ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (2006 - 2008 ГОДЫ)). Распоряжение. Правительство РФ. 19.01.06 38-Р

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (2006 - 2008 ГОДЫ))".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

VI. Устранение структурных ограничений
                         экономического роста

     В настоящее время структура российской экономики не  позволяет  в
полной  мере обеспечить высокие и устойчивые темпы роста.  В отраслях,
доминирующих   в   структуре   производства   (топливно-энергетический
комплекс,  металлургия), наблюдается тенденция снижения темпов роста и
в связи с этим  указанные  отрасли  не  смогут  расти  в  долгосрочной
перспективе   темпами   выше   5  процентов.  Отрасли,  которые  могут
развиваться темпами выше 7  процентов  (пищевая,  химическая,  лесная,
производство строительных материалов, отдельные отрасли машиностроения
и высокотехнологичные отрасли промышленности,  а также строительство и
связь), занимают в структуре экономики менее одной трети.
     Изменениям структуры производства будут  способствовать  развитие
инфраструктуры,     реализация     комплекса    мер    по    повышению
конкурентоспособности и темпов роста ведущих секторов экономики.
     Комплекс указанных мер включает следующие основные направления:
     реализация общесистемных   мер,    направленных    на    снижение
институциональных      барьеров,      стимулирование     спроса     на
научно-техническую продукцию,  новую технику и технологии и  ускорение
выбытия устаревшего оборудования;
     повышение эффективности   действующих   и   формирование    новых
государственных финансовых институтов развития,  включение их ресурсов
в реализацию программ развития секторов экономики и инфраструктуры;
     развитие программно-целевого      подхода      к      структурным
преобразованиям  в  экономике  и  развитию  инфраструктуры  на  основе
реализации федеральных и ведомственных целевых программ;
     создание особых экономических зон и технико-внедренческих парков,
формирование   территориально-производственных  кластеров,  реализация
программ    содействия    развитию    инновационной    инфраструктуры,
промышленного  дизайна  и  инжиниринговых услуг,  разработка стратегий
развития отдельных секторов экономики.
     Стратегии предусматривают     реализацию    проектов    развития,
направленных   на   структурные   изменения   в   экономике,   имеющие
существенный   макроэкономический   эффект  и  влияющие  на  повышение
национальной конкурентоспособности и темпов роста экономики в целом, и
подразделяются на следующие группы:
     стратегии развития традиционных секторов экономики или  стратегии
повышения    конкурентоспособности    секторов,   являющихся   основой
современного    экономического     роста     и     жизнеобеспечивающей
инфраструктуры.  Их  дополнительный  вклад в рост валового внутреннего
продукта в 2006-2015 годах прогнозируется на уровне 1,1 - 1,2 процента
в год;
     стратегии развития инновационных секторов или стратегии  развития
новой  экономики,  определяющие  переход от сырьевого к инновационному
развитию  и  формирующие  новые  двигатели  экономического  роста.  Их
дополнительный  вклад  в  прирост  валового внутреннего продукта может
составить  0,8-1,1  процента  в  год.  На   рубеже   2011-2015   годов
потенциальный   вклад  в  ускорение  экономического  роста  наукоемкой
продукции и  "экономики  знаний"  сравняется  с  вкладом  традиционных
секторов;
     стратегии развития человеческого  капитала,  предусматривающие  в
том числе формирование рынка жилья и развитие жилищного строительства,
модернизацию образования,  здравоохранения и социально-трудовой сферы.
Макроэкономический  эффект  от  реализации  указанных  стратегий будет
оказывать  влияние  на  развитие  традиционных  и  высокотехнологичных
секторов.
     При этом реализация указанных стратегий и  проектов  развития  не
должна  привести  к  увеличению доли нерыночного сектора в экономике с
учетом предполагаемого роста частных инвестиций в рамках осуществления
частно-государственного партнерства.

                                                               Таблица

       Показатели реализации национальных проектов и стратегий

                                          (процентов прироста валового
                                           внутреннего продукта в год)

----------------------------------------------------------------------------------
|                                   | 2006 - 2010 |  2011 - 2015  | 2006 - 2015  |
|                                   |    годы     |      годы     |    годы      |
|-----------------------------------|-------------|---------------|--------------|
| Традиционный сектор экономики     |   0,8-1,0   |    1,3-1,6    |   1,1-1,2    |
|-----------------------------------|-------------|---------------|--------------|
| Стратегия развития топливно-      |   0,4-0,5   |    0,7-0,9    |   0,6-0,7    |
| энергетического комплекса         |             |               |              |
|-----------------------------------|-------------|---------------|--------------|
| Нефтедобывающий сектор            |   0,2-0,3   |    0,5-0,6    |     0,4      |
|-----------------------------------|-------------|---------------|--------------|
| Газовый сектор                    |  0,15-0,2   |      0,3      |     0,2      |
|-----------------------------------|-------------|---------------|--------------|
| Транспортная стратегия            |   0,2-0,3   |    0,4-0,5    |     0,3      |
|-----------------------------------|-------------|---------------|--------------|
| Агропромышленный комплекс         |     0,2     |      0,2      |     0,2      |
|-----------------------------------|-------------|---------------|--------------|
| Сектор новой экономики            |   0,6-0,7   |     1-1,45    |   0,8-1,1    |
|-----------------------------------|-------------|---------------|--------------|
| Стратегия в области развития      |  0,15-0,2   |    0,3-0,55   |   0,3-0,4    |
| науки и инноваций                 |             |               |              |
|-----------------------------------|-------------|---------------|--------------|
| Информатизация и связь            |  0,2-0,25   |    0,4-0,5    |   0,3-0,4    |
|-----------------------------------|-------------|---------------|--------------|
| Оборонно-промышленный             |  0,2-0,25   |    0,3-0,4    |  0,25-0,3    |
| комплекс и авиастроение           |             |               |              |
|-----------------------------------|-------------|---------------|--------------|
| Развитие человеческого капитала   |     0,2     |      0,3      |    0,25      |
|-----------------------------------|-------------|---------------|--------------|
| Ипотека и жилищное                |     0,1     |      0,15     |    0,15      |
| строительство                     |             |               |              |
|-----------------------------------|-------------|---------------|--------------|
| ВКЛАД СТРАТЕГИЙ                   |   1,6-1,9   |    2,6-3,3    |   2,2-2,5    |
----------------------------------------------------------------------------------

     В целом секторы,  которые охватывают стратегии,  производят около
43-44 процентов валового внутреннего продукта, и в них концентрируется
до 70-74 процентов всех капитальных вложений в экономике (при этом  на
государственные  капитальные  вложения  приходится около четверти всех
инвестиций).  Таким образом, экономический рост будет определяться как
использованием  программно-стратегического  подхода к развитию ведущих
секторов  экономики,  так  и   модернизацией   традиционных   секторов
экономики   (особенно   автомобилестроения,   пищевой  промышленности,
металлургии, лесохимического комплекса).
     Одним из  факторов  роста  экономики на среднесрочную перспективу
является    увеличение     расходов     инвестиционного     характера,
совершенствование структуры и качества федеральных целевых программ, а
также разработка и реализация ведомственных целевых программ.
     В целях  стимулирования  структурных  изменений  в  2005  году на
высокотехнологичные наукоемкие проекты было направлено  15,3  процента
всех   инвестиционных  расходов  бюджета.  В  2006  году  эта  доля  в
результате  реструктурирования  программ  и  принятия  новых  программ
повысится до 23,4 процента.
     Доля традиционных    отраслей    в    общем    объеме    расходов
инвестиционного характера составила 26,5 процента в 2005 году и в 2006
году сохранится примерно на этом  же  уровне.  Программы  модернизации
транспортной инфраструктуры и агропромышленного комплекса обеспечивают
в ближайшие годы наибольший вклад в поддержание темпов  экономического
роста.
     Для обеспечения  прогнозируемых  темпов  экономического  роста  в
2006-2008 годах необходимо не допустить снижения относительного уровня
расходов  инвестиционного  характера  и  реализовать   федеральные   и
ведомственные    целевые    программы,    направленные   на   развитие
высокотехнологичных сфер экономики.
     В динамике  отраслевой  структуры  промышленного  производства  с
учетом   эффекта   реализации    стратегий    и    общего    повышения
конкурентоспособности    бизнеса   прогнозируется   опережающий   рост
отраслей,  выпускающих  инвестиционную  и  конечную  продукцию.   Доля
отраслей  этого  комплекса  возрастет  с  33,1 процента в 2005 году до
43,3-46 процентов в 2015 году.  Доля отраслей,  производящих  сырье  и
материалы,  снизится  с  31,6 процента в 2005 году до 29-31 процента в
2015 году. В 2005-2010 годах уменьшение вклада нефтяной промышленности
в  экономический  рост  будет  во  многом  компенсироваться  развитием
сырьевых  секторов  (металлургического,   химического,   лесобумажного
комплексов),  которые  имеют значительный потенциал увеличения объемов
как экспорта, так и внутреннего спроса, и уже стали активно наращивать
инвестиции.   После   2008-2009   годов  можно  ожидать  значительного
повышения роли автомобилестроения и высокотехнологичных производств на
основе   роста  отечественных  и  иностранных  инвестиций  и  развития
международной кооперации.
     Таким образом,  структура  российской промышленности станет более
прогрессивной и приблизится к структуре развитых европейских стран.

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (2006 - 2008 ГОДЫ))".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа