Фрагмент документа "ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ МОНТАЖЕ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОЛОКОННО-ОПТИЧЕСКИХ ЛИНИЙ ПЕРЕДАЧИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ".
6. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ НАХОЖДЕНИИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЯХ 6.1. Проход от места сбора на место работ и обратно должен осуществляться в стороне от пути или по обочине земляного полотна под наблюдением руководителя работ или специально выделенного лица. Подход к месту работ и обратно в пределах железнодорожной станции (далее - станции) должен осуществляться с учетом местных условий по маршрутам служебного прохода. При необходимости передвижения отдельными звеньями руководителем работ или специально назначенным лицом в каждом звене назначается ответственный, который следит за соблюдением мер безопасности. 6.2. При невозможности пройти в стороне от пути или по обочине (в тоннелях, на мостах, при разливе рек, отсутствии обочин, во время заносов и в других случаях) проход по пути может быть допущен с принятием следующих мер предосторожности: на двухпутном участке следует идти навстречу движению поездов в установленном направлении (правильному движению); работники монтажной или эксплуатационной организации должны идти с особой осторожностью по одному друг за другом или по два человека в ряду, не допуская отставания; руководитель работ должен находиться сзади группы, ограждая ее сигналами остановки: днем - развернутым красным флагом, ночью - фонарем с красным огнем. Впереди группы должен идти специально выделенный и проинструктированный работник монтажной или эксплуатационной организации, ограждающий группу сигналами остановки; в условиях плохой видимости (в крутых кривых, глубоких выемках, в лесной или застроенной местности, а также в темное время, в туман, метель и других случаях) руководитель работ обязан, кроме того, выделить двух сигналистов, один из которых должен следовать впереди, а другой сзади группы на расстоянии зрительной связи, но так, чтобы приближающийся поезд был виден им на расстоянии не ближе 500 м от идущей группы, и своевременно оповещать ее звуком рожка о приближении поезда. Сигналисты должны идти с развернутыми красными флагами (ночью с фонарями с красным огнем) и ограждать идущую группу работников до тех пор, пока они не сойдут с пути. Если группа своевременно не сошла с пути, сигналист обязан сойти с пути на расстоянии от приближающего поезда не ближе чем за 400 м и продолжать подавать сигналы остановки. В случаях, если сигналист не виден руководителю работ на расстоянии более 500 м, должны выделяться промежуточные сигналисты. На многопутных участках и перегонах, оборудованных двусторонней автоблокировкой, для определения направления движения поездов следует ориентироваться по показаниям светофоров. 6.3. Переходить пути следует только под прямым углом при условии отсутствия на пересекаемом пути приближающегося подвижного состава (поезда, локомотива, вагона, дрезины). Переходить пути, занятые подвижным составом, следует только через переходные площадки вагонов недвижущегося состава. При этом необходимо иметь в виду, что подвижной состав может начать двигаться. Прежде чем сойти с площадки, необходимо убедиться в исправности подножек и поручней, при сходе в междупутье - в отсутствии движущегося по соседнему пути подвижного состава. При сходе с площадки следует держаться за поручни, располагаться лицом к вагону, полувагону и др. При отсутствии площадок подвижной состав необходимо обойти на расстоянии не менее 5 м от крайнего вагона. При этом следует помнить о возможности начала движения состава и о движении поездов по соседнему пути. Проходить между расцепленными вагонами или другими единицами подвижного состава разрешается только тогда, когда расстояние между ними составляет не менее 10 м. Запрещается переходить пути перед приближающимся подвижным составом. При переходе стрелочных переводов нельзя наступать на рельсы и становиться между рамным рельсом и остряком, между подвижным сердечником и усовиком крестовины, а также в желоба на стрелочном переводе. Нельзя переходить через пути сразу же за хвостом проследовавшего подвижного состава, не убедившись, что вслед за ним и по соседнему пути не движется поезд, локомотив или дрезина. 6.4. Сходя с дрезин, трубоукладчиков, кабелеукладчиков и других машин на железнодорожном ходу, следует убедиться в отсутствии движущегося или приближающегося по соседнему пути подвижного состава. Проход и перенос под вагонами и через автосцепные устройства оборудования, инструментов, приспособлений и материалов запрещается. 6.5. В районе механизированных горок переходить пути следует вне зоны установки вагонных замедлителей, убедившись в отсутствии движущихся отцепов. 6.6. После пропуска подвижного состава работникам монтажной или эксплуатационной организации разрешается следовать к месту работы или с работы по пути только после того, как руководитель работ (ответственное лицо) убедится, что за прошедшим поездом не следует подталкивающий локомотив, а по пути, на котором будут находиться работники, не идет поезд, отдельно следующий локомотив или дрезина, как в правильном, так и в неправильном направлениях. 6.7. Следование работников монтажной или эксплуатационной организации к местам производства работ и обратно на открытом подвижном составе запрещается, кроме случаев сопровождения подвижного состава для выгрузки на перегоне материалов и изделий. При движении подвижного состава между местами разгрузки материалов, изделий и оборудования работники монтажной или эксплуатационной организации должны сидеть на специально оборудованных местах, а подвижной состав должен быть оснащен ступенями для подъема и схода работников монтажной или эксплуатационной организации. Работникам монтажной или эксплуатационной организации следует беспрекословно выполнять команды ответственного лица, в обязанности которого входит обеспечение: безопасного размещения работников монтажной или эксплуатационной организации на подвижном составе и порядка в пути следования; безопасности посадки на подвижной состав и высадки с него; организации выгрузки материалов, изделий и оборудования; пожарной безопасности. 6.8. До начала работ должны быть выставлены необходимые сигналы, сигнальные знаки "С" (о подаче свистка) и сигналисты, выданы предупреждения на поезда. 6.9. Для предупреждения работников монтажной или эксплуатационной организации о приближении поезда по соседнему пути при производстве работ на одном из путей двух- или многопутного участка независимо от того, какими сигналами ограждается место работ, по соседнему пути должны устанавливаться сигнальные знаки "С", кроме случаев, когда соседний путь ограждается сигналами остановки или уменьшения скорости. На перегонах и станциях, оборудованных автоматическими системами оповещения о приближении поезда к месту работы, эти системы должны использоваться для предупреждения работающих на путях. Применение указанных систем не отменяет ограждения места работ соответствующими сигналами. 6.10. Необходимо ограждать в установленном порядке сигналами остановки место работы, если соседние пути на многопутных участках, высокие платформы, здания, заборы, крутые откосы выемок, откосы траншей протяженностью более 50 м не позволяют при пропуске поезда разместиться сбоку от пути. В случае, если стесненные условия на участке земляного полотна протяженностью более 100 м не позволяют работникам монтажной или эксплуатационной организации разместиться сбоку от пути на время приближения и прохождения подвижного состава, место производства работ должно быть ограждено сигналами остановки в установленном порядке. При производстве работ в стесненных условиях и в условиях ограниченной видимости должны быть выделены сигналисты для наблюдения за приближением подвижного состава к месту работ и своевременного оповещения работников монтажной или эксплуатационной организации. 6.11. При производстве работ в условиях плохой видимости (в крутых кривых, в глубоких выемках, лесистой местности, при наличии строений и других условий, ухудшающих видимость), при работах с электрическими, пневматическими и другими инструментами и приспособлениями, ухудшающими слышимость, если работа не требует ограждения сигналами остановки, для предупреждения о приближении поездов должны устанавливаться автоматические средства оповещения; в случае отсутствия таковых - со стороны плохой видимости или слышимости должен находиться сигналист со звуковым сигналом так, чтобы приближающийся поезд был виден сигналисту на расстоянии не менее 800 м от места работ при установленной скорости движения до 140 км/ч включительно. В тех случаях, когда расстояние от места работ до сигналиста и расстояние видимости от сигналиста до приближающегося поезда в сумме составляют менее 800 м, основной сигналист ставится дальше и выставляется промежуточный сигналист также со звуковым сигналом для повторения сигналов, подаваемых основным сигналистом. В этих случаях на поезда в установленном порядке должны выдаваться предупреждения об особой бдительности и более частой подаче оповестительных сигналов, а при работе в местах с особо сложными условиями скорость движения поездов должна быть ограничена или место работ должно быть ограждено сигналами остановки независимо от вида работ. Работы в этих местах, как правило, должны выполняться в "окна". При производстве работ с закрытием пути запрещается находиться в междупутье между закрытым путем и путем, по которому движется поезд. 6.12. Перед началом аварийно-восстановительных работ на поврежденной ВОЛП ЖТ в темное время суток, во время тумана, метелей и когда видимость менее 800 м, необходимо принимать дополнительные меры по обеспечению безопасности: давать заявку на выдачу предупреждений на поезда об особой бдительности и о подаче оповестительных сигналов при приближении к месту работ; выставлять сигналистов с обеих сторон от места работ для извещения работников о приближении поезда; применять автоматические средства оповещения при их наличии. 6.13. Перед началом работ в стесненных местах, где по обеим сторонам пути расположены высокие платформы, здания, заборы или крутые откосы выемок, а также на мостах, в тоннелях и снежных траншеях работники должны знать места, указанные руководителем работ, куда они должны уходить с пути при приближении подвижного состава. 6.14. При установленной скорости движения до 140 км/ч включительно и приближении подвижного состава работники должны до того, как расстояние до подвижного состава будет менее 400 м, убрать за пределы габарита подвижного состава инструменты, приспособления, материалы и изделия и отойти от пути на следующее расстояние (от ближнего рельса, не менее): при прохождении поезда, дрезины, отдельного локомотива - 2,4 м; при работе траншеекопателей, кабелеукладчиков и трубоукладчиков на железнодорожном ходу (кроме обслуживающей и участвующей в работе бригад), электробалластера, уборочной машины, рельсошлифовального поезда и других машин тяжелого типа - 5 м; при работе путевого струга - 10 м; при работе машин, оборудованных щебнеочистительными устройствами, двухпутных и роторных снегоочистителей - 5 м (в сторону, противоположную выбросу снега, льда и засорителей); при работе однопутных снегоочистителей - 25 м. При пропуске поезда все работники монтажной или эксплуатационной организации должны находиться по одну сторону от пути. Запрещается для пропуска поезда переходить на соседний путь и находиться на нем. 6.15. При производстве аварийно-восстановительных работ в темное время, во время тумана, метелей и в других случаях, когда видимость менее 800 м, необходимо следить за приближением поездов, дрезин и другого подвижного состава, а также за сигналами сигналистов с обеих сторон от места работ. При первых признаках приближения поезда или при сигнале сигналиста (хотя бы и непонятном) следует немедленно прекратить работы, убрать инструменты, приспособления, материалы и изделия за пределы габарита подвижного состава и отойти от пути на положенное расстояние. В тех случаях, когда по условиям видимости в каждую сторону ставить сигналистов не требуется, фронт работ не должен превышать 200 м. Работникам монтажной или эксплуатационной организации разрешается возвращаться на путь после прохода поезда только после того, как руководитель работ убедится, что вслед за поездом нет подталкивающего локомотива и что по пути, на котором будут находиться работники, не идет поезд, отдельно следующий локомотив или дрезина, как в правильном, так и в неправильном направлении. 6.16. На участках железных дорог со скоростным движением поездов (141 - 200 км/ч) не менее чем за 10 минут до прохода скоростного поезда по команде руководителя работ, действующего в соответствии с расписанием движения поездов, все работы на пути, сооружениях и устройствах, находящихся рядом с путем следования поезда, должны быть прекращены. Путь, сооружения и устройства следует привести в состояние, обеспечивающее безопасный пропуск поезда. Материалы, инструменты, механизмы и приспособления должны быть убраны на обочину с обеспечением габарита приближения строений. Не позднее чем за 5 минут до прохода поезда все работники монтажной или эксплуатационной организации должны уйти на расстояние не менее 4 м от крайнего рельса при пропуске поезда со скоростью 146 - 160 км/ч и не менее 5 м при скорости 161 - 200 км/ч. Запрещается начинать работы, требующие ограждения сигналами остановки, если до подхода скоростного поезда остается менее 1 ч. Если скоростной поезд не прошел по расписанию, необходимо проявлять особую бдительность и уточнить время его проследования. Запрещается возобновлять работы до уточнения времени прохода скоростного поезда. Руководители работ по монтажу ЛКС ВОЛП ЖТ, работники ЭТЦ, ЛКУ ШЧ должны иметь при себе расписание следования скоростных поездов. 6.17. Если работы проводятся на пути, соседнем с тем, по которому должен проследовать скоростной поезд, то они также должны быть прекращены заблаговременно с таким расчетом, чтобы за 5 мин. до прохода скоростного поезда на этом пути никого не оставалось. 6.18. За 10 минут до прохода скоростного поезда по соседнему пути необходимо остановить работы по установке кронштейнов, протяжке трос-лидера, монтажу зажимов, восстановлению ВОК, прокладке трубок, производимых с использованием машины на железнодорожном ходу (трубоукладчика, раскаточной платформы, автомотрисы). За 5 минут до прохода скоростного поезда работники монтажной или эксплуатационной организации должны покинуть открытый подвижной состав и отойти в сторону от пути на безопасное расстояние. 6.19. За 10 минут до прохода скоростного поезда машинисты и операторы машин по разработке траншей, прокладке трубопроводов и кабелей, установке кронштейнов и т.п. должны привести рабочие органы машин и площадки дрезин со стороны пути, по которому проследует скоростной поезд, в габаритное положение и во время прохода поезда оставаться в кабинах управления. 6.20. При производстве работ на станционных путях работники монтажной или эксплуатационной организации должны следить за оповещениями дежурного по станции (парку) о пропуске поезда и маневровых передвижениях по пути, рядом с которым или на котором производятся работы, о соединении частей состава. 6.21. При производстве работ на перегонах руководитель работ (ответственное лицо) должен иметь ключи от телефонов перегонной связи и телефонную трубку для пользования этой связью. 6.22. При производстве работ, требующих остановки поезда, руководители работ, а также сигналисты должны пользоваться биноклями и носимыми радиостанциями. 6.23. Приступать к работам в тоннеле можно только после выдачи предупреждений машинистам подвижных единиц об особой бдительности при приближении к тоннелям и следовании внутри тоннелей и более частой подаче оповестительных сигналов, а также при исправности освещения и устройств автоматической световой и звуковой сигнализации. Независимо от наличия постоянного электроосвещения работники должны иметь переносные индивидуальные фонари. Перед проходом поезда работники должны сложить материалы и инструменты и укрыться в местах, указанных им руководителем работ (ответственным лицом) перед началом работ. Ниши, предназначенные для укрытия работников, и подходы к ним должны быть свободными. 6.24. При неисправности в тоннелях устройств световой и звуковой сигнализации или ее отсутствии следует выставить необходимое число сигналистов как в тоннеле, так и на расстоянии не менее 1 км от его порталов для наблюдения за подходящими поездами и своевременного оповещения работников монтажной или эксплуатационной организации о приближении поезда. Между руководителем работ (ответственным лицом) и сигналистами должна быть установлена телефонная связь, которая может быть заменена необходимым числом дополнительных сигналистов с сигнальными духовыми рожками, надежно обеспечивающих оповещение о приближении поезда. 6.25. При выполнении работ в тоннелях длиной более 100 м для получения информации о движении поездов руководитель работ (ответственное лицо) должен иметь телефонную связь с дежурными по соседним с тоннелем станциям или с поездным диспетчером. 6.26. В случае производства работ на предпортальных участках тоннелей и невозможности размещения работников на обочине из-за крутых откосов выемок, подпорных стен, прижимов место работ должно ограждаться сигналами остановки с выдачей предупреждений поездам. 6.27. Перед проходом поезда в тоннеле на однопутном участке либо по одному из путей двухпутного участка руководитель работ (ответственное лицо) должен дать сигнал о прекращении работ и подать команду об уборке материалов, приспособлений, инструмента в габарит и укрытии работников в ниши. 6.28. В случае закрытия одного из путей двухпутного тоннеля по распоряжению руководителя работ (ответственного лица) работники монтажной или эксплуатационной организации, находящиеся у действующего пути, перед проходом поезда могут становиться в ряд у стены со стороны недействующего пути или укрыться в нишах. 6.29. Работники монтажной или эксплуатационной организации могут выйти из ниш в тоннеле и приступить к работе только после прохода поезда и восстановления видимости в тоннеле. При отключении вентиляции из-за неисправности ее в процессе выполнения работ, при задержке состава в тоннеле, при визуально определяемой стойкой задымленности тоннеля работники монтажной или эксплуатационной организации в соответствии с командой руководителя работ должны немедленно одеть противогазы, которыми работники монтажной или эксплуатационной организации обеспечиваются до начала работ в тоннеле. Работники монтажной или эксплуатационной организации должны знать правила пользования противогазами и ухода за ними. 6.30. Складирование материалов, инструментов и приспособлений в тоннелях допускается только в период производства работ при условии, что они размещаются с соблюдением габарита приближения строений и занимают устойчивое положение. 6.31. Перед началом работ на мосту каждый работник монтажной или эксплуатационной организации должен знать место складирования материала, инструментов, приспособлений и место укрытия при приближении и проходе поезда, указанное ему руководителем работ. В местах производства работ настилы и проходы должны быть очищены от грязи, снега, льда и в зимнее время посыпаться песком. 6.32. Стоять на тротуаре у перил моста вне площадки убежища во время прохода поезда запрещается. 6.33. Для оповещения о приближении поезда работников монтажной или эксплуатационной организации, занятых на работах в пределах моста без ограждений сигналами остановки или уменьшения скорости, должен устанавливаться знак "С" (о подаче свистка), а в необходимых случаях выдаваться предупреждения на поезда об особой бдительности. 6.34. По протяженным мостам и тоннелям следует проходить только при наличии мест укрытия. 6.35. При выходе к пути из палаток, модулей для измерения и монтажа кабелей, вагонов и из-за служебных, технических, производственных и жилых зданий следует соблюдать осторожность и убедиться в отсутствии на этом пути движущегося или приближающегося подвижного состава. В случае, если служебно-техническое здание, в котором находится монтируемая или обслуживаемая аппаратура связи, находится вблизи железнодорожных путей, у выходной двери внутри помещения должен быть укреплен предупреждающий об опасности плакат. 6.36. При производстве работ по разработке траншей и котлованов и прокладке трубопроводов или кабелей в траншеи в междупутье или на обочине пути и получении сигнала о подходе подвижного состава все работники монтажной или эксплуатационной организации должны выйти из траншеи или котлована и отойти на безопасное расстояние. 6.37. При нахождении на железнодорожных путях запрещается садиться на рельсы, концы шпал, балластную призму, а также на оборудование СЦБ (путевые ящики, дроссель-трансформаторы и другие напольные устройства). 6.38. При назначении бригады или звена на работу, связанную с ограждением места работы, руководитель работ должен выдать бригадиру или старшему звена и сигналистам наряд соответствующей формы. 6.39. Все работники, осуществляющие строительство или техническую эксплуатацию ЛКС ВОЛП ЖТ, должны знать и уметь выполнять обязанности сигналистов. 6.40. Сигналисты должны находиться от места производства работ на расстоянии, указанном руководителем работ (ответственным лицом) при инструктаже. Ограждение места работ должно выполняться сигналистами в соответствии с нарядом, выданным руководителем работ (ответственным лицом). 6.41. В соответствии с указаниями, полученными при инструктаже, сигналисты должны перемещаться при перемещении места производства работ. 6.42. Работа после прохода поезда может возобновиться только после возвращения сигналистов на свои места. 6.43. В случае нарушения в процессе работы видимой связи между сигналистом и руководителем работ из-за пыли, тумана, метели и других причин руководитель работ должен прекратить работы и создать условия для беспрепятственного пропуска подвижного состава. К выполнению работ можно приступать только после восстановления видимости. 6.44. Сигналисты могут покидать свои места только по распоряжению руководителя работ после приведения места работ в состояние, обеспечивающее беспрепятственный пропуск подвижного состава. |
Фрагмент документа "ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ МОНТАЖЕ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОЛОКОННО-ОПТИЧЕСКИХ ЛИНИЙ ПЕРЕДАЧИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ".