О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 3 ДЕКАБРЯ 2002 Г. N 858. Постановление. Правительство РФ. 03.04.06 190

Фрагмент документа "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 3 ДЕКАБРЯ 2002 Г. N 858".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
                   ее решения программными методами

     Для   успешного   решения  стратегических  задач  по  наращиванию
экономического потенциала аграрного сектора и реализации приоритетного
национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" требуется
системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер
по  повышению  уровня  и  качества жизни на селе, преодолению дефицита
специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других
отраслях экономики села.
     Сложившаяся  на  селе  ситуация  в  социальной сфере препятствует
формированию   социально-экономических  условий  устойчивого  развития
агропромышленного комплекса.
     За    последние    15    лет    в    результате   резкого   спада
сельскохозяйственного  производства  и ухудшения финансового положения
отрасли,  изменения  организационно-экономического  механизма развития
социальной  сферы  и инженерной инфраструктуры села произошло снижение
доступности  для  сельского  населения  образовательных,  медицинских,
культурных  и  торгово-бытовых  услуг,  увеличилось отставание села от
города по уровню и условиям жизнедеятельности.
     В  основной  части  сельского  жилищного  фонда  нет элементарных
коммунальных  удобств.  Водопроводом оборудовано 42 процента сельского
жилищного  фонда, центральным отоплением - 44 процента, канализацией -
32  процента,  горячим  водоснабжением - 20 процентов площади сельских
жилых помещений.
     Сеть участковых больниц сократилась на 1994 единицы (41 процент),
фельдшерско-акушерских  пунктов  - на 3408 единиц (7 процентов). На 10
тыс.  человек  в  сельской  местности приходится 55 больничных коек, в
городской  -  133  койки,  обеспеченность амбулаторно-поликлиническими
учреждениями в расчете на 10 тыс. жителей на селе в 2,3 раза ниже, чем
в городе.
     Сокращение  инфраструктуры  сельских  учреждений  здравоохранения
обусловлено  недостаточным  инвестированием  в развитие этой отрасли в
90-х  годах  и  реструктуризацией  в последние годы сети стационарного
медицинского обслуживания.
     Обеспеченность  сельского  населения врачами меньше в 4,7 раза, а
средним  медицинским  персоналом - в 1,9 раза по сравнению с городским
населением.
     Сеть   физкультурно-оздоровительных   и   спортивных   сооружений
сократилась  на  две  трети,  их единовременная пропускная способность
составляет   10   -  15  процентов  норматива.  Занимаются  физической
культурой и спортом всего 3 - 5 процентов взрослого населения и 8 - 10
процентов учащейся молодежи, тогда как в экономически развитых странах
этот показатель достигает 40 - 60 процентов.
     Сеть  дошкольных  образовательных  учреждений по сравнению с 1990
годом сократилась наполовину. Численность детей, посещающих дошкольные
учреждения,  снизилась  с  56  до 38 процентов, тогда как в городе она
составляет 66 процентов.
     В   результате   оптимизации   региональной  системы  образования
количество  школ  и  других  сельских  общеобразовательных  учреждений
сократилось  на 6,6 тысяч. Если в начале 90-х годов на 1 тыс. сельских
населенных  пунктов  приходилось 265 дошкольных учреждений и 315 школ,
то в 2004 году соответственно - 292 учреждения и 144 школы.
     В   результате   сокращения   сети  сельских  общеобразовательных
учреждений   и   недостаточной   организации   доставки  детей  к  ним
обострилась   проблема   доступности  для  сельского  населения  услуг
образования.
     Сеть   сельских   клубов  и  домов  культуры  сократилась  на  26
процентов,  библиотек  - на 11 процентов, библиотечный фонд уменьшился
на  71  млн.  экземпляров (17 процентов). В расчете на 1 тыс. сельских
поселений приходится 327 клубных учреждений против 410 в 1990 году.
     В  связи  с  увеличением  торговых  издержек  и  резким  падением
платежеспособного  спроса  сельского  населения резко сократилась сеть
организаций   розничной   торговли  и  общественного  питания  системы
потребительской   кооперации.   Снизились   объемы   ее  закупочной  и
производственной   деятельности.  В  то  же  время  частный  бизнес  в
торгово-закупочной  сфере  на  селе пока не получил должного развития.
Практически  ликвидирована  система  бытового  обслуживания  сельского
населения.
     Обострилась проблема электроснабжения сельских поселений. Большая
часть  воздушных  электрических  линий  и трансформаторных подстанций,
находящихся  на  балансе  сельскохозяйственных организаций, отработали
свой  нормативный  срок  и  требуют замены, их дальнейшая эксплуатация
опасна  для  жизни  потребителей.  Одна  треть  линий электропередачи,
принадлежащих     муниципальным     образованиям,     в     результате
сверхнормативной эксплуатации пришла в ветхое и технически непригодное
состояние.
     Потери     электроэнергии    из-за    сверхнормативного    износа
электрических   сетей   возросли   более   чем   на  четверть,  велика
продолжительность перерывов в электроснабжении сельских объектов.
     В  сельской  местности  газифицировано 75 процентов площади жилых
домов,  но  только  две  пятых  этой  площади газифицированы природным
газом.
     Централизованным  водоснабжением  обеспечено  45,2  тыс. сельских
поселений  (31,8  процента),  канализацией  - 6,4 тыс. (4,5 процента).
Большинство  систем  водоснабжения  не  имеет необходимых сооружений и
технологического   оборудования   для   улучшения  качества  воды,  36
процентов протяженности уличной водопроводной сети нуждается в замене.
В  результате  три четверти сельского населения вынуждены пользоваться
водой, не соответствующей санитарным нормам.
     Основная масса сельского населения живет в условиях ограниченного
информационного поля или вообще находится в информационной изоляции. В
одной трети сельских поселений телефонная связь отсутствует. Телефон в
квартирах  имеет только 27 процентов сельских семей, а среди горожан -
67    процентов.   Нетелефонизированными   остается   почти   половина
организаций социальной сферы и торгово-бытового обслуживания.
     В  результате  отсутствия дорог сдерживаются растущие потребности
сельскохозяйственных  товаропроизводителей,  организация выездных форм
социального     обслуживания     сельского     населения,     развитие
торгово-бытового и других видов сервиса.
     Из-за  бездорожья и нехватки автобусного парка 64,3 тыс. сельских
поселений остается без автобусного сообщения.
     Ухудшается  демографическая  ситуация на селе. Естественная убыль
сельского  населения  увеличилась с 30 тыс. человек в 1992 году до 793
тыс.  человек на начало 2005 года. Коэффициент смертности в расчете на
1 тыс. сельского населения составляет 18 промилле, что на 18 процентов
выше по сравнению с городом. Продолжительность жизни на селе на начало
2005 года по сравнению с 1990 годом снизилась на 4,1 года и составляет
63,8 года против 65,8 года в городе.
     В  период  между двумя последними переписями населения российское
село  утратило  10,7  тыс.  населенных  пунктов.  Число  поселений, не
имеющих  постоянных  жителей,  увеличилось  на 40 процентов и достигло
13,1  тыс.  против 9,4 тыс. в 1989 году, а их удельный вес повысился с
5,8 до 8,4 процента.
     Неблагоприятная   демографическая  ситуация,  вследствие  которой
прогрессирует  сокращение численности сельского населения, в том числе
и  трудоспособной  его части, усугубляет положение с трудовыми кадрами
на селе.
     Комплекс  накопившихся с 90-х годов производственных и социальных
проблем  вызывает интенсивный отток сельскохозяйственных работников. В
результате   недостаток  профессиональных  кадров  в  агропромышленном
комплексе составляет 119,9 тыс. человек.
     Ухудшается качественный состав кадров сельского хозяйства. В 2004
году  среди  занятого  в сельском хозяйстве населения профессиональное
образование  имели  только  53  процента  работников,  а высшее - 13,6
процента.
     Задача   обеспечения   продовольственной   безопасности   страны,
поставленная    в    приоритетном   национальном   проекте   "Развитие
агропромышленного   комплекса",   диктует  необходимость  изменения  и
возрастания    требований    к    качественным    характеристикам    и
профессиональному составу сельскохозяйственных кадров.
     Содействие решению задачи притока молодых специалистов в сельскую
местность  и  закрепления их в аграрном секторе экономики предполагает
необходимость   формирования  в  сельской  местности  базовых  условий
социального  комфорта,  в  том  числе удовлетворения их первоочередной
потребности в жилье.
     Для  обеспечения  устойчивого  социально-экономического  развития
сельских  муниципальных  образований  и  эффективного функционирования
агропромышленного   производства  необходимо  усилить  государственную
поддержку  социального  и инженерного обустройства сельских поселений,
развития   несельскохозяйственных   видов   деятельности   в  сельской
местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления и
на   этой   основе   повысить  качество  и  активизацию  человеческого
потенциала.
     Без значительной государственной поддержки в современных условиях
сельские   муниципальные   образования   не   в  состоянии  эффективно
участвовать  в социальных реформах и удовлетворении основных жизненных
потребностей проживающего на их территории населения.
     Исходя   из  задач  социально-экономической  политики  страны  на
ближайший   период   и   долгосрочную   перспективу,  для  преодоления
критического  положения  в  сфере социального развития села необходимо
провести комплекс взаимоувязанных мероприятий.
     Таким образом, необходимость разработки и реализации долгосрочной
Федеральной  целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года"
(далее - Программа) обусловлена:
     социально-политической  остротой  проблемы  и  ее общефедеральным
значением;
     необходимостью  формирования базовых условий социального комфорта
для  расширенного  воспроизводства  и  закрепления  на  селе  трудовых
ресурсов,  обеспечивающих  эффективное  решение  стратегических  задач
агропромышленного  комплекса,  в  том  числе  в  рамках  приоритетного
национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса";
     межотраслевым    и    межведомственным    характером    проблемы,
необходимостью  привлечения  к  ее  решению  органов законодательной и
исполнительной  власти  на федеральном и региональном уровнях, органов
местного  самоуправления,  профсоюзных  организаций  агропромышленного
комплекса и общественных объединений сельских жителей;
     необходимостью  приоритетной  государственной  поддержки развития
социальной  сферы  и  инженерной инфраструктуры сельских муниципальных
образований.

Фрагмент документа "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 3 ДЕКАБРЯ 2002 Г. N 858".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа