ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ПОДПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ (2002 - 2010 ГОДЫ)"). Распоряжение. Правительство РФ. 09.12.05 2188-Р

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ПОДПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ (2002 - 2010 ГОДЫ)")".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

III. Цели и задачи подпрограммы, сроки и этапы
                            ее реализации

     Целью подпрограммы    является    обеспечение    роста   экспорта
транспортных услуг на основе эффективного  использования  конкурентных
преимуществ Российской Федерации.
     Основными конкурентными преимуществами государства являются:
     особое географическое положение.  Территория Российской Федерации
представляет собой своеобразный сухопутный мост для  грузовых  потоков
между  основными  макроэкономическими полюсами - странами Европейского
союза и Азиатско-Тихоокеанского региона, Америки и Евразии;
     сокращение времени    доставки    транзитных   грузов.   Создание
трансконтинентальных магистралей выгодно для  международной  торговли.
Между   государствами  Европейского  союза  и  Азиатско-Тихоокеанского
региона  ежегодно  перемещается  около  6  млн.  контейнеров.   Сейчас
основная  часть  этого  потока  (98 процентов) перевозится иностранным
морским флотом через зарубежные порты, минуя территорию России. Вместе
с  тем  транзитный путь из Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу по
Транссибирской магистрали (далее - Транссиб) вдвое  дешевле  и  короче
морского  пути  (срок доставки контейнеров по Транссибу - 8 - 12 дней,
морским транспортом - 1 - 2 месяца);
     достаточно развитая  инфраструктура - морские порты в Балтийском,
Азово-Черноморском,  Каспийском, Северном и Дальневосточном бассейнах,
Транссиб, Байкало-Амурская магистраль. Основные направления обеспечены
сетью внутренних водных путей и автомобильных дорог;
     возможность реализации   межнациональных   транспортных  проектов
благодаря техническим и технологическим условиям;
     повышение безопасности перевозок (в период экономического кризиса
объем транзитных  перевозок  резко  уменьшился,  поскольку  российские
коридоры  воспринимались как криминальные,  в настоящее время ситуация
меняется в лучшую сторону).
     Результатом реализации  подпрограммы станет создание транспортной
системы,  соответствующей  мировому   рынку   транспортных   услуг   и
предполагающей:
     переориентацию транзитных грузо- и пассажиропотоков на российские
транспортные  коридоры  и увеличение доходов от реализации транзитного
потенциала;
     согласованное развитие     объектов    российской    транспортной
инфраструктуры,  обеспечивающее интеграцию евро-азиатских транспортных
систем;
     повышение конкурентоспособности   российских   перевозчиков    на
мировом рынке транспортных услуг;
     количественное и    качественное    обеспечение     транспортного
обслуживания внешней торговли;
     рост инвестиций в транспорт и приостановление оттока капитала  из
страны;
     повышение инновационной составляющей транспортной системы страны,
наращивание наукоемкой технологической сферы;
     освоение новых  секторов  внутреннего  и  международного   рынков
транспортных    услуг,    транспортное    обеспечение    приграничного
сотрудничества;
     гармонизация законодательных  и  иных  нормативных правовых актов
Российской Федерации с международными нормами.
     Для достижения  цели  подпрограммы  необходимо  решить  следующие
основные задачи:
     повысить конкурентоспособность     международных     транспортных
коридоров,  которые проходят по территории Российской Федерации (далее
- международные транспортные коридоры);
     обеспечить сбалансированное      и      эффективное      развитие
транспортно-технологической инфраструктуры;
     повысить конкурентоспособность российских перевозчиков на мировом
рынке транспортных услуг.
     Задача повышения конкурентоспособности международных транспортных
коридоров,   которые  проходят  по  территории  Российской  Федерации,
предусматривает реализацию комплекса  инвестиционных  мероприятий  для
обеспечения   ускорения   товародвижения  в  международном  сообщении.
Система   международных   транспортных   коридоров    формируется    в
соответствии  с  географией  и структурой существующих и перспективных
международных транспортных связей.  Ее  основу  составляют  официально
установленные  на  второй  Общеевропейской  конференции  по транспорту
схемы международных транспортных коридоров N 1,  2, 9 и предложения по
их продлению по территории Российской Федерации.
     Международные транспортные    коридоры    включают     в     себя
евро-азиатские  коридоры  "Север - Юг" и "Транссиб",  Северный морской
путь,  панъевропейские коридоры N 1 и 9, а также коридоры, связывающие
северо-восточные   провинции  Китая  через  российские  морские  порты
Приморье-1    и    Приморье-2    (Приморский    край)    с     портами
Азиатско-Тихоокеанского региона.
     Согласно большинству  оценок,  в   начале   ХХI   века   наиболее
интенсивное  развитие  торговли  ожидается между рынками Юго-Восточной
Азии и Европы,  поэтому расширение транзитных перевозок должно идти по
следующим важнейшим направлениям:
     Европа -     Азиатско-Тихоокеанский     регион     (использование
железнодорожных сетей европейской части России и Транссиба и выходов к
портам Дальнего Востока);
     Северная Европа  -  Южная  Азия  (использование  железных дорог и
внутренних водных  путей,  которые  связали  бы  балтийское  побережье
России  с  Каспийским  морем  и позволили бы использовать транспортные
системы Ирана и Индии);
     Северная Европа  -  Азиатско-Тихоокеанский  регион (использование
Северного морского пути);
     Европа -  Азия  -  Северная  Америка (использование трансполярных
авиатрасс).
     Международный транзит    по   Транссибу   не   только   обеспечит
дополнительные финансовые поступления,  но также будет  способствовать
развитию   восточных  регионов  России.  Международный  евро-азиатский
транспортный коридор меридионального направления Север - Юг  обеспечит
через  территорию  Российской  Федерации  транзитную  связь Северной и
Центральной  Европы  с  государствами  Персидского  залива  и  Индией.
Международные транспортные коридоры должны сыграть значительную роль в
повышении эффективности внешней торговли  России.  Транспортировка  по
российским   коммуникациям   до  5  процентов  грузов  евро-азиатского
транзита может принести Российской Федерации до  1  млрд.  долларов  в
год.
     В структуре международных транспортных коридоров наиболее сложным
по-прежнему   остается   направление   Сибирь  -  Урал.  Осуществление
экспортно-импортных  связей,  в  том  числе  транзита  контейнеров  по
направлению  Азия - Европа и Юг - Север,  будет существенно ограничено
вплоть до 2010 года из-за недостаточной мощности  портовых  сооружений
на   северо-западном   направлении   (российские   порты  на  Балтике,
Баренцевом и Белом морях),  на южном направлении (порты  на  Черном  и
Каспийском  морях)  и на восточном направлении (порты на Тихоокеанском
побережье).
     Самостоятельным евро-азиатским коридором, связывающим государства
Европейского союза  и  Азиатско-Тихоокеанского  региона,  может  стать
Северный   морской   путь,   поскольку   российская  часть  Арктики  в
долгосрочной перспективе является мощной минерально-сырьевой базой  не
только для России, но и для планеты в целом.
     Роль государства в формировании арктической транспортной  системы
заключается   в   создании   благоприятных   условий   для   надежного
функционирования    Северного    морского    пути    и    формирования
соответствующей транспортной инфраструктуры, модернизации и обновлении
ледокольного и транспортного флота,  выделении из федерального бюджета
средств  на  содержание атомных и дизельных ледоколов,  поддержании на
необходимом       уровне       навигационно-гидрографического        и
гидрометеорологического  обслуживания.  Необходимость  этого диктуется
прогнозами освоения месторождений углеводородного сырья в Арктике и их
транспортного обеспечения.
     В рамках подпрограммы предлагается сконцентрировать финансовые  и
организационные  усилия по совершенствованию существующих транспортных
коридоров  в  европейской  части  Российской  Федерации   и   созданию
альтернативных маршрутов для ускорения движения грузов и пассажиров.
     Задача обеспечения  сбалансированного  и  эффективного   развития
транспортно-технологической   инфраструктуры   потребует  существенной
модернизации транспортно-технологической инфраструктуры, включая:
     увеличение мощностей  и  оптимальную специализацию морских портов
для обеспечения возрастающих объемов перевозок  внешнеторговых  грузов
(зерна,   угля,   переработки   грузов  в  контейнерах),  переключение
российских внешнеторговых грузов с иностранных на российские порты;
     формирование сети  узловых  распределительных  центров  воздушных
перевозок (далее - аэропорты-хабы), строительство новых аэровокзальных
грузовых   и   пассажирских   терминальных  комплексов,  реконструкцию
взлетно-посадочных полос;
     наращивание мощности    имеющихся   и   создание   дополнительных
контейнерных терминалов;
     дальнейшее развитие  логистических  и  информационных технологий,
всей   инфраструктуры   транзитных   перевозок   в   целях   ускорения
гарантированной    доставки    транзитных   грузов,   обеспечения   их
сохранности, повышения качества сервиса;
     модернизацию производственной  базы приграничных пунктов пропуска
транспортных средств,  совершенствование процедур таможенного досмотра
и оформления, приведение их в соответствие с мировой практикой;
     внедрение современных   технологий   таможенного   оформления   и
контроля  за  товарами и транспортными средствами с применением систем
электронного логистического сопровождения.
     Задача повышения конкурентоспособности российских перевозчиков на
мировом рынке транспортных услуг предусматривает выполнение  следующих
мероприятий:
     разработка механизмов  осуществления  государственной   поддержки
отечественных  транспортных  организаций,  работающих на международном
рынке транспортных услуг;
     разработка и    реализация   мер,   стимулирующих   отечественных
грузоотправителей  к  заключению  договоров  поставки   на   условиях,
предусматривающих    перевозку    экспортных   грузов   отечественными
транспортными организациями,  а также долгосрочное фрахтование флота и
парка российских перевозчиков;
     научное обеспечение разработки новых и корректировки существующих
законодательных     актов,    обеспечивающих    динамичное    развитие
международных перевозок;
     последовательная гармонизация    транспортного   законодательства
Российской Федерации, стандартов и транспортной документации с нормами
и правилами, действующими на международном рынке транспортных услуг;
     поэтапное приведение  законодательства  Российской  Федерации   в
области транспорта, в том числе на региональном уровне, в соответствие
с нормами и правилами Всемирной торговой организации.
     Сроки и этапы реализации подпрограммы.
     Реализация подпрограммы будет осуществляться в 2 этапа:
     I этап - 2006 - 2007 годы;
     II этап - 2008 - 2010 годы.
     На I  этапе  реализации  подпрограммы  предполагается  выполнение
следующих мероприятий:
     формирование механизмов  координации  усилий региональных органов
власти, бизнеса, заинтересованных в развитии транзита при разработке и
реализации проектов;
     реализация проектов,  находящихся в высокой степени готовности, и
подготовка  технико-экономических обоснований и проектной документации
по крупным проектам,  предусмотренным для осуществления  на  II  этапе
подпрограммы;
     научное обеспечение разработки законодательных и иных нормативных
правовых   актов  Российской  Федерации,  необходимых  для  реализации
мероприятий подпрограммы;
     научное обеспечение инвестиционных и инновационных мероприятий по
развитию экспорта транспортных услуг;
     формирование системы  мониторинга  международных  грузопотоков  и
создание    статистических    баз     данных     компанийперевозчиков,
производителей товаров, европейских проектов;
     исследование конъюнктуры международного рынка транспортных  услуг
и    прогнозирование    основных   евро-азиатских   и   трансазиатских
грузопотоков.
     На этом   этапе   особое   внимание   будет   уделено   комплексу
обеспечивающих    мероприятий     и     реализации     на     условиях
государственно-частного  партнерства  проектов,  находящихся в высокой
степени   готовности.   Предполагается   различная   степень   участия
государства  в финансировании таких проектов подпрограммы - от 5 до 65
процентов общего объема капитальных затрат на осуществление проекта.
     На II   этапе   прогнозируется   существенный   рост   транзитных
перевозок, в том числе с участием национальных компаний, что потребует
смещения  акцентов  на  финансирование капитальных вложений в основной
капитал отрасли,  в первую очередь на повышение  конкурентоспособности
транспортных    коридоров   и   развитие   транспортно-технологической
инфраструктуры, а именно:
     устранение проблемных    участков    на    главных   направлениях
международных транспортных коридоров и их ответвлениях;
     создание альтернативных  маршрутов,  ускоряющих  движение  грузов
(скоростные и высокоскоростные магистрали);
     создание скоординированной      инфраструктуры     морского     и
железнодорожного транспорта;
     создание аэропортов-хабов;
     обеспечение качественного  и  безопасного   сервиса   в   пунктах
пропуска   пассажиров   и   перевалки  грузов  на  границе  Российской
Федерации;
     создание терминально-логистических комплексов.
     На этом  этапе  реализации   подпрограммы   продолжится   процесс
увеличения   доли   внебюджетного  финансирования  с  одновременным  и
обязательным наращиванием объема бюджетного финансирования.

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ПОДПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ (2002 - 2010 ГОДЫ)")".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа