Фрагмент документа "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РУССКИЙ ЯЗЫК (2006 - 2010 ГОДЫ)"".
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа В период существования Советского Союза на русском как основном государственном языке разговаривали 286 млн. человек. К настоящему времени население 14 бывших республик СССР насчитывает свыше 140 млн. человек и по численности почти равно населению Российской Федерации, однако русским языком владеет, по оценкам, представленным в докладе Министерства иностранных дел Российской Федерации "Русский язык в мире", 100 млн. человек. Согласно экспертным оценкам, через 10 лет число лиц, владеющих русским языком в этих странах, уменьшится более чем в 2 раза. Например, в Литве русским языком владеют 80 процентов лиц старшего и среднего возраста и лишь 13 процентов лиц моложе 15 лет. В Российской Федерации также наблюдается снижение уровня владения русским языком как государственным, особенно среди представителей молодого поколения, сужение сферы его функционирования как средства межнационального общения, искажение литературных норм и культуры речи в среде политических деятелей, государственных служащих, работников культуры, радио, телевидения. Федеральная целевая программа "Русский язык (2006 - 2010 годы)" (далее - Программа) является организационной основой решения проблемы применения государственного языка и языков народов Российской Федерации. Президент Российской Федерации Путин В.В. придает особое значение сохранению, укреплению, развитию и распространению русского языка как важнейшего средства консолидации российского общества, интеграции государств - участников СНГ, вхождения России в мировое экономическое, политическое, культурное и образовательное пространство (поручение Президента Российской Федерации от 4 января 2005 г. N Пр-22). В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 г. поставлена задача формирования единого экономического, гуманитарного и правового пространства СНГ, поскольку Россия связана с бывшими республиками СССР, а ныне независимыми государствами, единством исторической судьбы, русским языком и великой культурой. Разработку Программы обусловили следующие факторы: необходимость создания условий функционирования русского языка как важнейшего средства обеспечения государственной целостности России и национальной безопасности; необходимость обеспечения условий для реализации принципов, основанных на понимании статуса государственного языка, закрепленного за русским языком Конституцией Российской Федерации, как объединяющего элемента политической, экономической и культурной сфер жизни страны; потребность страны в проведении единой политики в языковой сфере во всех субъектах Российской Федерации; необходимость создания равных условий для овладения русским языком всеми гражданами Российской Федерации; актуальность упрочения роли русского языка как одной из важнейших социально-культурных составляющих объединения российского гражданского общества; необходимость поддержки русского языка как средства межнационального общения в государствах - участниках СНГ; необходимость укрепления позиций русского языка в мире для дальнейшего развития политических, экономических, социальных и культурных отношений с зарубежными странами, а также русскими диаспорами в них; необходимость формирования положительного отношения к России в мировом сообществе. Основаниями для разработки Программы являются Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации", Закон Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации", Приоритетные направления развития образования в Российской Федерации, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 г., а также распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2005 г. N 1355-р. Опыт выполнения федеральных целевых программ "Русский язык" на 2002 - 2005 годы и "Программа поддержки Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств" на 2004 - 2005 годы показал целесообразность их объединения для осуществления комплексного подхода к решению государственных проблем в сфере образования, а также проблем применения государственного языка и других языков Российской Федерации. Реализация федеральной целевой программы "Русский язык" на 2002 - 2005 годы позволила привлечь к участию 63 организации из 7 федеральных округов, включая 36 субъектов Российской Федерации, а также из 3 государств - участников СНГ. Изучена языковая ситуация в Сибири, Тюменской области, на Крайнем Севере и Дальнем Востоке, издана серия сборников "Права человека и законодательство о языках Российской Федерации" по 8 субъектам Российской Федерации. В результате проведенных исследований были разработаны квалификационные требования к государственным служащим Российской Федерации, касающиеся уровня владения русским языком и культуры речи, созданы типовые тестовые материалы. Исследовано языковое законодательство стран Балтии, разработаны принципы и методика социолингвистического контроля языковых ситуаций в странах ближнего зарубежья, в частности, странах Балтии. Общий тираж всей изданной учебно-методической литературы по русскому языку как иностранному составил 22895 экземпляров. Вся выпущенная продукция была распространена за рубежом через систему российских зарубежных центров науки и культуры при Министерстве иностранных дел Российской Федерации и по линии Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы, а также поступила в библиотеки российских вузов, ведущих обучение русскому языку студентов-иностранцев. В рамках федеральной целевой программы "Программа поддержки Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств" на 2004 - 2005 годы осуществлена поставка в общеобразовательные учреждения, ведущие обучение на русском языке, Республики Армения, Республики Белоруссия, Республики Казахстан, Киргизской Республики и Республики Таджикистан комплектов учебников и учебно-методической литературы и мультимедийных обучающих программ на сумму около 50 млн. рублей. В государствах ближнего зарубежья обеспечен учебный процесс для 10 тыс. человек, обучающихся в Российско-Армянском (Славянском) университете в г. Ереване (Республика Армения), в Российско-Белорусском (Славянском) университете в г. Могилеве (Республика Белоруссия), в Российско-Киргизском (Славянском) университете в г. Бишкеке (Киргизская Республика), в Российско-Таджикском (Славянском) университете в г. Душанбе (Республика Таджикистан) и Российско-Туркменской общеобразовательной школе в г. Ашхабаде (Туркменистан). Обеспечен учебный процесс по российским образовательным стандартам в более чем 70 филиалах российских вузов. В ходе реализации федеральных целевых программ "Русский язык" на 2002 - 2005 годы и "Программа поддержки Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств" на 2004 - 2005 годы стало очевидным, что, несмотря на наметившиеся в области функционирования русского языка положительные сдвиги, еще сохраняют остроту следующие проблемы: отсутствие комплексного подхода к решению стратегических задач; невысокая эффективность межведомственной координации; необходимость вовлечения гражданского общества и представителей бизнеса в решение проблем; недостаточность бюджетного финансирования. Решение этих проблем требует применения эффективных механизмов и методов. Применение программно-целевого метода позволит: обеспечить последовательность и контроль инвестирования государственных средств, предназначенных для финансирования Программы; выявить круг приоритетных объектов и субъектов инвестирования Программы; разработать и внедрить технологию решения актуальных проблем в области применения государственного языка и других языков Российской Федерации с участием институтов гражданского общества; создать организационную основу реализации Программы; создать предпосылки и условия для устойчивого развития и функционирования образованной в ходе выполнения Программы инфраструктуры после 2010 года. Для реализации стратегических задач Программы предусматривается создание централизованных механизмов их решения на федеральном уровне, использование полученных результатов на региональном и муниципальном уровнях, а также формирование системы индикаторов и показателей реализации Программы. Это возможно только при использовании программно-целевого метода. Решение проблем программно-целевым методом направлено на создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами Программы в условиях существующих бюджетных ограничений. В настоящее время отсутствие институциональных механизмов реализации Программы приводит к следующим последствиям: угроза разрушения единого информационного, образовательного, социально-культурного и экономического пространства Российской Федерации; снижение престижа России в мировом сообществе; ущемление прав личности российских граждан, касающееся дискриминации по языковому признаку; ослабление национальной самоидентификации россиян; снижение активности интеграционных процессов в государствах - участниках СНГ. После распада СССР за пределами России - в государствах - участниках СНГ и странах Балтии - осталось проживать более 20 млн. этнических русских, а также 2 - 3 млн. человек, принадлежащих к русскоязычным этническим группам. С объявлением национальных языков государственными у русскоязычного населения в этих странах возникли затруднения социального характера, связанные с их гражданским, трудовым, профессиональным, культурным и образовательным статусом. К 2004 году русский язык остался государственным лишь в Республике Белоруссия. Русский язык по-прежнему преобладает в белорусских средствах массовой информации, 75 процентов детей учатся в русскоязычных школах. В вузах доля учебных предметов, обучение по которым ведется на русском языке, составляет около 90 процентов. Довольно сильны позиции русского языка в Республике Казахстан, где он имеет статус языка официального общения и на нем выходит более половины местных печатных изданий и телепередач. Государственные служащие обязаны знать оба языка. Сходной является ситуация и в Киргизской Республике, где русскому языку с 2000 года придан официальный статус. Сделано это в немалой степени для того, чтобы приостановить поток выезда из страны русскоязычных специалистов. В этом государстве русский язык объявлен обязательным для использования в органах государственной власти и местного самоуправления. Кроме того, в большинстве киргизских вузов преподавание ведется на русском языке. В остальных государствах - участниках СНГ русский язык имеет статус языка межнационального общения, языка национального меньшинства или иностранного. Языком национального меньшинства русский является в Республике Армения, Грузии и Украине. В Литовской Республике и Эстонской Республике русский язык является иностранным с 1995 года, в Латвийской Республике - с 1999 года. Непоследовательность в реализации политики государства в области русского языка как мирового снижает авторитет страны в международном сообществе, ее конкурентоспособность на мировом рынке труда, ослабляет патриотизм подрастающего поколения и его гражданское самосознание. Недостатки реализации политики в сфере русского языка как государственного приводят к снижению уровня владения гражданами Российской Федерации русским языком. Развитие этого процесса может привести к утрате интереса к русской культуре в стране и мире, а также другим негативным последствиям. Ограниченное употребление русского языка как языка межнационального общения ведет к этнокультурному разобщению населения России и государств - участников СНГ. Сужение сферы распространения русского языка в мире приводит к снижению статуса его как мирового, ассимиляции и дезинтеграции соотечественников за рубежом, ограничению культурного, политического и экономического присутствия России в регионах, на которые распространяются ее интересы. Отстающая от реальных потребностей общества система подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей и преподавателей русского языка препятствует качественному преподаванию этого предмета в средней и высшей школе. Неразвитая система дистанционного обучения русскому языку и слабое использование перспективных информационных технологий не позволяет удовлетворить в полной мере потребности личности и общества в этой сфере. Несовершенство системы языковой подготовки иностранных специалистов препятствует экспорту услуг российского образования. Отсутствие нормативной правовой базы оценки уровня владения русским языком иностранными гражданами снижает мотивацию к его изучению и сужает сферу его применения в образовательной, культурной, политической и предпринимательской деятельности. Отсутствие нормативной правовой базы функционирования национальной системы оценки качества владения русским языком российскими гражданами приводит, в частности, к снижению профессионального уровня работников во всех сферах народного хозяйства. В настоящее время недостаточно развиты механизмы привлечения некоммерческих, общественных и профессиональных организаций к формированию и реализации Программы. Недостаточная разработанность нового поколения учебно-методической литературы по русскому языку приводит к неэффективности учебного процесса и снижению мотивации к изучению русского языка. Указанные проблемы могут быть решены в процессе реализации Программы, являющейся инструментом политики в сфере языка, с применением программно-целевого метода. |
Фрагмент документа "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РУССКИЙ ЯЗЫК (2006 - 2010 ГОДЫ)"".