Фрагмент документа "ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ ВОПРОСАМ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЦ ИЗ ГРУПП РИСКА НАСЕЛЕНИЯ, ПОДВЕРЖЕННЫХ ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЯМ РАДИАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ".
4. Информационная среда: особенности представления информации Информационные задачи СМИ и специалистов различаются достаточно существенно. Специалисты обращаются к разуму человека, а журналисты - к его эмоциям, причем они заинтересованы вызвать сильные эмоции, вне зависимости от того, какие это эмоции - позитивные или негативные. Специалисты обучают и образовывают, они обращают внимание на постоянные, стабильные и закономерно протекающие процессы в окружающем мире, в живой природе. Журналисты, напротив, интересуются преимущественно сегодняшним днем, сенсационными событиями, предпочитая описывать политические и общественные стороны жизни. В связи с этим специфика подачи информации в СМИ включает некоторые особые черты: - упор на ущербе - реальном или прогнозируемом; - "сгущение" красок для сенсационности события или информации; - акцент на разногласиях мнений ученых; - указания на неполноту и дефицит информации, на неточности в изложении. Несмотря на высокий уровень доверия населения к специалистам по вопросам радиационной безопасности, анализ информационной среды на примере публикаций в центральных и местных газетах показал, что среди авторов публикаций о радиации специалисты по вопросам радиационной безопасности и работники санэпидслужбы составляют очень малую долю. Анализ информационной среды, проведенный авторами в 1986 - 1995 гг. и в 1999 - 2000 гг., показал, что перу ученых принадлежит не более 4 - 10% (в разные годы) публикаций из числа всех посвященных радиационному фактору. Это означает, что ученые, до сих пор пользующиеся доверием населения, к сожалению, не могут выполнить свою задачу информирования населения, т.к. у них очень мало практических путей для реализации такой задачи. Основной причиной своего, а не специалистов, авторства в статьях о радиации журналисты считают то, что для их газетной информации достаточно получить консультацию у специалиста и изложить свое понимание проблемы; такое мнение высказали 40% журналистов. На отсутствие активного желания самих специалистов писать о радиации указали 36% журналистов. Во всяком случае, журналисты не считают специалистов своими конкурентами по этой работе. Результаты таких исследований свидетельствуют о том, что СМИ, а следовательно, журналисты, являются источником информации, с которым надо считаться, а потому просвещать и сотрудничать. При работе с населением следует учить его критическому отношению к такого рода информации в СМИ. Следует учесть, что язык, используемый журналистами при описании событий, опасности, мер защиты и т.п., гораздо более понятен и близок населению, чем язык специалистов. Так, специалисты оперируют научными данными и терминами, используют технический жаргон, рассматривают вероятности событий, подразумевая, что знание о событии или процессе может измениться, при этом акцент ставится на сравнении рисков. Специалисты оперируют статистически усредненными данными, при этом совершенно игнорируя эмоциональную окраску сообщений. Обычный язык, на котором говорят большинство журналистов, использует простые и ясные выражения, ставит простые вопросы типа "да или нет", "так или не так", делает упор на конкретное событие и рассматривает последствия, касающиеся конкретного человека. Эмоциональность в описании любых событий усиливает степень доверия у большинства населения. |
Фрагмент документа "ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ ВОПРОСАМ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЦ ИЗ ГРУПП РИСКА НАСЕЛЕНИЯ, ПОДВЕРЖЕННЫХ ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЯМ РАДИАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ".