ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (2006 - 2008 ГОДЫ)). Распоряжение. Правительство РФ. 19.01.06 38-Р

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (2006 - 2008 ГОДЫ))".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

III. Стратегия внешнеэкономической
                   интеграции Российской Федерации

     Развитие российской экономики невозможно без ее  последовательной
интеграции   в   систему   международных  экономических  отношений.  К
настоящему времени  в  Российской  Федерации  в  целом  сформировалась
открытая  рыночная  экономика.  Создана  система регулирования внешней
торговли товарами. Российское законодательство в области регулирования
внешнеэкономических  связей  в  основном  соответствует  международным
нормам и правилам.
     Сформированы предпосылки    для    постепенного    перехода    от
двустороннего к многостороннему торгово-экономическому взаимодействию.
Активизировалось участие в региональном экономическом сотрудничестве.
     Основными проблемами  в  области   внешнеэкономической   политики
являются следующие:
     слабо диверсифицированная структура экспорта и его зависимость от
внешнеэкономической конъюнктуры;
     недостаточное участие   российских   компаний   в   международном
разделении труда;
     низкий уровень прозрачности и  высокие  трансакционные  издержки,
прежде всего в области таможенного администрирования.
     В связи   с   этим   основными   целями   политики   в    области
внешнеэкономических отношений являются повышение конкурентоспособности
российских   компаний,   снижение   административных   барьеров    при
осуществлении  внешнеэкономической деятельности,  создание условий для
включения  российских  компаний   в   международные   производственные
процессы, активизация инвестиционной деятельности российских компаний,
участие в определении правил международной торговли.
     Для достижения   указанных  целей  необходимо  решение  следующих
задач:
     диверсификация рынков,   отраслей   и  форм  участия  российского
бизнеса в системе международного разделения труда и кооперации;
     создание условий  для  привлечения иностранных инвестиций,  в том
числе прямых;
     использование механизмов   многостороннего   сотрудничества   для
либерализации условий доступа российских товаров и  услуг  на  внешние
рынки.
     Достижению указанных  целей   будут   способствовать   завершение
процесса  присоединения  Российской Федерации к многосторонней системе
регулирования  международной  торговли  в  рамках  Всемирной  торговой
организации,     гармонизация     российского    законодательства    с
международными нормами и правилами.
     Важнейшими факторами  не  только  повышения конкурентоспособности
Российской    Федерации,     но     и     обеспечения     стабильности
внешнеэкономических   связей  должны  стать  диверсификация  структуры
экспорта  и  участие  российских  компаний  в  системе   международной
торговли.
     Российский экспорт характеризуется  не  только  высоким  удельным
весом  топливно-сырьевых  товаров,  но  и  чрезвычайно низкой степенью
диверсификации зарубежных продаж.  Доля экспорта в валовом  внутреннем
продукте страны составляет около 33,4 процента, при этом на 5 основных
сырьевых товарных позиций приходится  более  60  процентов  экспортных
поставок,  а  доля  машин  и оборудования в экспорте России составляет
около 8 - 9 процентов.
     Расширению возможностей  экспортеров  и диверсификации экспортных
рынков будут способствовать:
     развитие механизмов   поддержки   экспорта   на   основе   правил
многосторонней системы регулирования,  что является важнейшим фактором
снижения    риска   применения   в   отношении   поставок   российских
субсидируемых  товаров  компенсационных   мер   (этот   фактор   будет
действовать независимо от членства во Всемирной торговой организации);
     обеспечение торгово-политической    и    юридической    поддержки
российских  экспортеров  и  инвесторов  за рубежом,  включая повышение
эффективности деятельности торговых представительств России;
     реализация мер  по  выявлению  случаев  дискриминации  российских
экспортеров  и  инвесторов,  эффективное  содействие  устранению  мер,
препятствующих  доступу  на  рынок,  контроль за выполнением торговыми
партнерами своих обязательств по международным торговым соглашениям.
     В целях оказания государственной поддержки экспорта отечественной
продукции необходимо создать систему, которая аналогична сложившейся в
странах - членах Всемирной торговой организации.
     В этой    связи     целесообразно     создать     государственный
специализированный экспортно-импортный банк,  законодательно определив
его статус,  функции и полномочия,  и  принять  решение  о  дальнейшем
развитии  открытого акционерного общества "Внешэкономбанк" и закрытого
акционерного общества "Росэксимбанк".
     Основной задачей  данного банка должно являться осуществление мер
финансовой поддержки экспорта товаров и услуг на основе предоставления
и  рефинансирования  экспортных  кредитов,  субсидирования  процентных
ставок по экспортным  кредитам  коммерческих  банков,  предоставляемым
иностранным   импортерам   через   экспортно-импортный  банк.  Следует
обеспечить повышение уровня капитализации банка.
     В целях оперативности принятия решений следует внести изменения в
бюджетное законодательство,  предусматривающие  увеличение  предельной
суммы государственных гарантий до 50 млн.  долларов США, реализуемых в
пределах общей суммы предоставляемых гарантий без включения в перечень
программы государственных внешних заимствований Российской Федерации.
     Необходимо создать  систему  страхования   экспортных   кредитов,
которая  должна обеспечить комплексную страховую защиту экспортеров от
политических и долгосрочных коммерческих рисков, а также содействовать
привлечению  внебюджетного  долгосрочного  кредитования для реализации
экспортных контрактов.
     Одним из  основных  направлений диверсификации структуры экспорта
должно стать развитие экспорта услуг,  в первую очередь  транспортных.
При   этом   необходимо   создавать  условия  для  увеличения  объемов
транзитных перевозок российскими компаниями путем  упрощения  процедур
таможенного  регулирования  и  формирования  инфраструктуры транзитных
перевозок.
     Необходимо обеспечить    возможность    реализации   по   единому
техническому    заданию    проектов    с    иностранными    субъектами
военно-технического     сотрудничества     по    созданию    продукции
военно-технического  назначения.  Это  позволит  расширить  рынок  для
российских компаний по разработке и производству вооружения.
     Диверсификации российского экспорта  будет  также  способствовать
увеличение  объемов  экспорта  сельскохозяйственной  продукции,  в том
числе   путем   реализации    мер,    направленных    на    устранение
дискриминационных   барьеров,  в  частности  в  области  санитарных  и
фитосанитарных мер, и отмену экспортных ограничений.
     Целесообразно расширить  доступ  компаний,  в  том  числе  малого
предпринимательства,  на  международный   рынок   за   счет   развития
механизмов  компенсаций  начинающим  экспортерам части предконтрактных
расходов по освоению внешних рынков,  проведению российских ярмарок  и
участия в зарубежных ярмарках.
     Необходимыми условиями успешной интеграции российских компаний  в
систему мирохозяйственных связей являются:
     создание благоприятного  инвестиционного  климата  в   Российской
Федерации;
     повышение открытости   российской   экономики,   в   том    числе
либерализация валютного законодательства;
     создание особых  экономических  зон  и  заключение  концессионных
соглашений;
     оказание содействия  российскому   бизнесу   за   рубежом   путем
обеспечения  недискриминационного  подхода  к российским компаниям при
реализации  инвестиционных  проектов,  в  том  числе  при   проведении
конкурсов и приватизации иностранных компаний;
     совершенствование договорно-правовой     базы     инвестиционного
сотрудничества.
     Необходимо продолжить  переговоры  с   зарубежными   странами   о
заключении  соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений,
внесении при необходимости изменений в действующие соглашения, а также
в соответствующее типовое соглашение.
     Импортный тариф  России  в  случае  присоединения   к   Всемирной
торговой организации будет в течение переходного периода стабилен, что
обеспечит предсказуемость для инвесторов.
     Необходимо также  уделить  особое  внимание  совершенствованию  и
упрощению таможенного администрирования.
     В целях  обновления  основных  производственных фондов необходимо
продолжить работу по снижению и отмене ввозных  таможенных  пошлин  на
импортное технологическое оборудование.
     Кроме того,  следует обеспечить  выработку  четких  и  прозрачных
процедур  по  определению  технологического оборудования,  не имеющего
аналогов  в  Российской  Федерации,  а  также  повысить  оперативность
принятия решений.
     Одним из   основных   направлений   является   также    повышение
эффективности   применения  специальных  защитных,  антидемпинговых  и
компенсационных мер.
     Актуальной задачей   в  области  совершенствования  регулирования
торговли является развитие механизмов и  совершенствование  применения
инструментов регулирования торговли услугами.
     Особое значение  следует  придать  развитию   сотрудничества   со
странами   с   быстрорастущими   экономиками,   содействию  российским
компаниям в доступе на рынки этих стран и сотрудничеству с  компаниями
из  этих  стран  на  рынках третьих стран,  в том числе при реализации
совместных инвестиционных проектов и совместных производств.
     Среди направлений,  связанных с предпринимательской деятельностью
в данной области, можно выделить следующие:
     организация элементов   инфраструктуры   в   области  транспорта,
телекоммуникаций, доступа к информационным ресурсам;
     совершенствование механизмов   делового  сотрудничества  в  форме
ассоциаций экспортеров (в  особенности  с  участием  субъектов  малого
предпринимательства),   которые   могли   бы   обеспечить   проведение
консультации,  оказать юридическую  помощь,  содействовать  участию  в
выставках;
     развитие рынка услуг, связанных с экспортной деятельностью.
     Важнейшей предпосылкой   использования  и  развития  конкурентных
преимуществ и имеющихся ресурсов  в  международной  торговле  является
профессиональная   подготовка  и  переквалификация  кадров  в  области
торговой политики и международного  бизнеса.  Основными  направлениями
подготовки кадров являются применение инструментов торговой политики и
мер защиты внутреннего рынка, разрешение торговых споров.
     Необходимо совершенствование  информационной  системы  в  области
международной торговли и механизмов распространения такой информации.
     Важнейшим направлением    является    координация   действий   по
формированию и развитию с участием России  интеграционных  объединений
на   постсоветском   пространстве   (СНГ,   Евразийское  экономическое
сообщество,  Союзное государство,  Единое экономическое пространство).
Это позволит обеспечить согласование усилий по достижению общей цели -
развитие интеграционных процессов на пространстве СНГ.
     В рамках СНГ приоритетными направлениями будут:
     формирование конкурентной среды;
     разработка и   реализация   наиболее   перспективных   совместных
программ и проектов;
     повышение эффективности   использования   топливноэнергетического
комплекса   в   рамках   формирования    единой    энергетической    и
энерготранспортной  инфраструктуры,  создания  общего  энергетического
рынка;
     использование национальных   транспортных  комплексов  на  основе
углубления производственной кооперации;
     взаимодействие в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера,  в  области  экологии  и
охраны окружающей среды.
     Сотрудничество в рамках  Евразийского  экономического  сообщества
будет развиваться по следующим направлениям:
     проведение согласованной экономической политики;
     взаимодействие в  реальном  секторе  экономики,  в  том  числе  в
агропромышленном секторе;
     формирование и   совместное   развитие   энергетического   рынка,
Транспортного союза и реализация транзитного  потенциала  Евразийского
экономического сообщества.
     В рамках    Союзного    государства    основными    направлениями
экономического сотрудничества России и Белоруссии должны стать:
     синхронизация институциональных     преобразований,     процессов
модернизации, интеграции экономик обеих стран в мировую экономику;
     создание равных условий деятельности субъектам хозяйствования;
     формирование единого   валютного,  научного,  технологического  и
информационного пространства, фондового рынка и рынка труда;
     объединение транспортных, энергетических систем, систем связи;
     развитие межрегионального сотрудничества.
     Важнейшим направлением   будет  развитие  Единого  экономического
пространства    с    использованием    принципа    разноуровневой    и
разноскоростной  интеграции.  Основной  задачей  должно стать создание
нормативной правовой базы,  которая послужит фундаментом  формирования
полномасштабного   единого  экономического  пространства.  Нормативная
правовая   база   Единого   экономического    пространства    призвана
содействовать:
     развитию торговли  и   инвестиций,   обеспечивающему   устойчивое
развитие  экономик государств-участников на основе общепризнанных норм
и принципов международного права;
     созданию возможностей     для     развития    предпринимательской
деятельности путем установления гармонизированных систем регулирования
и интегрирования инфраструктурного комплекса;
     интеграции и      наращиванию      экономического      потенциала
государств-участников   в  целях  повышения  конкурентоспособности  их
экономик на внешних рынках.
     На завершающей  стадии  переговоров  по  присоединению Российской
Федерации к Всемирной торговой  организации  наиболее  важными  станут
следующие меры:
     завершение приведения российского законодательства в соответствие
с  нормами  и  правилами  Всемирной торговой организации (в частности,
отдельных вопросов таможенных процедур и таможенных сборов, применения
санитарных и фитосанитарных мер);
     осуществление мониторинга законотворческой деятельности  с  целью
избежания  принятия  новых  нормативных правовых актов,  которые бы не
соответствовали положениям Всемирной торговой организации;
     продолжение работы  по  информированию  научных и деловых кругов,
органов  исполнительной  власти  субъектов  Российской   Федерации   и
общественности   о   ходе  переговорного  процесса  и  системе  правил
Всемирной торговой организации;
     обеспечение согласования   новых   международных  обязательств  с
нормами и правилами Всемирной торговой организации;
     разрешение торговых   конфликтов,   связанных   с   переходом  от
двусторонней базы регулирования торговли к многосторонней  нормативной
правовой базе.
     Стратегической целью развития отношений Россия - Европейский союз
является создание Общего экономического пространства. Концепция Общего
экономического пространства,  одобренная  Римским  саммитом  Россия  -
Европейский  союз  2003  года,  в перспективе предусматривает создание
интегрированного рынка России и Европейского союза,  в рамках которого
будут  реализованы 4 степени "свободы":  торговли товарами и услугами,
движения капиталов и рабочей силы.
     Значение европейского  направления интеграции определяется прежде
всего ее системным воздействием  на  темпы  внутренних  структурных  и
институциональных   реформ,   на   масштабы   и  уровень  модернизации
отечественной   промышленности.    Сближение    с    Европой    должно
способствовать   повышению   эффективности   и   конкурентоспособности
российской промышленности, ее ускоренной модернизации.
     Целями настоящего   этапа  сотрудничества  с  Европейским  союзом
являются   гармонизация   нормативной   правовой   базы   и   создание
благоприятных  условий функционирования экономических операторов обеих
сторон на географическом пространстве России и Европейского союза.
     С учетом       необходимости      формирования      благоприятной
договорно-правовой базы развития торговли и инвестирования продолжится
работа    по   развитию   взаимоотношений   Российской   Федерации   с
международными   экономическими   организациями,   в   том   числе   с
Организацией  экономического  сотрудничества  и  развития,  а также по
участию в различных многосторонних соглашениях.
     Целям гармонизации   российского   законодательства   на   основе
международно-признанных  норм,  правил  и  принципов  может   отвечать
присоединение  Российской  Федерации  к Конвенции Киото об упрощении и
гармонизации   таможенных   процедур,   последовательное    выполнение
пересмотренных рекомендаций ФАТФ,  развитие законодательства в области
технического регулирования с учетом международных стандартов,  а также
создание   условий   для   взаимного   признания   процедур  оценки  и
подтверждения соответствия.
     В условиях    роста    экономики,    возможностей    экспортеров,
потребностей российских компаний в кредитных ресурсах и освоении новых
внешних рынков необходимо обеспечить усиление позиций и влияния России
на  мировых  рынках.  Одним  из  шагов  в  этом  направлении  была  бы
активизация   сотрудничества   России   с  международными  финансовыми
организациями,  в которых она уже  является  участником,  -  Всемирным
банком, Европейским банком реконструкции и развития и другими, а также
вступление в такие региональные банки  развития,  как  Азиатский  банк
развития и другие.

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (2006 - 2008 ГОДЫ))".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа