Фрагмент документа "СТАНДАРТ БАНКА РОССИИ СТО БР ИББС-1.0-2006 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ".
Библиография [1] Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 01.12.1990 N 395-1 в редакции ФЗ от 03.02.1996 N 17-ФЗ, от 31.07.1998 N 151-ФЗ, от 05.07.1999 N 126-ФЗ, от 08.07.1999 N 136-ФЗ, от 19.06.2001 N 82-ФЗ, от 07.08.2001 N 121-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ с изменениями, внесенными постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23.02.1999 N 4-П. [2] Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ. [3] Корпоративный менеджмент: Справочник для профессионалов / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге и др.; Под общ. ред. И.И. Мазура. - М.: Высшая школа, 2003. - 1077 с. [4] Банковский менеджмент, Питер С. Роуз - М.: "Дело Лтд",1995. - 768 с. [5] Основы банковской деятельности, Афанасьева Л.П., Богатырев В.И., Журкина Н.Г. и др. - М., 2003. Ключевые слова: банковская система Российской Федерации, система менеджмента информационной безопасности, политика информационной безопасности. ---------------------------------------------------------------------- 1 Под собственником здесь понимается субъект хозяйственной деятельности, имеющий права владения, распоряжения или пользования активами, который заинтересован или обязан (согласно требованиям законов или иных законодательных или нормативно-правовых актов) обеспечивать защиту активов от угроз, которые могут снизить их ценность или нанести ущерб собственнику. 2 Под злоумышленником здесь понимается лицо, которое совершает или совершило заранее обдуманное действие с осознанием его опасных последствий или не предвидело, но должно было и могло предвидеть возможность наступления этих последствий (адаптировано из ст. 27 УК РФ). Далее по тексту данные лица именуются злоумышленниками (нарушителями). 3 Модели ИБ (угроз и нарушителей) предназначены отражать будущее, вследствие чего они носят прогнозный характер. Модели ИБ разрабатываются на основе фактов прошлого и опыта, но ориентированы на будущее. При разработке моделей (прогнозе) используются имеющийся опыт и знания, поэтому чем выше знания, тем точнее прогноз. 4 Циклическая модель менеджмента Деминга, известная под названием модели "планирование - реализация - проверка - совершенствование - планирование - ..." и являющаяся основой международных стандартов менеджмента информационной безопасности (ISO/IEC IS 27001), менеджмента качества (ГОСТ Р ИСО 9001) и других стандартов, может применяться ко всем процессам СМИБ. 5 Здесь и далее по тексту стандарта рассматриваются проблемы, прямо или косвенно относящиеся к ИБ. 6 Фрикер - злоумышленник, скрытно подключающийся с помощью различных устройств и приемов к телефонным сетям, обеспечивая себе связь с любой точкой мира, с указанием номера законного абонента, который и оплачивает телефонные услуги. 7 На данных уровнях и уровне бизнес-процессов реализация угроз внешними источниками, действующими самостоятельно, без соучастия внутренних, практически невозможна. 8 "Знать своего клиента" (Know your Customer): принцип, используемый регулирующими органами для выражения отношения к финансовым организациям с точки зрения знания деятельности их клиентов [ISO TR 13569]. 9 "Знать своего служащего" (Know your Employee): принцип, демонстрирующий озабоченность организации по поводу отношения служащих к своим обязанностям и возможных проблем, таких, как злоупотребление имуществом, аферы или финансовые трудности, которые могут приводить к проблемам с безопасностью [ISO TR 13569]. 10 "Необходимо знать" (Need to Know): принцип безопасности, который ограничивает доступ к информации и ресурсам по обработке информации тем, кому требуется выполнять определенные обязанности [ISO TR 13569]. 11 "Двойное управление" (Dual Control): принцип сохранения целостности процесса и борьбы с искажением функций системы, требующий того, чтобы два лица независимо предпринимали некое действие до завершения определенных транзакций [ISO TR 13569]. 12 Спам - общее наименование не запрошенных пользователями электронных посланий и рекламных писем, рассылаемых в Интернете по ставшим известными рассылающей стороне адресам пользователей. |
Фрагмент документа "СТАНДАРТ БАНКА РОССИИ СТО БР ИББС-1.0-2006 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ".