Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОХРАНЕНИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И АГРОЛАНДШАФТОВ КАК НАЦИОНАЛЬНОГО ДОСТОЯНИЯ РОССИИ НА 2006 - 2010 ГОДЫ")".
III. Характеристика и прогноз проблемы За последние 12 лет общая площадь сельскохозяйственных угодий сократилась на 1,5 млн. гектаров, пашни - на 8,8 млн. гектаров, посевная площадь - на 33,2 млн. гектаров. Состав сельскохозяйственных угодий (по данным Государственного (национального) доклада "О состоянии и использовании земель Российской Федерации в 2003 году". Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Москва, 2004, стр.31) приводится в приложении N 1. В настоящее время на сельскохозяйственных угодьях наблюдается заметное увеличение площади переувлажненных, заболоченных и кислых почв, почв с низким содержанием фосфора, подверженных засухе, эрозии и дефляции, влиянию других негативных процессов. Качественное состояние сельскохозяйственных угодий России (по данным Российской академии сельскохозяйственных наук) приводится в приложении N 2. Отсутствие систематического ежегодного мониторинга качественного состояния сельскохозяйственных угодий не позволяет анализировать и регулировать эти процессы. Необходим переход от 5-летнего к ежегодному обследованию качественного состояния сельскохозяйственных земель. За счет водной эрозии на пашне плодородие почв снизилось на 30 - 60 процентов. Площадь оврагов превышает 900 тыс. гектаров, темпы оврагообразования составляют 10 - 15 тыс. гектаров в год. Более 30 процентов пашни подвержено интенсивному выдуванию с выносом 10 - 17 тонн с гектара мелкозема в год. Вынос продуктов водной и ветровой эрозией не только обедняет почву, но и загрязняет поверхностные водные источники и прилегающие земли. В настоящее время 56 млн. гектаров пашни (45 процентов) характеризуется низким содержанием гумуса, 28 млн. гектаров (23 процента) - дефицитом фосфора и 11,5 млн. гектаров (9 процентов) - дефицитом калия. Среднегодовой дефицит гумуса в пахотном слое за последние годы в среднем по России составляет 0,52 тонны с гектара, по отдельным регионам изменяется от 0,25 до 0,72 тонны с гектара. Результаты агрохимического обследования и только локального мониторинга плодородия сельскохозяйственных угодий показывают проявление технологической деградации вследствие ухудшения агрохимических характеристик сельскохозяйственных угодий. Большая часть урожая в современном экстенсивном земледелии формируется за счет мобилизации почвенного плодородия без компенсации выносимых с урожаем элементов питания, что приводит к отрицательному балансу питательных веществ и потерям гумуса. Начиная с 1991 года наблюдается устойчивый отрицательный баланс питательных веществ в почве, величина которого изменилась с 58 (1991 - 1995 годы) до 65 (1996 - 2000 годы) килограммов действующего вещества с гектара. Основные причины деградации земель сельскохозяйственного назначения связаны с социально-экономическими, организационно-хозяйственными и природными факторами, к числу которых относятся: недооценка роли комплекса агротехнических, агрохимических, мелиоративных и противоэрозионных мероприятий в повышении продуктивности земель при соблюдении требований охраны окружающей среды, экологической устойчивости и продуктивного долголетия природных систем; отсутствие адаптивно-ландшафтного подхода к организации территории землепользования (природопользования) с научно обоснованными ограничениями на антропогенную нагрузку, что определяет целостность и сбалансированность функционирования агроландшафтов, их экологическую устойчивость и предупреждение развития процессов деградации природной среды; недостаточность информационно-аналитического обеспечения при использовании земельных ресурсов; неудовлетворительное использование достижений научно-технического прогресса при проведении работ по сохранению и воспроизводству почвенного плодородия. Анализ современного состояния сельскохозяйственного производства и природной среды свидетельствует о том, что основные тенденции ухудшения экологической и экономической обстановки в отрасли будут сохраняться, если не принять действенных мер по их стабилизации и устранению. В 2010 году ожидается окончательное распределение земельных ресурсов по формам собственности. Предполагается, что в федеральной собственности будет находиться 3,5 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий. Ожидаемое выполнение программы на 2002 - 2005 годы Реализация программы на 2002 - 2005 годы позволит несколько приостановить снижение и стабилизировать уровень почвенного плодородия, предотвратить выбытие сельскохозяйственных угодий из хозяйственного оборота, обеспечить прирост сельхозпродукции в пересчете на зерно на 90 млн. тонн, улучшить социально-экономические и экологические условия жизни населения, создать дополнительно рабочие места. На реализацию всего комплекса мероприятий, намеченных программой на 2002 - 2005 годы, предусматривалось направить (в ценах 2001 года) 163,6 млрд. рублей. Источники финансирования и виды работ по выполнению заданий программы на 2002 - 2005 годы приводятся в приложении N 3. Недостаточное выделение средств на реализацию этой программы сложилось в субъектах Российской Федерации за счет бюджетного дефицита в регионах и недостатка средств в сельскохозяйственных организациях. Министерством сельского хозяйства Российской Федерации были заключены со всеми регионами долгосрочные соглашения о выделении ими средств на осуществление мероприятий программы на 2002 - 2005 годы, которые оказались невыполненными. Ожидаемое выполнение показателей программы на 2002 - 2005 годы приводится в приложении N 4. Из приведенных данных видно, что по многим показателям ожидается недовыполнение намеченных объемов работ. Несмотря на это, анализ общественной и экономической эффективности подтверждает намеченные программой сроки окупаемости вложенных в нее средств в течение 2 - 3 лет, а отставание по приросту продукции составит менее одного года. Из намеченного прироста в 119,2 млн. тонн зерновых единиц будет получено 89,4 млн. тонн зерновых единиц. В то же время такие регионы, как Ставропольский, Краснодарский и Красноярский края, Вологодская и Смоленская области, Республика Татарстан обеспечивают выполнение соглашений по привлечению средств региональных бюджетов. Министерством сельского хозяйства Российской Федерации проведена инвентаризация государственных мелиоративных систем и сооружений, а в 2005 году планируется провести инвентаризацию объектов, не завершенных строительством. Анализ выполнения текущей и предшествующих программ говорит об их позитивном значении. Это можно продемонстрировать на примере проекта по Воронежской области, предусмотренного в программе на 2002 - 2005 годы. В состав данного проекта включено 200 базовых хозяйств, 15 районов области, в 12 из которых внедряются эколого-ландшафтные системы земледелия. Осуществлена посадка лесозащитных насаждений на площади 457 гектаров, построено 152 противоэрозионных сооружения, из них 24 за счет средств федерального бюджета, что позволило повысить урожайность сельскохозяйственных культур в этих хозяйствах на 20 процентов. Этот опыт может быть использован во многих регионах как сочетание всего комплекса мероприятий по повышению плодородия и сохранению земель. Предстоит преодолеть сложности проведения оросительных работ в связи с изменением количества землепользователей. Например, на Терской оросительной системе (Кабардино-Балкарская Республика) площадью 25 тыс. гектаров проектами было предусмотрено 24 землепользователя, сегодня их стало 504. Предусматривается реконструкция указанной системы с возможностью водообеспечения всех землепользователей системы, на что требуются средства и время. Использование результатов систематического мониторинга плодородия сельскохозяйственных угодий и внедрение достижений научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ оказали положительное влияние на сохранение пахотных земель и рост сельскохозяйственного производства, стимулировали улучшение экологической и социальной обстановки. |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОХРАНЕНИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И АГРОЛАНДШАФТОВ КАК НАЦИОНАЛЬНОГО ДОСТОЯНИЯ РОССИИ НА 2006 - 2010 ГОДЫ")".