Фрагмент документа "ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКТРИНЕ ГОРОДА МОСКВЫ".
Введение Экологическая доктрина города Москвы (далее - Доктрина) ориентирована на устойчивость охраны окружающей среды, предупреждение экологически обусловленных заболеваний населения и создание комфортной среды проживания. Доктрина учитывает передовой отечественный и зарубежный опыт, тенденции развития нормативной базы в области охраны окружающей среды. Правительство Москвы реализует городские программы по следующим направлениям: - сокращение загрязнения атмосферного воздуха до гигиенически приемлемых уровней на территориях, не подверженных прямому влиянию автотрасс; - сокращение площади территорий, подверженных негативному влиянию автотранспорта, в т.ч. создание зон низких выбросов; - сокращение выбросов автотранспорта и снижение уровня загрязнения воздуха на автотрассах (постановления Правительства Москвы от 28 декабря 2004 г. N 952-ПП "О стандартах на моторное топливо с улучшенными экологическими характеристиками", от 17 августа 2004 г. N 572-ПП "О дальнейшем развитии и повышении качества технического сервиса автомототранспортных средств и самоходной техники в городе Москве"); - сокращение объема выбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями, в т.ч. исключение несанкционированных выбросов (постановления Правительства Москвы от 8 июля 2003 г. N 529-ПП "О мероприятиях по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу предприятиями и организациями, расположенными на территориях административных округов города Москвы (кроме Центрального административного округа), на период до 2006 года"; от 29 апреля 2003 г. N 294-ПП "О мероприятиях по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу предприятиями и организациями, расположенными на территории Центрального административного округа, на период до 2020 года"); - сокращение площади и реабилитация территорий промышленных зон (постановление Правительства Москвы от 24 февраля 2004 г. N 107-ПП "О целевой программе реорганизации производственных территорий города Москвы на период 2004-2006 гг.); - улучшение качества поверхностных и подземных вод, сокращение объема выбросов неочищенных вод, в т.ч. поверхностного стока (постановление Правительства Москвы от 28 сентября 2004 г. N 666-ПП "О Целевой долгосрочной программе по восстановлению малых рек и водоемов города Москвы на период до 2010 года"); - сокращение площади зон повышенного шумового дискомфорта (постановления Правительства Москвы от 24 апреля 2001 г. N 410-ПП "О проекте градостроительного плана развития территории Центрального административного округа до 2020 года", от 2 апреля 2002 г. N 246-ПП "О Концепции развития воздушно-транспортной системы города Москвы до 2005 года", Закон города Москвы от 12 июля 2002 г. N 42 "Об административной ответственности за нарушение покоя граждан и тишины в ночное время в городе Москве"); - энерго- и ресурсосбережение (постановления Правительства Москвы от 1 июня 2004 г. N 365-ПП "Об основных направлениях развития системы теплоэлектроснабжения города Москвы на период до 2020 года", от 2 декабря 2003 г. N 999-ПП "О Концепции внедрения энергоэффективных технологий в городское хозяйство"); - увеличение доли перерабатываемых отходов производства и потребления (постановление Правительства Москвы от 23 марта 2004 г. N 164-ПП "О Концепции обращения с отходами производства и потребления города Москвы и проекте закона города Москвы "Об обращении с отходами производства и потребления города Москвы"); - создание системы экологической сертификации и аудита (постановление Правительства Москвы от 13 мая 2003 г. N 353-ПП "О создании и внедрении Системы добровольной сертификации "Московский экологический Регистр", от 22 июля 2003 г. N 568-ПП "Об утверждении Временного положения о Системе экологического аудита в городе Москве, Временного порядка проведения экологического аудита, Критериев отнесения организаций города Москвы к числу рекомендованных для проведения экологического аудита"); - реабилитация загрязненных земель (постановление Правительства Москвы от 27 июля 2004 г. N 514-ПП "О повышении качества почвогрунтов в городе Москве"); - защита и расширение "зелёных" зон, охраняемых природных и рекреационных территорий (постановления Правительства Москвы от 29 июля 2003 г. N 616-ПП "О совершенствовании порядка компенсационного озеленения в городе Москве", от 7 декабря 2004 г. N 854-ПП "О Схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве"); - воссоздание и сохранение биоразнообразия (постановление Правительства Москвы от 2 марта 2004 г. N 116-ПП "О мероприятиях по восстановлению естественных растительных сообществ и увеличению численности редких животных на особо охраняемых природных территориях города Москвы"); - обеспечение экологически безопасной среды обитания человека в жилых и общественных зданиях (распоряжения заместителя Премьера Правительства Москвы от 26 апреля 1995 г. N 397-РЗП "О введении в действие Санитарно-экологического паспорта строительной продукции", от 5 июня 1996 г. N 699-РЗП "Об апробации Санитарно-экологического паспорта строительной продукции на объектах строительства в г.Москве"); - усиление роли экологического образования (приложение 4 ("Комплексная программа непрерывного экологического образования в городе Москве до 2005 года") к постановлению Правительства Москвы от 13 июня 1995 г. N 537 "О подготовке системы образования города Москвы к новому 1995/1996 учебному году в плане реализации программы "Столичное образование"). Москва - один из самых северных мегаполисов мира, климатическими особенностями которого обусловлена относительно низкая способность экосистем к самовосстановлению: зеленые насаждения, микробиологические системы водоемов, почвы способны к активной ассимиляции загрязняющих веществ и самоочищению лишь 5-6 месяцев в году. Город Москва как сложная многофункциональная природно-антропогенная система продолжает развиваться в жестких условиях формирования рыночной экономики и остро нуждается в выработке новых подходов к управлению качеством окружающей среды. В Москве на площади 1 080 км2 сосредоточено около 4 тысяч промышленных предприятий. В черте города сформировалось 66 промышленных зон, размещены 14 ТЭЦ, 63 районные тепловые станции и более 1 тысячи котельных. Автомобильный парк города составляет более 3 млн.единиц, на территории города расположено более 2,5 тысяч автотранспортных хозяйств. Суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в год составляет более 1 млн. тонн (83 % выброса приходится на автотранспорт, 17% - на стационарные источники - промышленность и топливно-энергетический комплекс). Плотность населения в Москве приближается к 10 тысячам человек на км2. Город постоянно наращивает темпы жилищного строительства. За последнее десятилетие введено в эксплуатацию около 40 млн.м2 жилья. Генеральным планом развития города до 2020 года предусматривается дальнейший рост объемов жилищного строительства и объектов социальной инфраструктуры. Высокоплотная многоэтажная застройка, превышение застроенной и замощенной части территории над озелененными и свободными пространствами влияют на микроклиматические условия и на комфортность среды обитания. В последние годы объемы образования в Москве отходов производства и потребления составляют более 16 млн. тонн в год. Ежегодный прирост объемов образования отходов производства и потребления составляет 3-4 %, при этом доля рециклинга вторичных материальных ресурсов крайне мала, показатель захоронения отходов на полигонах твердых бытовых отходов (далее - ТБО) составляет 87 %. Объем образования отходов производства и потребления возрастает не только за счет ТБО, но и за счет отходов строительства и сноса (программа реконструкции пятиэтажного и ветхого жилищного фонда города Москвы). В 2004 году в город подавалось 4 543,1 тыс.м3 воды, из них на долю коммунальных нужд приходится 336,4 тыс.м3, на промышленные нужды направлялось 499,5 тыс.м3. Отведение на станции аэрации (Люберецкую и Курьяновскую) составило 5 230,5 тыс.м3. Вышеперечисленные характеристики усугубляются следующими факторами: - низкой эффективностью существующих федеральных экономических механизмов природопользования и охраны окружающей среды; - низким технологическим уровнем промышленного производства и высокой степенью изношенности основных фондов, отсутствием экологического менеджмента на предприятиях с высокими показателями ресурсопотребления и образования отходов производства; - недостаточным уровнем экологического сознания и экологической культуры населения. Все это cущественно влияет на формирование экологической обстановки на территории города Москвы и должно учитываться при формировании и проведении экологической политики. Быстро изменяющиеся экономические, правовые и экологические условия требуют корректировки предложений и подходов в решении проблем охраны окружающей среды мегаполиса. Опыт реализации Концепции обеспечения экологической безопасности города Москвы и Целевой среднесрочной экологической программы города Москвы показал, что планирование на долгосрочный период конкретных технологических мероприятий не имеет серьезного экономического обоснования. Современная государственная политика в области природопользования и охраны окружающей среды в последние годы претерпела существенные изменения, в частности, были значительно сокращены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в экологической сфере с передачей их на федеральный уровень. Для предотвращения ухудшения качества окружающей среды в городе Москве с учетом изменения Российской Федерацией нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды разработана Доктрина. |
Фрагмент документа "ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКТРИНЕ ГОРОДА МОСКВЫ".