ПО СОДЕРЖАНИЮ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ. Инструкция. Министерство путей сообщения РФ (МПС России). 28.12.98 ЦП-628

Фрагмент документа "ПО СОДЕРЖАНИЮ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

11. ТОННЕЛИ, ГАЛЕРЕИ И СЕЛЕСПУСКИ

     11.1.  При  содержании тоннелей, галерей и селеспусков необходимо
обращать особое внимание на состояние обделки (у галерей и селеспусков
-   стен,   стоек,   перекрытий),   порталов,  дренажных  устройств  и
водоотводных лотков, а также поверхности над сооружениями.
     Тоннели  и  галереи должны периодически очищаться от попадающих в
них мусора и других засорителей, которые необходимо удалять за пределы
сооружения.  Складирование  их вдоль стен тоннеля, а также в камерах и
нишах  запрещается.  Лотки селеспусков необходимо регулярно очищать от
наносов.
     11.2.  Стены и своды тоннелей, включая поверхности, не защищенные
обделкой,  а  также  несущие  конструкции галерей необходимо регулярно
осматривать и выборочно остукивать.
     При   общей   деформации  обделки  или  местном  ее  выпучивании,
появлении в обделке тоннелей или в конструкциях галерей трещин, резком
увеличении  обводненности,  а  также  при появлении других повреждений
должны  быть приняты меры по обеспечению безопасности движения поездов
(в  частности,  установка  временных кружал для подкрепления дефектной
обделки),  усилен  надзор  и  организованы  наблюдения  за  дефектными
участками.
     На   участках   электрифицированных   железных   дорог  указанные
мероприятия осуществляются только после снятия напряжения с контактной
сети.
     11.3.  Для  осмотра  тоннелей и галерей и устранения обнаруженных
дефектов  необходимо иметь в исправном состоянии передвижные подмости,
оборудованные смотровыми площадками и электроосветительной арматурой с
самостоятельным  источником электроэнергии или проводкой, подключаемой
к электросети сооружения.
     11.4. Нарушенную расшивку швов каменной кладки нужно своевременно
возобновлять  с  предварительной  расчисткой  и промывкой пустых швов.
Расшивку  швов  надо  производить  по  всей обделке тоннеля, не ожидая
образования  пустых  швов  по  всей  обделке  тоннеля  и  не  допуская
разрушения расшивки на большую глубину.
     Отслаивающиеся  части камней обделки должны быть околоты, а слабо
держащиеся   в   обделке  камни  удалены  с  заделкой  образовавшегося
отверстия  бетоном  или  надежно расклинены с постановкой на цементный
раствор.
     При  выветривании каменной кладки на глубину 2 и более см следует
торкретировать  поврежденную  поверхность  с предварительным удалением
слабой  кладки.  В  случае  более  глубокого  разрушения,  особенно  в
пределах    свода,    целесообразно   применять   торкретирование   по
металлической сетке.
     11.5.   Раковины   на  поверхности  бетонной  обделки  необходимо
расчищать  и затирать цементным раствором, а отдельные глубокие вывалы
в  обделке  заделывать  бетоном.  В  своде  заделку вывалов необходимо
выполнять  с  армированием.  При  значительном  ослаблении  бетонной и
каменной  обделки  на  всю  толщину  необходимо производить цементацию
кладки.
     11.6.  При  обнаружении  раковин  или  отколов  в бетонных блоках
сборной  обделки  дефектные  места  и  участки поверхности расчищают и
затирают   цементным   раствором.   Швы   между   блоками   необходимо
своевременно  расшивать.  В  случае  течи  из швов для расшивки должен
применяться расширяющийся цемент.
     11.7.  В  местах  течи  из  швов металлической тюбинговой обделки
производят  подчеканку  уплотнительного  шнура и заполнение дефектного
участка шва цементной замазкой или раствором на расширяющемся цементе.
     При выходе воды через болтовые отверстия весь комплект скрепления
(болт   с   двумя   металлическими   и  двумя  изоляционными  шайбами)
заменяется.
     11.8.  Трещины, появившиеся в обделке тоннелей или в конструкциях
галерей,  необходимо тщательно осмотреть, замерить и нанести на чертеж
развертки  тоннеля  или  конструкции  галереи. За трещинами необходимо
вести  наблюдение  для  изучения  причин  их  появления  и дальнейшего
развития.  Развитие трещин выясняется так же, как и в других каменных,
бетонных  и  железобетонных  конструкциях  искусственных сооружений, -
путем   систематического   измерения  их  длины  и  установки  маяков.
Местоположение  маяков обозначают номером на сооружении и фиксируют на
чертеже развертки тоннеля (конструкции галереи).
     Стабилизировавшиеся  трещины надлежит заделывать полимерцементным
или  цементным  раствором,  тщательно забивая его вглубь трещин, после
предварительной их расчистки с разделкой кромок и промывки водой.
     За  всеми  трещинами,  развитие которых продолжается, должно быть
установлено  особо тщательное наблюдение для своевременного проведения
эффективных  мероприятий с временным подкреплением сооружения в случае
необходимости.
     При  наличии  пустот  за  обделкой тоннеля, а также значительного
числа   трещин   в  обделке  для  уменьшения  ее  водопроницаемости  и
укрепления   кладки   следует  производить  нагнетание  соответственно
песчано-цементного  раствора  за  обделку и цементного раствора внутрь
кладки.
     11.9.  Для  выяснения  величины и характера смещений и деформаций
колец  тоннельной  обделки  производятся  специальные инструментальные
наблюдения и измерения (глава 14 настоящей Инструкции).
     11.10.  Для предупреждения протекания атмосферных вод в тоннели и
галереи  надлежит  следить,  чтобы  на поверхности над сооружениями не
было  заболоченных мест, низин и ям, где могла бы скапливаться вода. В
случае  значительного  обводнения  сооружений  вследствие  поступления
атмосферной   воды  должны  быть  приняты  предупредительные  меры  на
поверхности над тоннелем или галереей: планировка, устройство нагорных
канав,  осушение  заболоченных  мест  посредством  дренажей  и  канав,
отводящих  воду  в  сторону  за  пределы  возможного  ее поступления в
сооружение.
     Все   дренажи,   водоотводные  и  нагорные  канавы  должны  иметь
продольный  уклон  не  менее  2  промилле и достаточное сечение. Лотки
канав  в  пористых и трещиноватых грунтах должны быть замощены камнем,
зацементированы  или  забетонированы  и  во всех случаях содержаться в
чистоте.  Поверхность  над сооружениями в таких случаях по возможности
следует очищать от зарослей.
     В  случае  недостаточной  эффективности  планировки поверхности и
устройства  поверхностного водоотвода, а также при обводнении тоннелей
(галерей)  грунтовыми  водами  должны  приниматься  меры  по  осушению
сооружений: устройство дренажных скважин, фурнелей, штолен, нагнетания
битумных мастик по специальным проектам.
     11.11.  В  обводненных  тоннелях и галереях должны быть лотки для
беспрепятственного отвода всей воды в кюветы и лотки подходных выемок.
Уклон продольных водоотводных лотков в тоннелях должен быть не менее 2
промилле.  Лотки  должны  быть  закрыты  железобетонными плитками, при
необходимости   утеплены.   В  суровых  климатических  условиях  может
применяться искусственный обогрев лотков.
     Концевые  участки  штолен, а также поперечные заходки из штолен в
тоннель  следует, как и лотки, предохранять от промерзания. Для борьбы
с  наледями  в  обоснованных  случаях должен предусматриваться обогрев
тоннелей по проекту.
     11.12.  Очистка  лотков и всех других водоотводных приспособлений
от  ила и выносов породы должна производиться по мере засорения, но не
реже одного раза в год. Для уменьшения заиливания и облегчения очистки
лотки  должны  иметь смотровые колодцы с отстойниками. Отстойники надо
своевременно  очищать  от  наносов,  не допуская заполнения их илом до
уровня дна лотка.
     11.13.  В обводненных тоннелях и галереях необходимо периодически
определять  и  записывать в тоннельную книгу дебет воды, поступающей в
тоннель (галерею), а также в дренажные штольни.
     Для   определения   воздействия   воды   на  обделку  тоннелей  и
конструкции галерей следует производить химический анализ воды.
     11.14.    В   галереях   необходимо   следить   за   исправностью
гидроизоляции перекрытий.
     11.15.  Засыпка  над  перекрытием  галерей должна соответствовать
проектному   очертанию.  Оставшиеся  на  галереях  при  падении  камни
необходимо удалять, а поверхность засыпки планировать.
     11.16.  В подходных выемках тоннелей необходимо следить, чтобы не
было  осыпания,  сплывов  и  обвалов  как  боковых (вдоль пути), так и
лобовых     (над    порталами)    откосов,    своевременно    принимая
предупредительные меры.
     11.17.  В  тоннелях  длиной  более  500  м, а также во всех плохо
проветриваемых  тоннелях  необходимо  периодически брать пробу воздуха
для  анализа содержания вредных газов. При поступлении от работающих в
тоннеле  заявлений  на признаки отравления (головные боли, раздражение
дыхательных  органов  и  т.п.)  должен  немедленно  проводиться анализ
воздуха.  В  зависимости  от  результатов  анализа  по  согласованию с
врачебно-санитарной  службой  дороги корректируется режим и распорядок
работы людей в тоннеле.
     11.18.  При тепловозной (паровозной) тяге в тоннелях длиной более
1  км,  а также в случае недостаточного естественного проветривания во
всех тоннелях независимо от их длины и вида тяги необходимо устраивать
в  плановом  порядке искусственную вентиляцию по специальному проекту.
Надзор  и  уход  за  вентиляционными установками и устройствами должны
осуществляться   в   соответствии   с   местной   инструкцией   по  их
эксплуатации,  согласованной  с  врачебно-санитарной  службой железной
дороги и утвержденной службой пути железной дороги.
     11.19.  При наличии в тоннеле вентиляционных шахт и штолен должно
быть   обеспечено   исправное  состояние  их  крепления  и  наименьшее
сопротивление   в  них  воздушному  потоку,  что  достигается  плавным
сопряжением  переходов,  гладкой обделкой стен, отсутствием какой-либо
захламленности на всем пути воздушного потока, в том числе и у решеток
входного и выходного отверстий.
     11.20.    Железобетонные,   бетонные   и   каменные   конструкции
селеспусков  должны  содержаться  в  соответствии с указаниями главы 7
настоящей    Инструкции    по   содержанию   аналогичных   конструкций
железнодорожных мостов.

Фрагмент документа "ПО СОДЕРЖАНИЮ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа