Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ПОДПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ (2002 - 2010 ГОДЫ)")".
III. Цели и задачи подпрограммы, сроки и этапы ее реализации Целью подпрограммы является обеспечение роста экспорта транспортных услуг на основе эффективного использования конкурентных преимуществ Российской Федерации. Основными конкурентными преимуществами государства являются: особое географическое положение. Территория Российской Федерации представляет собой своеобразный сухопутный мост для грузовых потоков между основными макроэкономическими полюсами - странами Европейского союза и Азиатско-Тихоокеанского региона, Америки и Евразии; сокращение времени доставки транзитных грузов. Создание трансконтинентальных магистралей выгодно для международной торговли. Между государствами Европейского союза и Азиатско-Тихоокеанского региона ежегодно перемещается около 6 млн. контейнеров. Сейчас основная часть этого потока (98 процентов) перевозится иностранным морским флотом через зарубежные порты, минуя территорию России. Вместе с тем транзитный путь из Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу по Транссибирской магистрали (далее - Транссиб) вдвое дешевле и короче морского пути (срок доставки контейнеров по Транссибу - 8 - 12 дней, морским транспортом - 1 - 2 месяца); достаточно развитая инфраструктура - морские порты в Балтийском, Азово-Черноморском, Каспийском, Северном и Дальневосточном бассейнах, Транссиб, Байкало-Амурская магистраль. Основные направления обеспечены сетью внутренних водных путей и автомобильных дорог; возможность реализации межнациональных транспортных проектов благодаря техническим и технологическим условиям; повышение безопасности перевозок (в период экономического кризиса объем транзитных перевозок резко уменьшился, поскольку российские коридоры воспринимались как криминальные, в настоящее время ситуация меняется в лучшую сторону). Результатом реализации подпрограммы станет создание транспортной системы, соответствующей мировому рынку транспортных услуг и предполагающей: переориентацию транзитных грузо- и пассажиропотоков на российские транспортные коридоры и увеличение доходов от реализации транзитного потенциала; согласованное развитие объектов российской транспортной инфраструктуры, обеспечивающее интеграцию евро-азиатских транспортных систем; повышение конкурентоспособности российских перевозчиков на мировом рынке транспортных услуг; количественное и качественное обеспечение транспортного обслуживания внешней торговли; рост инвестиций в транспорт и приостановление оттока капитала из страны; повышение инновационной составляющей транспортной системы страны, наращивание наукоемкой технологической сферы; освоение новых секторов внутреннего и международного рынков транспортных услуг, транспортное обеспечение приграничного сотрудничества; гармонизация законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации с международными нормами. Для достижения цели подпрограммы необходимо решить следующие основные задачи: повысить конкурентоспособность международных транспортных коридоров, которые проходят по территории Российской Федерации (далее - международные транспортные коридоры); обеспечить сбалансированное и эффективное развитие транспортно-технологической инфраструктуры; повысить конкурентоспособность российских перевозчиков на мировом рынке транспортных услуг. Задача повышения конкурентоспособности международных транспортных коридоров, которые проходят по территории Российской Федерации, предусматривает реализацию комплекса инвестиционных мероприятий для обеспечения ускорения товародвижения в международном сообщении. Система международных транспортных коридоров формируется в соответствии с географией и структурой существующих и перспективных международных транспортных связей. Ее основу составляют официально установленные на второй Общеевропейской конференции по транспорту схемы международных транспортных коридоров N 1, 2, 9 и предложения по их продлению по территории Российской Федерации. Международные транспортные коридоры включают в себя евро-азиатские коридоры "Север - Юг" и "Транссиб", Северный морской путь, панъевропейские коридоры N 1 и 9, а также коридоры, связывающие северо-восточные провинции Китая через российские морские порты Приморье-1 и Приморье-2 (Приморский край) с портами Азиатско-Тихоокеанского региона. Согласно большинству оценок, в начале ХХI века наиболее интенсивное развитие торговли ожидается между рынками Юго-Восточной Азии и Европы, поэтому расширение транзитных перевозок должно идти по следующим важнейшим направлениям: Европа - Азиатско-Тихоокеанский регион (использование железнодорожных сетей европейской части России и Транссиба и выходов к портам Дальнего Востока); Северная Европа - Южная Азия (использование железных дорог и внутренних водных путей, которые связали бы балтийское побережье России с Каспийским морем и позволили бы использовать транспортные системы Ирана и Индии); Северная Европа - Азиатско-Тихоокеанский регион (использование Северного морского пути); Европа - Азия - Северная Америка (использование трансполярных авиатрасс). Международный транзит по Транссибу не только обеспечит дополнительные финансовые поступления, но также будет способствовать развитию восточных регионов России. Международный евро-азиатский транспортный коридор меридионального направления Север - Юг обеспечит через территорию Российской Федерации транзитную связь Северной и Центральной Европы с государствами Персидского залива и Индией. Международные транспортные коридоры должны сыграть значительную роль в повышении эффективности внешней торговли России. Транспортировка по российским коммуникациям до 5 процентов грузов евро-азиатского транзита может принести Российской Федерации до 1 млрд. долларов в год. В структуре международных транспортных коридоров наиболее сложным по-прежнему остается направление Сибирь - Урал. Осуществление экспортно-импортных связей, в том числе транзита контейнеров по направлению Азия - Европа и Юг - Север, будет существенно ограничено вплоть до 2010 года из-за недостаточной мощности портовых сооружений на северо-западном направлении (российские порты на Балтике, Баренцевом и Белом морях), на южном направлении (порты на Черном и Каспийском морях) и на восточном направлении (порты на Тихоокеанском побережье). Самостоятельным евро-азиатским коридором, связывающим государства Европейского союза и Азиатско-Тихоокеанского региона, может стать Северный морской путь, поскольку российская часть Арктики в долгосрочной перспективе является мощной минерально-сырьевой базой не только для России, но и для планеты в целом. Роль государства в формировании арктической транспортной системы заключается в создании благоприятных условий для надежного функционирования Северного морского пути и формирования соответствующей транспортной инфраструктуры, модернизации и обновлении ледокольного и транспортного флота, выделении из федерального бюджета средств на содержание атомных и дизельных ледоколов, поддержании на необходимом уровне навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обслуживания. Необходимость этого диктуется прогнозами освоения месторождений углеводородного сырья в Арктике и их транспортного обеспечения. В рамках подпрограммы предлагается сконцентрировать финансовые и организационные усилия по совершенствованию существующих транспортных коридоров в европейской части Российской Федерации и созданию альтернативных маршрутов для ускорения движения грузов и пассажиров. Задача обеспечения сбалансированного и эффективного развития транспортно-технологической инфраструктуры потребует существенной модернизации транспортно-технологической инфраструктуры, включая: увеличение мощностей и оптимальную специализацию морских портов для обеспечения возрастающих объемов перевозок внешнеторговых грузов (зерна, угля, переработки грузов в контейнерах), переключение российских внешнеторговых грузов с иностранных на российские порты; формирование сети узловых распределительных центров воздушных перевозок (далее - аэропорты-хабы), строительство новых аэровокзальных грузовых и пассажирских терминальных комплексов, реконструкцию взлетно-посадочных полос; наращивание мощности имеющихся и создание дополнительных контейнерных терминалов; дальнейшее развитие логистических и информационных технологий, всей инфраструктуры транзитных перевозок в целях ускорения гарантированной доставки транзитных грузов, обеспечения их сохранности, повышения качества сервиса; модернизацию производственной базы приграничных пунктов пропуска транспортных средств, совершенствование процедур таможенного досмотра и оформления, приведение их в соответствие с мировой практикой; внедрение современных технологий таможенного оформления и контроля за товарами и транспортными средствами с применением систем электронного логистического сопровождения. Задача повышения конкурентоспособности российских перевозчиков на мировом рынке транспортных услуг предусматривает выполнение следующих мероприятий: разработка механизмов осуществления государственной поддержки отечественных транспортных организаций, работающих на международном рынке транспортных услуг; разработка и реализация мер, стимулирующих отечественных грузоотправителей к заключению договоров поставки на условиях, предусматривающих перевозку экспортных грузов отечественными транспортными организациями, а также долгосрочное фрахтование флота и парка российских перевозчиков; научное обеспечение разработки новых и корректировки существующих законодательных актов, обеспечивающих динамичное развитие международных перевозок; последовательная гармонизация транспортного законодательства Российской Федерации, стандартов и транспортной документации с нормами и правилами, действующими на международном рынке транспортных услуг; поэтапное приведение законодательства Российской Федерации в области транспорта, в том числе на региональном уровне, в соответствие с нормами и правилами Всемирной торговой организации. Сроки и этапы реализации подпрограммы. Реализация подпрограммы будет осуществляться в 2 этапа: I этап - 2006 - 2007 годы; II этап - 2008 - 2010 годы. На I этапе реализации подпрограммы предполагается выполнение следующих мероприятий: формирование механизмов координации усилий региональных органов власти, бизнеса, заинтересованных в развитии транзита при разработке и реализации проектов; реализация проектов, находящихся в высокой степени готовности, и подготовка технико-экономических обоснований и проектной документации по крупным проектам, предусмотренным для осуществления на II этапе подпрограммы; научное обеспечение разработки законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, необходимых для реализации мероприятий подпрограммы; научное обеспечение инвестиционных и инновационных мероприятий по развитию экспорта транспортных услуг; формирование системы мониторинга международных грузопотоков и создание статистических баз данных компанийперевозчиков, производителей товаров, европейских проектов; исследование конъюнктуры международного рынка транспортных услуг и прогнозирование основных евро-азиатских и трансазиатских грузопотоков. На этом этапе особое внимание будет уделено комплексу обеспечивающих мероприятий и реализации на условиях государственно-частного партнерства проектов, находящихся в высокой степени готовности. Предполагается различная степень участия государства в финансировании таких проектов подпрограммы - от 5 до 65 процентов общего объема капитальных затрат на осуществление проекта. На II этапе прогнозируется существенный рост транзитных перевозок, в том числе с участием национальных компаний, что потребует смещения акцентов на финансирование капитальных вложений в основной капитал отрасли, в первую очередь на повышение конкурентоспособности транспортных коридоров и развитие транспортно-технологической инфраструктуры, а именно: устранение проблемных участков на главных направлениях международных транспортных коридоров и их ответвлениях; создание альтернативных маршрутов, ускоряющих движение грузов (скоростные и высокоскоростные магистрали); создание скоординированной инфраструктуры морского и железнодорожного транспорта; создание аэропортов-хабов; обеспечение качественного и безопасного сервиса в пунктах пропуска пассажиров и перевалки грузов на границе Российской Федерации; создание терминально-логистических комплексов. На этом этапе реализации подпрограммы продолжится процесс увеличения доли внебюджетного финансирования с одновременным и обязательным наращиванием объема бюджетного финансирования. |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ПОДПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ (2002 - 2010 ГОДЫ)")".