Фрагмент документа "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 24 АВГУСТА 2001 Г. N 625".
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами Республика Татарстан расположена в центре Российской Федерации на Восточно-Европейской равнине в месте слияния крупнейших рек - Волги и Камы. На территории Республики площадью 67,8 тыс. кв. км (0,4 процента общей площади Российской Федерации) проживает 3,8 млн. человек (2,6 процента общей численности населения Российской Федерации). Столица Республики Татарстан - г. Казань, один из крупнейших промышленных, научных и культурных центров России. Промышленный профиль Республики Татарстан определяют топливная, химическая и нефтехимическая, пищевая, легкая, лесная и деревообрабатывающая промышленности, промышленность строительных материалов, машиностроение и электроэнергетика. Основным добывающим предприятием Республики является открытое акционерное общество "Татнефть", которым в 2004 году было добыто более 25 млн. т нефти. За 2004 год в Республике было добыто 29,9 млн. т нефти (109,9 процента по отношению к показателю 2000 года, 7 процентов объема российской добычи нефти), выпуск легковых автомобилей составил 41,2 тыс. штук (122,3 процента по отношению к показателю 2000 года, 3,7 процента объема российского производства легковых автомобилей), выпуск грузовых автомобилей - 29,2 тыс. штук (125,3 процента по отношению к показателю 2000 года, 14,6 процента объема российского производства грузовых автомобилей), производство синтетических каучуков - 311 тыс. т (142 процента по отношению к показателю 2000 года, 27,97 процента объема российского производства синтетических каучуков). В целом общий объем доходов бюджета Республики Татарстан на душу населения опережает среднероссийское значение, причем с 1996 года наметилась устойчивая тенденция к увеличению такого опережения. Налоговые доходы Республики Татарстан на душу населения в 2002 году опережали среднероссийский показатель на 12 процентов, неналоговые доходы - более чем в 1,5 раза. С 1994 года консолидированный бюджет Республики формировался в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Татарстан о бюджетных взаимоотношениях между Российской Федерацией и Республикой Татарстан. В соответствии с указанным Соглашением в федеральный бюджет перечислялись 3 налога: 1 процент подоходного налога с физических лиц, 13 процентов налога на прибыль, 50 процентов налога на добавленную стоимость. Все остальные налоги, включая акцизы на нефть, газ, ликеро-водочные изделия, плату за недра и земельный налог, оставались в Республике Татарстан для финансирования экологических и социальных мероприятий. Распределение налогов в среднем за 6 лет осуществлялось следующим образом: 25 процентов - в федеральный бюджет, 75 процентов - в консолидированный бюджет Республики Татарстан. С 2001 года перечисление налогов Республикой Татарстан производится в соответствии с законодательством Российской Федерации. В связи с этим Республика перечислила в федеральный бюджет по сравнению с 2000 годом в 2001 году больше на 12,6 млрд. рублей, в 2002 году - на 28,1 млрд. рублей, в 2003 году - на 30,9 млрд. рублей, в 2004 году - на 41,1 млрд. рублей. При реализации Программы Республике Татарстан было выделено из федерального бюджета в 2001 году - 11,68 млрд. рублей, в 2002 году - 12,17 млрд. рублей, в 2003 году - 11 млрд. рублей и в 2004 году - 9,93 млрд. рублей. Уменьшение доходов бюджета Республики Татарстан является главной проблемой функционирования ее экономики и социальной сферы с 2001 года. При использовании программно-целевого метода могут возникнуть риски, связанные: с недостатками в управлении Программой; с неверно выбранными приоритетами развития экономики Республики; с изменениями принципов регулирования межбюджетных отношений в части финансирования мероприятий Программы. Риски, связанные с недостатками в управлении Программой, могут быть вызваны слабой координацией действий различных субъектов социально-экономической политики, что может привести к диспропорциям в ресурсной поддержке реализации намеченных мероприятий, их неоправданному дублированию и снижению эффективности использования выделяемых бюджетных средств. Недостаточный учет результатов мониторинговых исследований хода реализации Программы может существенно повлиять на объективность принятия решений при планировании программных мероприятий, что приведет к отсутствию их привязки к реальной ситуации в социально-экономическом положении Республики. Изменение принципов регулирования межбюджетных отношений в части финансирования мероприятий Программы в зависимости от характера этого изменения может как повлиять на существенное увеличение фактических объемов ресурсного обеспечения Программы, так и привести к существенному сокращению финансирования мероприятий Программы. Вследствие резкого сокращения финансирования могут обозначиться диспропорции в социально-экономическом развитии Республики и невозможность достижения поставленной цели. Немаловажным фактором, снижающим общий уровень рисков реализации Программы, является то, что в период реализации Программы в Республике накоплен большой опыт по выполнению программных мероприятий, привлечению внебюджетных средств и отработке механизма ее реализации. Достигнут высокий уровень координации действий различных субъектов социально-экономической политики. Чтобы минимизировать возможные отрицательные последствия, связанные с указанными рисками, была создана исполнительная дирекция по реализации Программы. Прием заявок на получение поддержки от участвующих в реализации Программы предприятий и организаций осуществляет Кабинет Министров Республики Татарстан. Исполнительная дирекция проводит предварительное рассмотрение бизнес-планов участников Программы, обеспечивающих реализацию инвестиционных проектов и мероприятий в рамках Программы, а также организует текущий контроль за их выполнением. Административный контроль, осуществляемый государственным заказчиком-координатором Программы и Кабинетом Министров Республики Татарстан, обеспечивает своевременную и полную реализацию мероприятий и проектов Программы, а также эффективное и целевое использование финансовых средств. Такая организационная структура управления Программой отражает реальное разделение уровней ответственности за принятие и выполнение конкретных решений и позволяет минимизировать риски, возникающие при ее реализации. |
Фрагмент документа "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 24 АВГУСТА 2001 Г. N 625".