Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (2006 - 2008 ГОДЫ))".
Развитие рынка труда и реформирование системы оплаты труда Устойчивые и высокие темпы экономического роста невозможно обеспечить без развития рынка труда и создания условий для возникновения эффективных рабочих мест. Для этого следует обеспечить решение целого комплекса задач в различных областях экономики, в том числе задач, связанных с развитием эффективных трудовых отношений. Для развития рынка труда необходимо: совершенствовать трудовое законодательство Российской Федерации; способствовать мобильности рабочей силы; повышать занятость и качество оказания государственных услуг в сфере содействия занятости населения. Основными направлениями совершенствования трудового законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения рациональной занятости и возможности создания новых рабочих мест являются: повышение гибкости использования рабочей силы; развитие системы социального партнерства на уровне регионов и отдельных предприятий; изменение системы предоставления компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также совершенствование государственной экспертизы условий труда. Для повышения мобильности рабочей силы необходимо в среднесрочной перспективе направить усилия на: снятие административных ограничений для перемещения рабочей силы внутри страны; создание эффективного механизма информирования населения о возможностях трудоустройства в различных регионах Российской Федерации; формирование экономических условий, содействующих свободному перемещению рабочей силы; разработку механизмов, обеспечивающих доступность найма и приобретения жилья. Низкий уровень заработной платы в бюджетной сфере и ряде отраслей экономики деформирует систему спроса и предложения на рабочую силу, способствует развитию бедности, ограничивает рост внутреннего потребительского спроса, не стимулирует внедрение эффективных и современных технологий. Необходимо в течение 3 лет повысить заработную плату работников бюджетной сферы в реальном выражении не менее чем в 1,5 раза. Наряду с повышением заработной платы назрела необходимость в принятии решений и разработке механизмов, направленных на повышение мотивации к достижению эффективных результатов учреждений бюджетной сферы. Одновременно с модернизацией системы учреждений бюджетной сферы, в том числе с переходом части учреждений на новые организационно-правовые формы, необходимо реформирование системы оплаты труда, направленное на повышение стимулирования работников к оказанию качественных услуг. В связи с тем, что применение единой для всех отраслей тарифной сетки существенно осложняет проведение работы по дальнейшему совершенствованию оплаты труда и ее повышению, на федеральном уровне предполагается перейти к отраслевым системам оплаты труда, максимально адаптированным к новым условиям хозяйствования. Новые системы оплаты труда должны быть построены на единых основополагающих принципах и при этом учитывать специфику каждой из бюджетных отраслей. При их внедрении повышение общего уровня оплаты труда будет осуществляться за счет увеличения расходов федерального бюджета, оптимизации структуры занятости в бюджетной сфере и реструктуризации сети бюджетных учреждений. В этих условиях решение вопросов занятости высвобождаемых работников бюджетной сферы потребует координации усилий и взаимодействия органов службы занятости населения, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, объединений работодателей на следующих направлениях: развитие новых форм и методов оказания содействия занятости населения, в том числе в части превентивного обучения высвобождаемых работников; обеспечение синхронизации процессов высвобождения работников бюджетной сферы и поддержки развития в регионах малого предпринимательства с целью организации собственного дела. Существенным фактором, влияющим на качество занятости и рынка труда, является состояние условий труда. Около 20 процентов рабочих мест в российской экономике связаны с опасными и вредными условиями труда, из них до 60 процентов рабочих мест приходится на бюджетообразующие отрасли экономики. Производственный травматизм увеличивает численность граждан с ограниченной трудоспособностью, для которых затруднен подбор нового рабочего места. Для создания экономической заинтересованности работодателей в повышении качества производственной среды необходимо сосредоточить усилия на следующих направлениях: разработка механизмов, способствующих повышению мотивации работодателей к созданию безопасных и безвредных условий труда с одновременным законодательно закрепленным усилением мер их ответственности за охрану труда; проведение экспертизы условий труда, в том числе с участием негосударственных организаций; совершенствование системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Изменение законодательства Российской Федерации в части разграничения бюджетных полномочий требует ускоренного решения вопросов развития социального партнерства на уровне субъектов Российской Федерации, создания эффективной системы договорного регулирования социально-трудовых отношений и решения проблем занятости. Серьезной проблемой, требующей решения в среднесрочной перспективе, является повышение эффективности службы занятости, органы которой должны стать важным инструментом перераспределения рабочей силы. В этой связи основными направлениями повышения качества услуг в сфере содействия занятости являются: совершенствование системы информирования населения о состоянии рынка труда и возможностях трудоустройства в различных отраслях экономики; реализация превентивных мер содействия занятости граждан, внедрение эффективных механизмов перепрофилирования безработных граждан; совершенствование профессиональной переподготовки и повышения квалификации граждан, ищущих работу; расширение номенклатуры и разработка стандартов услуг государственной службы занятости; взаимодействие с негосударственными организациями в области содействия занятости населения. |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (2006 - 2008 ГОДЫ))".