Фрагмент документа "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МЕДИЦИНСКИМИ КАДРАМИ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ".
2. Первичная медико-санитарная помощь - основной, доступный и бесплатный для каждого гражданина России вид медицинского обслуживания 2.1. Основные подходы Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) к развитию первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) как ключевого элемента здравоохранения определены Международной конференцией в Алма-Ате в 1978 г. До сих пор сохраняют значимость установки на организацию адекватного обслуживания, приемлемого для населения, доступного материально, а также профессионально и научно обоснованного. По определению Большой медицинской энциклопедии 1992 г. система первичной медицинской помощи включает поликлиники, здравпункты, медсанчасти, скорую и неотложную помощь, родовспоможение, а также частично стационары, куда первично обращаются или доставляются пациенты. К ней относятся также фельдшерские (ФП) и фельдшерско-акушерские пункты (ФАП), врачебные амбулатории и участковые больницы сельской местности. В 2003 году 56 сессией Всемирной ассамблеи здравоохранения подтвержден приоритет ПМСП для деятельности ВОЗ. Реализация этого направления обеспечивается ресурсами с целью уменьшить неравенство в охране здоровья; укрепить кадровый потенциал; вовлечь местные общины и добровольные группы, а также научными исследованиями методов мониторинга, укрепления ПМСП в рамках здравоохранения в целом. В Европе ПМСП определяется как предоставление диагностических и лечебных услуг, часто в сочетании с профилактикой заболеваний, дополняемое услугами по укреплению здоровья и реабилитации. Приказ Минздравсоцразвития РФ N 487 от 29.07.05 определил ПМСП как комплекс профилактических, лечебно-диагностических, санитарно-эпидемиологических (в пределах установленных полномочий) и реабилитационных мероприятий, оказываемых населению медицинскими работниками в амбулаторно-поликлинических, больничных и стационарно-поликлинических учреждениях здравоохранения муниципального района и городского округа. В этих учреждениях работает персонал, в т.ч. врачи и средние медицинские работники функционально различного назначения; - лечебного профиля - персонал амбулаторного приема для взрослых и детей, скорой и неотложной помощи, учреждений родовспоможения, приемных покоев больниц, обеспечивающий лечение обратившихся за помощью больных при первом контакте с ними. Среди них выделяется подгруппа усиления - заведующие отделениями, их заместители, врачи и средний медицинский персонал цехового приема, военных комиссариатов, травмопунктов; - параклиники - персонал лечебно-вспомогательных и диагностических подразделений; - управления - руководители медицинских учреждений, их заместители, методисты, статистики; - группа средних медицинских работников, самостоятельно обслуживающих население: фельдшеры, медицинские сестры, акушерки, зубные врачи. Развитие первичной медико-санитарной помощи в муниципальном здравоохранении повышает ее доступность; сокращает дублирование в работе; позволяет интегрировать неотложную помощь в систему общей врачебной практики, определяет развитие стационарной и скорой медицинской помощи. Она оказывается бесплатно при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, независимо от подчиненности и собственности. Работники этой системы проводят: - профилактику и лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений и других неотложных состояний; - санитарно-гигиеническое образование населения. Первичная медико-санитарная помощь гражданам Российской Федерации оказывается, в основном, по месту их жительства, как правило, учреждениями муниципальной системы здравоохранения, но ее на основе договоров со страховыми организациями могут оказывать учреждения и другой подчиненности, в т.ч. ведомственные и частные. 2.2. Состояние кадровых ресурсов ПМСП - слабое звено в управлении здравоохранением. Как показывают отчетные данные, обеспеченность населения России врачами составила 42,4 на 10 тыс. нас., средними медицинскими работниками - 95,6, в т.ч. фельдшерами - 10,4; акушерками - 4,6. Соотношение числа врачей и средних медицинских работников варьирует в зависимости от типа учреждения. В амбулаторно-поликлинических учреждениях оно составляет 1:2,2; в скорой и неотложной помощи - 1:2,5; в дневных стационарах амбулаторно-поликлинических учреждений - 1:1,7, тогда как в стационарах круглосуточного пребывания - 1:3,8. Обеспечение медицинскими работниками населения по субъектам Российской Федерации и внутри них различается, но отмечается общая тенденция к их сокращению. В первичном звене врачебные должности начинают замещать специалисты со средним медицинским образованием. Пополнение кадрами вдвое меньше убыли. Высока доля пенсионеров. Характер и глубина подготовки специалистов не соответствует потребностям практического здравоохранения. Создался дефицит кадров на приоритетных направлениях первичной медико-санитарной помощи. Сохраняется тенденция кадров к специализации. Квалифицированные специалисты концентрируются в городах. Сокращаются возможности профессиональной реализации, повышения квалификации и социальных гарантий. Расширение внебольничной помощи предполагает: - создание консультативно-диагностических и лечебных центров с отделениями медико-социальной реабилитации, ухода, малокоечных дневных стационаров при амбулаториях, поликлиниках, отделениях общеврачебной практики, отделений амбулаторной хирургии, профилактической помощи матери и ребенку, стационаров на дому; - организацию различных видов общеврачебной практики (индивидуальной, групповой, центров семейной медицины) с круглосуточным оказанием медицинской помощи из расчета 1200 - 1500 человек на 1 врача и 2 средних медицинских работников. В сельской местности преобладает индивидуальная практика, в крупных муниципальных образованиях на базе сельских врачебных амбулаторий организуется групповая; - создание школ профилактики для населения. Мероприятия по развитию кадрового потенциала включают: - мониторинг и анализ использования медицинских кадров, а также прогнозирование развития кадрового потенциала в первичном звене здравоохранения; - определение потребности в кадрах с учетом текучести и естественной убыли их; - рационализацию использования трудовых ресурсов за счет переподготовки и трудоустройства работников, высвобождающихся в ходе реструктуризации сети медицинских учреждений. Чтобы решить эти задачи, органы управления здравоохранением субъекта Федерации активизируют: - контроль соблюдения Федерального и территориального законодательства и подзаконных актов по здравоохранению в части использования кадрового потенциала и повышения профессиональной подготовки работников; - улучшение подготовки и повышение квалификации кадров на основе договора с высшими и средними специальными учебными заведениями как на территории субъекта Федерации, так и других регионов; - контроль занятости медицинских работников и трудоустройство молодых специалистов в соответствии с Договором о трудоустройстве. Приоритетное укомплектование учреждений сельского здравоохранения; - взаимодействие со Службой занятости населения в переподготовке высвобождаемых медицинских работников перед их трудоустройством и обеспечении занятости работников, прибывших из других регионов. Сохранение и закрепление трудового потенциала, в т.ч. в системе первичной медико-санитарной помощи, обеспечивает: - взаимодействие организационных, образовательных, нравственных, социально-психологических, нормативно-правовых, информационных, научно-методических, финансово-материальных и других механизмов в ходе подготовки и работы медицинских работников; - контрактная форма подготовки кадров; - совершенствование нормативной базы, регулирующей оплату труда медицинских работников, гарантии сроков ее выплаты, материальное стимулирование медицинской деятельности в неблагоприятных условиях; - решение социально-бытовых проблем, создание современных рабочих мест, поддержание авторитета профессии и возможность профессионального роста (в клинике, ординатуре, аспирантуре) независимо от подчиненности учреждения, где работает медицинский работник - федеральное, региональное или муниципальное. Качество медицинского обслуживания как соответствие получаемой пациентом помощи его потребностям и ожиданиям, современному уровню науки и применяемых технологий оздоровления обеспечивается оптимизацией использования ресурсов, внедрением современных технологий обслуживания, мониторированием результатов с последующей коррекцией предпринимаемых мер. Проблема доступности амбулаторно-поликлинической, стационарной, скорой и неотложной медицинской помощи для населения решается как на уровне первичной медицинской помощи, так и специализированной. Решение должно учитывать характер расселения жителей, особенности проживания в городской или сельской местности. Качество медицинской помощи оценивается сопоставлением реальной ситуации со стандартами: - обеспечения здравоохранения кадровыми, материальными, финансовыми, информационными ресурсами; - используемых лечебно-диагностических, профилактических, реабилитационных, организационных, производственных технологий; - медицинской, социальной, экономической эффективности. С проблемой качества медицинской помощи тесно связаны вопросы: - аккредитации - определение соответствия медицинского учреждения установленным профессиональным стандартам; - лицензирования - документальное подтверждение органами исполнительной власти права учреждения заниматься определенным видом медицинской деятельности; - сертификации - утверждение третьей независимой стороной соответствия медицинских услуг требованиям нормативов и стандартов. Перераспределение в ходе реструктуризации сети учреждений ресурсов внутри этапов и между ними, между уровнями медицинского обслуживания с учетом вида и интенсивности оказываемой помощи, лечебно-диагностической эффективности ее, а также сложившегося ресурсного обеспечения меняет содержание деятельности врача ПМСП. Доступность для граждан возможности сохранить и укрепить свое здоровье обеспечивается по этапам: - определение потребности населения в конкретных видах первичной и специализированной медицинской помощи; - структурные преобразования сети медицинских учреждений муниципального, субъектов Федерации и федерального подчинения. Содержанием этих этапов является: а) расширение объемов первичной помощи, оказываемой врачом общей практики, сокращение (с учетом местных возможностей) стационарных коек круглосуточного пребывания при одновременном создании поликлинических консультативно-диагностических центров, межрайонных центров специализированной помощи; б) развитие стационарзамещающих учреждений с обслуживанием больных средним медицинским персоналом на дому, в стационарах одного дня, в дневных стационарах, в специализированных центрах. Реструктуризация требует первоначальных финансовых вложений в организацию дневных стационаров, центров амбулаторной хирургии, в оснащение кабинетов общей врачебной практики. Средства, высвобождаемые в ходе ее проведения, целесообразно сохранять за учреждением для расширения его лечебно-диагностических возможностей, повышения заработной платы персонала, укрепления медико-технической и материально-технической базы. Качество и эффективность работы кадров ПМСП повышают: - информационное обеспечение врачей и средних медицинских работников; - укрепление связей офисов врачей общей практики (семейных врачей) (ВОП/СВ) с органами местного самоуправления, а также с консультативными центрами и медицинскими учреждениями более высокого уровня с внедрением телемедицины; - формирование у медицинской общественности и населения установок на внедрение и развитие семейной медицины; - использование стандартов диагностического обследования, лечения и реабилитации на этапе первичного звена; - частичное или полное фондодержание ВОП/СВ, которое усиливает его ответственность за здоровье прикрепленного населения и повышает материальную заинтересованность: а) в оптимизации объемов стационарной помощи, когда круглосуточное наблюдение определяет только тяжелое состояние пациента; б) в привлечении к оказанию отдельных видов специализированной помощи межрайонных центров. |
Фрагмент документа "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МЕДИЦИНСКИМИ КАДРАМИ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ".