------|-------|-------|
| Количество                     | учр.      |  1159 |  1164 |  1167 |
| амбулаторно-поликлинических    |           |       |       |       |
| учреждений (всего)             |           |       |       |       |
|--------------------------------|-----------|-------|-------|-------|
| В т.ч. Департамента            | учр.      |   594 |   598 |   600 |
| здравоохранения города Москвы  |           |       |       |       |
|--------------------------------|-----------|-------|-------|-------|
| Обеспеченность:                |           |       |       |       |
|--------------------------------|-----------|-------|-------|-------|
| Больничными койками (всего)    | коек      |107613 |107643 |108733 |
|--------------------------------|-----------|-------|-------|-------|
| В т.ч. Департамента            |  -"-      | 81613 | 81643 | 81733 |
| здравоохранения города Москвы  |           |       |       |       |
|--------------------------------|-----------|-------|-------|-------|
|вАмбулаторно-поликлиническими  в|впос. ввввв|386552 |383812 |390132 |
| учреждениями                   | смену     |       |       |       |
|--------------------------------|-----------|-------|-------|-------|
| В т.ч. Департамента            |  -"-      |291552 |293312 |294932 |
| здравоохранения города Москвы  |           |       |       |       |
|--------------------------------|-----------|-------|-------|-------|
| Врачами - всего                | тыс.      |101127 |101420 |101629 |
|                                | чел.      |       |       |       |
|--------------------------------|-----------|-------|-------|-------|
| В т.ч. Департамента            |  -"-      | 61627 | 61920 | 62129 |
| здравоохранения города Москвы  |           |       |       |       |
|--------------------------------|-----------|-------|-------|-------|
| Средним медицинским персоналом |  -"-      |158332 |158442 |160177 |
| - всего                        |           |       |       |       |
|--------------------------------|-----------|-------|-------|-------|
| В т.ч. Департамента            |  -"-      |122332 |122342 |123977 |
| здравоохранения города Москвы  |           |       |       |       |
|--------------------------------|-----------|-------|-------|-------|
| Стационарными учреждениями     | мест      | 15871 | 16131 | 16431 |
| социального обслуживания       |           |       |       |       |
| престарелых и инвалидов        |           |       |       |       |
| (взрослых и детей)             |           |       |       |       |
----------------------------------------------------------------------

     Основными  задачами  городской  системы образования в предстоящий
период  являются  сохранение  равного доступа к образованию всех слоев
населения   города,  в  том  числе  дальнейшее  развитие  специального
образования   для   лиц  с  ограниченными  возможностями  здоровья,  и
приведение   системы   образования  в  соответствие  с  перспективными
потребностями рынка труда города.
     В  связи  с  этим в учреждениях начального и среднего образования
намечается провести оптимизацию перечня профессий и специальностей, по
которым  осуществляется  подготовка кадров. Для опережающей подготовки
высококвалифицированных  специалистов  по  направлениям,  связанным  с
повышением     инновационной     активности     предприятий    города,
предусматриваются   меры  по  расширению  сети  научно-образовательных
центров,  развитию  городской  системы поддержки ведущих вузов страны,
активизации   научных   исследований   в  интересах  города,  развитию
городской  системы  государственных  заказов  и  грантов  для  учебных
заведений.
     В  системе  общего среднего образования города продолжится работа
по индивидуализации образовательного процесса, расширению многообразия
образовательных учреждений и образовательных программ, направленных на
развитие  способностей  мышления,  формирование  у  обучающихся умения
учиться,   выработку   практических  навыков.  Москва  подключается  к
федеральным   экспериментам   по   введению   единого   госэкзамена  и
профильного обучения в старших классах.
     Продолжится  работа  по  приближению  к  нормативным  показателям
наполняемости  классов, уменьшению числа учебных заведений, работающих
в  две  смены. В 2004 году число занимающихся во вторую смену составит
2,8% от общего числа обучающихся.

----------------------------------------------------------------
|Основные показатели развития системы  |2002 г.|2003 г.|2004 г.|
|образования                           |факт   |оценка |прогноз|
|--------------------------------------|-------|-------|-------|
|Дневные государственные               |1584   |1596   |1608   |
|общеобразовательные школы, ед.,       |       |       |       |
|по состоянию на 1 сентября - всего    |       |       |       |
|--------------------------------------|-------|-------|-------|
|В т.ч. Департамента образования города|1566   |1578   |1590   |
|Москвы                                |       |       |       |
|--------------------------------------|-------|-------|-------|
|Число учащихся в дневных              | 928,9 | 902,6 | 907,3 |
|государственных общеобразовательных   |       |       |       |
|школах по состоянию на 1 сентября,    |       |       |       |
|тыс. чел.                             |       |       |       |
|--------------------------------------|-------|-------|-------|
|В т.ч. Департамента образования города| 920,8 | 894,5 | 899,2 |
|Москвы                                |       |       |       |
|--------------------------------------|-------|-------|-------|
|Из них обучаются в первую смену, %    |  96,4 |  97,0 |  97,2 |
|--------------------------------------|-------|-------|-------|
|Дошкольные учреждения (ед.) - всего   |2120   |2115   |2110   |
|--------------------------------------|-------|-------|-------|
|В т.ч. Департамента образования города|1939   |1949   |1959   |
|Москвы                                |       |       |       |
|--------------------------------------|-------|-------|-------|
|Число детей в дошкольных учреждениях  | 226,9 | 227,9 | 228,9 |
|(тыс. чел.) - всего                   |       |       |       |
|--------------------------------------|-------|-------|-------|
|В т.ч. Департамента образования города| 214,5 | 221,4 | 224,1 |
|Москвы                                |       |       |       |
----------------------------------------------------------------

     Базовыми   направлениями   государственной   политики  в  области
социальной  поддержки  населения города на предстоящий период являются
снижение   социального   неравенства   и   предотвращение  социального
иждивенчества,  адресная направленность социальной поддержки на основе
проверки  малообеспеченности.  Получат развитие все направления и виды
сложившейся в городе системы социальной помощи.
     Опережающими  темпами будут расти доходы низкодоходных социальных
групп.  Тем  самым  будет  создана  основа  для устойчивого расширения
массового  внутреннего спроса и перехода в дальнейшем к потребительски
ориентированному  экономическому  росту.  Увеличение  среднего размера
государственных  пенсий  в реальном исчислении за период 2003-2005 гг.
составит   9,5%.   Наряду  с  этим  будет  совершенствоваться  система
финансовой  поддержки  пенсионеров. Число горожан, имеющих доходы ниже
прожиточного  минимума, снизится в городе с 21,1% в 2002 году до 15% в
2006 году.
     Реализация  целевых  городских  программ  по созданию современных
систем  оптовой и розничной торговли обеспечит условия для дальнейшего
наращивания  товарооборота  в  городе,  улучшения  качества  торгового
обслуживания    и    сдерживания   на   экономической   основе   роста
потребительских цен.
     Прогнозируется  увеличение  физического  объема  товарооборота  в
Москве на уровне 4-5,5% в год и активное развитие сферы платных услуг.
Ежегодный прирост объемов услуг превысит 10%.
     Предусмотрено дальнейшее расширение сети мелкорозничных магазинов
"шаговой" доступности, системы супермаркетов на "вылетных" магистралях
города.  Будут  созданы  условия  для  широкого внедрения опыта города
Зеленограда   по  продаже  товаров  по  предварительным  заказам,  что
позволит   существенно   улучшить  качество  обслуживания  и  за  счет
уменьшения   издержек   обеспечить  снижение  уровня  цен  на  10-15%.
Расширится общегородская социальная торговая сеть.
     С  учетом внутренних и внешних факторов темп роста объемов ВРП по
городу Москве увеличится с 105,2% в 2002 году до 106,3% в 2006 году.


                                                          Приложение 2

                                  к постановлению Правительства Москвы
                                                   от 3 июня 2003 года
                                                              N 413-ПП

Фрагмент документа "О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2004 ГОД И НА 3-ЛЕТНИЙ ПЕРИОД, ПРОЕКТЕ АДРЕСНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ ГОРОДА МОСКВЫ И ПЕРЕЧНЕ ГОРОДСКИХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ, ПРЕДЛАГАЕМЫХ К БЮДЖЕТНОМУ ФИНАНСИРОВАНИЮ В 2004 ГОДУ (РЕДАКЦИЯ Н".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа