Фрагмент документа "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. ПРОВЕДЕНИЕ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА".
2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Методические рекомендации устанавливают цели, порядок проведения аттестации рабочего места водителей (РМВ) по условиям труда, а также порядок оформления и использования результатов аттестации. Основные термины и их определения, используемые в Методических рекомендациях, приведены в Приложении 1. Аттестация рабочих мест по условиям труда водителей проводится с целью: обоснования предоставления компенсаций водителям, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, в предусмотренном законодательством порядке; решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, установления диагноза профзаболевания, в том числе при решении споров, разногласий в судебном порядке; рассмотрения вопроса о прекращении (приостановлении) дальнейшей эксплуатации транспортного средства в связи с возникшей угрозой здоровью водителя; ознакомления водителей с условиями труда на рабочем месте; планирования и проведения мероприятий по охране и условиям труда в соответствии с действующими нормативными правовыми документами; сертификации работ по охране труда; составления статистической отчетности о состоянии условий труда по форме N 1-Т (условия труда); включения в трудовой договор условий труда водителей. При аттестации рабочего места по условиям труда водителей проводятся инструментальная и экспертная оценки условий труда. Инструментальная оценка измерения параметров опасных и вредных производственных факторов, определение показателей тяжести и напряженности трудового процесса осуществляется лабораторными подразделениями самой организации, аккредитованной или аттестованной на компетентность и право проведения указанных измерений для оценки условий труда на рабочих местах водителей. При отсутствии в организации аккредитованной испытательной лаборатории для проведения оценки условий труда привлекаются центры Государственного санитарно-эпидемиологического надзора, лаборатории Государственной экспертизы условий труда Российской Федерации и другие лаборатории, аккредитованные (аттестованные) на право проведения указанных работ. При экспертной оценке проверяется травмобезопасность и оснащение рабочего места водителей, обеспеченность средствами индивидуальной защиты, а также эффективность этих средств. Рабочее место по условиям труда водителей существенно отличается от других рабочих мест, так как в это понятие входит не только рабочее место в кабине автомобиля, но и оборудование автомобиля, его оснащение, инструмент и приспособления, которыми пользуется водитель, и т.п. В связи с этим для оценки условий труда на рабочем месте водителей выбраны требования, обеспечивающие безопасные условия его труда, из действующих нормативных документов, которые приведены в таблице 1. Таблица 1 ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА К РАБОЧЕМУ МЕСТУ ВОДИТЕЛЯ --------------------------------------------------------------------------------- | N | Требования к элементам | Наименование НД, | | п/п | рабочего места водителя | содержащего требования | | | | охраны труда | |-----|------------------------------------------|------------------------------| | 1 | 2 | 3 | |-------------------------------------------------------------------------------| | 1. Кабина | |-------------------------------------------------------------------------------| | 1.1 | Система принудительной вентиляции должна | ГОСТ Р 50993-96 <1>, | | | обеспечивать приток свежего (наружного) | п. 5.2.1, 5.2.2, 5.2.3 | | | воздуха в кабину из расчета на одного | ГОСТ Р 50866-96 <2> | | | человека не менее 30 куб. м/ч. При | | | | температурах внешней среды выше 17 | | | | град.С подаваемый в кабину воздух не | | | | должен нагреваться более чем на 2 град.С | | | | относительно температуры внешней среды. | | | | Скорости воздушных потоков на выходе из | | | | системы вентиляции не должны превышать | | | | 12 м/с. Система вентиляции должна | | | | обеспечивать: 1. подвижность воздуха в | | | | кабине в зоне головы и пояса водителя в | | | | 0,5 - 1,5 м/с; 2. перепад между | | | | температурой наружного воздуха и | | | | температурой в кабине в зоне головы | | | | водителя при температуре окружающего | | | | воздуха 25 град.С не должен превышать 3 | | | | град.С | | |-----|------------------------------------------|------------------------------| | 1.2 | Отопительные устройства кабины в | Правила по охране труда | | | холодное время должны быть исправны | на АТ <3>, п. 6.1.2 | |-----|------------------------------------------|------------------------------| | 1.3 | Система отопления должна обеспечивать | ГОСТ Р 50993-96, п. | | | тепловые условия (микроклимат) в кабине, | 5.3.4 | | | обитаемом помещении в зависимости от | ГОСТ Р 50866-96 | | | предназначения автотранспортного | | | | средства (АТС) | | |-----|------------------------------------------|------------------------------| | 1.4 | Температура внутренних поверхностей | ГОСТ Р 50993-96, п. | | | кабины, нагреваемых источниками тепла, | 5.3.4 | | | не должна превышать: | ГОСТ Р 50866-96 | | | 45 град.С - при работающей системе | | | | отопления (при этом допускается | | | | повышение температур наружных | | | | поверхностей воздуховодов до 70 град.С); | | | | 35 град.С - при отключенной системе | | | | отопления | | |-----|------------------------------------------|------------------------------| | 1.5 | Конструкция системы кондиционирования | ГОСТ Р 50993-96, п. 5.4 | | | должна исключать возможность охлаждения | ГОСТ Р 50866-96 | | | воздуха в зоне головы человека | | | | (водителя, пассажира) более чем на 8 | | | | град.С относительно температуры внешней | | | | среды. Скорость воздушного потока на | | | | выходе из системы кондиционирования не | | | | должна превышать 12 м/с, а температура | | | | воздуха должна быть не ниже 0 град.С. | | | | Скорость воздуха в зоне головы водителя | | | | (пассажиров) при работе системы | | | | кондиционирования не должна превышать | | | | 0,5 м/с. Относительная влажность воздуха | | | | в кабине должна находиться в пределах от | | | | 30 до 60%. Температура наружных | | | | поверхностей воздуховодов для холодного | | | | воздуха должна быть не менее 15 град.С | | |-----|------------------------------------------|------------------------------| | 1.6 | Содержание вредных веществ в | ГН 2.2.5.686-98 <4>, | | | воздухе кабины не должно превышать: | п/п 5, 1570, 1918, 1920 | | | Азота оксиды (в пересчете на NO ) | ГОСТ Р 51206-98 <5> | | | 2 | ГОСТ 12.1.005-88 <6> | | | - 5 мг/куб. м. | | | | Проп-2-ен-1-аль (акролеин) - | | | | 0,2 мг/куб. м | | | | Углеводороды алифатические предельные | | | | С - С (в пересчете на С) - | | | | 1 10 | | | | 300 мг/куб. м. | | | | Углерода оксида - 20 мг/куб. м | | |-----|------------------------------------------|------------------------------| | 1.7 | Уровни звукового давления на рабочем | СН 2.2.4/2.1.8.562-96 | | | месте не должны превышать допустимых | <7> | | | величин | ГОСТ 12.1.003-83 <8> | |-----|------------------------------------------|------------------------------| | 1.8 | Уровни вибрации на рабочем месте не | СН 2.2.4/2.1.8.566-96 | | | должны превышать допустимых величин | <9> | | | | ГОСТ 12.1.012-90 <10> | |-----|------------------------------------------|------------------------------| | 1.9 | На сиденьи и спинке сиденья не | Правила по охране труда | | | допускаются провалы, рваные места, | на АТ, п. 6.1.2 | | | выступающие пружины и острые углы; | | | | сиденье и спинка должны иметь исправную | | | | регулировку, обеспечивающую удобную | | | | посадку водителя | | |-----|------------------------------------------|------------------------------| | 1.10| Замки всех дверей должны быть | Правила по охране труда | | | исправными, исключающими возможность их | на АТ, п. 6.1.2 | | | самопроизвольного открывания во время | | | | движения | | |-----|------------------------------------------|------------------------------| | 1.11| Двери кабины, капоты должны быть с | Правила по охране труда | | | исправными ограничителями открытия и | на АТ, п. 6.1.15 | | | фиксаторами открытого и закрытого | | | | положения | | |-----|------------------------------------------|------------------------------| | 1.12| Пол кабины автомобиля должен быть | Правила по охране труда | | | застлан ковриком, не имеющим случайных | на АТ, п. 6.1.2 | | | отверстий и прочих повреждений | | |-----|------------------------------------------|------------------------------| | 1.13| Автомобили с поднимающимися кабинами | Правила по охране труда | | | должны иметь исправные защелки на упорах | на АТ, п. 6.1.14 | | | кабин | | |-------------------------------------------------------------------------------| | Освещение | |-------------------------------------------------------------------------------| | 1.14| Освещение в кабине должно составлять не | СП N 4616-88 <11>, | | | менее 10 лк на уровне щитка приборов. | п. п. 4.1, 4.2 | | | Освещенность шкалы приборов должна быть | | | | не менее 1,2 лк | | |-------------------------------------------------------------------------------| | Органы управления | |-------------------------------------------------------------------------------| | 1.15| Рычаги и педали органов управления | Правила по охране труда | | | должны иметь исправные уплотнители, | на АТ, п. 6.1.3 | | | препятствующие проникновению | | | | отработавших газов | | |-----|------------------------------------------|------------------------------| | 1.16| Усилие на органе управления тормозной | ГОСТ Р 51709-2001 <12>, | | | системой не должно превышать | п. 4.1.1 | | | для АТС категорий <8>: | | | | - М - 490 Н; | | | | 1 | | | | - М , М , N , N , N - 686 Н | | | | 2 3 1 2 3 | | |-----|------------------------------------------|------------------------------| | 1.17| Усилие, прилагаемое к органу управления | ГОСТ Р 51709-2001, | | | стояночной тормозной системы, не должно | п. 4.1.5 | | | превышать для АТС категорий: | | | | М - 392 Н; для остальных категорий | | | | 1 | | | | - 588 Н | | |-------------------------------------------------------------------------------| | 2. Укомплектованность инструментом и приспособлениями | |-------------------------------------------------------------------------------| | 2.1 | Наличие специальных упоров (не менее | Правила по охране труда | | | двух штук) для подкладывания под колеса | на АТ, п. 6.1.9 | |-----|------------------------------------------|------------------------------| | 2.2 | Наличие широкой подкладки под пяту | Правила по охране труда | | | домкрата | на АТ, п. 6.1.9 | |-----|------------------------------------------|------------------------------| | 2.3 | Наличие огнетушителя и пломб на нем. | ГОСТ Р 51709-2001, | | | Автобусы и грузовые автомобили, | п. 4.7.15 | | | предназначенные для перевозки людей, | Правила перевозки опасных | | | должны быть укомплектованы 2-мя | грузов автомобильным | | | огнетушителями (1-й в кабине водителя, | транспортом, | | | 2-й в салоне или в кузове) | п. 4.1.9 <13> | | | | Правила по охране труда | | | | на АТ, п. п. 6.1.9, | | | | 6.1.10 | |-------------------------------------------------------------------------------| | Для грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих дальние | | рейсы (продолжительностью более 1 суток) | |-------------------------------------------------------------------------------| | 2.4 | Наличие металлических козелков, лопаты, | Правила по охране труда | | | буксирного приспособления, | на АТ, п. 6.1.11 | | | предохранительной вилки для замочного | | | | кольца колеса, применяемой при накачке | | | | колес, а в зимнее время - дополнительно | | | | цепей противоскольжения | | |-------------------------------------------------------------------------------| | 3. Требования к обустройству автомобилей, прицепов и полуприцепов | |-------------------------------------------------------------------------------| | 3.1 | Борта кузова должны свободно открываться | Правила по охране труда | | | (откидываться), иметь исправные петли и | на АТ, п. 6.2.2 | | | запоры | | |-----|------------------------------------------|------------------------------| | 3.2 | Система питания, смазки и охлаждения не | Правила по охране труда | | | должна иметь течи топлива, масла, | на АТ, п. 6.1.4 | | | антифриза и воды | | |-----|------------------------------------------|------------------------------| | 3.3 | Не допускается течь электролита из | Правила по охране труда | | | моноблока аккумуляторной батареи | на АТ, п. 6.1.8 | |-----|------------------------------------------|------------------------------| | 3.4 | Выпускные трубы и глушитель не должны | Правила по охране труда | | | иметь трещин и пробоев, а их соединения | на АТ, п. 6.1.13 | | | не должны пропускать отработавшие газы | | |-----|------------------------------------------|------------------------------| | 3.5 | Одноосные прицепы (кроме роспусков), а | Правила по охране труда | | | также прицепы, не имеющие тормозов, | на АТ, п. 6.2.8 | | | должны иметь предохранительные | | | | (аварийные) цепи или тросы | | |-----|------------------------------------------|------------------------------| | 3.6 | Полуприцепы должны иметь исправные | ГОСТ Р 51709-2001, | | | передние опоры | п. 4.7.22 | | | | Правила по охране труда | | | | на АТ, п. 6.2.10 | |-----|------------------------------------------|------------------------------| | 3.7 | Все прицепы и полуприцепы (за | Правила по охране | | | исключением одноосных) должны иметь | труда, п. 6.2.9 | | | исправные стояночные тормоза, а также не | | | | менее двух противооткатных упоров | | |-----|------------------------------------------|------------------------------| | 3.8 | Прицепы (кроме роспусков) должны иметь | Правила по охране труда | | | исправное устройство, поддерживающее | на АТ, п. 6.2.7 | | | сцепную петлю дышла | | |-----|------------------------------------------|------------------------------| | 3.9 | Автомобили-самосвалы и прицепы-самосвалы | Правила по охране труда | | | должны иметь исправные устройства, | на АТ, п. 6.2.11 | | | исключающие возможность | | | | самопроизвольного опускания поднятого | | | | кузова | | |-------------------------------------------------------------------------------| | Дополнительные требования к обустройству автомобилей, работающих | | на газовом | |-------------------------------------------------------------------------------| | 3.10| Аппаратура, трубопроводы, магистральный | Правила по охране труда | | | и расходные вентили должны быть | на АТ, п. 6.3.2 | | | герметичными и проверяться в | | | | установленные сроки | | |-----|------------------------------------------|------------------------------| | 3.11| Баллоны, установленные на автомобиль, | Правила по охране труда | | | должны быть окрашены в красный цвет, | на АТ, п. 6.3.3 | | | иметь нанесенные на них паспортные | | | | данные, а также иметь надпись белой | | | | краской "Пропан" или "Метан" | | |-----|------------------------------------------|------------------------------| | 3.12| Газопроводы высокого давления должны | Правила по охране труда | | | быть окрашены в красный цвет | на АТ, п. 6.3.6 | |-----|-------------------------------------------------------------------------| | | Дополнительные требования к обустройству | | | специализированного | |-----|-------------------------------------------------------------------------| | 3.13| Рабочие площадки, находящиеся на | Правила по охране труда | | | высоте более 0,7 м, должны быть | на АТ, п. 6.5.3 | | | оборудованы исправным ограждением | | | | (перилами) | | |-----|------------------------------------------|------------------------------| | 3.14| Каждый панелевоз должен быть | Правила по охране труда | | | укомплектован двумя козелками | на АТ, п. 6.5.4 | |-----|------------------------------------------|------------------------------| | 3.15| На панелевозах должны быть исправные | Правила по охране труда | | | лебедки и устройства для крепления | на АТ, п. 6.5.5 | | | грузов | | |-----|------------------------------------------|------------------------------| | 3.16| Выпускная труба глушителя автомобиля, | Правила по охране труда | | | перевозящего пожароопасные и | на АТ, п. 6.2.13 | | | взрывоопасные грузы, не должна проходить | | | | под кузовом и должна выводиться вправо | | | | под переднюю часть автомобиля (по ходу) | | | | с наклоном выпускного отверстия вниз | | |-----|------------------------------------------|------------------------------| | 3.17| Сливная арматура автоцистерны должна | Правила по охране труда | | | исключать возможность подтекания | на АТ, п. 6.5.8 | | | перевозимого груза | | |-----|------------------------------------------|------------------------------| | 3.18| Крышки загрузочных люков автоцистерн | Правила по охране труда | | | должны иметь исправные запоры, | на АТ, п. 6.5.12 | | | обеспечивающие герметичность цистерн | | |-----|------------------------------------------|------------------------------| | 3.19| Автомобили, предназначенные для | Правила по охране труда | | | перевозки опасных грузов, должны иметь: | на АТ, п. 6.5.6 | | | 1. Лопату. | Правила перевозки | | | 2. Заземляющее устройство. | опасных грузов | | | 3. Необходимый запас песка для | автомобильным | | | тушения пожара. | транспортом | | | 4. Средства нейтрализации | | | | перевозимых опасных веществ <14>. | | | | 5. Средства индивидуальной защиты | | | | водителя и сопровождающего персонала | | | | <14> | | |-----|------------------------------------------|------------------------------| | 3.20| Лестницы, переходные мостики и | Правила по охране труда | | | рабочие площадки должны быть | на АТ, п. 6.5.2 | | | исправны, очищены от грязи, льда и | | | | снега | | |-------------------------------------------------------------------------------| | Обеспеченность спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ | |-------------------------------------------------------------------------------| | 3.21| Водители автомобильного транспорта | Типовые отраслевые нормы | | | должны быть обеспечены спецодеждой, | бесплатной выдачи | | | спецобувью и другими СИЗ | спецодежды, спецобуви и | | | | других СИЗ работникам | | | | автомобильного транспорта и | | | | шоссейных дорог. | | | | Постановление Минтруда | | | | России от 16.12.97 N 63 | --------------------------------------------------------------------------------- Примечания: <1> ГОСТ Р 50993-96. Автотранспортные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности. <2> ГОСТ Р 50866-96. Автотранспортные средства. Система отопления, вентиляции и кондиционирования. Методы оценки эффективности и безопасности. <3> Правила по охране труда на автомобильном транспорте. ПОТ РО-200-01-95. <4> ГН 2.2.5.686-98. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны. <5> ГОСТ Р 51206-98. Автотранспортные средства. Содержание вредных веществ в воздухе салона и кабины. Нормы и методы определения. <6> ГОСТ 12.1.005-88. ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны. <7> СН 2.2.4/2.1.8.562-96. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки. <8> ГОСТ 12.1.003-83. ССБТ. Шум. Общие требования безопасности. <9> СН 2.2.4/2.1.8.566-96. Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий. <10> ГОСТ 12.1.012-90. ССБТ. Вибрационная безопасность. Общие требования. <11> Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей N 4616-88. <12> ГОСТ Р 51709-2001. Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки. <13> Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом. <14> Транспортное средство комплектуется средствами нейтрализации перевозимых опасных веществ и средствами индивидуальной защиты водителей и сопровождающего персонала в случаях, предусмотренных в условиях безопасной перевозки опасных грузов и в аварийной карточке. Коды вредных производственных факторов приведены в Приложении 2. Классификация условий труда по степени вредности и опасности приведена в Приложении 3. |
Фрагмент документа "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. ПРОВЕДЕНИЕ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА".