О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2010 ГОДА". Постановление. Правительство РФ. 06.01.06 1

Фрагмент документа "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2010 ГОДА"".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

Обоснование целесообразности решения проблемы
                      программно-целевым методом

     С учетом уровня угроз для безопасного развития страны эффективное
противодействие  возникновению  чрезвычайных  ситуаций  не  может быть
обеспечено    только    в   рамках   основной   деятельности   органов
государственной  власти  и  органов  местного самоуправления. Характер
проблемы  требует долговременной стратегии и организационно-финансовых
механизмов  взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов
субъектов экономики и институтов общества.
     Изучение  угроз  и  причин  возникновения  чрезвычайных  ситуаций
(особенно в части их природных компонентов) является предметом научных
исследований.   Распределение   сфер   ответственности   и  построения
организационной  структуры  на  этапе  изучения  чрезвычайных ситуаций
основывается  на учете их генезиса (например, цунами - гидрологическое
явление,   но   прогноз   его  возникновения  обеспечивают  геофизики,
изучающие вопросы сейсмологии).
     В   системе  действий  по  предотвращению  чрезвычайных  ситуаций
существенное   значение   имеют   система  мер  и  их  технологическое
обеспечение,  которые  могут  быть  общими для разных по своей природе
явлений (например, предупреждение населения и его отселение из опасной
зоны  с  последующим  восстановлением  объектов  или возведением их на
новом месте).
     Для повышения у населения уровня подготовленности, сознательности
и  убежденности  в  необходимости  и  важности  правильных действий по
предупреждению  и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций,  уверенности  в
эффективности применяемых средств и методов внедрения норм безопасного
поведения в окружающей обстановке, а также для оперативного оповещения
и   информирования   населения   в  чрезвычайных  ситуациях  с  учетом
постоянного   увеличения  потока  информации  о  различных  опасностях
необходимо   активно   использовать   современные   информационные   и
телекоммуникационные технологии.
     Эти   технологии  должны  позволять  оповещать,  информировать  и
обучать   людей,   находящихся   в   местах  массового  пребывания  (с
использованием  электронных  наружных и внутренних табло коллективного
пользования),  а  также  вне  зависимости  от  места  их нахождения (с
применением   различных   типов  оконечных  устройств  индивидуального
пользования   -   мобильных   телефонов,   портативных  компьютеров  с
беспроводным  выходом в сеть Интернет, теле- и радиоприемников и др.).
Важную  роль  в  прогнозировании  опасных  ситуаций  и своевременности
реагирования   играют  также  современные  средства  профилактического
видеонаблюдения   в   местах   массового  пребывания  людей,  а  также
устройства,  обеспечивающие  обратную  связь  населения  с  персоналом
дежурных служб.
     Указанные   задачи   могут   быть   решены   путем   создания   и
функционирования  общероссийской  комплексной системы информирования и
оповещения    населения   в   местах   массового   пребывания   людей,
представляющей  собой совокупность федеральных, региональных и местных
информационных  центров,  технически  объединенных  в единую вертикаль
приема и передачи информации.
     Указанная   система   по   характеру   и   режиму   использования
предназначена  для  государственных  нужд.  Работы по определению мест
размещения,    оснащению   и   разработке   регламента   использования
терминальных    комплексов    общероссийской    комплексной    системы
информирования  и  оповещения  населения в местах массового пребывания
людей   проводятся   Министерством   Российской   Федерации  по  делам
гражданской  обороны,  чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий совместно с Министерством внутренних дел Российской
Федерации  и  Федеральной службой безопасности Российской Федерации. В
соответствии   с   концепцией  и  программой  создания  общероссийской
комплексной  системы  информирования  и  оповещения населения в местах
массового  пребывания  людей  предполагается  ее  использование в трех
режимах.  Первый  режим (повседневное функционирование) общероссийской
комплексной  системы  информирования  и  оповещения населения в местах
массового  пребывания  людей  используется для подготовки населения по
вопросам   гражданской   обороны,   защиты   населения  и  территорий,
обеспечения  пожарной  безопасности  и охраны общественного порядка, а
также   доведения   до   граждан  необходимой  информации  об  основах
безопасности  жизнедеятельности. Одновременно производится комплексный
сбор   в   местах  размещения  терминальных  комплексов  информации  о
состоянии  правопорядка  и  о  поведении отдельных категорий граждан с
архивированием    результатов   наблюдений.   Второй   режим   (угроза
возникновения   и   возникновение  чрезвычайных  ситуаций  и  массовых
нарушений  общественного  порядка)  общероссийской комплексной системы
информирования  и  оповещения  населения в местах массового пребывания
людей  используется  для доведения до граждан оперативной информации о
параметрах   опасностей   и   угроз,   направлениях   и   скорости  их
распространения,  мерах по защите жизни и здоровья, организации помощи
окружающим.  В это же время осуществляется комплексный сбор информации
для  подготовки  органами управления Министерства Российской Федерации
по  делам  гражданской  обороны,  чрезвычайным  ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской
Федерации  и  Федеральной  службы  безопасности  Российской  Федерации
управленческих  решений  в целях локализации и ликвидации чрезвычайных
ситуаций.  Третий  режим  (после чрезвычайных ситуаций) общероссийской
комплексной  системы  информирования  и  оповещения населения в местах
массового  пребывания  людей  задействуется  для  выполнения комплекса
мероприятий,   направленных   на   социальную  реабилитацию,  оказание
психологической    помощи   населению,   всестороннее   информационное
обеспечение граждан.
     Коммерческое  использование  общероссийской  комплексной  системы
информирования  и  оповещения  населения в местах массового пребывания
людей нецелесообразно и не предполагается.
     Принятие   общих  решений  о  реализации  тех  или  иных  мер  по
предотвращению   чрезвычайных  ситуаций  и  ликвидации  их  негативных
последствий   основывается  на  оценке  экономической  и  общественной
эффективности    сценариев    реагирования.   Информация   о   природе
чрезвычайных  ситуаций,  технологиях  их  предотвращения  и ликвидации
учитывается, но не является главной.
     Исходя   из   изложенного,   при   применении  программно-целевых
механизмов необходимо использовать следующие алгоритмы действий:
     развитие  и  использование  научного  потенциала при исследовании
причин  возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе обусловленных
опасными   гидрометеорологическими  явлениями  и  резкими  изменениями
погодно-климатических условий, и особенностей их протекания;
     информационная    поддержка   и   создание   инфраструктуры   для
непрерывного  мониторинга  и ситуационного анализа рисков чрезвычайных
ситуаций,  информирования  органов власти и управления, специалистов и
населения по вопросам управления рисками;
     координация  действий по поддержанию в необходимой готовности сил
и   средств   реагирования   с  учетом  особенностей  технологического
содержания   и   технического  обеспечения  мероприятий  и  реализация
сценариев  реагирования  на угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций
на   основе  оценки  экономической  и  социальной  эффективности  этих
действий;
     реализация    практических    мер,    исключающих   возникновение
чрезвычайных ситуаций или уменьшающих возможный ущерб.
     Наиболее  проблемной  частью  единой  вертикали  реагирования  на
чрезвычайные  ситуации  является "зона контакта" научного сообщества и
государственного     управления.     При     отсутствии    постоянного
администрирования   процесса   такого   взаимодействия  повышение  его
эффективности возможно путем применения программных механизмов.
     Требует    совершенствования    взаимодействие    федеральных   и
региональных  структур  различных  ведомств  для  комплексного решения
основных  проблем,  связанных  с  угрозами  безопасности  населения  и
территории.
     Необходимый  уровень координации действий и концентрации ресурсов
при  решении  задач  снижения  рисков чрезвычайных ситуаций может быть
достигнут   только   при   использовании  программно-целевых  методов.
Реализация  Программы  позволит  обеспечить  переход  к единой системе
целевого управления в области снижения рисков чрезвычайных ситуаций на
базе единых методических подходов.
     Снижение рисков чрезвычайных ситуаций всех типов и масштабов и их
негативных  последствий  будет  обеспечено  путем реализации следующих
основных направлений Программы:
     системные  исследования и совершенствование нормативных правовых,
методических  и  организационных  основ  государственного управления в
области  повышения  безопасности  населения  и защищенности критически
важных объектов от угроз природного и техногенного характера;
     совершенствование    систем    мониторинга    и   прогнозирования
чрезвычайных   ситуаций,   в   том  числе  обусловленных  сейсмической
опасностью и цунами;
     создание  общероссийской  комплексной  системы  информирования  и
оповещения населения в местах массового пребывания людей;
     разработка   и   реализация   практических   мер   по   повышению
безопасности населения и защищенности критически важных объектов;
     развитие  и  совершенствование  технических  средств и технологий
повышения  защиты  населения и территорий от опасностей, обусловленных
возникновением  чрезвычайных  ситуаций,  а  также средств и технологий
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     развитие    инфраструктуры    информационного    обеспечения    и
ситуационного анализа рисков чрезвычайных ситуаций;
     развитие  и  совершенствование  системы  подготовки  руководящего
состава   и   специалистов,  спасателей  и  населения  к  действиям  в
чрезвычайных ситуациях.

Фрагмент документа "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2010 ГОДА"".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа