Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (2006 - 2008 ГОДЫ))".
Повышение устойчивости демографического развития и миграционная политика Демографические процессы лежат в основе многих долгосрочных тенденций, определяющих социально-экономическое развитие и национальную безопасность страны. В связи с этим сложившаяся многолетняя тенденция к сокращению численности населения России за счет таких составляющих демографического развития, как рождаемость, смертность и миграция, приобретая признаки депопуляции, ограничивает возможности социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности страны. На протяжении последних 40 лет происходит уменьшение величины естественного прироста населения в результате снижения рождаемости и увеличения смертности. Некоторое увеличение показателей рождаемости, наблюдаемое начиная с 2000 года, является недостаточным не только для расширенного, но и для простого воспроизводства населения. Показатели, характеризующие рождаемость в России, близки к уровню развитых стран, а в перспективе уровень рождаемости в России не будет существенно отличаться от среднеевропейского уровня. Одной из негативных тенденций демографического развития страны является стабильно увеличивающиеся показатели смертности населения Российской Федерации. Однако в отличие от рождаемости по показателям смертности Россия заметно выделяется среди стран, имеющих близкий к ней уровень рождаемости. В России отмечается высокая младенческая смертность, смертность населения в рабочем возрасте, особенно мужчин. Комплекс мер, направленных на сокращение смертности, прежде всего младенческой, улучшение репродуктивного здоровья населения, а также на повышение рождаемости, предусмотрен в разделах Программы, связанных с развитием человеческого капитала и с реформированием здравоохранения, сокращением масштабов бедности и формированием рынка доступного жилья. Необходимость разработки современной миграционной политики диктуется не только требованием решить накопившиеся проблемы, связанные с миграционными процессами в прошлом, но и целым рядом внутренних и внешних факторов. Сложившиеся тенденции изменения показателей естественного движения населения России свидетельствуют о том, что существует потенциал преодоления депопуляции за счет трех факторов - увеличения рождаемости, как минимум, до среднеевропейского уровня, снижения смертности населения в трудоспособном возрасте до уровня не ниже конца восьмидесятых годов и реализации современной миграционной политики, которая должна обеспечить компенсацию сокращения численности населения. Международная миграция специалистов является одним из существенных источников увеличения человеческого капитала. Основным ресурсом в области миграции иностранных специалистов в среднесрочной перспективе являются страны СНГ, граждане которых в большинстве своем могут социализироваться в российском обществе, разделяют ценности российской культуры и знают русский язык. Главными целями миграционной политики являются содействие устойчивому росту экономики и сбалансированному социальному развитию страны, соблюдение интересов национальной безопасности и профилактика международного терроризма посредством регулирования миграционных процессов. Политика в сфере экономической иммиграции должна обеспечить постоянную иммиграцию, эффективное регулирование временных трудовых перемещений и борьбу с нелегальной миграцией. Меры по развитию постоянной иммиграции должны быть направлены на привлечение в страну квалифицированных специалистов. Для реализации программы переселений необходимо: разработать законодательство об иммиграции, определяющее правила переселений и интеграции иммигрантов в российское общество; определить основные категории иммигрантов, в том числе иммигрантов, воссоединяющихся с семьями, экономических иммигрантов и беженцев; разработать программы по содействию постоянной иммиграции и расселению иммигрантов; определить критерии привлечения в приоритетном порядке экономических иммигрантов из государств - участников СНГ и дальнего зарубежья с учетом их профессиональных и личностных характеристик. Среди первоочередных мер, направленных на повышение эффективности временной иммиграции, следует выделить: упрощение процедур привлечения и использования иностранной рабочей силы; изменение механизма квотирования выдачи иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности на более эффективный механизм, обеспечивающий в полном объеме необходимую иммиграцию и соблюдение государственных интересов; реализацию программ по привлечению высококвалифицированных иностранных специалистов; совершенствование системы привлечения иностранной рабочей силы на основе двусторонних межгосударственных соглашений; разработку мер социальной защиты временных иммигрантов и членов их семей. Статус вынужденного переселенца должен предоставляться лишь тем лицам, кто в этом действительно нуждается. В связи с ограниченностью ресурсов предполагается установление квот для беженцев, а также изменение критериев для признания лица беженцем или вынужденным переселенцем. Первоочередные меры предупреждения и пресечения нелегальной миграции включают: разработку и реализацию программы регуляризации (легализации) положения нелегальных иммигрантов; введение жесткой системы наказаний за контрабанду и торговлю людьми, а также усиление санкций к работодателям, использующим труд нелегальных иммигрантов; модернизацию системы иммиграционного контроля; развитие международного сотрудничества, в том числе в рамках соглашений по борьбе с организованной преступностью и реадмиссионных соглашений. |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (2006 - 2008 ГОДЫ))".