О КОМПЛЕКСНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2007-2009 ГГ.. Постановление. Правительство Москвы. 20.06.06 420-ПП

Фрагмент документа "О КОМПЛЕКСНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2007-2009 ГГ.".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

1. Характеристика проблемы и оценка сложившейся ситуации

     Малое предпринимательство  -  значительное  и   сложное   явление
социально-экономической   жизни   города   Москвы.   Оно  присутствует
практически во всех отраслях экономики города.  В  деятельность  малых
предприятий вовлечены все социальные группы москвичей. Развитие малого
бизнеса  в  городе  является  стратегическим  фактором,   определяющим
устойчивое  развитие экономики города,  и наоборот,  свертывание малых
предприятий  может  иметь  серьезнейшие  негативные  последствия   как
экономического,  так и социального характера.  В силу указанных причин
поддержка  малого  бизнеса  рассматривается  в  качестве   одного   из
приоритетов   политики   Правительства   Москвы,   решающей  двуединую
социально-экономическую задачу.
     Развитие малого  предпринимательства  в  социальном аспекте это -
занятость и качество жизни москвичей, обеспечение горожан необходимыми
им товарами и услугами, формирование среднего класса и демократических
институтов гражданского общества,  реализация общегородских социальных
программ.
     Экономический эффект от деятельности малого бизнеса оценивается с
точки  зрения  его  вклада  в валовой региональный продукт,  повышения
качества и конкурентоспособности производимых товаров и услуг,  уровня
диверсификации   деятельности  субъектов  малого  предпринимательства,
роста торгового баланса города с регионами РФ и зарубежными  странами,
а также вклада в реализацию приоритетных национальных проектов в сфере
здравоохранения,  образования, обеспечения жильем населения и развития
агропромышленного комплекса.
     Все возрастающее значение малого бизнеса в социальноэкономическое
развитие  страны  ставит  на  повестку  дня  вопрос  о  признании  его
общенациональным проектом.
     Развитие малого   бизнеса   в  Москве  осуществляется  на  основе
программно-целевых методов. В 2006 году заканчивается реализация пятой
городской  программы  развития и поддержки малого предпринимательства.
Комплексная   целевая   программа   развития   и   поддержки    малого
предпринимательства  в  города  Москве  на  2007  -  2009гг.  (далее -
Программа) является логическим  продолжением  предыдущей  программы  и
учитывает   результаты   ее  реализации.  Программно-целевой  метод  и
системный подход к вопросам поддержки  предпринимательства  в  Москве,
основанный на реализации целевых комплексных программ, разрабатываемых
с учетом реального состояния малого бизнеса, его потребностей и уровня
развития  в  различных  отраслях экономики,  проблем и задач,  стоящих
перед городом,  а также  других,  в  том  числе  социальных  факторов,
полностью  себя  оправдывает.  Москва  является лидером среди регионов
Российской Федерации по уровню развития малого  предпринимательства  и
по  многим  показателям,  характеризующим  состояние  малого  бизнеса,
приближается к передовым в экономическом отношении странам.
     По данным  Мосгорстата,  численность  малых  предприятий Москвы в
первом полугодии 2005 г.  превышала 200  тысяч  единиц.  Помимо  малых
предприятий  в  городе зарегистрированы более 200 тысяч индивидуальных
предпринимателей (ИП).  Количество работающих в малом бизнесе с учетом
всех  категорий  занятых  составляет  более 2,2 миллиона человек,  что
превышает 35 % населения, занятого в экономике города.
     На основе      накопленного      опыта      поддержки      малого
предпринимательства,  использования передовых зарубежных достижений  в
этой  сфере,  внедрения современных информационных технологий получила
значительное  развитие  городская  инфраструктура   поддержки   малого
бизнеса,  которая  внесла  значительный  вклад в реализацию предыдущих
комплексных программ развития и поддержки малого предпринимательства в
Москве. Одним из основных направлений совершенствования инфраструктуры
малого бизнеса стало усиление взаимодействия образующих ее организаций
между  собой,  а  также  с  органами  исполнительной и законодательной
власти.
     Созданы сервисные центры для малых предприятий в различных сферах
деятельности   -   жилищно-коммунального   хозяйства,   утилизации   и
переработки бытовых отходов, полиграфии, хлебопечении и т.д.
     Развивается деятельность технопарков  "Зеленоград"  и  "Загорье",
производственно-технологической    зоны   малого   предпринимательства
"Метромаш",  проводится работа по созданию Технико-внедренческой  зоны
для   инновационных   малых   предприятий   и   размещения  наукоемких
производств в Зеленоградском административном округе города Москвы.
     Созданная в  результате  многолетней  работы  при  участии  и под
руководством Правительства Москвы,  городская инфраструктура поддержки
малого   предпринимательства   приобрела   системный  характер  как  в
функциональном (то есть по различным  направлениям  поддержки  (малого
бизнеса),   так   и  в  территориальном  плане  (то  есть  она  широко
дифференцирована по территории города).  Следует также  отметить,  что
ряд  организаций  инфраструктуры  поддержки малого предпринимательства
города Москвы являются уникальными не только  для  Москвы,  но  и  для
Российской  Федерации.  На их базе созданы не имеющие аналогов системы
информационного,  маркетингового  и  субконтрактингового   обеспечения
предпринимательской    деятельности,   услугами   которых   пользуются
предприниматели Москвы,  России,  а также стран  ближнего  и  дальнего
зарубежья.
     В предстоящий  трехлетний  период  будет  продолжена  работа   по
совершенствованию    механизмов    поддержки    и    развития   малого
предпринимательства  в  административных  округах  и  районах   города
Москвы.    Это   обусловлено   необходимостью   обеспечения   "шаговой
доступности"   предпринимателей   к   специализированным   институтам,
оказывающим  комплексную  и  адресную  поддержку  малым предприятиям в
различных направлениях:  информационном,  консультационном, обучающем,
прогнозно-аналитическом, научно-техническом, финансовом, имущественном
и т.д. При этом возрастает роль префектур административных округов, на
которые  возложены  функции по реализации,  наряду с традиционными для
них,  новых форм поддержки малого бизнеса,  предусмотренных  настоящей
Программой,  включая такие, как обеспечение долевого участия субъектов
малого предпринимательства в строительстве  деловых  центров  с  целью
приобретения   в   собственность   необходимых   им  производственных,
складских и офисных помещений.
     За период  реализации  предыдущих Комплексных программ развития и
поддержки  малого  предпринимательства  в  городе  Москве  разработаны
соответствующие   рыночным  условиям  механизмы  финансовой  поддержки
субъектов малого предпринимательства,  в том  числе  и  на  возвратной
основе   за   счет   средств   федерального   и  городского  бюджетов,
сформированы  необходимые   для   этого   структуры.   Это   позволило
значительно  расширить  возможности  малых  предприятий по привлечению
финансовых  ресурсов,  а  также  создать   условия   для   дальнейшего
наращивания финансовых средств, предназначенных для этих целей.
     В 2005   году   Департаментом   поддержки   и   развития   малого
предпринимательства   города  Москвы  предоставлены  субъектам  малого
предпринимательства  бюджетные  кредиты  на  сумму  12,8   млн.рублей.
Проекты, представляющие особый интерес для города, профинансированы на
сумму  10  млн.рублей,  около  600  тысяч  рублей  -   направлено   на
компенсацию  снижения  процентных  ставок  по  кредитам  для субъектов
малого     предпринимательства,      выданным      кредитнофинансовыми
организациями.
     В административных округах города Москвы осуществлена  финансовая
поддержка  проектов  предпринимателей  в  виде  займов  на сумму 48,35
млн.рублей.  Поддержаны 245 заявок  начинающих  малых  предприятий  на
предоставление субвенций на общую сумму свыше 31,6 млн.  рублей. Малым
предприятиям   города   передано   в   лизинг   более    550    единиц
технологического оборудования, транспорта и спец. техники на сумму 125
млн.рублей.  На реализацию  инновационных  проектов  субъектов  малого
предпринимательства в виде грантов выделено 11,75 млн. рублей.
     В целях повышения эффективности предпринимательской  деятельности
и  оптимизации  взаимодействия  субъектов малого предпринимательства с
контролирующими органами начата разработка системы "Единое окно  сдачи
отчетности",  позволяющей  предпринимателям  сдавать  бухгалтерскую  и
налоговую отчетность в электронном виде.
     Малый бизнес  Москвы вышел на региональные и международные рынки,
участвует  в  реализации  совместных  проектов,  сочетающих   интересы
столицы  и  субъектов  Российской  Федерации.  Увеличение производства
конкурентоспособных на региональных и  международных  рынках  товаров,
технологий,   оборудования,   привлечение  инвестиций,  поиск  деловых
партнеров и  расширение  рынков  сбыта  продукции  являются  реальными
потребностями  малых  предприятий Москвы.  Эти задачи в Москве успешно
решаются  через  построение  общероссийских   систем   информационного
взаимодействия,     налаживания    производственной    кооперации    и
маркетинговой поддержки.
     Так, например,  важнейшим  инструментом развития межрегионального
промышленного   сотрудничества    является    Межрегиональный    центр
промышленной     субконтрактации     и     партнерства.     Количество
зарегистрированных пользователей системы субконтрактации - получателей
услуг  Центра  по итогам 2005 года составило 6200,  против 4000 в 2004
году. Количество кооперационных заказов, выведенных на рынок Москвы по
итогам  2005  года,  составило более 5900 (преимущественно - продукция
машиностроения,  металлообработки, электроника, электротехника, резино
-  технические  и пластмассовые изделия производственного назначения),
против  3800  в  2004  году.  Только  на  "Бирже  субконтрактов"  были
представлены заказы предприятий Германии,  Lосквы,  регионов России на
общую сумму более 1,6 млрд.руб.
     Система информационного  обеспечения  малого  предпринимательства
Москвы (СИОМП) объединяет в единое информационное  пространство  более
40  специализированных  бизнессерверов,  10  сайтов  центров  развития
предпринимательства административных округов г.  Москвы,  более  сотни
баз   данных  и  десятки  сервисов.  К  началу  2006  года  количество
посетителей ресурсов СИОМП достигло 60 тысяч в день.
     Осуществляются мероприятия     по     реализации    постановления
Правительства Москвы от 10  февраля  2004  г.  N  78-ПП  "О  Городской
целевой  программе по обеспечению субъектов малого предпринимательства
нежилыми помещениями на 2004-2010 годы" и Закона города  Москвы  от  7
июля  2004г.  N  47  "О  Городской  целевой  программе  по обеспечению
субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями на 2004-2008
годы". В каждом административном округе г. Москвы проводится работа по
определению земельных  участков  под  строительство  бизнес-центров  и
технопарков малого предпринимательства по принципу долевого участия.
     Положительные результаты  достигнуты  в  подготовке  кадров   для
малого бизнеса,  развитии предпринимательства в инновационной сфере, в
сфере ЖКХ, ремесленной деятельности, в молодежном предпринимательстве.
     В целях  обеспечения  широкого  информирования  деловых  кругов и
общественности  Москвы  о  политике  Правительства  в   сфере   малого
предпринимательства  при  Департаменте  поддержки  и  развития  малого
предпринимательства в 2005 году создан Пресс-центр малого  и  среднего
предпринимательства,  организующий  проведение  на  регулярной  основе
пресс-конференций,  брифингов,  круглых столов по проблемам  малого  и
среднего  бизнеса  с  участием  представителей  органов исполнительной
власти   города   Москвы   и   широких   кругов    предпринимательской
общественности.
     Важнейшим направлением деятельности Правительства Москвы с самого
начала   работы   по   становлению,   развитию   и   поддержке  малого
предпринимательства было и остается  взаимодействие  с  объединениями,
союзами и ассоциациями предпринимателей.
     Особая роль  в  этой  работе  отводится   Общественно-экспертному
совету  по малому предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы,
который  консолидирует  деятельность   объединений   предпринимателей,
направленную  на выработку единых подходов к решению задач поддержки и
развития  малого  предпринимательства,  осуществляет  обратную   связь
предпринимательского   сообщества  с  органами  исполнительной  власти
города  Москвы,  является  органом  общественного  контроля  за  ходом
реализации   проектов   и   программ  малого  бизнеса  и,  тем  самым,
способствует  становлению  и  функционированию  в  Москве   институтов
гражданского  общества  в  целом и в сфере поддержки и развития малого
предпринимательства - в частности.
     Практически не  теряет  своей  остроты  проблема административных
барьеров.  Стремление органов власти оградить граждан от  деятельности
недобросовестных   предпринимателей   часто   приводит   к   обратному
результату  -  свертыванию  работы  законопослушных  и  добросовестных
предпринимателей   из-за  бюрократизма,  излишней  зарегулированности,
большого  количества  разрешительной  документации  и  вала  проверок,
которым подвергаются субъекты малого предпринимательства.  Встречаются
случаи злоупотребления властью отдельными чиновниками, в том числе и с
корыстными целями. Этому в немалой степени способствует несовершенство
как   федеральной,   так   и   городской   нормативно-правовой   базы,
регулирующей    предпринимательскую    деятельность,   контрольную   и
разрешительную практику.
     Кроме того,  в  Москве  еще не создан четкий алгоритм выявления и
устранения административных барьеров.  Вследствие этих и  ряда  других
причин    эффективность    работы    Межведомственной   комиссии   при
Правительстве  Москвы  по  устранению  административных  барьеров  при
развитии  предпринимательства  не всегда соответствует предъявляемым к
ней требованиям.  Для устранения этих недостатков настоящей  Городской
целевой  программой  предусмотрены  меры  по  созданию в Москве единой
системы   выявления   и    устранения    административных    барьеров,
препятствующих развитию предпринимательства, а также меры по наделению
Межведомственной  комиссии  при  Правительстве  Москвы  по  устранению
административных    барьеров    при    развитии    предпринимательства
дополнительными    полномочиями    в     борьбе     с     должностными
злоупотреблениями,  волокитой  и  бюрократизмом  при  решении органами
власти,  контроля и надзора вопросов регулирования предпринимательской
деятельности.
     Другим направлением  в  устранении   административных   барьеров,
препятствующих  выходу  на  рынок  новых  и  развитию  уже действующих
субъектов  малого  предпринимательства,   должна   стать   работа   по
совершенствованию   нормативно-правовой   базы   и,  в  частности,  по
разработке   прозрачных   процедур   принятия   решений,   оптимизации
контрольной   деятельности,   разрешительной   практики   и  процессов
согласования различных документов, особенно в сфере недвижимости.
     Важным фактором,  сдерживающим развитие малого бизнеса,  является
непринятие  Государственной  Думой  Федерального  Собрания  Российской
Федерации  основополагающего  закона  о  малом предпринимательстве,  а
также федерального закона о ремесленной деятельности.
     Принятие обоснованных  решений по вопросам создания благоприятных
условий   для   развития   малого   предпринимательства   затрудняется
отсутствием достоверной оперативной экономикостатистической информации
о его состоянии.
     Более высокие     требования,     предъявляемые     сегодня     к
конкурентоспособности,  качеству  производимой  малыми   предприятиями
продукции  и  оказываемых  ими  услуг,  а также перспективы вступления
России в ВТО диктуют настоятельную необходимость внедрения новых  форм
организации   и   ведения   бизнеса.   Для  достижения  более  высокой
конкурентоспособности  малого  бизнеса  Москвы   необходимо   провести
комплекс мероприятий по сертификации малых предприятий на соответствие
требованиям ИСО,  внедрению  в  их  работу  современных  маркетинговых
технологий  и  аутсорсинга,  созданию  условий  для  объединения малых
предприятий  в  кластеры,  вовлечение  их  в  технико-внедренческие  и
научно-производственные    зоны.    Широкое   внедрение   новых   форм
кредитования субъектов малого предпринимательства позволит повысить их
капитализацию,  техническую  и  технологическую оснащенность,  а также
будет   способствовать   выходу   "из   тени"    значительной    части
предпринимательских структур.
     Как показывают данные социологического мониторинга,  проведенного
в  2005  году  Информационно-аналитическим  центром Московского центра
развития предпринимательства,  наиболее существенные  проблемы  малого
бизнеса Москвы в целом сохраняются. Проведенные исследования показали,
что  основным  фактором,  сдерживающим  дальнейшее   развитие   малого
предпринимательства  в  Москве,  остается  нехватка нежилых помещений.
Поддержка в  подборе  арендуемых  или  приобретаемых  в  собственность
помещений  востребована  практически  2/3  московских предпринимателей
(более 60%  опрошенных).  В содействии в получении  финансовой  помощи
(кредитов,   займов   и  т.п.)  нуждается  почти  половина  опрошенных
предпринимателей (49%).  Решение  проблем,  связанных  с  преодолением
разного рода административных барьеров,  волнует 44% малых предприятий
Москвы.  Московские  предприниматели  указали   также   на   следующие
проблемы,  в  решении  которых  они  рассчитывают на помощь со стороны
городских  органов  власти:  доступ  к  выполнению  госзаказов  (41%),
поддержка в правовых вопросах (36%),  содействие в установлении связей
с покупателями,  партнерами (28%),  содействие в поиске,  приобретении
сырья, оборудования (9%).
     Политика Правительства Москвы в сфере развития и поддержки малого
предпринимательства   на   период  2007-2009  гг.  строится  с  учетом
достигнутого уровня его развития,  растущего вклада  в  решение  задач
социального и экономического развития столицы, приобретения им статуса
макроэкономического компонента.
     Малый бизнес   Москвы  должен  стать  одной  из  движущих  сил  в
реализации  национальных  проектов,  в  решении  поставленной   задачи
удвоения  валового  регионального  продукта,  а  также  других задач в
интересах повышения качества жизни москвичей.

Фрагмент документа "О КОМПЛЕКСНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2007-2009 ГГ.".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа