Фрагмент документа "О СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДАХ К ОРГАНИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ".
Совет директоров (наблюдательный совет) 4. Организация эффективной деятельности совета директоров (наблюдательного совета) предполагает определение основных функций этого органа управления, требований, предъявляемых к членам совета директоров (наблюдательного совета), а также требований к порядку осуществления ими своих полномочий. 5. Федеральные законы "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью" содержат перечень вопросов, относимых к компетенции совета директоров (наблюдательного совета), который может быть дополнен уставом кредитной организации. С учетом норм вышеуказанных федеральных законов и передовой зарубежной практики к основным вопросам деятельности совета директоров (наблюдательного совета) можно отнести: определение приоритетных направлений деятельности кредитной организации (в том числе для представления их на утверждение общего собрания участников кредитной организации, созданной в форме общества с ограниченной ответственностью); рассмотрение бизнес-планов <*>, выносимых на утверждение общего собрания участников (акционеров), и рассмотрение отчетов исполнительных органов об исполнении бизнес-планов; -------------------------------- <*> Требования к содержанию бизнес-плана кредитной организации и его представлению в Банк России определены Указанием Банка России от 05.07.2002 N 1176-У "О бизнес-планах кредитных организаций" ("Вестник Банка России" от 15.07.2002 N 39). одобрение сметы расходов кредитной организации на планируемый финансовый год; утверждение внутренних документов по: а) управлению банковскими рисками (управление собственными средствами (капиталом), активами и обязательствами кредитной организации, проведение операций по размещению средств и так далее); б) организации внутреннего контроля, в том числе в части противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; в) предотвращению конфликта интересов между участниками (акционерами) кредитной организации, членами совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительных органов, сотрудниками, кредиторами, вкладчиками, клиентами и контрагентами; г) кадровому обеспечению, включая вопросы заработной платы, вознаграждений и иных выплат; д) раскрытию информации о кредитной организации; осуществление контроля за деятельностью единоличного исполнительного органа (его заместителей), коллегиального исполнительного органа и иных функций в рамках системы внутреннего контроля <*>; -------------------------------- <*> См., в частности, п. 1 Приложения 1 к Положению Банка России от 16.12.2003 N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах", зарегистрированному Министерством юстиции Российской Федерации 27 января 2004 года, N 5489 ("Вестник Банка России" от 04.02.2004 N 7). определение критериев подбора кандидатов в члены совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительные органы кредитной организации; утверждение перечня и уровня существенности (внутрибанковских лимитов) банковских операций и других сделок, подлежащих рассмотрению советом директоров (наблюдательным советом) в соответствии с внутренними документами <*>; -------------------------------- <*> В частности, по сделкам, несущим кредитный риск, к полномочиям совета директоров (наблюдательного совета) целесообразно также относить рассмотрение предполагаемых к осуществлению сделок, предусмотренных п. 1.2 и 1.3 Письма Банка России от 17.01.2005 N 2-Т "О совершении сделок со связанными с банком лицами и оценке рисков, возникающих при их совершении" ("Вестник Банка России" от 19.01.2005 N 2). анализ собственной работы в целях внесения предложений общему собранию участников (акционеров) по повышению ее эффективности по вопросам, требующим принятия решения общим собранием участников (акционеров); оценка деятельности кредитной организации с точки зрения удовлетворения кредитных и инвестиционных потребностей региона местонахождения ее головного офиса, филиалов и внутренних структурных подразделений, расположенных вне места нахождения головного офиса кредитной организации (филиала); координация проверки достоверности отчетности, выполняемой аудиторской организацией, службой внутреннего контроля и другими служащими кредитной организации. 6. Совет директоров (наблюдательный совет) формируется с учетом требований действующего российского законодательства. В соответствии с п. 2 статьи 66 Федерального закона "Об акционерных обществах" членом совета директоров (наблюдательного совета) общества может быть только физическое лицо. При формировании состава совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации в него могут избираться: физические лица, являющиеся участниками (акционерами), и (или) аффилированные физические лица участников (акционеров) кредитной организации; лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа, другие члены коллегиального исполнительного органа (исполнительные директора), иные служащие кредитной организации; независимые директора кредитной организации. 7. Согласно статье 66 Федерального закона "Об акционерных обществах" и статье 32 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" порядок образования (избрания) совета директоров (наблюдательного совета) определяется уставом или решением общего собрания общества. При этом члены коллегиального исполнительного органа общества не могут составлять более одной четвертой состава совета директоров (наблюдательного совета) общества, а лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, не может быть одновременно председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества <*>. Кроме того, количество членов совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества не может быть менее пяти (для общества с числом акционеров - владельцев голосующих акций общества более одной тысячи количество членов совета директоров (наблюдательного совета) не может быть менее семи членов, а для общества с числом акционеров - владельцев голосующих акций общества более десяти тысяч - менее девяти членов). -------------------------------- <*> Практика совмещения одним лицом исполнения функций председателя совета директоров (наблюдательного совета) и единоличного исполнительного органа, ранее достаточно распространенная в странах англосаксонской системы права, в последнее время подвергается критике и не рассматривается в качестве передовой. Согласно пп. 2.2.3 главы 3 Кодекса корпоративного поведения, рекомендованного к применению распоряжением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 04.04.2002 N 421/р (далее - Кодекс корпоративного поведения), независимые директора должны составлять не менее одной четверти состава совета директоров (наблюдательного совета). При этом в уставе общества рекомендуется предусмотреть, чтобы в совете директоров (наблюдательном совете) было достаточное количество независимых директоров. В зарубежной практике принято, чтобы количество независимых директоров <*>, входящих в совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации, было достаточным для обеспечения объективности, взвешенности и независимости принимаемых управленческих решений. -------------------------------- <*> Так, в соответствии с Кодексом Совета по корпоративному управлению (Германия) в совет директоров должно входить достаточное количество независимых директоров. При разработке порядка избрания членов совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации целесообразно учитывать изложенную выше информацию о зарубежном опыте в части соблюдения пропорций между численностью в совете директоров (наблюдательном совете) категорий лиц, указанных в п. 6 настоящего письма. 8. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" предусматривает, что кандидаты в члены совета директоров (наблюдательного совета) должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России. Данное положение Закона направлено на исключение избрания (назначения) в совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации некомпетентных лиц или лиц с ненадлежащей деловой репутацией. Для учета индивидуальных особенностей, характера и масштабов деятельности, а также положений кадровой политики и принципов профессиональной этики, принятых кредитной организацией, в зарубежной практике предусматривается предоставление совету директоров (наблюдательному совету) права устанавливать дополнительные требования и критерии отбора кандидатов в члены совета директоров (наблюдательного совета). Принципы корпоративного управления ОЭСР от 22 апреля 2004 года (далее - Принципы корпоративного управления ОЭСР) рекомендуют создание в составе совета директоров (наблюдательного совета) специального комитета по кадрам и вознаграждениям. 9. Принципы корпоративного управления ОЭСР в качестве одного из важнейших условий обеспечения объективности, взвешенности и независимости решений совета директоров (наблюдательного совета) рассматривают возможность эффективного выполнения его членами своих обязанностей. Чтобы указанные лица имели достаточно времени и возможностей для надлежащего исполнения ими своих обязанностей, в числе требований к членам совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации в зарубежной практике принято предусматривать ограничение количества организаций, в которых они являются членами совета директоров (наблюдательного совета) или с которыми находятся в трудовых отношениях. Подобное ограничение целесообразно установить в уставе и (или) положении о совете директоров (наблюдательном совете) кредитной организации. 10. При установлении в учредительных и (или) внутренних документах требований, предъявляемых к независимым директорам, кредитная организация может руководствоваться критериями, предусмотренными пп. 2.2.2 главы 3 Кодекса корпоративного поведения и п. 2 Приложения N 1 к Положению о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг. Однако, учитывая специфику банковской деятельности и необходимость обеспечения финансовой устойчивости кредитных организаций, защиты интересов кредиторов и вкладчиков от необоснованных действий участников (акционеров) кредитной организации, при определении требований, предъявляемых к независимым директорам, целесообразно также исключить возможность избрания в качестве независимых директоров лиц, которые: являются участниками (акционерами) кредитной организации; являются или являлись в течение трех и менее лет, предшествующих дню избрания независимого директора в совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации, аудитором аудиторской организации, осуществлявшей аудит кредитной организации или оказывающей ей сопутствующие аудиту услуги; не имеют образования и опыта работы, позволяющих им оценивать информацию о деятельности кредитной организации и состоянии рыночной среды для вынесения профессиональных суждений в сфере банковской деятельности вне зависимости от мнений участников (акционеров), исполнительных органов, служащих и других членов совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации <*>. -------------------------------- <*> Например, в случае создания в совете директоров (наблюдательном совете) тематических комитетов целесообразно избирать в их состав независимых директоров, имеющих опыт работы в соответствующих областях (в частности, в комитет по аудиту - с опытом работы в области бухгалтерского учета или аудиторской деятельности, в комитет по стратегическому планированию - с опытом работы в области стратегического планирования и так далее). 11. Следуя зарубежной практике, кредитным организациям целесообразно устанавливать следующие требования к порядку осуществления членами совета директоров (наблюдательного совета) своих полномочий: не принимать на себя обязательств и не совершать действий, которые могут привести к возникновению конфликта между собственными интересами члена совета директоров (наблюдательного совета) и интересами кредитной организации и (или) интересами ее кредиторов, вкладчиков и иных клиентов; тщательно анализировать необходимую для выполнения своих функций в совете директоров (наблюдательном совете) информацию о деятельности, финансовом состоянии кредитной организации и ее положении на рынке, а также о преобладающих тенденциях в банковском секторе и возможных изменениях действующего законодательства, касающихся деятельности кредитной организации; принимать активное участие в обсуждении вопросов, выносимых на рассмотрение совета директоров (наблюдательного совета), и в случае невозможности личного присутствия на заседании представлять при необходимости в письменной форме свое мнение по рассматриваемым вопросам; анализировать и изучать необходимые для выполнения своих функций в совете директоров (наблюдательном совете) материалы по вопросам, выносимым на обсуждение совета директоров (наблюдательного совета), выводы и рекомендации службы внутреннего контроля и внешнего аудитора; анализировать акты проверок кредитной организации (ее филиалов) и (или) информацию о результатах проверок, проведенных уполномоченными представителями Банка России, которые представлены руководителем кредитной организации совету директоров (наблюдательному совету) <*>; -------------------------------- <*> В соответствии с пунктом 9.6 Инструкции Банка России от 25.08.2003 N 105-И "О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации", зарегистрированной Министерством юстиции Российской Федерации 26 сентября 2003 года, N 5118, 28 января 2005 года, N 6284 ("Вестник Банка России" от 09.12.2003 N 67, от 09.02.2005 N 7). рассматривать и готовить решения по заключениям, предложениям, требованиям и предписаниям по существенным вопросам, направленным в кредитную организацию Банком России, органами государственной власти и местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации; своевременно проводить совещания (рабочие встречи) с членами исполнительных органов, иными служащими кредитной организации, независимыми экспертами, внешним аудитором, принимать участие в совещаниях с Банком России и иными надзорными органами для выполнения своих функций. 12. В целях предотвращения условий возникновения конфликта интересов зарубежная практика предусматривает распределение полномочий между членами совета директоров (наблюдательного совета), а также их взаимозаменяемость. Распределение полномочий может включать создание в составе совета директоров (наблюдательного совета) тематических комитетов для предварительного рассмотрения и подготовки рекомендаций по наиболее важным вопросам. С учетом масштабов и характера деятельности кредитной организации в совете директоров (наблюдательном совете) рекомендуется создавать комитеты по стратегическому планированию, управлению банковскими рисками, аудиту, кадрам (назначениям) и вознаграждениям, урегулированию корпоративных конфликтов, профессиональной этике и другие. Возможные функции комитетов совета директоров (наблюдательного совета), порядок их формирования и работы отражены в пп. 4.7 - 4.12 главы 3 Кодекса корпоративного поведения и пп. 3 - 4 Приложения N 1 к Положению о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг. При распределении полномочий целесообразно определять ответственных членов совета директоров (наблюдательного совета) за подготовку информации по курируемым ими вопросам для рассмотрения на заседаниях совета директоров (наблюдательного совета). 13. Принципы корпоративного управления ОЭСР и другие международные документы по корпоративному управлению предусматривают, что совет директоров (наблюдательный совет) должен возлагать предварительное рассмотрение и подготовку проектов решений по вопросам, требующим повышенного внимания с позиций предотвращения конфликтов интересов, а также снижения риска принятия субъективных решений, на независимых директоров. С этой целью во внутренних документах кредитной организации целесообразно установить количество независимых директоров кредитной организации, участвующих в заседании совета директоров (наблюдательного совета), достаточное для обеспечения взвешенности, независимости и объективности при принятии решений по следующим вопросам: рассмотрение бизнес-планов, выносимых на утверждение общего собрания участников (акционеров), или утверждение бизнес-планов; утверждение и контроль за соблюдением кредитной и (или) инвестиционной политики; контроль за крупными сделками, сделками в совершении которых имеется заинтересованность лиц, имеющих возможность оказывать влияние на принятие кредитной организацией решений об их совершении, сделками со связанными лицами, в том числе за соблюдением принципа коллегиальности при принятии решений о проведении таких сделок; утверждение и контроль за соблюдением внутренних документов по вопросам предотвращения конфликта интересов; утверждение планов работы службы внутреннего контроля; определение размера вознаграждения и иных выплат единоличному исполнительному органу (его заместителям), членам коллегиального исполнительного органа кредитной организации; координация проверки достоверности отчетности кредитной организации, выполняемой аудиторской организацией, службой внутреннего контроля и другими служащими кредитной организации. 14. В соответствии с международными тенденциями усиления персональной ответственности руководителей кредитных организаций во внутренних документах кредитной организации целесообразно предусматривать санкции за ненадлежащее исполнение членами совета директоров (наблюдательного совета) своих обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации и применяемыми кредитной организацией принципами профессиональной этики, принятыми банковскими союзами, ассоциациями и (или) иными саморегулируемыми организациями (в том числе для профессиональных участников рынка ценных бумаг). Применение указанных мер не снимает с членов совета директоров (наблюдательного совета) ответственности перед обществом, установленной статьей 71 Федерального закона "Об акционерных обществах" и статьей 44 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", а также субсидиарной ответственности по обязательствам кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" <*>. -------------------------------- <*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 9, ст. 1097; 2000, N 2, ст. 127; 2001, N 26, ст. 2590; N 29, ст. 3058; N 33 (часть I), ст. 3419; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 50, ст. 4855; 2004, N 31, ст. 3220; N 34, ст. 3536. 15. Кредитной организации целесообразно предусмотреть в уставе и (или) положении о совете директоров (наблюдательном совете) возможные последствия в случае нарушения членами совета директоров (наблюдательного совета) установленных внутренними документами кредитной организации требований, предъявляемых к членам совета директоров (наблюдательного совета), а именно: - досрочное прекращение полномочий членов совета директоров (наблюдательного совета) по решению общего собрания участников (акционеров); - недопустимость выдвижения кандидатур таких лиц для избрания в совет директоров (наблюдательный совет). |
Фрагмент документа "О СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДАХ К ОРГАНИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ".