Фрагмент документа "МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ".
Введение За годы рыночных преобразований крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства населения, индивидуальные предприниматели, малые сельскохозяйственные организации (далее - малые формы хозяйствования), их союзы и ассоциации, кооперативы стали неотъемлемой частью сельской экономики и народного хозяйства в целом. Завершение этапа становления деятельности малых форм хозяйствования требует решения новых задач его развития, определения стратегии, соответствующей новым потребностям экономического развития страны. Ряд проблем малых форм хозяйствования по организации производства и переработки сельскохозяйственной продукции могут быть успешно решены путем развития их кооперации и интеграции. В настоящее время можно выделить следующие факторы, сдерживающие развитие кооперации и интеграции сельских товаропроизводителей по производству и реализации продукции, материально-техническому снабжению и оказанию услуг: - несовершенство уже установленных правовых, организационно-экономических и социальных механизмов кооперирования и интегрирования сельскохозяйственных товаропроизводителей в области производства и реализации продукции, материально-технического снабжения и сбыта продукции, оказания транспортных услуг и услуг по проведению полевых и уборочных работ; - низкий уровень доходов малых форм хозяйствования, не позволяющий им обеспечить необходимый стартовый капитал для создания и деятельности кооперативов; - недоступность банковских кредитов, слабое развитие интегрированных систем оказания финансовых услуг малым формам хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов; - отсутствие квалифицированных кадров и механизма их поиска, подготовки и закрепления; - низкий уровень информированности сельских тружеников о преимуществах кооперации; - низкий уровень правовой культуры на селе, практическое отсутствие информированности населения о законодательных условиях деятельности; - высокий уровень недоверия населения к любым создаваемым структурам, вследствие чего наблюдается инертность, нерешительность, нежелание вкладывать средства в какие бы то ни было проекты. В силу указанных выше и других факторов назрела необходимость разработки целевых программ развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов, осуществление которых способствовало бы облегчению доступа малых форм хозяйствования к рынкам сбыта готовой продукции, снабжению материально-техническими ресурсами, услугам по выполнению полевых и транспортных работ, капиталу, информации и т.д. В настоящее время практически нет опыта разработки региональных и муниципальных программ развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Анализ разработки других региональных и муниципальных программ показывает, что отсутствие методических рекомендаций по их разработке приводит к тому, что степень проработки одних и тех же вопросов, глубина исследования проблем, формирование целей и задач, результативных показателей одной и той же проблемы значительно различаются по регионам (муниципальным образованиям). Это создает трудности для оценки степени их выполнения и достижения запланированных показателей. Для устранения указанных выше причин, а также обеспечения единого подхода регионов (муниципальных образований) к разработке целевых программ развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов возникает необходимость подготовки методических рекомендаций по их разработке. Настоящие методические рекомендации разработаны по заказу Министерства сельского хозяйства РФ в рамках реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК". Методические рекомендации подготовлены с учетом Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, определенного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 с изменениями, внесенными Постановлениями Правительства РФ от 12.01.1996 N 11, от 25.12.2004 N 842. При разработке настоящих рекомендаций учтены приоритетные направления государственной политики, определенные в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Бюджетном послании Президента Российской Федерации, долгосрочной стратегии и среднесрочной программе социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации, основные положения Концепции развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов и т.д. Разработчиками программы являются коллектив ГНУ Всероссийский институт аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова Россельхозакадемии, Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР), кафедра агроэкономики экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, представители ряда сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Рекомендации предназначены для руководителей и специалистов органов государственной власти субъекта РФ и местного самоуправления, осуществляющих заказ на разработку региональных и муниципальных целевых программ, управление ими, контроль за ходом их реализации, оценку достижения целей их реализации и т.д., руководителей и исполнителей организаций, выполняющих заказ на разработку программ, исполнителей программ и других заинтересованных лиц. Методика разработки программ включает в себя требования, предъявляемые к структуре программы, содержание и методику написания каждого раздела программы, расчета различных показателей, определяющих основные ее параметры, систему управления ходом ее реализации, мониторинга выполнения программных мероприятий и другие материалы. В Приложениях приводится подробный перечень показателей, которые могут быть использованы при разработке программ. Если у разработчиков возникнут проблемы с получением полного перечня информационных материалов, отраженных в Приложениях, то они могут воспользоваться сбором только части показателей. При недостатке ресурсов для оценки проблем, решаемых программно-целевым методом в объеме, показанном в данной Методике, разработчикам программ рекомендуется использовать имеющиеся статистические данные и экспертные оценки руководителей и специалистов разных уровней управления АПК, общественных (АККОР и др.) и других организаций. |
Фрагмент документа "МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ".