Фрагмент документа "ПО СОДЕРЖАНИЮ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ".
13. ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ОБУСТРОЙСТВА 13.1. На деревянных мостах, а также на мостах с ездой на деревянных брусьях необходимо иметь противопожарные средства в виде бочек с водой вместимостью 200 л и ящиков с песком вместимостью 0,25 куб. м, а на охраняемых мостах, кроме того, - огнетушители, гидропульты и другие специальные противопожарные приспособления. На однопутных и двухпутных металлических и железобетонных мостах длиной от 10 до 25 м с деревянным мостовым полотном устанавливают одну бочку на конце моста; при длине мостов более 25 м - по одной бочке на концах моста и по одной бочке на каждые 50 м длины моста. На однопутных и двухпутных мостах длиной от 5 до 15 м с деревянными пролетными строениями или деревянными опорами устанавливают одну бочку на конце моста; при длине моста более 15 м - по одной бочке на концах и по одной бочке на каждые 25 м длины моста. Бочки устанавливаются на площадках-убежищах, а при отсутствии убежищ - на специальных помостах. При отсутствии или пересыхании в летнее время водотока у деревянных опор устанавливают бочки с водой по одной на каждые 25 м длины моста. Кроме бочек с водой, на металлических и железобетонных мостах длиной более 25 м с деревянным мостовым полотном и на деревянных мостах длиной более 15 м ставят ящики с песком на площадках, располагаемых по длине моста между площадками для бочек. Ящики с песком должны иметь крышки на петлях. Песок в ящиках должен быть сухим. На путепроводах над электрифицированными участками взамен бочек с водой должны быть поставлены ящики с песком. На пешеходных мостах с деревянным настилом устанавливают ящики с песком по одному на каждые 50 м длины моста (со сходами). В зимний период бочки должны быть пустыми, а в остальное время - наполнены водой. В засушливых и безводных районах на металлических и железобетонных мостах длиной до 25 м с деревянным мостовым полотном, а также на деревянных мостах длиной до 15 м и у деревянных опор допускается вместо бочек с водой устанавливать ящики с песком вместимостью 0,25 куб. м. 13.2. На мостах с деревянными пролетными строениями пространство между контррельсами или между специальными брусками должно быть покрыто дощатым настилом и засыпано щебнем или гравием, а пространство между путевым рельсом и контррельсом (или бруском) покрыто полосовой сталью. На мостах с металлическими пролетными строениями на деревянных опорах указанные покрытия необходимо устраивать над всеми опорами и в обе стороны от них на расстоянии 2 - 5 м (в зависимости от высоты опоры). Расположенные над железнодорожными путями части деревянных путепроводов должны быть обшиты снизу листовой сталью на ширину не менее 4 м со спущенными на 0,3 м краями. Вместо стали допускается применение асбошифера, покрытие деревянных элементов огнеупорной краской, пропитка огнезащитными составами и другие мероприятия, которые согласовываются пожарной охраной дороги. 13.3. Местность под всеми мостами на протяжении 30 м выше и ниже мостов должна быть очищена от сухого кустарника, валежника, горючего мусора и т.п. Под охраняемыми мостами очистка должна производиться в пределах запретной зоны. 13.4. На охраняемых мостах, помимо бочек с водой и ящиков с песком, должны быть следующие противопожарные средства: химические огнетушители, устанавливаемые в специальных деревянных ящиках на концах моста и через каждые 100 м его длины (в зимнее время огнетушители необходимо переносить в теплое помещение); гидропульты (или ведра) по одному на каждые 200 м длины моста, но не менее одного на пост охраны (в зимнее время гидропульты должны храниться в теплом помещении); противопожарный инвентарь (не менее чем по две штуки); лопаты, ломы, топоры, багры, а также ведра с веревкой и блоком для пополнения воды в бочках. Указанный инвентарь должен храниться на щитах у моста. На охраняемых мостах через реки необходимо иметь спасательные приспособления - спасательные круги, шары, веревки. На охраняемых тоннелях у порталов в районе расположения поста охраны должны устанавливаться огнетушители. В помещениях охраны мостов (тоннелей) и мостовых обходчиков должна быть прямая телефонная связь с ближайшей станцией или постом, а на участках с диспетчерской централизацией - с поездным диспетчером. 13.5. Особо крупные охраняемые мосты по перечню, утверждаемому начальником дороги, помимо перечисленного выше пожарного инвентаря, оборудуются дополнительными средствами пожаротушения. 13.6. Для укрытия людей при проходе поездов, размещения противопожарного инвентаря, а также механизмов, оборудования и материалов при производстве ремонтных работ на мостах должны устраиваться убежища, а в тоннелях - ниши и камеры. Убежища на мостах должны располагаться через 50 м с каждой стороны пути в шахматном порядке (при длине моста от 50 до 100 м убежища располагают в середине моста с каждой стороны пути). На участках со скоростью движения пассажирских поездов более 140 км/ч и в северных условиях расстояние между убежищами должно быть 25 м. Допускается сохранить существующие расстояния между убежищами 50 м при условии разработки для каждого моста специальных мер техники безопасности, утверждаемых начальником дистанции пути. Убежища на мостах должны отвечать требованиям Указаний по устройству и конструкции мостового полотна на железнодорожных мостах. Ниши должны быть во всех тоннелях длиной более 50 м, а камеры - в тоннелях длиной более 300 м. Ниши и камеры располагаются с каждой стороны пути в шахматном порядке соответственно через 60 и 300 м. В тоннелях длиной от 50 до 100 м допускается устройство по одной нише с каждой стороны пути, а в тоннелях длиной от 300 до 400 м - одной камеры в середине тоннеля. Ниши и камеры должны быть обрамлены побелкой или плитками белого цвета для облегчения их отыскания. 13.7. Для возможности осмотра всех частей пролетных строений, видимых поверхностей опор, тоннелей и труб, а также внутренних поверхностей пустотных конструкций должны быть смотровые приспособления в виде лестниц, перильных ограждений, люлек, специальных устройств и плавучих средств. У каждого конца моста, путепровода и трубы при высоте насыпи более 2 м должны быть, как правило, один, а при необходимости - два постоянных лестничных схода по откосам. Боковые поверхности опор и труб осматривают при помощи переносных лестниц, люлек и лодок. Подферменные площадки, с которых производится осмотр и выполняются работы по содержанию и ремонту опорных частей и других элементов мостов, при высоте опор более 3 м (над землей или водой) должны быть ограждены перилами высотой не менее 1 м. При недостаточных размерах подферменных площадок для указанных целей в случае невозможности использования других средств должны устраиваться смотровые приспособления ("балконы") в верхней части опор. На эксплуатируемых мостах перила на подферменных площадках при высоте опор более 3 м и "балконы" там, где они отсутствуют, должны устраиваться в плановом порядке. Для спуска с мостового полотна на подферменные площадки ("балконы") должны быть постоянные или переносные лестницы и стремянки. В случае размещения на опорах мостов опор контактной сети для возможности их осмотра должны быть предусмотрены лестницы, настилы и площадки. Для осмотра пролетных строений мостов должны быть переносные лестницы (для мостов высотой не более 5 м), настилы внутри пролетных строений (при езде поверху), переносные люльки, откидные платформы, передвижные тележки. Пролетные строения с ездой понизу должны иметь перила по верхним поясам ферм и лестницы с перилами по опорным раскосам или стойкам. Для осмотра особо крупных и ответственных мостов, опытных конструкций, а также при наличии в сооружениях серьезных дефектов должны быть устроены специальные смотровые приспособления по проектам, согласованным со службами пути железных дорог. Устройство и эксплуатация смотровых приспособлений для осмотра пролетных строений с ездой понизу, находящихся на электрифицированных участках, осуществляются в соответствии с требованиями Правил электробезопасности для работников железнодорожного транспорта на электрифицированных железных дорогах. Не реже одного раза в год при очередном периодическом осмотре необходимо проверять исправность всех постоянных смотровых приспособлений (смотровые тележки, лестницы, перила и т.п.) с отражением результатов в акте (п. 2.8 настоящей Инструкции). Обнаруженные повреждения подлежат устранению в кратчайший срок. 13.8. Подвеска на мостах контактной сети, проводов воздушных линий автоблокировки и продольного электроснабжения, ДПР, питающих и усиливающих линий должна производиться в соответствии с утвержденным МПС проектом "Контактная сеть в искусственных сооружениях". Контактная сеть и линии электропередачи, кроме подвешенных на расстоянии, обеспечивающем безопасность производства работ на мостах, должны секционироваться с обеих сторон моста с установкой разъединителей с ручным приводом. В процессе эксплуатации снятие напряжения с контактной сети и воздушных линий электропередачи и их заземление для обеспечения ремонтных работ производится в порядке, установленном Правилами электробезопасности для работников железнодорожного транспорта на электрифицированных железных дорогах. Конструкции крепления контактной сети городского транспорта (трамвай, троллейбус) на железнодорожных путепроводах должны исключать возможность попадания рабочего напряжения на конструкции путепроводов и железнодорожные коммуникации. С этой целью к нижней конструкции путепровода должны крепиться деревянные щиты толщиной 50 мм, шириной 1200 мм с бортами по краям, исключающими сход штанги; щиты должны выступать по концам конструкций путепровода на 250 мм. Установка щитов и их содержание должны осуществляться в соответствии с действующими правилами организацией, эксплуатирующей трамвай или троллейбус. 13.9. Искусственные сооружения, на которых установлены опоры контактной сети или находятся узлы крепления проводов контактной сети, питающих или отсасывающих линий тягового электроснабжения, а также линии электропередачи напряжением свыше 1000 В, должны быть заземлены в соответствии с Инструкцией по заземлению устройств электроснабжения на электрифицированных железных дорогах. Заземлению подлежат также: отдельно стоящие металлические конструкции мостов и путепроводов, расположенные на расстоянии менее 5 м от частей контактной сети и линий электропередачи, находящихся под напряжением; металлические конструкции мостов и путепроводов, расположенные в зоне влияния контактной сети или линий электропередачи переменного тока; мосты и путепроводы, которые могут оказаться под напряжением вследствие падения на них проводов, тросов или других деталей контактной сети или линий электропередачи при их повреждении. Содержание и ремонт заземляющих устройств осуществляется в соответствии с Инструкцией по заземлению устройств электроснабжения на электрифицированных железных дорогах. Опасная зона для работ на мостах электрифицированных участков (2 м от токонесущих частей контактной сети), а также при наличии на мостах линий электропередачи (в зависимости от напряжения ЛЭП, но не менее 2 м) должна быть обозначена красной полосой на элементах пролетных строений или конструкций подвески ЛЭП. 13.10. На путепроводах и пешеходных мостах, расположенных над электрифицированными путями, для ограждения частей контактной сети, находящихся под напряжением, должны быть установлены предохранительные щиты и сплошной настил в местах прохода людей. Щиты могут быть вертикальные высотой 2 м и горизонтальные, прикрывающие находящиеся под напряжением части контактной сети на расстоянии не менее 1,5 м от края путепровода или пешеходного моста. Конструкция предохранительных щитов принимается по типовым проектам пешеходных мостов и путепроводов. 13.11. Все охраняемые мосты, неохраняемые мосты по перечню, утвержденному руководством железных дорог, пешеходные мосты и тоннели должны быть освещены. Освещение указанных сооружений (кроме охраняемых мостов) должно отвечать требованиям Отраслевого стандарта ОСТ 32.120-98 "Нормы искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта". На охраняемых мостах освещение устраивается в соответствии с проектами. В целях экономии электроэнергии должно обеспечиваться отключение освещения или уменьшение освещенности при отсутствии надобности. Большие мосты длиной более 300 м, как правило, должны быть обеспечены продольным энергоснабжением. 13.12. Тоннели протяжением более 300 м на прямых и более 150 м на кривых участках пути должны быть оборудованы постоянным (общим и дежурным) электрическим освещением, а также обеспечены продольным энергоснабжением. На электрифицированных линиях, а также в других случаях при наличии электроэнергии освещение и продольное энергоснабжение рекомендуется устраивать во всех тоннелях. Освещенность тоннелей должна отвечать требованиям Отраслевого стандарта ОСТ 32.120-98 "Нормы искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта". В целях экономии электроэнергии при отсутствии людей в тоннеле должно быть включено только дежурное освещение. 13.13. При отсутствии или неисправности электроосвещения в тоннелях и на мостах должны применяться аккумуляторные фонари. 13.14. Охраняемые мосты и тоннели, мосты на судоходных реках, а также мосты и тоннели по перечню, установленному руководством дороги, должны быть оборудованы телефонной связью. Телефонные аппараты устанавливают в закрытых шкафах по концам сооружений, а при длине их более 1000 м - также и в середине (в нише или убежище). 13.15. Разводные мосты должны быть ограждены светофорами прикрытия, установленными с обеих сторон на расстоянии не ближе 50 м от начала моста. Открытие светофоров прикрытия должно быть возможно только при наведенном положении моста. Кроме того, разводные мосты должны быть ограждены с обеих сторон предохранительными тупиками либо сбрасывающими башмаками или стрелками. 13.16. Мосты и тоннели по перечню, утвержденному начальником дороги, оборудуются оповестительной сигнализацией и заградительными светофорами. Оповестительная сигнализация и заградительные светофоры, как правило, должны устраиваться во всех эксплуатируемых тоннелях длиной более 300 м, расположенных на прямых, и более 150 м - на кривых участках пути. 13.17. В судоходных пролетах мостов должна быть судоходная сигнализация. Порядок ее устройства и обслуживания определяются проектом и Инструкцией по устройству и содержанию судоходной сигнализации на железнодорожных мостах. 13.18. Перед мостами с контррельсами или охранными брусьями в необходимых случаях нужно устанавливать с обеих сторон указатели для снегоочистителей в соответствии с Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации. 13.19. Расположение линий связи и других коммуникаций должно обеспечивать возможность беспрепятственного производства работ по ремонту и содержанию мостов. Линии связи и другие коммуникации должны прокладываться на специальных мостиках. Расположение коммуникаций внутри пролетных строений, на тротуарах и перильных ограждениях не допускается. 13.20. На эксплуатируемых железнодорожных и пешеходных мостах не допускается прокладка нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, газопроводов, канализационных трубопроводов, тепловых сетей и водопровода, а также не связанных с работой железных дорог высоковольтных линий электропередачи и связи. 13.21. Около больших, а также всех разводных мостов и у тоннелей должны быть служебно-бытовые помещения для обслуживания сооружений и для хранения инструмента и материалов, а у больших металлических мостов и тоннелей по перечню, утвержденному руководством железной дороги, - мастерские и компрессорные станции. |
Фрагмент документа "ПО СОДЕРЖАНИЮ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ".