ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2010 ГОДА"). Распоряжение. Правительство РФ. 28.09.05 1529-Р

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2010 ГОДА")".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

I. Обоснование соответствия проблемы и целей Программы
        приоритетным задачам социально-экономического развития
                         Российской Федерации

     В условиях  сохранения  высокого  уровня  угрозы  техногенного  и
природного характера, негативных последствий чрезвычайных ситуаций для
устойчивого социально-экономического развития страны одним  из  важных
элементов   обеспечения   национальной  безопасности  России  является
повышение  защиты  населения,  территорий   и   потенциально   опасных
объектов.
      Проблема заключается в обеспечении снижения рисков  чрезвычайных
ситуаций   и   потерь   человеческого,   природного  и  экономического
потенциала путем концентрации материальных и  финансовых  ресурсов  на
приоритетных      направлениях     создания     условий     безопасной
жизнедеятельности  и  координации  действий  федерального   центра   и
субъектов Российской Федерации.
     С 2000 по  2005  годы  решение  задач  в  сфере  снижения  рисков
чрезвычайных  ситуаций  осуществлялось  в  соответствии  с федеральной
целевой  программой   "Снижение   рисков   и   смягчение   последствий
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской
Федерации до 2005 года" (далее - программа).  В ходе ее реализации был
получен  положительный  опыт  решения проблемы обеспечения комплексной
безопасности в  стране  программно-целевыми  методами  с  участием  15
федеральных  органов исполнительной власти и всех субъектов Российской
Федерации.
     В рамках  программы  выполнено  более 100 научноисследовательских
работ,  подготовлено  более  30   нормативных   документов   в   сфере
обеспечения природно-техногенной безопасности.
     Создана система  мониторинга   и   прогнозирования   чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера.  Проведена реконструкция
центров мониторинга и прогнозирования  Северо-Западного  и  Сибирского
региональных   центров.   В   2005   году   завершается  реконструкция
Всероссийского   центра   мониторинга   и   прогнозирования,   центров
мониторинга и прогнозирования Центрального,  Южного, Дальневосточного,
Приволжско-Уральского региональных центров и Кемеровской области.
     Разработана и  апробирована  в  Вологодской  области  и Сибирском
федеральном округе дистанционная вертолетная система дробления льда  и
уничтожения  ледовых  заторов с использованием фюзеляжного раскладчика
зарядов,  что  позволяет   более   эффективно   предотвращать   зимние
наводнения, обусловленные образованием ледовых заторов.
     Разработан и издан Атлас природных  и  техногенных  опасностей  и
рисков на территории Российской Федерации.
     Началась работа по созданию единых  дежурно-диспетчерских  служб,
разработаны  их  типовые  технические  проекты для городов с различной
численностью населения.
     Министерство Российской  Федерации  по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и  ликвидации  последствий  стихийных  бедствий
обеспечивало   координацию   деятельности   в   субъектах   Российской
Федерации,  включая  разработку  и  реализацию  региональных   целевых
программ  в сфере снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера.
     Предварительные итоги реализации программы свидетельствуют о том,
что не весь ее потенциал был реализован  в  полном  объеме.  В  первую
очередь это связано со следующими факторами:
     изменение структуры   потенциальных   источников    возникновения
кризисных и чрезвычайных ситуаций;
     недостаток ресурсов,  необходимых  для  достижения  прогресса   и
устойчивой положительной динамики в решении основных задач программы;
     недостаточная эффективность механизмов,  применяемых для  решения
ключевых    задач    программы   в   условиях   модернизации   системы
государственного управления (перераспределения функций в сфере  защиты
населения   и   экономики  от  чрезвычайных  ситуаций  между  органами
государственной власти и органами местного самоуправления);
     отсутствие эффективных   механизмов   стимулирования  привлечения
дополнительных ресурсов, в том числе внебюджетных средств;
     отсутствие эффективной практики применения механизмов гражданской
и  имущественной  ответственности  по  обстоятельствам   возникновения
чрезвычайных ситуаций и причинения ущерба гражданам,  окружающей среде
и социальной инфраструктуре,  стимулирования добровольных обязательств
бизнеса и корпоративной ответственности.
     Несмотря на   указанные   недостатки,   реализация    программных
мероприятий   позволила   обеспечить   разработку  основных  элементов
правового регулирования в сфере снижения рисков чрезвычайных  ситуаций
и  координацию  действий  федеральных органов государственной власти в
сфере  их  ответственности.  Программа  обеспечила  базовые   условия,
необходимые  для  реализации  неотложных  мер  в  отношении критически
важных объектов во исполнение  решений  совместного  заседания  Совета
Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета
Российской Федерации по вопросу о мерах  по  обеспечению  защищенности
критически    важных    для    национальной    безопасности   объектов
инфраструктуры и населения страны от  угроз  техногенного,  природного
характера и террористических проявлений (протокол от 13 ноября 2003 г.
N 4).
     В решении   указанного  заседания  отмечено,  что  в  современных
условиях  негативные  факторы  техногенного  и  природного   характера
представляют   одну   из   наиболее  реальных  угроз  для  обеспечения
стабильного социально-экономического развития страны,  а  существующая
государственная  система  управления  не  в  полной мере соответствует
спектру угроз национальной безопасности Российской Федерации.
     В связи  с  этим была поставлена задача корректировки и продления
до  2010  года  программы  с  учетом  включения  в  ее  состав   таких
направлений,   как   системные   исследования,   обеспечение  пожарной
безопасности,  обеспечение техногенной и  информационной  безопасности
объектов  и  населения,  а  также  их  защиты  от негативных природных
явлений (в том числе землетрясений и цунами), обеспечение безопасности
объектов     жилищно-коммунального     хозяйства     и     транспорта,
совершенствование систем физической защиты и охраны объектов,  системы
мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, централизованного
оповещения населения и связи,  а  также  гражданской  обороны.  Данные
обстоятельства потребовали разработки новой программы.
     С учетом  разграничения   функций   и   ответственности   органов
исполнительной  власти  и  органов местного самоуправления федеральная
целевая   программа   "Снижение   рисков   и   смягчение   последствий
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской
Федерации до 2010 года" (далее -  Программа)  направлена  на  создание
условий   для  уменьшения  рисков  чрезвычайных  ситуаций,  реализацию
превентивных мер,  а также мероприятий по  ликвидации  причиненного  и
накопленного ущерба.
     Важным приоритетом Программы является  привлечение  и  расширение
участия  институтов  бизнеса  и  гражданского  общества  в  реализации
проектов и программ безопасного развития.
     Источниками чрезвычайных  ситуаций  являются  стихийные природные
явления,  природные  риски,  возникающие  в   процессе   хозяйственной
деятельности  либо  связанные  с накопленным экологическим ущербом,  а
также крупные техногенные аварии и катастрофы.
     Значительную угрозу  для  населения  и  объектов экономики страны
представляют  сейсмические  опасности,  так  как  более  25  процентов
территории  Российской  Федерации  с  населением  20 миллионов человек
может  подвергаться  землетрясениям  силой  7  баллов   и   выше.   На
сейсмоопасных  территориях  находится  большое  количество  критически
важных объектов и жилых зданий,  которые имеют дефицит сейсмостойкости
в 2 - 3 балла, что в случае сильного землетрясения может привести к их
серьезным разрушениям.
     В настоящее  время в Российской Федерации функционирует свыше 2,5
тыс.  химически опасных объектов,  более 1,5 тыс.  радиационно опасных
объектов,  8  тыс.  пожаро-  и  взрывоопасных объектов,  более 30 тыс.
гидротехнических сооружений и  других  объектов.  Большая  часть  этих
объектов представляет не только экономическую,  оборонную и социальную
значимость для страны,  но и потенциальную опасность  для  здоровья  и
жизни   населения,   а  также  окружающей  природной  среды.  В  зонах
возможного  воздействия  поражающих  факторов  при  авариях  на   этих
объектах проживает свыше 90 миллионов жителей страны.
     Статистика пожаров в Российской  Федерации  за  последние  5  лет
свидетельствует  о  том,  что количество пожаров сохраняется на уровне
около 250 тысяч в год.  Вместе с тем  продолжает  увеличиваться  число
крупных пожаров в жилом секторе и на объектах экономики.
     Социальную напряженность   в   обществе   вызывают   чрезвычайные
ситуации,   инициируемые  авариями  на  объектах  жилищнокоммунального
хозяйства.
     Анализ информации  о  чрезвычайных  ситуациях  с учетом структуры
угроз и динамики их изменений свидетельствует  о  том,  что  стихийные
бедствия,  связанные  с  опасными  природными явлениями и пожарами,  а
также техногенные аварии являются основными  источниками  чрезвычайных
ситуаций  и представляют существенную угрозу для безопасности граждан,
экономики  страны  и,  как  следствие,  для  устойчивого  развития   и
национальной безопасности России.

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2010 ГОДА")".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа