Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (2006 - 2008 ГОДЫ))".
VI. Устранение структурных ограничений экономического роста В настоящее время структура российской экономики не позволяет в полной мере обеспечить высокие и устойчивые темпы роста. В отраслях, доминирующих в структуре производства (топливно-энергетический комплекс, металлургия), наблюдается тенденция снижения темпов роста и в связи с этим указанные отрасли не смогут расти в долгосрочной перспективе темпами выше 5 процентов. Отрасли, которые могут развиваться темпами выше 7 процентов (пищевая, химическая, лесная, производство строительных материалов, отдельные отрасли машиностроения и высокотехнологичные отрасли промышленности, а также строительство и связь), занимают в структуре экономики менее одной трети. Изменениям структуры производства будут способствовать развитие инфраструктуры, реализация комплекса мер по повышению конкурентоспособности и темпов роста ведущих секторов экономики. Комплекс указанных мер включает следующие основные направления: реализация общесистемных мер, направленных на снижение институциональных барьеров, стимулирование спроса на научно-техническую продукцию, новую технику и технологии и ускорение выбытия устаревшего оборудования; повышение эффективности действующих и формирование новых государственных финансовых институтов развития, включение их ресурсов в реализацию программ развития секторов экономики и инфраструктуры; развитие программно-целевого подхода к структурным преобразованиям в экономике и развитию инфраструктуры на основе реализации федеральных и ведомственных целевых программ; создание особых экономических зон и технико-внедренческих парков, формирование территориально-производственных кластеров, реализация программ содействия развитию инновационной инфраструктуры, промышленного дизайна и инжиниринговых услуг, разработка стратегий развития отдельных секторов экономики. Стратегии предусматривают реализацию проектов развития, направленных на структурные изменения в экономике, имеющие существенный макроэкономический эффект и влияющие на повышение национальной конкурентоспособности и темпов роста экономики в целом, и подразделяются на следующие группы: стратегии развития традиционных секторов экономики или стратегии повышения конкурентоспособности секторов, являющихся основой современного экономического роста и жизнеобеспечивающей инфраструктуры. Их дополнительный вклад в рост валового внутреннего продукта в 2006-2015 годах прогнозируется на уровне 1,1 - 1,2 процента в год; стратегии развития инновационных секторов или стратегии развития новой экономики, определяющие переход от сырьевого к инновационному развитию и формирующие новые двигатели экономического роста. Их дополнительный вклад в прирост валового внутреннего продукта может составить 0,8-1,1 процента в год. На рубеже 2011-2015 годов потенциальный вклад в ускорение экономического роста наукоемкой продукции и "экономики знаний" сравняется с вкладом традиционных секторов; стратегии развития человеческого капитала, предусматривающие в том числе формирование рынка жилья и развитие жилищного строительства, модернизацию образования, здравоохранения и социально-трудовой сферы. Макроэкономический эффект от реализации указанных стратегий будет оказывать влияние на развитие традиционных и высокотехнологичных секторов. При этом реализация указанных стратегий и проектов развития не должна привести к увеличению доли нерыночного сектора в экономике с учетом предполагаемого роста частных инвестиций в рамках осуществления частно-государственного партнерства. Таблица Показатели реализации национальных проектов и стратегий (процентов прироста валового внутреннего продукта в год) ---------------------------------------------------------------------------------- | | 2006 - 2010 | 2011 - 2015 | 2006 - 2015 | | | годы | годы | годы | |-----------------------------------|-------------|---------------|--------------| | Традиционный сектор экономики | 0,8-1,0 | 1,3-1,6 | 1,1-1,2 | |-----------------------------------|-------------|---------------|--------------| | Стратегия развития топливно- | 0,4-0,5 | 0,7-0,9 | 0,6-0,7 | | энергетического комплекса | | | | |-----------------------------------|-------------|---------------|--------------| | Нефтедобывающий сектор | 0,2-0,3 | 0,5-0,6 | 0,4 | |-----------------------------------|-------------|---------------|--------------| | Газовый сектор | 0,15-0,2 | 0,3 | 0,2 | |-----------------------------------|-------------|---------------|--------------| | Транспортная стратегия | 0,2-0,3 | 0,4-0,5 | 0,3 | |-----------------------------------|-------------|---------------|--------------| | Агропромышленный комплекс | 0,2 | 0,2 | 0,2 | |-----------------------------------|-------------|---------------|--------------| | Сектор новой экономики | 0,6-0,7 | 1-1,45 | 0,8-1,1 | |-----------------------------------|-------------|---------------|--------------| | Стратегия в области развития | 0,15-0,2 | 0,3-0,55 | 0,3-0,4 | | науки и инноваций | | | | |-----------------------------------|-------------|---------------|--------------| | Информатизация и связь | 0,2-0,25 | 0,4-0,5 | 0,3-0,4 | |-----------------------------------|-------------|---------------|--------------| | Оборонно-промышленный | 0,2-0,25 | 0,3-0,4 | 0,25-0,3 | | комплекс и авиастроение | | | | |-----------------------------------|-------------|---------------|--------------| | Развитие человеческого капитала | 0,2 | 0,3 | 0,25 | |-----------------------------------|-------------|---------------|--------------| | Ипотека и жилищное | 0,1 | 0,15 | 0,15 | | строительство | | | | |-----------------------------------|-------------|---------------|--------------| | ВКЛАД СТРАТЕГИЙ | 1,6-1,9 | 2,6-3,3 | 2,2-2,5 | ---------------------------------------------------------------------------------- В целом секторы, которые охватывают стратегии, производят около 43-44 процентов валового внутреннего продукта, и в них концентрируется до 70-74 процентов всех капитальных вложений в экономике (при этом на государственные капитальные вложения приходится около четверти всех инвестиций). Таким образом, экономический рост будет определяться как использованием программно-стратегического подхода к развитию ведущих секторов экономики, так и модернизацией традиционных секторов экономики (особенно автомобилестроения, пищевой промышленности, металлургии, лесохимического комплекса). Одним из факторов роста экономики на среднесрочную перспективу является увеличение расходов инвестиционного характера, совершенствование структуры и качества федеральных целевых программ, а также разработка и реализация ведомственных целевых программ. В целях стимулирования структурных изменений в 2005 году на высокотехнологичные наукоемкие проекты было направлено 15,3 процента всех инвестиционных расходов бюджета. В 2006 году эта доля в результате реструктурирования программ и принятия новых программ повысится до 23,4 процента. Доля традиционных отраслей в общем объеме расходов инвестиционного характера составила 26,5 процента в 2005 году и в 2006 году сохранится примерно на этом же уровне. Программы модернизации транспортной инфраструктуры и агропромышленного комплекса обеспечивают в ближайшие годы наибольший вклад в поддержание темпов экономического роста. Для обеспечения прогнозируемых темпов экономического роста в 2006-2008 годах необходимо не допустить снижения относительного уровня расходов инвестиционного характера и реализовать федеральные и ведомственные целевые программы, направленные на развитие высокотехнологичных сфер экономики. В динамике отраслевой структуры промышленного производства с учетом эффекта реализации стратегий и общего повышения конкурентоспособности бизнеса прогнозируется опережающий рост отраслей, выпускающих инвестиционную и конечную продукцию. Доля отраслей этого комплекса возрастет с 33,1 процента в 2005 году до 43,3-46 процентов в 2015 году. Доля отраслей, производящих сырье и материалы, снизится с 31,6 процента в 2005 году до 29-31 процента в 2015 году. В 2005-2010 годах уменьшение вклада нефтяной промышленности в экономический рост будет во многом компенсироваться развитием сырьевых секторов (металлургического, химического, лесобумажного комплексов), которые имеют значительный потенциал увеличения объемов как экспорта, так и внутреннего спроса, и уже стали активно наращивать инвестиции. После 2008-2009 годов можно ожидать значительного повышения роли автомобилестроения и высокотехнологичных производств на основе роста отечественных и иностранных инвестиций и развития международной кооперации. Таким образом, структура российской промышленности станет более прогрессивной и приблизится к структуре развитых европейских стран. |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (2006 - 2008 ГОДЫ))".