ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (2006 - 2008 ГОДЫ)). Распоряжение. Правительство РФ. 19.01.06 38-Р

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (2006 - 2008 ГОДЫ))".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

Реформирование науки и стимулирование инноваций

     Конкурентоспособность Российской   Федерации  на  мировых  рынках
определяется темпами внедрения новейших научно-технических  решений  и
развития    наукоемких   производств,   эффективностью   инновационных
процессов.  В современном мире масштабное  использование  инноваций  в
хозяйственной  деятельности  становится  одним  из основных источников
повышения конкурентоспособности и устойчивого экономического роста.
     Для обеспечения инновационного развития страны необходимо:
     наличие конкурентоспособного    сектора    "генерации    знаний",
включающего фундаментальные и прикладные исследования и разработки;
     эффективное функционирование национальной инновационной  системы,
преобразующей   новые   знания  в  продукты,  технологии  и  услуги  и
включающей  совокупность  хозяйствующих  субъектов,  институциональную
базу инновационной деятельности, инфраструктуру и ресурсы;
     использование информационно-коммуникационных          технологий,
позволяющих   повысить   производительность   труда  и  оптимизировать
управленческие и производственные процессы.
     В научном секторе существуют следующие основные проблемы:
     недостаточная эффективность большого числа научных исследований и
разработок  вследствие недостаточной ориентации сектора на потребности
экономики и общества;
     сохранение барьеров между наукой и образованием и, как следствие,
отсутствие   синергетического   эффекта   от    научно-образовательной
деятельности.
     Система формирования   приоритетов   бюджетного    финансирования
недостаточно     эффективна,     поскольку    существует    недооценка
фундаментальной науки как базового  компонента  развития  национальной
инновационной  системы,  в  то  же  время за счет средств федерального
бюджета финансируется большое  количество  прикладных  разработок,  не
имеющих  перспективы спроса на внутреннем и внешнем рынках.  В связи с
этим для организации  научных  исследований  необходимо  сохранение  и
укрепление  лидирующих  позиций  российской  науки  в приоритетных для
государства  направлениях  исследований  при  одновременном  повышении
эффективности   использования   бюджетных   средств.  Хотя  результаты
фундаментальных исследований,  как  правило,  общедоступны  и  активно
используются   в   других   странах,   возможная   утрата  собственной
фундаментальной науки  приведет  к  отставанию  в  подготовке  научных
высококвалифицированных  кадров,  потере  статуса  России  как мировой
научной державы,  снижению потенциала национальной безопасности.  В то
же  время  экономические  возможности  государства позволяют нам вести
полноценные исследования  по  отдельным  направлениям  фундаментальной
науки.
     Международная практика,  а также российский опыт показывают,  что
высшее  образование  и  наука,  являясь  специализированными областями
деятельности,   теряют   дееспособность   и   становятся   все   менее
самодостаточными  без  взаимной  интеграции и тесного взаимодействия с
реальным сектором  экономики.  Обособленное  существование  научных  и
образовательных  структур снижает потенциал их развития,  уменьшает их
вклад в социально-экономическое  развитие,  препятствует  полноценному
вхождению   Российской   Федерации  в  мировое  научно-образовательное
пространство. Интеграция научной и образовательной деятельности решает
задачу  повышения качества образования и подготовки научно-технических
кадров, обладающих современными знаниями на уровне новейших достижений
науки   и   технологий   и   практическим  опытом  участия  в  научных
исследованиях,  а также привлечения и закрепления талантливой молодежи
в науке и образовании.
     Для решения поставленных  задач  требуется  реализация  следующих
мер:
     реформирование государственного   сектора   науки    и    системы
финансирования  фундаментальных  исследований  мирового уровня,  в том
числе модернизация структуры и  механизмов  финансирования  Российской
академии наук и других академий наук, имеющих государственный статус;
     повышение бюджетной    обеспеченности     научных     сотрудников
государственного   сектора  науки,  осуществляющих  фундаментальные  и
поисковые исследования по приоритетным направлениям развития  науки  и
техники;
     дальнейшая интеграция  науки   и   образования   путем   создания
нормативной    правовой    базы,    необходимой    для    формирования
научно-образовательных структур.
     В области  создания и функционирования национальной инновационной
системы наблюдаются следующие тенденции.  В  90-е  годы  в  Российской
Федерации   началось   формирование   элементов   новой   национальной
инновационной системы рыночного типа,  в которую вошли,  в  частности,
независимые   исследовательские   центры,  малые  инновационные  фирмы
(включая  инжиниринговые   и   консультационные),   центры   трансфера
технологий и фонды,  финансирующие инновационную деятельность.  Однако
не достаточно высокие темпы создания эффективной системы инновационной
деятельности  приводят  к низкой восприимчивости российских компаний к
инновациям,  снижению  конкурентоспособности  выпускаемой   продукции,
обуславливают низкую рентабельность предприятий.
     Для развития  эффективной  национальной   инновационной   системы
требуется принятие следующих первоочередных мер:
     создание условий,   стимулирующих   внедрение   и   использование
результатов  научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ,
созданных за счет или с привлечением бюджетных средств;
     развитие рынка  инновационного капитала путем создания финансовых
институтов, в том числе венчурных инновационных фондов, обеспечивающих
непрерывность   финансирования   бизнес-проектов   на   всех   стадиях
инновационного цикла;
     развитие рынка услуг в области инновационной деятельности;
     совершенствование системы образования в  инновационной  сфере,  в
том  числе  создание единого научного и учебно-методического механизма
подготовки кадров для инновационной сферы, обеспечивающего непрерывное
повышение квалификации специалистов и предпринимателей;
     совершенствование системы  управления   в   сфере   инновационной
деятельности;
     развитие производственно-технологической           инфраструктуры
инновационной  деятельности  (особые  экономические зоны,  технопарки,
инновационно-технологические   центры,    бизнес-инкубаторы,    центры
трансфера технологий и т.п.);
     стимулирование экспорта и  внутреннего  спроса  на  инновационную
продукцию российских предприятий.
     В результате реализации указанных мер удельный  вес  организаций,
осуществляющих  технологические  инновации,  в общем числе организаций
достигнет 20 процентов в 2010 году,  при этом объем собственных затрат
российских       компаний      на      научно-исследовательские      и
опытно-конструкторские работы увеличится не менее чем на 10  процентов
в  год  (в  сопоставимых  ценах).  Предполагается  рост удельного веса
инновационной  продукции  как  в  общем  объеме  продаж   промышленной
продукции (в 2010 году - 15 процентов),  так и в экспорте промышленной
продукции (в 2010 году - 20 процентов).
     Как показывает     мировой    опыт,    широкое    применение    в
социально-экономической    сфере    и    государственном    управлении
информационно-коммуникационных  технологий  имеет  важное значение для
повышения  уровня  жизни  граждан,  обеспечения  конкурентоспособности
экономики, а также модернизации институтов государственной власти.
     Приоритетами государственной       политики       в       области
информационно-коммуникационных технологий являются:
     в области образования - внедрение  информационно-коммуникационных
технологий в организацию и обеспечение учебного процесса в учреждениях
начального,  среднего  и  высшего  образования,  подключение  к   сети
Интернет  всех  средних  учебных  заведений  и учреждений специального
образования   для   детей   с   недостатками   физического   развития,
распространение   технологий   дистанционного   обучения   на   основе
информационно-коммуникационных технологий;
     в области   государственного  управления  -  обеспечение  доступа
граждан к информации  о  деятельности  органов  власти  (с  уточнением
категорий   информации,   отнесенной   к  закрытой),  развитие  систем
электронного учета и документооборота;
     в сфере   развития   электронной  коммерции  -  совершенствование
законодательства  об  электронной  цифровой  подписи,  включая  отмену
необоснованных  ограничений,  и  распространение  его действия на иные
электронные  аналоги   подписи,   внедрение   технологий   электронной
коммерции  в  систему  государственных закупок,  снятие ограничений на
разработку   и   применение   гражданами   и   организациями   средств
криптографии.
     Требуется также   создание   общедоступных   центров    повышения
компьютерной  грамотности  населения и центров общественного доступа к
сети Интернет.

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (2006 - 2008 ГОДЫ))".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа