Фрагмент документа "О ГЕНЕРАЛЬНЫХ СХЕМАХ ВОДОСНАБЖЕНИЯ, КАНАЛИЗАЦИИ, КОНЦЕПЦИИ ОТВОДА И ОЧИСТКИ ПОВЕРХНОСТНОГО СТОКА Г. МОКВЫ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА (РЕДАКЦИЯ НА 24.11.1998)".
О ГЕНЕРАЛЬНЫХ СХЕМАХ ВОДОСНАБЖЕНИЯ, КАНАЛИЗАЦИИ, КОНЦЕПЦИИ ОТВОДА И ОЧИСТКИ ПОВЕРХНОСТНОГО СТОКА Г. МОСКВЫ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА (Редакция на 24.11.1998) ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 17 февраля 1998 г. N 124 (ЮИАИ) В соответствии с поручением Правительства г. Москвы Москомархитектура силами НИиПИ Генплана г. Москвы совместно с институтами "Мосинжпроект" и "МосводоканалНИИпроект" при участии Московского государственного предприятия "Мосводоканал", муниципального предприятия "Мосводосток" и Государственного унитарного предприятия "Промотходы" разработала генеральные схемы водоснабжения, канализации, концепцию отвода и очистки поверхностного стока г. Москвы на период до 2010 г. Новые генеральные схемы водоснабжения, канализации, концепция отвода и очистки поверхностного стока г. Москвы разработаны в соответствии с Генеральным планом и Основными направлениями градостроительного развития Москвы и Московской области на период до 2010 г., утвержденными постановлением Правительства Москвы от 15 сентября 1992 г. N 837 об Основных направлениях градостроительного развития Москвы и Московской области на период до 2010 года. Генеральный план развития г. Москвы 1971 года был ориентирован на экстенсивный путь развития всех отраслей городского хозяйства, в том числе водоснабжения и канализации. В результате реализации генеральных схем 1974 г. осуществлено: По водоснабжению: - строительство Вазузской гидросистемы на 22 куб. м в секунду; - увеличение мощности водопроводных станций в 1,5 раза за счет введения в эксплуатацию Ново - Западной водопроводной станции на 800 тыс. куб. м/сутки, 3-го блока Рублевской водопроводной станции на 240 тыс. куб. м/сутки, реконструкции существующих сооружений производительностью 1 млн. куб. м/сутки; - увеличение емкости регулирующих водопроводных узлов с доведением суммарного объема резервуарного парка до 40% от среднесуточной подачи воды в город; - создание систем промышленного водопровода в составе: Юго - Восточной, Черкизовской, Кунцевской, Крымской общей мощностью 680 тыс. куб. м/сутки; - строительство водопроводных сетей и магистралей протяженностью 3055 км. Ряд мероприятий, намеченных Генеральной схемой развития водоснабжения 1974 г., остался невыполненным. Отменено строительство Ржевского гидроузла на р. Волга, не построены Сокольнический и Тушинский водопроводные регулирующие узлы. Генеральная схема не предусматривала рациональное использование водных ресурсов и применение водосберегающих технологий. Экономический механизм водопользования, действующий до настоящего времени, не стимулировал водосберегающие режимы и экономное отношение к воде, в связи с чем среднегодовой прирост водопотребления к 1985 г. увеличился до 3% вместо 1,5% планируемых. В настоящее время водопотребление в городе продолжает оставаться высоким. Удельный расход воды в отдельных жилых домах достигает 400-500 л/сутки на 1 человека при нормативном показателе 235 л/сутки. Изменившаяся в последние годы градостроительная политика развития города, современный экономический подход к решению задач инженерной инфраструктуры, обострение экологической обстановки на поверхностных источниках водоснабжения, а также новые требования к качеству питьевой воды потребовали иных подходов к решению вопроса развития системы водоснабжения. Эти вопросы нашли отражение в постановлении Правительства Российской Федерации от 28.01.97 N 75 "О мерах по обеспечению устойчивого водоснабжения г. Москвы и Московской области" и распоряжении Премьера Правительства Москвы от 05.05.97 N 460-РП "О дополнительных мерах по обеспечению устойчивого водоснабжения г. Москвы в 1997-1998 гг.". Приоритетными направлениями в Генеральной схеме водоснабжения г. Москвы на период до 2010 года приняты: - снижение водопотребления; - улучшение качества воды в источниках питьевого водоснабжения и создание независимого, резервного источника на базе подземных вод; - совершенствование технологии очистки воды. По канализации: - строительство канализационных сетей, каналов и коллекторов протяженностью более 2 тыс. км; - строительство 41 канализационной насосной станции общей проектной производительностью около 2,8 млн. куб. м/сутки; - увеличение мощности станций аэрации в 1,5 раза за счет введения в эксплуатацию 2-го блока Ново - Курьяновской станции аэрации и 1-го блока Ново - Люберецкой станции аэрации; - строительство сооружений доочистки воды на Курьяновской станции аэрации производительностью 1,1 млн. куб. м/сутки; - реконструкция сооружений обработки осадка Курьяновской станции аэрации; - внедрение системы теледиагностики и санации трубопроводов. Однако при решении проблем канализации г. Москвы ряд положений предыдущей генеральной схемы остался невыполненным: - в перегруженном режиме работает Северная, Юго - Западная и другие системы канализационных каналов; - не осуществлено строительство Северной и Пахринской станций аэрации; - не завершено строительство 4-й очереди Зеленоградской станции аэрации. В результате существующие мощности очистных сооружений не позволяют принять дополнительные объемы стоков от новой жилой застройки и осуществить требуемое повышение степени очистки. В целях улучшения экологической обстановки в г. Москве, высвобождения городских территорий, повышения надежности системы в Генеральной схеме канализации г. Москвы на период до 2010 года приоритетными направлениями приняты: - совершенствование технологии очистки сточных вод с повышением качества очищенной воды, прежде всего по соединениям азота и фосфора; - создание технологически законченного цикла обработки и утилизации осадков сточных вод; - создание системы локальных очистных сооружений в районах новой жилой застройки; - развитие системы теледиагностики и санации трубопроводов; - снижение неравномерности поступления сточных вод за счет строительства аварийно - регулирующих резервуаров. Отвод и очистка поверхностного стока. Поверхностный сток является одним из самых серьезных источников загрязнения реки Москвы и ее притоков. Водные объекты в черте города, служащие водоприемниками поверхностных вод, непригодны в настоящее время для рыбохозяйственного, питьевого и культурно - бытового водопользования. Действующими очистными сооружениями охвачено 67,8% застроенной части территории города. Качество очистки поверхностных вод не соответствует нормативным показателям. В настоящее время проблема отвода и очистки поверхностного стока решается локально по мере застройки и реконструкции территорий. Требования к степени очистки сточных вод до показателей качества водоемов рыбохозяйственного водопользования сводят проблему очистки поверхностного стока к изначальному решению, т.е. все построенные очистные сооружения нуждаются в техническом перевооружении, а новые сооружения должны быть построены по совершенным технологиям. К настоящему времени не решен вопрос утилизации загрязнений, задержанных на очистных сооружениях. Отсутствуют нормативная база, регламентирующая дальнейшее использование осадка очистных сооружений, технологии переработки твердого осадка, полигоны для захоронения непригодных к утилизации отходов. В целях развития и совершенствования систем водоснабжения и канализации, отвода и очистки поверхностного стока, улучшения экологического и санитарного состояния города Правительство Москвы постановляет: 1. Одобрить генеральные схемы водоснабжения, канализации, концепцию отвода и очистки поверхностного стока г. Москвы на период до 2010 г., предусматривающие: 1.1. По водоснабжению: 1.1.1. Снижение объемов водопотребления в целом по городу на 10-15% к 2010 г. по основным показателям развития системы водоснабжения (приложение 1). 1.1.2. Сокращение удельного водопотребления в жилых домах до 235 л/сутки на 1 человека при одновременном увеличении расхода воды в коммунально - бытовом секторе за счет реализации комплекса общегородских мероприятий по экономии воды (приложение 2). 1.1.3. Реализацию комплекса мероприятий по улучшению качества воды источников питьевого водоснабжения за счет реконструкции и строительства очистных сооружений в городах, населенных пунктах, промышленных и других объектах в зоне водосбора и ограничение любого вида строительства в водоохранных зонах I и II пояса источников питьевого водоснабжения. 1.1.4. Создание независимого, защищенного от антропогенного воздействия резервного источника водоснабжения на базе подземных вод московского артезианского бассейна, комплексно решающего вопросы повышения надежности системы и улучшения качества воды, подаваемой населению, за счет строительства Южной, Северной и Восточной систем (приложение 3). 1.1.5. Совершенствование технологии очистки воды за счет реконструкции и модернизации водопроводных станций, внедрения новых высокоэффективных реагентов для обеспечения получения питьевой воды в соответствии с требованиями Санитарных правил и норм 2.1.4.559-96 (приложение 4). 1.1.6. Увеличение емкости резервуарного парка (новое строительство, реконструкция и расширение) до 70% от суточной подачи воды в город (приложение 5). 1.1.7. Повышение надежности работы системы подачи и распределения воды за счет реализации концепции модернизации водопроводной сети, предполагающей принципиально новый подход к решению вопросов повышения надежности ее функционирования и снижения затрат на эксплуатацию. 1.1.8. Реализацию экономического механизма, направленного на рациональное водопотребление. 1.2. По канализации: 1.2.1. Строительство новых и усиление существующих каналов и коллекторов, проведение теледиагностики, санации и перекладки ветхих сетей в целях обеспечения надежного приема и отведения сточных вод (приложение 7, 9). 1.2.2. Строительство аварийно - регулирующих резервуаров (АРР) при существующих и вновь строящихся насосных станциях для обеспечения снижения неравномерности поступления сточных вод на сооружения московской канализации и повышения надежности водоотведения (приложение 8). 1.2.3. Развитие и реконструкцию Курьяновской, Люберецкой, Зеленоградской станций аэрации с внедрением технологий биологической очистки с глубоким удалением соединений фосфора и азота (приложение 8). 1.2.4. Строительство станций аэрации малой мощности (Солнцевская, Бутовская, Новоподрезковская, Тушинская, Куркинская и другие), обеспечивающих развитие локальных систем канализования и очистки сточных вод (приложение 8). 1.2.5. Строительство цехов (узлов) обработки осадка, образующегося на станциях аэрации, обеспечивающих индустриализацию механического обезвоживания осадка с последующей его утилизацией или захоронением (приложение 8). 1.2.6. Сокращение территорий, занятых иловыми площадками Курьяновской и Люберецкой станций аэрации, с созданием на них экологически безопасных сооружений для захоронения осадков. 1.2.7. Окончание работ по рекультивации иловых площадок в Марьинском парке, включая создание системы передачи осадка Марьинского парка на Люберецкую и Курьяновскую станции аэрации со строительством сооружений для захоронения. 1.3. По отводу и очистке поверхностного стока: 1.3.1. Поэтапное обеспечение нормативных показателей очистки поверхностных вод: на I этапе до 2005 г. - достижение показателей качества до норм сброса в водоемы культурно - бытового водопользования; на II этапе после 2005 г. - очистка поверхностного стока до рыбохозяйственных показателей с использованием совершенных технологий очистки стока. 1.3.2. Первоочередное строительство уличной водосточной сети и очистных сооружений поверхностного стока (приложение 12). 1.3.3. Обеспечение 81% охвата застроенной части территории города системами очистки поверхностного стока на первую очередь. 1.3.4. Первоочередная реконструкция ветхой, маломощной водосточной сети и действующих очистных сооружений с низким эффектом очистки стоков (приложение 13). 1.3.5. Комбинированный вариант очистки поверхностного стока в центральных районах города, предусматривающий наряду с размещением очистных сооружений передачу части поверхностных вод в систему московской канализации. 1.3.6. Очистка поверхностного стока с территории промпредприятий на самостоятельных локальных очистных сооружениях. 1.3.7. Организация системы снегоудаления с преимущественным использованием снеготаялок в центральных районах города и сочетание сухих снегосвалок со снеготаялками в периферийных районах города. 2. Управлению жилищно - коммунального хозяйства и благоустройства: 2.1. Совместно с Московским государственным предприятием "Мосводоканал": 2.1.1. Обеспечить выполнение комплекса водосберегающих мероприятий и учета водопотребления в каждом жилом доме согласно приложению 2. 2.1.2. Обеспечить поэтапную реализацию программы мероприятий по развитию системы водоснабжения и канализации г. Москвы согласно приложениям 3-5, 7-9. 2.2. Совместно с Москомархитектурой и муниципальным предприятием "Мосводосток": 2.2.1. Разработать в 1998-1999 годах схему очистки территории города от снега и организации снегосвалок. 2.2.2. Разработать в 1998-1999 годах Генеральную схему отвода и очистки поверхностного стока с территории г. Москвы на период до 2010 г. 3. Московскому государственному предприятию "Мосводоканал": 3.1. Осуществить функцию заказчика на проектирование и строительство сооружений и коммуникаций городского водопровода и канализации согласно приложениям 4-5, 8-9. 3.2. Продолжить работу по привлечению инвестиций, включая иностранные, в строительство, реконструкцию и модернизацию сооружений водопровода и канализации. 3.3. Обеспечить к 2010 г. на всех станциях аэрации очистку сточных вод до региональных нормативов качества, разрабатываемых Москомприродой в соответствии с п. 5 настоящего постановления. 4. АО "Москапстрой": 4.1. Осуществить функции заказчика на разработку проектно - сметной документации, строительство и реконструкцию систем отвода и очистки поверхностного стока согласно приложениям 12, 13. 4.2. Оформить в Москомземе право пользования земельными участками на период строительства первоочередных объектов очистных сооружений поверхностного стока, а также на новое строительство и реконструкцию объектов дождевой канализации в черте г. Москвы в установленном порядке. 5. Утратил силу. 6. Москомархитектуре: 6.1. Совместно с Московским государственным предприятием "Мосводоканал" разработать в 1998-1999 годах предложения по передаче части объема поверхностного стока в систему московской канализации исходя из мощности канализационных сооружений. 6.2. По заказу АО "Москапстрой" выполнить в 1998-1999 годах исходно - разрешительную документацию на строительство первоочередных сооружений согласно приложению 12. 6.3. Обеспечить в сроки, согласованные с заказчиком, проектно - сметной документацией намечаемые строительство и реконструкцию объектов ливневой канализации согласно приложениям 12, 13. 6.4. По заказу Московского государственного предприятия "Мосводоканал" разработать в 1998 году градостроительные заключения по размещению объектов водопроводно - канализационного хозяйства согласно приложениям 4, 5, 8, 9. 7. Управлению жилищно - коммунального хозяйства и благоустройства просить Администрацию Московской области: 7.1. Продолжить работу по разработке и утверждению генеральных планов административно - территориальных образований, совершенствованию инженерного обустройства (в первую очередь систем канализования) объектов, расположенных на площади водосбора источников питьевого водоснабжения г. Москвы на территории Московской области. 7.2. Совместно с Московским государственным предприятием "Мосводоканал" продолжить работу по созданию объединенных систем водоснабжения Москвы и Московской области. 7.3. Совместно с органами санитарного контроля, охраны природы и Московским государственным предприятием "Мосводоканал" рассмотреть в 1998 году на объединенной коллегии Правительства Москвы и Московской области вопрос об использовании осадков городских сточных вод в качестве удобрения. 8. Москомархитектуре, Управлению жилищно - коммунального хозяйства и благоустройства, Московскому государственному предприятию "Мосводоканал" разработать в 1998 году новые нормативы на проектирование и строительство систем инженерного оборудования жилых зданий и микрорайонов, обеспечивающих сокращение потребления холодной и горячей воды. 9. Управлению жилищно - коммунального хозяйства и благоустройства совместно с Московским государственным предприятием "Мосводоканал" в месячный срок разработать и представить на утверждение Правительства Москвы проект постановления "Об экономической политике по водосбережению в Москве при реализации генеральной схемы водоснабжения". 10. Департаменту экономической политики и развития г. Москвы: 10.1. По предложениям заказчиков, согласованным с проектными и подрядными организациями, предусматривать реализацию намеченных в генсхемах мероприятий согласно приложениям 1-13 в пределах выделенных капитальных вложений на 1998 г. и последующие годы. 10.2. Обеспечить финансированием долевое участие г. Москвы в размере 12% от общей стоимости работ по реализации комплекса первоочередных мероприятий по улучшению качества воды в источниках питьевого водоснабжения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.97 N 75. 11. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Никольского Б.В. Премьер Правительства Москвы Ю.М. Лужков 17 февраля 1998 г. N 124 Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 17 февраля 1998 года N 124 |
Фрагмент документа "О ГЕНЕРАЛЬНЫХ СХЕМАХ ВОДОСНАБЖЕНИЯ, КАНАЛИЗАЦИИ, КОНЦЕПЦИИ ОТВОДА И ОЧИСТКИ ПОВЕРХНОСТНОГО СТОКА Г. МОКВЫ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА (РЕДАКЦИЯ НА 24.11.1998)".