ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МЕДИЦИНСКИМИ КАДРАМИ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. Рекомендации. Министерство здравоохранения и социального развития РФ. 26.05.06 2813-ВС

Фрагмент документа "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МЕДИЦИНСКИМИ КАДРАМИ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

2. Первичная медико-санитарная помощь - основной, доступный и
             бесплатный для каждого гражданина России вид
                      медицинского обслуживания

     2.1. Основные подходы Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)
к  развитию  первичной  медико-санитарной  помощи (ПМСП) как ключевого
элемента   здравоохранения  определены  Международной  конференцией  в
Алма-Ате  в  1978  г.  До  сих  пор  сохраняют значимость установки на
организацию   адекватного  обслуживания,  приемлемого  для  населения,
доступного    материально,    а   также   профессионально   и   научно
обоснованного.
     По  определению  Большой медицинской энциклопедии 1992 г. система
первичной   медицинской   помощи  включает  поликлиники,  здравпункты,
медсанчасти,  скорую  и  неотложную  помощь,  родовспоможение, а также
частично   стационары,   куда  первично  обращаются  или  доставляются
пациенты.    К    ней    относятся    также    фельдшерские   (ФП)   и
фельдшерско-акушерские   пункты   (ФАП),   врачебные   амбулатории   и
участковые больницы сельской местности.
     В  2003  году  56  сессией  Всемирной  ассамблеи  здравоохранения
подтвержден  приоритет  ПМСП  для  деятельности  ВОЗ. Реализация этого
направления  обеспечивается  ресурсами с целью уменьшить неравенство в
охране здоровья; укрепить кадровый потенциал; вовлечь местные общины и
добровольные   группы,   а   также   научными  исследованиями  методов
мониторинга,  укрепления  ПМСП  в  рамках  здравоохранения  в целом. В
Европе ПМСП определяется как предоставление диагностических и лечебных
услуг,  часто  в  сочетании  с  профилактикой заболеваний, дополняемое
услугами по укреплению здоровья и реабилитации.
     Приказ  Минздравсоцразвития  РФ  N 487 от 29.07.05 определил ПМСП
как      комплекс      профилактических,      лечебно-диагностических,
санитарно-эпидемиологических  (в  пределах установленных полномочий) и
реабилитационных   мероприятий,   оказываемых  населению  медицинскими
работниками     в     амбулаторно-поликлинических,     больничных    и
стационарно-поликлинических учреждениях здравоохранения муниципального
района и городского округа.
     В  этих  учреждениях  работает  персонал,  в т.ч. врачи и средние
медицинские работники функционально различного назначения;
     - лечебного  профиля - персонал амбулаторного приема для взрослых
и  детей,  скорой  и  неотложной  помощи,  учреждений родовспоможения,
приемных   покоев  больниц,  обеспечивающий  лечение  обратившихся  за
помощью  больных  при  первом  контакте  с  ними. Среди них выделяется
подгруппа  усиления  - заведующие отделениями, их заместители, врачи и
средний  медицинский  персонал цехового приема, военных комиссариатов,
травмопунктов;
     - параклиники     -     персонал     лечебно-вспомогательных    и
диагностических подразделений;
     - управления    -   руководители   медицинских   учреждений,   их
заместители, методисты, статистики;
     - группа    средних    медицинских   работников,   самостоятельно
обслуживающих  население:  фельдшеры,  медицинские  сестры,  акушерки,
зубные врачи.
     Развитие   первичной  медико-санитарной  помощи  в  муниципальном
здравоохранении  повышает  ее  доступность;  сокращает  дублирование в
работе;  позволяет  интегрировать  неотложную  помощь  в систему общей
врачебной   практики,   определяет   развитие  стационарной  и  скорой
медицинской   помощи.   Она   оказывается  бесплатно  при  состояниях,
требующих   срочного   медицинского   вмешательства,   независимо   от
подчиненности и собственности.
     Работники этой системы проводят:
     - профилактику  и  лечение  наиболее  распространенных  болезней,
травм, отравлений и других неотложных состояний;
     - санитарно-гигиеническое образование населения.
     Первичная медико-санитарная помощь гражданам Российской Федерации
оказывается,   в  основном,  по  месту  их  жительства,  как  правило,
учреждениями  муниципальной  системы  здравоохранения, но ее на основе
договоров  со  страховыми  организациями  могут оказывать учреждения и
другой подчиненности, в т.ч. ведомственные и частные.
     2.2. Состояние кадровых ресурсов ПМСП - слабое звено в управлении
здравоохранением.
     Как  показывают  отчетные данные, обеспеченность населения России
врачами   составила  42,4  на  10  тыс.  нас.,  средними  медицинскими
работниками  -  95,6,  в  т.ч.  фельдшерами  - 10,4; акушерками - 4,6.
Соотношение  числа врачей и средних медицинских работников варьирует в
зависимости   от   типа   учреждения.   В  амбулаторно-поликлинических
учреждениях  оно  составляет  1:2,2;  в  скорой  и неотложной помощи -
1:2,5;  в дневных стационарах амбулаторно-поликлинических учреждений -
1:1,7, тогда как в стационарах круглосуточного пребывания - 1:3,8.
     Обеспечение   медицинскими  работниками  населения  по  субъектам
Российской  Федерации  и  внутри  них различается, но отмечается общая
тенденция  к  их  сокращению.  В  первичном  звене врачебные должности
начинают  замещать  специалисты  со  средним медицинским образованием.
Пополнение  кадрами  вдвое  меньше  убыли.  Высока  доля  пенсионеров.
Характер   и   глубина   подготовки   специалистов   не  соответствует
потребностям практического здравоохранения. Создался дефицит кадров на
приоритетных    направлениях   первичной   медико-санитарной   помощи.
Сохраняется   тенденция   кадров  к  специализации.  Квалифицированные
специалисты   концентрируются   в   городах.  Сокращаются  возможности
профессиональной   реализации,  повышения  квалификации  и  социальных
гарантий.
     Расширение внебольничной помощи предполагает:
     - создание  консультативно-диагностических  и  лечебных центров с
отделениями медико-социальной реабилитации, ухода, малокоечных дневных
стационаров  при  амбулаториях, поликлиниках, отделениях общеврачебной
практики,  отделений  амбулаторной  хирургии,  профилактической помощи
матери и ребенку, стационаров на дому;
     - организацию     различных    видов    общеврачебной    практики
(индивидуальной,    групповой,    центров    семейной    медицины)   с
круглосуточным  оказанием  медицинской  помощи  из расчета 1200 - 1500
человек  на  1  врача  и  2 средних медицинских работников. В сельской
местности преобладает индивидуальная практика, в крупных муниципальных
образованиях  на  базе  сельских  врачебных  амбулаторий  организуется
групповая;
     - создание школ профилактики для населения.
     Мероприятия по развитию кадрового потенциала включают:
     - мониторинг  и  анализ использования медицинских кадров, а также
прогнозирование   развития  кадрового  потенциала  в  первичном  звене
здравоохранения;
     - определение   потребности   в   кадрах  с  учетом  текучести  и
естественной убыли их;
     - рационализацию   использования   трудовых   ресурсов   за  счет
переподготовки  и  трудоустройства работников, высвобождающихся в ходе
реструктуризации сети медицинских учреждений.
     Чтобы  решить  эти  задачи,  органы  управления  здравоохранением
субъекта Федерации активизируют:
     - контроль    соблюдения    Федерального    и    территориального
законодательства  и  подзаконных  актов  по  здравоохранению  в  части
использования   кадрового   потенциала  и  повышения  профессиональной
подготовки работников;
     - улучшение  подготовки и повышение квалификации кадров на основе
договора с высшими и средними специальными учебными заведениями как на
территории субъекта Федерации, так и других регионов;
     - контроль  занятости  медицинских  работников  и трудоустройство
молодых  специалистов  в  соответствии  с Договором о трудоустройстве.
Приоритетное укомплектование учреждений сельского здравоохранения;
     - взаимодействие  со Службой занятости населения в переподготовке
высвобождаемых  медицинских  работников  перед  их  трудоустройством и
обеспечении занятости работников, прибывших из других регионов.
     Сохранение  и  закрепление трудового потенциала, в т.ч. в системе
первичной медико-санитарной помощи, обеспечивает:
     - взаимодействие  организационных, образовательных, нравственных,
социально-психологических,     нормативно-правовых,    информационных,
научно-методических, финансово-материальных и других механизмов в ходе
подготовки и работы медицинских работников;
     - контрактная форма подготовки кадров;
     - совершенствование  нормативной  базы, регулирующей оплату труда
медицинских  работников,  гарантии  сроков  ее  выплаты,  материальное
стимулирование медицинской деятельности в неблагоприятных условиях;
     - решение социально-бытовых проблем, создание современных рабочих
мест, поддержание авторитета профессии и возможность профессионального
роста (в клинике, ординатуре, аспирантуре) независимо от подчиненности
учреждения,   где   работает   медицинский   работник  -  федеральное,
региональное или муниципальное.
     Качество  медицинского  обслуживания  как соответствие получаемой
пациентом  помощи  его  потребностям  и ожиданиям, современному уровню
науки    и    применяемых   технологий   оздоровления   обеспечивается
оптимизацией использования ресурсов, внедрением современных технологий
обслуживания,  мониторированием  результатов  с последующей коррекцией
предпринимаемых мер.
     Проблема  доступности  амбулаторно-поликлинической, стационарной,
скорой  и  неотложной медицинской помощи для населения решается как на
уровне первичной медицинской помощи, так и специализированной. Решение
должно учитывать характер расселения жителей, особенности проживания в
городской или сельской местности.
     Качество  медицинской  помощи оценивается сопоставлением реальной
ситуации со стандартами:
     - обеспечения     здравоохранения    кадровыми,    материальными,
финансовыми, информационными ресурсами;
     - используемых     лечебно-диагностических,     профилактических,
реабилитационных, организационных, производственных технологий;
     - медицинской, социальной, экономической эффективности.
     С проблемой качества медицинской помощи тесно связаны вопросы:
     - аккредитации - определение соответствия медицинского учреждения
установленным профессиональным стандартам;
     - лицензирования    -   документальное   подтверждение   органами
исполнительной  власти  права учреждения заниматься определенным видом
медицинской деятельности;
     - сертификации   -   утверждение   третьей  независимой  стороной
соответствия медицинских услуг требованиям нормативов и стандартов.
     Перераспределение   в   ходе   реструктуризации  сети  учреждений
ресурсов  внутри  этапов  и  между  ними,  между уровнями медицинского
обслуживания   с  учетом  вида  и  интенсивности  оказываемой  помощи,
лечебно-диагностической   эффективности   ее,   а  также  сложившегося
ресурсного обеспечения меняет содержание деятельности врача ПМСП.
     Доступность  для  граждан  возможности  сохранить и укрепить свое
здоровье обеспечивается по этапам:
     - определение  потребности населения в конкретных видах первичной
и специализированной медицинской помощи;
     - структурные    преобразования   сети   медицинских   учреждений
муниципального, субъектов Федерации и федерального подчинения.
     Содержанием этих этапов является:
     а)  расширение объемов первичной помощи, оказываемой врачом общей
практики, сокращение (с учетом местных возможностей) стационарных коек
круглосуточного  пребывания при одновременном создании поликлинических
консультативно-диагностических     центров,     межрайонных    центров
специализированной помощи;
     б)   развитие   стационарзамещающих  учреждений  с  обслуживанием
больных  средним  медицинским персоналом на дому, в стационарах одного
дня, в дневных стационарах, в специализированных центрах.
     Реструктуризация  требует  первоначальных  финансовых  вложений в
организацию  дневных  стационаров,  центров  амбулаторной  хирургии, в
оснащение кабинетов общей врачебной практики. Средства, высвобождаемые
в  ходе  ее  проведения,  целесообразно  сохранять  за учреждением для
расширения   его   лечебно-диагностических   возможностей,   повышения
заработной    платы   персонала,   укрепления   медико-технической   и
материально-технической базы.
     Качество и эффективность работы кадров ПМСП повышают:
     - информационное   обеспечение   врачей   и  средних  медицинских
работников;
     - укрепление   связей  офисов  врачей  общей  практики  (семейных
врачей)  (ВОП/СВ)  с  органами  местного  самоуправления,  а  также  с
консультативными  центрами  и медицинскими учреждениями более высокого
уровня с внедрением телемедицины;
     - формирование у медицинской общественности и населения установок
на внедрение и развитие семейной медицины;
     - использование стандартов диагностического обследования, лечения
и реабилитации на этапе первичного звена;
     - частичное  или  полное  фондодержание ВОП/СВ, которое усиливает
его  ответственность  за  здоровье прикрепленного населения и повышает
материальную заинтересованность:
     а)    в    оптимизации   объемов   стационарной   помощи,   когда
круглосуточное   наблюдение   определяет   только   тяжелое  состояние
пациента;
     б)  в  привлечении  к оказанию отдельных видов специализированной
помощи межрайонных центров.

Фрагмент документа "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МЕДИЦИНСКИМИ КАДРАМИ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа