Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МОСКОВСКИХ ГОРОДСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ (МГСН) 4.07-05 "ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ"".
3. Основные положения 3.1. Дошкольные образовательные учреждения (далее в тексте - ДОУ) предоставляют педагогические и медицинские услуги по воспитанию, обучению, уходу и присмотру за детьми от 2 месяцев до 7 лет, а также методическую помощь родителям или лицам, их замещающим, на основе утвержденных программ воспитания и обучения. Все виды ДОУ по Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении начинаются с традиционного названия "Детский сад". В настоящих нормах, как и в официальных документах Департамента образования города Москвы, наименование дошкольного образовательного учреждения "Детский сад" может применяться как официальный термин, адекватный ДОУ. 3.2. Настоящими нормами устанавливаются требования к проектированию зданий следующих видов государственных, частных (и иных негосударственных) ДОУ (в соответствии с классификацией Департамента образования города Москвы): детский сад; детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (на основе сочетания детских групп с вышеназванными направлениями обслуживания в любом сочетании); центр развития ребенка - детский сад физического и психического развития, поддержки и оздоровления всех воспитанников. 3.3. Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста предусматриваются также следующие виды государственных и частных учреждений: начальная школа - детский сад; начальная школа - детский сад компенсирующего вида - с осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и обучающихся; прогимназия - с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.). Требования настоящих норм распространяются только на дошкольные отделения этих видов образовательных учреждений, а также на вопросы взаимосвязи и взаимоизоляции дошкольного и школьного отделений внутри здания и на участке. 3.4. Дошкольные образовательные учреждения для детей с нарушениями развития могут предусматриваться: для воспитания и обучения детей с нарушениями слуха: глухих и слабослышащих; для воспитания и обучения детей с нарушениями зрения: слабовидящих; с косоглазием и амблиопией; для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата; для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых), глубокой умственной отсталостью (только в возрасте старше 3 лет), задержкой психического развития; для детей с нарушениями речи, фонетико-фонематическими нарушениями (только в возрасте старше 3 лет); для детей с туберкулезной интоксикацией; для детей со сложными дефектами (2 и более дефекта). 3.5. Для различных видов дошкольных образовательных учреждений проектируются различные архитектурные типы зданий и комплексов, отличающиеся общей вместимостью, режимом работы, особенностью комплектации детских групп, размещением в структуре жилой застройки, возможной кооперацией с общеобразовательной школой, а также возможной централизацией некоторых функций и хозяйственных процессов. Архитектурную типологию зданий и комплексов ДОУ, формирующих расчетную сеть (систему) городских дошкольных образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы, составляют: детские сады общего типа - традиционные отдельно стоящие здания ДОУ вместимостью, как правило, от 4 до 14 детских групп. Детские сады вместимостью до 150 мест могут предусматриваться пристроенными к торцам жилых домов, встроенными или встроенно-пристроенными в нижние этажи жилых зданий (не выше 3-го). В соответствии с классификацией видов образовательных учреждений в этих зданиях может размещаться любое ДОУ (п. 3.2 настоящих норм); начальная школа - детский сад (дошкольное и школьное отделения объединяются в одном здании при общем числе детей в дошкольном и школьном отделениях - не более 350). В соответствии с классификацией образовательных учреждений может являться начальной школой - детским садом; начальной школой - детским садом компенсирующего вида; прогимназией; ДОУ "Домашний детский сад" - имеющий пониженную численность детей в детских группах (по 10-12 детей) и размещаемый в первых этажах жилых зданий, вместимостью не более 6 групп; комплекс дошкольного воспитания (КДВ), объединяющий несколько отдельно стоящих или встроенных ДОУ, основанный на централизации специализированных помещений общевоспитательного цикла (бассейн, зал-арена для детских утренников и спектаклей, детские кружки и секции) и хозяйственных процессов (приготовление и доставка готовой пищи, стирка белья и т.п.). В составе КДВ, как правило, предусматривается Центр дошкольного воспитания (ЦДВ) - главное здание, в котором размещаются преимущественно детские группы старших возрастов, методический центр всего комплекса, централизованные специализированные помещения общевоспитательного цикла и группы помещений централизованного хозяйственного обслуживания. При этом остальные здания ДОУ комплекса дошкольного воспитания могут иметь пониженную вместимость - 4-6 детских групп, именоваться групповыми отделениями и предусматриваться не только отдельно стоящими, но и встроенными в первые этажи жилых зданий или встроенно-пристроенными (пристроенными) к жилым домам. В качестве ЦДВ в комплексе дошкольного воспитания может предусматриваться ДОУ общего типа или начальная школа - детский сад. Групповые отделения могут быть специализированными, т.е. осуществлять программную деятельность, определяемую видом образовательного учреждения. Общеразвивающее групповое отделение может быть отделением только интеллектуального или только художественного развития детей, или компенсирующим и иметь специализацию, определяемую видом нарушений развития детей (п. 3.4 настоящих норм), и т.п. 3.6. Дополнительно к расчетной сети (к государственной городской системе ДОУ) могут предусматриваться: малые ДОУ (детские сады на 0,5-3 группы), в том числе проектируемые с учетом возможной централизации приготовления пищи и ее доставки в малые ДОУ; малокомплектные ДОУ (детские сады на 1-3 разновозрастные группы), которые также могут работать на основе централизованной доставки готовой пищи. Разновидностями малых и малокомплектных ДОУ являются прогулочные группы (посещая которые дети спят и обедают дома) и дежурные группы кратковременного присмотра (предполагающие эпизодическое посещение, когда родителям нужно оставить ребенка под присмотром на период от нескольких часов до нескольких суток), размещаемые на первых этажах многоквартирных жилых домов, а также семейный детский сад, организуемый, как правило, в квартире не выше 3-го этажа многоэтажного жилого дома (СНиП 31-01-2003). Эти дошкольные учреждения предусматриваются только как частные для применения в коттеджных поселках и многоквартирных жилых домах I категории комфорта в качестве дополнительных к официальной государственной системе ДОУ. 3.7. Расчетную наполняемость детских групп следует принимать: для детей от 2 месяцев до 1 года - 10 детей; от 1 года до 3 лет - 15 детей; в разновозрастных группах при наличии в группе детей любых трех возрастов (3-7 лет) - 10 детей; в разновозрастных группах при наличии в группе детей двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) - 8 детей; в одновозрастных группах для детей 3-7 лет - 20 детей (оптимальная - 15). При проектировании по государственному заказу здания ДОУ общего типа следует предусматривать универсальными, поэтому расчетную наполняемость детских групп следует принимать: для детей от 2 месяцев до 3 лет - 15 мест; для детей от 3 до 7 лет - 20 мест. 3.8. В ДОУ для детей с нарушениями развития наполняемость детских групп определяется в зависимости от вида нарушений физического и умственного развития детей (таблица 1). Таблица 1 ------------------------------------------------------------------------------- |N |Вид отклонений в развитии детей |Наполняемость детских групп, мест| |п/п |(см. п. 3.4 настоящих норм) |---------------------------------| | | |В группах детей|В группах детей | | | |до 3 лет |старше 3 лет | |----|--------------------------------------|---------------|-----------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | |----|--------------------------------------|---------------|-----------------| |1 |Для детей с тяжелыми нарушениями речи | 6 | 10 | |----|--------------------------------------|---------------|-----------------| |2 |Для детей с фонетико-фонематическими | - <*> | 12 | | |нарушениями речи | | | |----|--------------------------------------|---------------|-----------------| |3 |Для глухих детей | 6 | 6 | |----|--------------------------------------|---------------|-----------------| |4 |Для слабослышащих детей | 6 | 8 | |----|--------------------------------------|---------------|-----------------| |5 |Для слепых детей | 6 | 6 | |----|--------------------------------------|---------------|-----------------| |6 |Для слабовидящих детей, для детей | 6 | 10 | | |с косоглазием и амблиопией | | | |----|--------------------------------------|---------------|-----------------| |7 |Для детей с нарушением | 6 | 8 | | |опорно-двигательного аппарата | | | |----|--------------------------------------|---------------|-----------------| |8 |Для детей с нарушением интеллекта | 6 | 10 | | |(умственной отсталостью) | | | |----|--------------------------------------|---------------|-----------------| |9 |Для детей с задержкой психического | 6 | 10 | | |развития | | | |----|--------------------------------------|---------------|-----------------| |10 |Для детей с глубокой умственной | - | 8 | | |отсталостью | | | |----|--------------------------------------|---------------|-----------------| |11 |Для детей с туберкулезной | 10 | 15 | | |интоксикацией | | | |----|--------------------------------------|---------------|-----------------| |12 |Для детей со сложными дефектами | 5 | 5 | | |(2 и более дефекта) | | | ------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> Только в возрасте старше 3 лет. 3.9. При проектировании частных детских садов общего типа минимальная расчетная наполняемость детских групп лимитируется. В малых ДОУ наполняемость ясельных групп - не менее 6 мест, дошкольных - не менее 10 мест. Предельно допустимая наполняемость детских групп: для детей от 1 года до 3 лет - 15 мест; для детей от 3 до 7 лет - 20 мест. 3.10. Расчетная вместимость вновь строящихся отдельно стоящих зданий ДОУ общего типа не должна превышать 350 мест, встроенных (встроенно-пристроенных) в жилые здания и пристроенных к их торцам, - 150 мест. Общее расчетное число мест отдельно стоящего здания "Начальная школа - детский сад" не должно превышать 350 мест. Расчетная вместимость комплексов дошкольного воспитания (КДВ), проектируемых на основе централизованного обслуживания нескольких отдельно расположенных зданий или встроенных (встроенно-пристроенных) детских садов, определяется заданием на проектирование (технологическим заданием). Ориентировочные состав и вместимость Большого комплекса дошкольного воспитания - 10-12 зданий ДОУ на 6 групп (встроенных или встроенно-пристроенных групповых отделений по 4 группы) и Центр дошкольного воспитания (ЦДВ) - на 10-12 групп; Малого комплекса дошкольного воспитания - 5-6 зданий ДОУ (встроенных групповых отделений) на 2-3 детские группы и Центр дошкольного воспитания на 6-8 детских групп. Количество мест в КДВ, в здании Центра дошкольного воспитания и групповых отделениях определяется технологическим заданием, поскольку его групповые отделения могут быть дошкольными образовательными учреждениями различных видов, в том числе компенсирующими ДОУ для детей с различными нарушениями физического и умственного развития. Вместимость групповых отделений может зависеть также от планировочных параметров жилых домов (блок-секций) или параметров отдельно стоящих зданий групповых отделений КДВ, например, в коттеджных поселках. Расчетная вместимость ДОУ компенсирующего вида определяется технологическим заданием. 3.11. Расчетная вместимость зданий ДОУ (общее число мест) и соотношение детских групп разного возраста определяется заданием на проектирование исходя из организационной структуры (определяется образовательной программой), расчетной наполняемости детских групп, градостроительных и социально-демографических условий. 3.12. При отсутствии данных демографических исследований или специальных программ строительства общую потребность жилого района в ДОУ следует принимать: для Центрального административного округа города Москвы - 52 места на 1000 жителей; для остальных административных округов города Москвы - 54 места на 1000 жителей, кроме районов массовой жилой застройки с единовременным вводом большого количества жилых домов, для которых в качестве расчетного показателя следует принимать 70 мест на 1000 жителей. 3.13. Рекомендуется следующее соотношение возрастных групп в здании ДОУ: в ДОУ общего типа на 4-6 групп - одна группа для детей раннего возраста (1,5-3 лет), одна группа детей 3-4 лет, остальные группы детей 4-5 лет и 5-7 лет; в ДОУ общего типа на 8-10 групп - две группы для детей 1-2 и 2-3 лет, одна - две группы детей 3-4 лет, две - четыре группы детей 4-5 лет, две - четыре группы детей 5-7 лет; в ДОУ общего типа на 12-14 групп: 1 группа для детей до 1,5 лет; 1 группа - для детей с 1,5 до 2 лет; 2 группы - для детей 2-3 лет; 2 группы - для детей 3-4 лет; 2 группы - для детей 4-5 лет; 2 группы - для детей 5-6 лет, 1-2 группы - для детей 6-7 лет и 1-2 группы кратковременного пребывания. В дошкольных отделениях зданий "Начальная школа - детский сад" рекомендуется предусматривать группы детей не младше 4 лет. В комплексах дошкольного воспитания в здании ЦДВ следует предусматривать группы детей старше 3-4 лет, в групповых отделениях - детей разных возрастов. Групповые отделения компенсирующей направленности имеют комплектацию в соответствии с образовательной программой и типовыми положениями (определяется технологическим заданием). 3.14. Рекомендуемое соотношение возрастных групп детей: в частных малокомплектных ДОУ на 1 группу - ясельная смешанная группа детей 2 смежных возрастов или дошкольная смешанная группа детей 2-3 смежных возрастов; на 2 группы - две смешанные группы детей смежных возрастов (ясельная и дошкольная или две дошкольные); на 3 группы - две смешанные группы детей смежных возрастов и одна подготовительная (для детей 6-7 лет); в частных малых ДОУ на 0,5-1 группу - подготовительная группа (подгруппа); на 2 группы - одна группа для детей 4-5 лет, одна - подготовительная; на 3 группы - одна группа для детей 4-5 лет, две - подготовительные. 3.15. В разновозрастных группах при проведении занятий детская группа делится на две подгруппы исходя из дифференцированных программ воспитания и обучения, а также для организации игр детей по подгруппам и индивидуальной работы с ребенком. 3.16. Число детей в подгруппе, единовременно занимающихся в бассейне с одним инструктором по плаванию, должно быть не более 10. В бассейне с ванной 3 x 6 (7) м занимается одна такая подгруппа детей. В бассейне с ванной 6 x 6 (7) м или 6 x 10 (12,5) м занимаются две подгруппы детей одновременно. 3.17. Число мест в детских группах по изучению иностранного языка и в компьютерных классах должно быть не более 10, в остальных кружках и секциях - не более 20. |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МОСКОВСКИХ ГОРОДСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ (МГСН) 4.07-05 "ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ"".