О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РУССКИЙ ЯЗЫК (2006 - 2010 ГОДЫ)". Постановление. Правительство РФ. 29.12.05 833

Фрагмент документа "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РУССКИЙ ЯЗЫК (2006 - 2010 ГОДЫ)"".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

I. Характеристика проблемы, на решение
                     которой направлена Программа

     В период существования Советского Союза на русском  как  основном
государственном  языке  разговаривали 286 млн.  человек.  К настоящему
времени население 14 бывших республик СССР насчитывает свыше 140  млн.
человек  и  по численности почти равно населению Российской Федерации,
однако русским языком владеет,  по оценкам,  представленным в  докладе
Министерства  иностранных  дел  Российской  Федерации  "Русский язык в
мире",  100 млн.  человек.  Согласно экспертным оценкам,  через 10 лет
число лиц,  владеющих русским языком в этих странах,  уменьшится более
чем в 2 раза.  Например,  в Литве русским языком владеют 80  процентов
лиц  старшего  и  среднего  возраста и лишь 13 процентов лиц моложе 15
лет.
     В Российской Федерации также наблюдается снижение уровня владения
русским языком  как  государственным,  особенно  среди  представителей
молодого  поколения,  сужение  сферы его функционирования как средства
межнационального общения,  искажение литературных норм и культуры речи
в  среде политических деятелей,  государственных служащих,  работников
культуры, радио, телевидения.
     Федеральная целевая  программа  "Русский язык (2006 - 2010 годы)"
(далее - Программа) является организационной основой решения  проблемы
применения   государственного   языка   и  языков  народов  Российской
Федерации.  Президент Российской Федерации Путин В.В.  придает  особое
значение сохранению,  укреплению,  развитию и распространению русского
языка  как  важнейшего  средства  консолидации  российского  общества,
интеграции  государств  -  участников СНГ,  вхождения России в мировое
экономическое, политическое, культурное и образовательное пространство
(поручение  Президента  Российской  Федерации  от  4 января 2005 г.  N
Пр-22).
     В Послании  Президента Российской Федерации Федеральному Собранию
Российской  Федерации  от  25  апреля  2005   г.   поставлена   задача
формирования   единого   экономического,   гуманитарного  и  правового
пространства СНГ,  поскольку Россия  связана  с  бывшими  республиками
СССР,   а  ныне  независимыми  государствами,  единством  исторической
судьбы, русским языком и великой культурой.
     Разработку Программы обусловили следующие факторы:
     необходимость создания условий  функционирования  русского  языка
как важнейшего средства обеспечения государственной целостности России
и национальной безопасности;
     необходимость обеспечения   условий   для  реализации  принципов,
основанных на понимании статуса государственного языка,  закрепленного
за русским языком Конституцией Российской Федерации, как объединяющего
элемента политической, экономической и культурной сфер жизни страны;
     потребность страны  в проведении единой политики в языковой сфере
во всех субъектах Российской Федерации;
     необходимость создания   равных  условий  для  овладения  русским
языком всеми гражданами Российской Федерации;
     актуальность упрочения роли русского языка как одной из важнейших
социально-культурных составляющих объединения российского гражданского
общества;
     необходимость поддержки    русского    языка     как     средства
межнационального общения в государствах - участниках СНГ;
     необходимость укрепления  позиций  русского  языка  в  мире   для
дальнейшего   развития   политических,   экономических,  социальных  и
культурных  отношений  с  зарубежными  странами,  а   также   русскими
диаспорами в них;
     необходимость формирования положительного отношения  к  России  в
мировом сообществе.
     Основаниями для разработки Программы являются  Федеральный  закон
"О  государственном  языке  Российской  Федерации",  Закон  Российской
Федерации  "О  языках  народов  Российской  Федерации",   Приоритетные
направления  развития  образования  в Российской Федерации,  Концепция
модернизации российского образования на период до 2010 года,  Послание
Президента   Российской  Федерации  Федеральному  Собранию  Российской
Федерации от 25 апреля 2005 г.,  а  также  распоряжение  Правительства
Российской Федерации от 5 сентября 2005 г. N 1355-р.
     Опыт выполнения федеральных целевых программ  "Русский  язык"  на
2002   -  2005  годы  и  "Программа  поддержки  Российской  Федерацией
интеграционных  процессов  в   области   образования   в   Содружестве
Независимых  Государств"  на 2004 - 2005 годы показал целесообразность
их  объединения  для  осуществления  комплексного  подхода  к  решению
государственных   проблем   в   сфере  образования,  а  также  проблем
применения  государственного  языка   и   других   языков   Российской
Федерации.  Реализация федеральной целевой программы "Русский язык" на
2002 - 2005 годы позволила привлечь к  участию  63  организации  из  7
федеральных  округов,  включая  36  субъектов Российской Федерации,  а
также из 3 государств - участников СНГ.  Изучена языковая  ситуация  в
Сибири, Тюменской области, на Крайнем Севере и Дальнем Востоке, издана
серия сборников "Права человека и законодательство о языках Российской
Федерации" по 8 субъектам Российской Федерации.
     В результате   проведенных    исследований    были    разработаны
квалификационные  требования  к  государственным  служащим  Российской
Федерации,  касающиеся уровня владения русским языком и культуры речи,
созданы типовые тестовые материалы.
     Исследовано языковое законодательство стран  Балтии,  разработаны
принципы и методика социолингвистического контроля языковых ситуаций в
странах ближнего зарубежья, в частности, странах Балтии.
     Общий тираж   всей  изданной  учебно-методической  литературы  по
русскому  языку  как  иностранному  составил  22895  экземпляров.  Вся
выпущенная  продукция  была  распространена  за  рубежом через систему
российских  зарубежных  центров  науки  и  культуры  при  Министерстве
иностранных   дел   Российской  Федерации  и  по  линии  Международной
ассоциации  преподавателей  русского  языка  и  литературы,  а   также
поступила  в  библиотеки  российских вузов,  ведущих обучение русскому
языку студентов-иностранцев.
     В рамках   федеральной  целевой  программы  "Программа  поддержки
Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в
Содружестве  Независимых  Государств" на 2004 - 2005 годы осуществлена
поставка в общеобразовательные учреждения, ведущие обучение на русском
языке,   Республики   Армения,   Республики   Белоруссия,   Республики
Казахстан,  Киргизской Республики и Республики Таджикистан  комплектов
учебников  и учебно-методической литературы и мультимедийных обучающих
программ на сумму около 50 млн. рублей.
     В государствах  ближнего  зарубежья обеспечен учебный процесс для
10  тыс.  человек,  обучающихся  в  Российско-Армянском   (Славянском)
университете     в     г.     Ереване    (Республика    Армения),    в
Российско-Белорусском  (Славянском)   университете   в   г.   Могилеве
(Республика    Белоруссия),    в   Российско-Киргизском   (Славянском)
университете    в    г.    Бишкеке    (Киргизская    Республика),    в
Российско-Таджикском    (Славянском)   университете   в   г.   Душанбе
(Республика Таджикистан) и  Российско-Туркменской  общеобразовательной
школе в г. Ашхабаде (Туркменистан).
     Обеспечен учебный   процесс   по    российским    образовательным
стандартам в более чем 70 филиалах российских вузов.
     В ходе реализации федеральных целевых программ "Русский язык"  на
2002   -  2005  годы  и  "Программа  поддержки  Российской  Федерацией
интеграционных  процессов  в   области   образования   в   Содружестве
Независимых  Государств"  на  2004  - 2005 годы стало очевидным,  что,
несмотря на наметившиеся в  области  функционирования  русского  языка
положительные сдвиги, еще сохраняют остроту следующие проблемы:
     отсутствие комплексного подхода к решению стратегических задач;
     невысокая эффективность межведомственной координации;
     необходимость вовлечения гражданского общества  и  представителей
бизнеса в решение проблем;
     недостаточность бюджетного финансирования.
     Решение этих  проблем требует применения эффективных механизмов и
методов.
     Применение программно-целевого метода позволит:
     обеспечить последовательность    и    контроль     инвестирования
государственных средств, предназначенных для финансирования Программы;
     выявить круг приоритетных  объектов  и  субъектов  инвестирования
Программы;
     разработать и внедрить технологию решения  актуальных  проблем  в
области  применения  государственного языка и других языков Российской
Федерации с участием институтов гражданского общества;
     создать организационную основу реализации Программы;
     создать предпосылки  и  условия  для   устойчивого   развития   и
функционирования    образованной    в    ходе   выполнения   Программы
инфраструктуры после 2010 года.
     Для реализации  стратегических  задач Программы предусматривается
создание централизованных механизмов их решения на федеральном уровне,
использование  полученных  результатов на региональном и муниципальном
уровнях,  а  также  формирование  системы  индикаторов  и  показателей
реализации   Программы.   Это   возможно   только   при  использовании
программно-целевого метода.
     Решение проблем программно-целевым методом направлено на создание
условий  и  предпосылок  для   максимально   эффективного   управления
государственными  финансами  в соответствии с приоритетами Программы в
условиях существующих бюджетных ограничений.
     В настоящее   время   отсутствие   институциональных   механизмов
реализации Программы приводит к следующим последствиям:
     угроза разрушения   единого   информационного,  образовательного,
социально-культурного   и   экономического   пространства   Российской
Федерации;
     снижение престижа России в мировом сообществе;
     ущемление прав    личности    российских    граждан,   касающееся
дискриминации по языковому признаку;
     ослабление национальной самоидентификации россиян;
     снижение активности интеграционных  процессов  в  государствах  -
участниках СНГ.
     После распада  СССР  за  пределами  России  -  в  государствах  -
участниках  СНГ  и  странах  Балтии - осталось проживать более 20 млн.
этнических русских,  а также 2  -  3  млн.  человек,  принадлежащих  к
русскоязычным  этническим  группам.  С объявлением национальных языков
государственными у русскоязычного населения в  этих  странах  возникли
затруднения   социального   характера,  связанные  с  их  гражданским,
трудовым, профессиональным, культурным и образовательным статусом.
     К 2004   году   русский   язык  остался  государственным  лишь  в
Республике  Белоруссия.  Русский  язык   по-прежнему   преобладает   в
белорусских средствах массовой информации, 75 процентов детей учатся в
русскоязычных школах.  В вузах доля  учебных  предметов,  обучение  по
которым  ведется  на  русском  языке,  составляет  около 90 процентов.
Довольно сильны позиции русского языка в Республике Казахстан,  где он
имеет  статус  языка  официального  общения  и  на  нем  выходит более
половины  местных  печатных  изданий  и  телепередач.  Государственные
служащие  обязаны  знать  оба  языка.  Сходной  является  ситуация и в
Киргизской  Республике,  где  русскому  языку  с  2000   года   придан
официальный  статус.  Сделано  это  в немалой степени для того,  чтобы
приостановить поток выезда из  страны  русскоязычных  специалистов.  В
этом  государстве русский язык объявлен обязательным для использования
в органах государственной  власти  и  местного  самоуправления.  Кроме
того,  в  большинстве киргизских вузов преподавание ведется на русском
языке.
     В остальных  государствах  -  участниках  СНГ  русский язык имеет
статус языка межнационального общения, языка национального меньшинства
или иностранного.  Языком национального меньшинства русский является в
Республике  Армения,  Грузии  и  Украине.  В  Литовской  Республике  и
Эстонской Республике русский язык является иностранным с 1995 года,  в
Латвийской Республике - с 1999 года.
     Непоследовательность в  реализации политики государства в области
русского языка как мирового снижает авторитет страны  в  международном
сообществе, ее конкурентоспособность на мировом рынке труда, ослабляет
патриотизм подрастающего поколения и его гражданское самосознание.
     Недостатки реализации   политики   в  сфере  русского  языка  как
государственного  приводят  к  снижению  уровня  владения   гражданами
Российской  Федерации  русским  языком.  Развитие этого процесса может
привести к утрате интереса к русской культуре в стране и мире, а также
другим негативным последствиям.
     Ограниченное употребление    русского     языка     как     языка
межнационального  общения ведет к этнокультурному разобщению населения
России и государств - участников СНГ.
     Сужение сферы  распространения  русского  языка в мире приводит к
снижению  статуса  его  как  мирового,  ассимиляции  и   дезинтеграции
соотечественников за рубежом, ограничению культурного, политического и
экономического   присутствия   России   в   регионах,    на    которые
распространяются ее интересы.
     Отстающая от реальных потребностей общества  система  подготовки,
переподготовки  и  повышения  квалификации  учителей  и преподавателей
русского языка препятствует качественному преподаванию этого  предмета
в  средней и высшей школе.  Неразвитая система дистанционного обучения
русскому языку и  слабое  использование  перспективных  информационных
технологий  не  позволяет  удовлетворить  в  полной  мере  потребности
личности и общества в этой сфере.
     Несовершенство системы     языковой     подготовки    иностранных
специалистов препятствует экспорту услуг российского образования.
     Отсутствие нормативной   правовой  базы  оценки  уровня  владения
русским  языком  иностранными  гражданами  снижает  мотивацию  к   его
изучению и сужает сферу его применения в образовательной,  культурной,
политической и предпринимательской деятельности.
     Отсутствие нормативной     правовой     базы     функционирования
национальной  системы  оценки   качества   владения   русским   языком
российскими    гражданами    приводит,   в   частности,   к   снижению
профессионального  уровня  работников   во   всех   сферах   народного
хозяйства.
     В настоящее  время  недостаточно  развиты  механизмы  привлечения
некоммерческих,   общественных   и   профессиональных   организаций  к
формированию и реализации Программы.
     Недостаточная разработанность           нового          поколения
учебно-методической  литературы   по   русскому   языку   приводит   к
неэффективности  учебного  процесса  и  снижению  мотивации к изучению
русского языка.
     Указанные проблемы   могут  быть  решены  в  процессе  реализации
Программы,  являющейся  инструментом  политики  в   сфере   языка,   с
применением программно-целевого метода.

Фрагмент документа "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РУССКИЙ ЯЗЫК (2006 - 2010 ГОДЫ)"".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа