ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2006 - 2010 ГОДЫ). Распоряжение. Правительство РФ. 03.09.05 1340-Р

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2006 - 2010 ГОДЫ)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

IV. Характеристика и прогноз развития сложившейся
          ситуации в рассматриваемой сфере без использования
                      программно-целевого метода

     В настоящее    время    отсутствие    в     сфере     образования
институциональных    механизмов,    обеспечивающих    связь   развития
человеческого  капитала  с  ростом  благосостояния   граждан   страны,
приводит  к тому,  что система образования воспроизводит иждивенческое
отношение граждан к государству,  не  формирует,  а  порой  сдерживает
активность   личности   на   рынке   труда.  Образование,  которое  не
сказывается  на  успешности  граждан,  эффективности   экономики,   не
приводит  к  усилению  позиций государства на мировой арене,  не может
считаться качественным.
     Для обеспечения качественного образования, его равной доступности
для всех  граждан  необходима  институциональная  перестройка  системы
образования на основе эффективного взаимодействия образования с рынком
труда. Экономика завтрашнего дня - это инновационная экономика знаний,
инвестиционных  проектов  и  наукоемких  технологий.  Для  преодоления
усиливающегося разрыва между содержанием образования, образовательными
технологиями, всей структурой и инфраструктурой образовательной сферы,
уровнем  кадрового  потенциала  системы  образования  и  потребностями
экономики    в    новых   условиях   необходимо   создать   механизмы,
ориентированные  не  только  на   внутренние   социально-экономические
потребности  страны,  но и на обеспечение конкурентоспособности России
на мировом рынке труда.
     Ускорение темпов  обновления  технологий приводит к необходимости
разработки  адекватного  содержания  образования   и   соответствующих
технологий обучения.
     Успешность развития содержания и технологий  обучения  во  многом
связана  с  тем,  насколько  эффективно  будет сокращаться нарастающее
несоответствие качества образования предъявляемым к  нему  требованиям
работодателей.
     Данное отставание  в  первую  очередь  выражается  в   отсутствии
адекватной    реакции   системы   профессионального   образования   на
потребности рынка труда. Более четверти выпускников учреждений высшего
профессионального  образования  и  около  трети выпускников учреждений
среднего  профессионального  образования   не   трудоустраиваются   по
полученной  в учебном заведении специальности.  А в случае поступления
на работу по специальности они не владеют современными и  эффективными
способами деятельности на производстве.
     Современная российская   система   образования    характеризуется
фактическим  отсутствием ответственности учебных заведений за конечные
результаты образовательной  деятельности.  Не  развиты  в  достаточной
степени независимые формы и механизмы участия граждан,  работодателей,
профессиональных  сообществ   в   решении   вопросов   образовательной
политики,  в  том  числе  в  процессах независимой общественной оценки
качества образования.
     Слабая интеграция   образовательной   и  научной  деятельности  в
перспективе  может  привести  к  значительному  сокращению   кадрового
потенциала научной сферы.
     Отсутствие полноценных  связей  профессионального  образования  с
научно-исследовательской и практической деятельностью приводит к тому,
что содержание образования и образовательные технологии становятся все
менее   адекватными  современным  требованиям  и  задачам  обеспечения
конкурентоспособности  российского  образования   на   мировом   рынке
образовательных  услуг.  Это  негативным  образом влияет на готовность
российской системы образования к интеграции в мировое  образовательное
и экономическое пространство.
     Проблема негибкости и инерционности системы образования во многом
связана с проблемой дефицита преподавательских и управленческих кадров
необходимой  квалификации.  Из-за  низкого  уровня  заработной   платы
государственная    система    образования    становится    все   менее
привлекательной сферой профессиональной деятельности.
     Низкий уровень   официальной   заработной  платы  и  неразвитость
механизмов  дополнительного  легального  заработка  приводят  к  росту
объема  теневых  финансовых  потоков в системе образования.  Понижение
престижа профессии учителя и преподавателя является основной  причиной
оттока квалифицированных кадров в иные сферы деятельности.
     Отстающая от реальных потребностей отрасли система переподготовки
и  повышения квалификации не позволяет осуществлять развитие кадрового
потенциала,    способного    обеспечить     современное     содержание
образовательного    процесса   и   работать,   используя   современные
образовательные технологии. Наиболее привлекательный для преподавателя
вариант   карьерного   роста   связан  с  перспективой  назначения  на
административные  должности,  однако  эффективные  механизмы   ротации
управленческих кадров в системе образования не разработаны.
     Низкая квалификация              значительной               части
административно-управленческого  персонала  не  позволяет осуществлять
развитие системы образования на основании внедрения эффективных форм и
технологий организации и управления.
     Слабая восприимчивость традиционной системы образования к внешним
запросам   и  дефицит  квалифицированных  кадров  являются  следствием
несоответствия действующих в этой  сфере  механизмов  государственного
управления  задаче создания благоприятных условий для развития системы
образования.  В то же время недостаточно развиты механизмы привлечения
общественных  и профессиональных организаций к вопросам формирования и
реализации образовательной политики.  Отсутствуют условия для развития
независимых  форм  оценки  качества  образования,  а  также  механизмы
определения, поддержки и распространения лучших образцов инновационной
образовательной деятельности.
     Значительная степень  несоответствия  заявляемых  целей  и  задач
преобразований   результатам,   которые   достигаются  в  процессе  их
реализации,  является  следствием  того,   что   каждый   из   активно
действующих   на   открытом   образовательном  пространстве  субъектов
интерпретирует эти цели и задачи по-своему. При отсутствии федеральной
целевой   программы,   являющейся   одним   из  основных  инструментов
реализации единой государственной политики  в  сфере  образования,  то
есть   без   применения   программно-целевых   методов,   существующие
противоречия  не  могут  быть  устранены,  а  стоящие   перед   сферой
образования задачи не найдут своего решения.
     В соответствии с Законом Российской  Федерации  "Об  образовании"
Программа  является  организационной  основой государственной политики
Российской Федерации в  области  образования.  Согласно  этому  закону
Программа  разрабатывается  и  утверждается  Правительством Российской
Федерации.  Таким образом, утверждение Программы на федеральном уровне
соответствует требованиям законодательства.
     При отсутствии  такой  программы  будут  ограничены   возможности
создания единых в Российской Федерации условий для развития механизмов
в  сфере  образования,  адекватных   состоянию   развития   экономики,
увеличится   разрыв   между   требованиями  рынка  труда  и  качеством
образовательных услуг,  не  будет  реально  обеспечен  принцип  равных
возможностей  и  доступа  граждан  Российской  Федерации  к  получению
качественного  образования,  будет  существенно  затруднено  вхождение
России в Болонский процесс и во Всемирную торговую организацию.

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2006 - 2010 ГОДЫ)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа