О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ" НА 2007 - 2011 ГОДЫ. Постановление. Правительство РФ. 21.09.06 583

Фрагмент документа "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ" НА 2007 - 2011 ГОДЫ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

I. Характеристика проблемы, на решение которой
                         направлена Программа

     Судебная  система  играет  важную  роль в построении гражданского
общества и развитии национальной экономики.
     Независимое  и  беспристрастное разрешение судами споров является
одним из условий обеспечения инвестиционной привлекательности России и
повышения предпринимательской активности.
     В  Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию
Российской  Федерации "России надо быть сильной и конкурентоспособной"
отмечалось,    что    сделан    существенный    шаг   в   модернизации
судебно-правовой  системы.  Большинство  необходимых законодательных и
иных  нормативных  правовых  актов уже принято. Изменения коснулись не
только   организации   и   условий   работы   судов,  но  и  процедур,
обеспечивающих защиту прав личности и доступность правосудия.
     Реализация   федеральной  целевой  программы  "Развитие  судебной
системы  России"  на  2002  -  2006  годы  положила  начало позитивным
изменениям  в  деятельности судебной системы. Были приняты нормативные
правовые  акты,  регламентирующие  процедуры  и  меры,  обеспечивающие
защиту прав личности и доступность правосудия.
     Так,   в   целях  повышения  доступности  правосудия  существенно
увеличена   численность   судейского   корпуса,   административного  и
вспомогательного персонала судов общей юрисдикции и арбитражных судов,
создана  мировая  юстиция,  значительно  повышена  оплата труда судей.
Решается  проблема  обеспечения  судей служебными помещениями, а также
улучшения   материально-технического  обеспечения  судов  и  повышения
уровня их информатизации.
     В то же время многие проблемы, связанные с деятельностью судебной
системы, разрешить не удалось.
     Современный  этап  социально-экономических преобразований диктует
необходимость    перехода   судов   на   качественно   новый   уровень
деятельности,  ставит  новые  задачи.  Это обусловливает необходимость
серьезной  государственной  поддержки и применения программно-целевого
подхода  для  привлечения  дополнительных  ресурсов  в целях повышения
эффективности деятельности судов.
     Федеральная  целевая программа "Развитие судебной системы России"
на  2007 - 2011 годы (далее - Программа) призвана решить новые задачи,
обусловленные  стремлением России соответствовать мировым стандартам в
области судопроизводства, а также развитием информационных технологий.
Указанные   задачи   требуют  комплексного  подхода  к  их  решению  и
существенных  материальных затрат. Вложение необходимых для реализации
Программы    средств   в   приоритетные   проекты,   направленные   на
совершенствование   судебной   системы,  способно  оказать  позитивное
влияние на развитие экономических отношений в России в целом.
     Программа  предполагает  комплексное  решение проблем обеспечения
доступности,  открытости  и прозрачности правосудия, повышения доверия
общества  к  правосудию  и эффективности рассмотрения дел, обеспечения
независимости  судей  и  повышения уровня исполнения судебных актов, а
также проблем создания условий для осуществления правосудия.
     Граждане  и  хозяйствующие  субъекты  испытывают  затруднения при
получении  информации  в  сфере правосудия при доступе в залы судебных
заседаний.  Результатом  являются  многочисленные  обращения граждан в
Европейский Суд по правам человека. Так, по решениям Европейского Суда
по  правам  человека Российская Федерация выплатила истцам в 2002 году
11000  евро,  в  2003  году - 10000 евро, в 2004 году - 566072 евро, в
2005  году  -  614733  евро,  5540 английских фунтов, 140546 рублей 25
копеек.
     Существующая  закрытость  судебной системы не является отражением
целенаправленной   политики  судов.  Напротив,  суды  стремятся  стать
прозрачными  для  общества.  Проблема  состоит  в том, что обеспечение
открытости   правосудия  требует  значительных  финансовых  затрат,  в
частности,  для  создания  систем по размещению необходимой информации
(прежде  всего  текстов судебных решений) в сети Интернет, обеспечения
свободного доступа в залы судебных заседаний.
     В  Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию
Российской  Федерации  от  25  апреля  2005  г.  отмечалось,  что  при
отсутствии доверия российского общества к судебной системе говорить об
эффективном  правосудии  будет  просто  невозможно.  Между  тем опросы
общественного  мнения свидетельствуют о низком уровне доверия общества
к  судебной  системе.  Это является следствием, в частности, долгого и
неэффективного  рассмотрения дел, недостаточной объективности судебных
решений и их качества.
     Имеются  недостатки  в  организации  деятельности  судей. Нередко
судьям  приходится  выполнять функции, которые без ущерба для качества
работы могли бы быть делегированы помощникам и специалистам.
     Уровень  обеспеченности  судов  зданиями  и  их  оснащенности  не
позволяют  создать необходимую для внедрения информационных технологий
инфраструктуру.
     Здания  судов  не предполагают разделения на присутственные (залы
судебных  заседаний)  и  служебные  зоны  (кабинеты судей и работников
аппарата),  что не позволяет обеспечить безопасность лиц, причастных к
осуществлению  правосудия,  в  случае  открытия  суда  для  свободного
доступа.  Многие  здания  судов  не имеют приспособленных для судебных
заседаний   залов.   Часть   помещений   в   зданиях   судов  занимают
подразделения  Федеральной  службы судебных приставов. Это существенно
ограничивает доступность правосудия.
     В   соответствии   с   законодательством   Российской   Федерации
материальное   обеспечение  судьи,  в  том  числе  предоставление  ему
достойного  жилья за счет средств федерального бюджета, является одной
из гарантий независимости судей. Между тем большое количество судей, а
также  работников аппаратов судов в настоящее время не имеют жилья или
нуждаются в улучшении жилищных условий.
     Уровень принудительного исполнения судебных актов не превышает 52
процентов.   Неэффективная   система   исполнения   судебных   решений
отрицательно  влияет  на  работу  судебной  системы  по рассмотрению и
разрешению  споров.  Предусмотренная Программой система мер направлена
на совершенствование системы исполнения судебных актов.
     Необходимость   комплексного   решения   проблем,   связанных   с
реформированием   и   развитием  судебной  системы,  а  также  системы
исполнения  судебных  решений,  программно-целевым методом обусловлена
объективными причинами, в том числе:
     большим  значением  эффективной  работы  органов  правосудия  для
построения демократического правового государства;
     тесной  взаимосвязью  процессов социально-экономического развития
общества и сферы правосудия;
     сложностью  организационной  структуры  судебной системы, особыми
требованиями к ее формированию и функционированию;
     многообразием  проблем, для решения которых необходимо выполнение
значительных  по  объему  и  требующих  длительных  сроков  реализации
инвестиционных проектов и мероприятий.
     С учетом успешного опыта реализации федеральной целевой программы
"Развитие судебной системы России" на 2002 - 2006 годы использование в
2007  -  2011 годах программно-целевого метода представляется наиболее
целесообразным   для  качественного  обновления  существующей  системы
правосудия   с   целью   обеспечения   ее   соответствия   требованиям
демократического   правового   государства   и   общепринятым   нормам
международного права.

Фрагмент документа "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ" НА 2007 - 2011 ГОДЫ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа