Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭЛЕКТРОННАЯ МОСКВА" (РЕДАКЦИЯ НА 03.08.2004)".
Постановка проблемы Развитие процессов создания и использования ИКТ и информационных ресурсов требует наличия эффективно действующих норм и правил, регулирующих указанные процессы. Это связано со спецификой информационных процессов, распространяющихся на все новые предметные области, а также со степенью их значимости для социально-экономического развития. Применительно к Москве такие нормы, действующие или подлежащие принятию на городском уровне, необходимо соотнести как с федеральным нормативно-правовым регулированием, так и с возможностью применения иных (помимо права) форм регулирования общественных отношений. Информатизация в городе Москве как субъекте Российской Федерации в значительной степени регулируется федеральным законодательством России, включающим достаточно большое число законодательных и иных актов. К их числу можно отнести Федеральные законы базового характера "О связи", "Об информации, информатизации и защите информации", а также Закон "Об участии Российской Федерации в международном информационном обмене". В то же время упомянутые Законы и иные законодательные акты Российской Федерации, принятые довольно давно (в начале 90-х годов), до сих пор не приведены в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации и практически не учитывают тех фундаментальных изменений, которые произошли в информационной сфере в последнее время. Это усугубляет низкую эффективность правового регулирования информатизации на федеральном уровне. В соответствии с Конституцией РФ в ведении Российской Федерации находится только "федеральная информация и связь". Вне пределов ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения с субъектами Федерации всей полнотой государственной власти обладают субъекты РФ, вопросы "информации" (информатизации, информационных ресурсов) Москвы находятся в компетенции города как субъекта РФ. Нормативно-правовые акты города Москвы в области информации и информатизации характеризуются сравнительно большим количеством, разнородностью и множественностью предметных оснований для регулирования, отсутствием единой кодификации и системности в их принятии. По видам нормативные акты Москвы в указанной области подразделяются на немногочисленные законы города, имеющие отношение к вопросам информатизации, а также более широко представленные постановления и распоряжения Правительства Москвы. Московское законодательство по информатизации затрагивает как некоторые вопросы общего порядка (Программа информатизации Москвы, принятая в 1993 г., об органах по информационной политике, Закон "Об информационных ресурсах и об информатизации города Москвы", принятый в 2001 г.), так и частные проблемы более прикладного характера (мониторинг земель и окружающей среды, создание автоматизированных систем управления и связи для городских органов власти, об информационных системах управления административно-территориальными подразделениями города и т.д.). Таким образом, налицо как существенная фрагментарность нормативной базы в области информатизации Москвы, так и наличие значительного числа пробелов по различным предметам регулирования, что требует скорейшего устранения. Говоря о таком специфическом объекте нормативного регулирования, как информационные отношения, нельзя не отметить принципиальную возможность, а в ряде случаев и насущную необходимость установления норм и правил, применимых к информационным процессам, путем санкционирования уже сложившихся норм неюридического характера (в частности, правил и регламентов организаций, участвующих в процессах создания, обработки и использования информации), а также норм организационно-технического характера. В условиях перехода к информационному обществу применение подобных норм "общественного" характера не только происходит на практике, но и должно быть легализовано (узаконено). Важным аспектом является нормативное обеспечение совместимости между разрабатываемыми в Москве системами и информационными системами, создаваемыми в рамках ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы)". Отсутствие общероссийских рекомендаций и стандартов, обеспечивающих информационный обмен и совместимость создаваемых систем, должно компенсироваться городскими нормативными актами, а в случае недостаточности их статуса вноситься в форме соответствующих предложений в органы Российской Федерации, регламентирующие деятельность в соответствующей отрасли. В России активно ведется работа по реализации программ, аналогичных ГЦП "Электронная Москва", в других регионах. Необходимо направить усилия на обеспечение взаимодействия и совместимости московских городских систем с информационными системами других региональных программ по развитию и использованию ИКТ, таких как "Электронный Санкт-Петербург", "Электронный Алтай" и других. |
Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭЛЕКТРОННАЯ МОСКВА" (РЕДАКЦИЯ НА 03.08.2004)".