Фрагмент документа "МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ".
3.3.1. Состояние, тенденции и проблемы развития производства, переработки, сбыта, снабжения и обслуживания малых форм хозяйствования на селе Членами и клиентами сельскохозяйственных потребительских кооперативов в основном являются крестьянские (фермерские) хозяйства, граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, индивидуальные предприниматели, другие малые формы хозяйствования, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции. Каждый в отдельности из перечисленных выше хозяйствующих субъектов производит сельскохозяйственную продукцию, как правило, в небольших объемах и в силу этого не способен выгодно для себя ее продать, эффективно использовать основные средства ввиду более высоких затрат на реализацию и материально-техническое снабжение в расчете на единицу продукции (ресурса). Незначительные объемы производства в каждом из субъектов малых форм хозяйствования ограничивают степень их доступности к рынкам снабжения и сбыта, позволяющим дороже продать продукцию и дешевле приобрести материально-технические ресурсы. Крупные торговые и снабженческие организации не хотят взаимодействовать с малыми формами хозяйствования из-за больших издержек. Такое положение приводит к сокращению объемов производства сельскохозяйственной продукции К(Ф)Х, ЛПХ, индивидуальными предпринимателями и другими малыми формами хозяйствования, снижению эффективности ее производства, уменьшению занятости и доходов сельского населения, что противоречит цели социально-экономического развития страны - росту благосостояния трудящихся. Уровень обострения данной проблемы в регионах (муниципальных образованиях) значительно различается, как и отличается реакция крупного бизнеса на взаимодействие с малыми формами хозяйствования в области производства и реализации продукции, оказания услуг. Эти особенности должны быть учтены при разработке региональных и муниципальных программ развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов. При подготовке региональной (муниципальной) программы рекомендуется: - оценить роль малых форм хозяйствования в производстве сельскохозяйственной продукции в регионе (муниципальном образовании); - определить количество ЛПХ, К(Ф)Х, индивидуальных предпринимателей и других малых форм хозяйствования в регионе в целом и в разрезе отдельных муниципальных образований; проанализировать состояние и тенденции производства сельскохозяйственной продукции малыми формами хозяйствования; - дать оценку наличия и использования ресурсного потенциала малыми формами хозяйствования; - проанализировать факторы, оказывающие влияние на объемы и эффективность производства сельскохозяйственной продукции малыми формами хозяйствования, использования ими ресурсного потенциала; - проанализировать проблемы, связанные с формированием и исполнением регионального и муниципального бюджетов; - дать оценку перспективам расширения масштабов занятости сельского населения. Значение малых форм хозяйствования в производстве сельскохозяйственной продукции в регионе (муниципальном образовании) определяется по удельному весу производимой ими продукции в общем объеме ее производства всеми категориями хозяйств (Приложение 4 к настоящей Методике). Такая оценка проводится как в целом по региону, так и в разрезе отдельных муниципальных образований, причем как по всем, так и по отдельным видам сельхозпродукции. При анализе особое внимание рекомендуется обратить на муниципальные образования, в которых тот или иной вид сельскохозяйственной продукции более чем на 2/3 производится малыми формами хозяйствования, поскольку в таких муниципальных образованиях обычно возникают проблемы со сбытом продукции, обработкой огородов, заготовкой кормов, и тем самым создаются более весомые предпосылки для развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Именно в таких муниципальных образованиях в первую очередь рекомендуется предусмотреть создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Далее рекомендуется проанализировать состав малых форм хозяйствования, их распределение по муниципальным образованиям (Приложение 5 к настоящей Методике). Такой анализ позволит не только определить количество и структуру малых форм хозяйствования, но и в дальнейшем при разработке отдельных разделов программы поможет определиться с выборкой хозяйств для детального обследования, с возможными объемами привлекаемых ресурсов, с выработкой основных направлений программных мероприятий и стратегией управления всей программой. Для оценки тенденций рекомендуется проанализировать производство сельскохозяйственной продукции малыми формами хозяйствования в динамике (Приложение 6 к настоящей Методике). В ходе анализа динамических рядов важно выявить происходящие изменения в объемах производства в целом по региону и отдельным муниципальным образованиям, установить факторы, оказывающие влияние на те или иные изменения. Для этого рекомендуется показать наличие у них земельных ресурсов и степень их использования (Приложение 7 к настоящей Методике). В ходе анализа использования земельных ресурсов рекомендуется выявить причины их недоиспользования, для чего рекомендуется оценить степень оснащенности малых форм хозяйствования сельскохозяйственной техникой, машинами и оборудованием (Приложения 8, 9, 10 к настоящей Методике), а также определить степень доступности к рынкам снабжения и сбыта, различным услугам, оценить факторы, сдерживающие рост производства. Проведенный анализ рекомендуется дополнить оценкой факторов, сдерживающих рост поголовья скота, возможности его увеличения (Приложение 11 к настоящей Методике). Далее рекомендуется оценить объемы производства и реализации различных видов продукции в натуральном и стоимостном выражении, определить факторы, ограничивающие рост объемов производства и реализации продукции, уровень ее товарности, оценить потенциальные возможности роста (Приложения 12, 13, 14 к настоящей Методике). |
Фрагмент документа "МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ".