Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (2006 - 2008 ГОДЫ))".
III. Стратегия внешнеэкономической интеграции Российской Федерации Развитие российской экономики невозможно без ее последовательной интеграции в систему международных экономических отношений. К настоящему времени в Российской Федерации в целом сформировалась открытая рыночная экономика. Создана система регулирования внешней торговли товарами. Российское законодательство в области регулирования внешнеэкономических связей в основном соответствует международным нормам и правилам. Сформированы предпосылки для постепенного перехода от двустороннего к многостороннему торгово-экономическому взаимодействию. Активизировалось участие в региональном экономическом сотрудничестве. Основными проблемами в области внешнеэкономической политики являются следующие: слабо диверсифицированная структура экспорта и его зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры; недостаточное участие российских компаний в международном разделении труда; низкий уровень прозрачности и высокие трансакционные издержки, прежде всего в области таможенного администрирования. В связи с этим основными целями политики в области внешнеэкономических отношений являются повышение конкурентоспособности российских компаний, снижение административных барьеров при осуществлении внешнеэкономической деятельности, создание условий для включения российских компаний в международные производственные процессы, активизация инвестиционной деятельности российских компаний, участие в определении правил международной торговли. Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач: диверсификация рынков, отраслей и форм участия российского бизнеса в системе международного разделения труда и кооперации; создание условий для привлечения иностранных инвестиций, в том числе прямых; использование механизмов многостороннего сотрудничества для либерализации условий доступа российских товаров и услуг на внешние рынки. Достижению указанных целей будут способствовать завершение процесса присоединения Российской Федерации к многосторонней системе регулирования международной торговли в рамках Всемирной торговой организации, гармонизация российского законодательства с международными нормами и правилами. Важнейшими факторами не только повышения конкурентоспособности Российской Федерации, но и обеспечения стабильности внешнеэкономических связей должны стать диверсификация структуры экспорта и участие российских компаний в системе международной торговли. Российский экспорт характеризуется не только высоким удельным весом топливно-сырьевых товаров, но и чрезвычайно низкой степенью диверсификации зарубежных продаж. Доля экспорта в валовом внутреннем продукте страны составляет около 33,4 процента, при этом на 5 основных сырьевых товарных позиций приходится более 60 процентов экспортных поставок, а доля машин и оборудования в экспорте России составляет около 8 - 9 процентов. Расширению возможностей экспортеров и диверсификации экспортных рынков будут способствовать: развитие механизмов поддержки экспорта на основе правил многосторонней системы регулирования, что является важнейшим фактором снижения риска применения в отношении поставок российских субсидируемых товаров компенсационных мер (этот фактор будет действовать независимо от членства во Всемирной торговой организации); обеспечение торгово-политической и юридической поддержки российских экспортеров и инвесторов за рубежом, включая повышение эффективности деятельности торговых представительств России; реализация мер по выявлению случаев дискриминации российских экспортеров и инвесторов, эффективное содействие устранению мер, препятствующих доступу на рынок, контроль за выполнением торговыми партнерами своих обязательств по международным торговым соглашениям. В целях оказания государственной поддержки экспорта отечественной продукции необходимо создать систему, которая аналогична сложившейся в странах - членах Всемирной торговой организации. В этой связи целесообразно создать государственный специализированный экспортно-импортный банк, законодательно определив его статус, функции и полномочия, и принять решение о дальнейшем развитии открытого акционерного общества "Внешэкономбанк" и закрытого акционерного общества "Росэксимбанк". Основной задачей данного банка должно являться осуществление мер финансовой поддержки экспорта товаров и услуг на основе предоставления и рефинансирования экспортных кредитов, субсидирования процентных ставок по экспортным кредитам коммерческих банков, предоставляемым иностранным импортерам через экспортно-импортный банк. Следует обеспечить повышение уровня капитализации банка. В целях оперативности принятия решений следует внести изменения в бюджетное законодательство, предусматривающие увеличение предельной суммы государственных гарантий до 50 млн. долларов США, реализуемых в пределах общей суммы предоставляемых гарантий без включения в перечень программы государственных внешних заимствований Российской Федерации. Необходимо создать систему страхования экспортных кредитов, которая должна обеспечить комплексную страховую защиту экспортеров от политических и долгосрочных коммерческих рисков, а также содействовать привлечению внебюджетного долгосрочного кредитования для реализации экспортных контрактов. Одним из основных направлений диверсификации структуры экспорта должно стать развитие экспорта услуг, в первую очередь транспортных. При этом необходимо создавать условия для увеличения объемов транзитных перевозок российскими компаниями путем упрощения процедур таможенного регулирования и формирования инфраструктуры транзитных перевозок. Необходимо обеспечить возможность реализации по единому техническому заданию проектов с иностранными субъектами военно-технического сотрудничества по созданию продукции военно-технического назначения. Это позволит расширить рынок для российских компаний по разработке и производству вооружения. Диверсификации российского экспорта будет также способствовать увеличение объемов экспорта сельскохозяйственной продукции, в том числе путем реализации мер, направленных на устранение дискриминационных барьеров, в частности в области санитарных и фитосанитарных мер, и отмену экспортных ограничений. Целесообразно расширить доступ компаний, в том числе малого предпринимательства, на международный рынок за счет развития механизмов компенсаций начинающим экспортерам части предконтрактных расходов по освоению внешних рынков, проведению российских ярмарок и участия в зарубежных ярмарках. Необходимыми условиями успешной интеграции российских компаний в систему мирохозяйственных связей являются: создание благоприятного инвестиционного климата в Российской Федерации; повышение открытости российской экономики, в том числе либерализация валютного законодательства; создание особых экономических зон и заключение концессионных соглашений; оказание содействия российскому бизнесу за рубежом путем обеспечения недискриминационного подхода к российским компаниям при реализации инвестиционных проектов, в том числе при проведении конкурсов и приватизации иностранных компаний; совершенствование договорно-правовой базы инвестиционного сотрудничества. Необходимо продолжить переговоры с зарубежными странами о заключении соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений, внесении при необходимости изменений в действующие соглашения, а также в соответствующее типовое соглашение. Импортный тариф России в случае присоединения к Всемирной торговой организации будет в течение переходного периода стабилен, что обеспечит предсказуемость для инвесторов. Необходимо также уделить особое внимание совершенствованию и упрощению таможенного администрирования. В целях обновления основных производственных фондов необходимо продолжить работу по снижению и отмене ввозных таможенных пошлин на импортное технологическое оборудование. Кроме того, следует обеспечить выработку четких и прозрачных процедур по определению технологического оборудования, не имеющего аналогов в Российской Федерации, а также повысить оперативность принятия решений. Одним из основных направлений является также повышение эффективности применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Актуальной задачей в области совершенствования регулирования торговли является развитие механизмов и совершенствование применения инструментов регулирования торговли услугами. Особое значение следует придать развитию сотрудничества со странами с быстрорастущими экономиками, содействию российским компаниям в доступе на рынки этих стран и сотрудничеству с компаниями из этих стран на рынках третьих стран, в том числе при реализации совместных инвестиционных проектов и совместных производств. Среди направлений, связанных с предпринимательской деятельностью в данной области, можно выделить следующие: организация элементов инфраструктуры в области транспорта, телекоммуникаций, доступа к информационным ресурсам; совершенствование механизмов делового сотрудничества в форме ассоциаций экспортеров (в особенности с участием субъектов малого предпринимательства), которые могли бы обеспечить проведение консультации, оказать юридическую помощь, содействовать участию в выставках; развитие рынка услуг, связанных с экспортной деятельностью. Важнейшей предпосылкой использования и развития конкурентных преимуществ и имеющихся ресурсов в международной торговле является профессиональная подготовка и переквалификация кадров в области торговой политики и международного бизнеса. Основными направлениями подготовки кадров являются применение инструментов торговой политики и мер защиты внутреннего рынка, разрешение торговых споров. Необходимо совершенствование информационной системы в области международной торговли и механизмов распространения такой информации. Важнейшим направлением является координация действий по формированию и развитию с участием России интеграционных объединений на постсоветском пространстве (СНГ, Евразийское экономическое сообщество, Союзное государство, Единое экономическое пространство). Это позволит обеспечить согласование усилий по достижению общей цели - развитие интеграционных процессов на пространстве СНГ. В рамках СНГ приоритетными направлениями будут: формирование конкурентной среды; разработка и реализация наиболее перспективных совместных программ и проектов; повышение эффективности использования топливноэнергетического комплекса в рамках формирования единой энергетической и энерготранспортной инфраструктуры, создания общего энергетического рынка; использование национальных транспортных комплексов на основе углубления производственной кооперации; взаимодействие в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в области экологии и охраны окружающей среды. Сотрудничество в рамках Евразийского экономического сообщества будет развиваться по следующим направлениям: проведение согласованной экономической политики; взаимодействие в реальном секторе экономики, в том числе в агропромышленном секторе; формирование и совместное развитие энергетического рынка, Транспортного союза и реализация транзитного потенциала Евразийского экономического сообщества. В рамках Союзного государства основными направлениями экономического сотрудничества России и Белоруссии должны стать: синхронизация институциональных преобразований, процессов модернизации, интеграции экономик обеих стран в мировую экономику; создание равных условий деятельности субъектам хозяйствования; формирование единого валютного, научного, технологического и информационного пространства, фондового рынка и рынка труда; объединение транспортных, энергетических систем, систем связи; развитие межрегионального сотрудничества. Важнейшим направлением будет развитие Единого экономического пространства с использованием принципа разноуровневой и разноскоростной интеграции. Основной задачей должно стать создание нормативной правовой базы, которая послужит фундаментом формирования полномасштабного единого экономического пространства. Нормативная правовая база Единого экономического пространства призвана содействовать: развитию торговли и инвестиций, обеспечивающему устойчивое развитие экономик государств-участников на основе общепризнанных норм и принципов международного права; созданию возможностей для развития предпринимательской деятельности путем установления гармонизированных систем регулирования и интегрирования инфраструктурного комплекса; интеграции и наращиванию экономического потенциала государств-участников в целях повышения конкурентоспособности их экономик на внешних рынках. На завершающей стадии переговоров по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации наиболее важными станут следующие меры: завершение приведения российского законодательства в соответствие с нормами и правилами Всемирной торговой организации (в частности, отдельных вопросов таможенных процедур и таможенных сборов, применения санитарных и фитосанитарных мер); осуществление мониторинга законотворческой деятельности с целью избежания принятия новых нормативных правовых актов, которые бы не соответствовали положениям Всемирной торговой организации; продолжение работы по информированию научных и деловых кругов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и общественности о ходе переговорного процесса и системе правил Всемирной торговой организации; обеспечение согласования новых международных обязательств с нормами и правилами Всемирной торговой организации; разрешение торговых конфликтов, связанных с переходом от двусторонней базы регулирования торговли к многосторонней нормативной правовой базе. Стратегической целью развития отношений Россия - Европейский союз является создание Общего экономического пространства. Концепция Общего экономического пространства, одобренная Римским саммитом Россия - Европейский союз 2003 года, в перспективе предусматривает создание интегрированного рынка России и Европейского союза, в рамках которого будут реализованы 4 степени "свободы": торговли товарами и услугами, движения капиталов и рабочей силы. Значение европейского направления интеграции определяется прежде всего ее системным воздействием на темпы внутренних структурных и институциональных реформ, на масштабы и уровень модернизации отечественной промышленности. Сближение с Европой должно способствовать повышению эффективности и конкурентоспособности российской промышленности, ее ускоренной модернизации. Целями настоящего этапа сотрудничества с Европейским союзом являются гармонизация нормативной правовой базы и создание благоприятных условий функционирования экономических операторов обеих сторон на географическом пространстве России и Европейского союза. С учетом необходимости формирования благоприятной договорно-правовой базы развития торговли и инвестирования продолжится работа по развитию взаимоотношений Российской Федерации с международными экономическими организациями, в том числе с Организацией экономического сотрудничества и развития, а также по участию в различных многосторонних соглашениях. Целям гармонизации российского законодательства на основе международно-признанных норм, правил и принципов может отвечать присоединение Российской Федерации к Конвенции Киото об упрощении и гармонизации таможенных процедур, последовательное выполнение пересмотренных рекомендаций ФАТФ, развитие законодательства в области технического регулирования с учетом международных стандартов, а также создание условий для взаимного признания процедур оценки и подтверждения соответствия. В условиях роста экономики, возможностей экспортеров, потребностей российских компаний в кредитных ресурсах и освоении новых внешних рынков необходимо обеспечить усиление позиций и влияния России на мировых рынках. Одним из шагов в этом направлении была бы активизация сотрудничества России с международными финансовыми организациями, в которых она уже является участником, - Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития и другими, а также вступление в такие региональные банки развития, как Азиатский банк развития и другие. |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (2006 - 2008 ГОДЫ))".