ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МОСКОВСКИХ ГОРОДСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ (МГСН) 4.07-05 "ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ". Постановление. Правительство Москвы. 21.11.06 911-ПП

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МОСКОВСКИХ ГОРОДСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ (МГСН) 4.07-05 "ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ"".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

3. Основные положения

     3.1. Дошкольные образовательные учреждения (далее в тексте - ДОУ)
предоставляют  педагогические  и  медицинские  услуги  по  воспитанию,
обучению,  уходу  и присмотру за детьми от 2 месяцев до 7 лет, а также
методическую  помощь  родителям  или  лицам,  их замещающим, на основе
утвержденных программ воспитания и обучения.
     Все  виды  ДОУ по Типовому положению о дошкольном образовательном
учреждении  начинаются  с  традиционного  названия  "Детский  сад".  В
настоящих   нормах,   как  и  в  официальных  документах  Департамента
образования  города  Москвы, наименование дошкольного образовательного
учреждения  "Детский  сад"  может  применяться как официальный термин,
адекватный ДОУ.
     3.2.    Настоящими    нормами    устанавливаются   требования   к
проектированию зданий следующих видов государственных, частных (и иных
негосударственных)  ДОУ  (в соответствии с классификацией Департамента
образования города Москвы):
     детский сад;
     детский  сад  общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
одного    или    нескольких    направлений    развития   воспитанников
(интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);
     детский  сад  компенсирующего  вида с приоритетным осуществлением
квалифицированной  коррекции  отклонений  в  физическом  и психическом
развитии воспитанников;
     детский    сад    присмотра   и   оздоровления   с   приоритетным
осуществлением  санитарно-гигиенических  оздоровительных мероприятий и
процедур;
     детский  сад  комбинированного  вида (на основе сочетания детских
групп с вышеназванными направлениями обслуживания в любом сочетании);
     центр  развития  ребенка - детский сад физического и психического
развития, поддержки и оздоровления всех воспитанников.
     3.3.  Типовым  положением об образовательном учреждении для детей
дошкольного  и  младшего  школьного  возраста  предусматриваются также
следующие виды государственных и частных учреждений:
     начальная школа - детский сад;
     начальная   школа   -   детский  сад  компенсирующего  вида  -  с
осуществлением  квалифицированной  коррекции отклонений в физическом и
психическом развитии воспитанников и обучающихся;
     прогимназия - с приоритетным осуществлением одного или нескольких
направлений  развития  воспитанников и обучающихся (интеллектуального,
художественно-эстетического, физического и др.).
     Требования  настоящих  норм распространяются только на дошкольные
отделения  этих  видов  образовательных учреждений, а также на вопросы
взаимосвязи  и взаимоизоляции дошкольного и школьного отделений внутри
здания и на участке.
     3.4.   Дошкольные   образовательные   учреждения   для   детей  с
нарушениями развития могут предусматриваться:
     для  воспитания  и  обучения  детей с нарушениями слуха: глухих и
слабослышащих;
     для   воспитания   и   обучения   детей   с  нарушениями  зрения:
слабовидящих; с косоглазием и амблиопией;
     для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;
     для  детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых), глубокой
умственной  отсталостью  (только  в  возрасте старше 3 лет), задержкой
психического развития;
     для    детей   с   нарушениями   речи,   фонетико-фонематическими
нарушениями (только в возрасте старше 3 лет);
     для детей с туберкулезной интоксикацией;
     для детей со сложными дефектами (2 и более дефекта).
     3.5.  Для  различных  видов дошкольных образовательных учреждений
проектируются   различные  архитектурные  типы  зданий  и  комплексов,
отличающиеся   общей   вместимостью,   режимом   работы,  особенностью
комплектации  детских  групп, размещением в структуре жилой застройки,
возможной  кооперацией с общеобразовательной школой, а также возможной
централизацией некоторых функций и хозяйственных процессов.
     Архитектурную  типологию  зданий  и  комплексов  ДОУ, формирующих
расчетную   сеть   (систему)   городских   дошкольных  образовательных
учреждений системы Департамента образования города Москвы, составляют:
     детские  сады  общего типа - традиционные отдельно стоящие здания
ДОУ  вместимостью, как правило, от 4 до 14 детских групп. Детские сады
вместимостью  до  150  мест  могут  предусматриваться  пристроенными к
торцам  жилых  домов, встроенными или встроенно-пристроенными в нижние
этажи  жилых  зданий  (не  выше 3-го). В соответствии с классификацией
видов  образовательных  учреждений  в  этих  зданиях может размещаться
любое ДОУ (п. 3.2 настоящих норм);
     начальная  школа  -  детский сад (дошкольное и школьное отделения
объединяются  в  одном  здании  при  общем  числе детей в дошкольном и
школьном  отделениях  - не более 350). В соответствии с классификацией
образовательных  учреждений  может являться начальной школой - детским
садом;   начальной   школой  -  детским  садом  компенсирующего  вида;
прогимназией;
     ДОУ "Домашний детский сад" - имеющий пониженную численность детей
в детских группах (по 10-12 детей) и размещаемый в первых этажах жилых
зданий, вместимостью не более 6 групп;
     комплекс  дошкольного  воспитания  (КДВ),  объединяющий несколько
отдельно  стоящих  или  встроенных  ДОУ,  основанный  на централизации
специализированных   помещений   общевоспитательного  цикла  (бассейн,
зал-арена  для  детских  утренников  и  спектаклей,  детские  кружки и
секции)  и  хозяйственных  процессов (приготовление и доставка готовой
пищи,   стирка   белья   и   т.п.).   В   составе  КДВ,  как  правило,
предусматривается Центр дошкольного воспитания (ЦДВ) - главное здание,
в   котором   размещаются   преимущественно   детские  группы  старших
возрастов,   методический   центр  всего  комплекса,  централизованные
специализированные   помещения   общевоспитательного  цикла  и  группы
помещений  централизованного  хозяйственного  обслуживания.  При  этом
остальные  здания  ДОУ  комплекса  дошкольного  воспитания могут иметь
пониженную  вместимость  -  4-6  детских групп, именоваться групповыми
отделениями  и  предусматриваться  не  только  отдельно стоящими, но и
встроенными  в  первые  этажи жилых зданий или встроенно-пристроенными
(пристроенными)  к жилым домам. В качестве ЦДВ в комплексе дошкольного
воспитания может предусматриваться ДОУ общего типа или начальная школа
-  детский  сад.  Групповые  отделения могут быть специализированными,
т.е.   осуществлять   программную   деятельность,  определяемую  видом
образовательного учреждения. Общеразвивающее групповое отделение может
быть  отделением  только  интеллектуального или только художественного
развития детей, или компенсирующим и иметь специализацию, определяемую
видом нарушений развития детей (п. 3.4 настоящих норм), и т.п.
     3.6.  Дополнительно к расчетной сети (к государственной городской
системе ДОУ) могут предусматриваться:
     малые   ДОУ   (детские   сады  на  0,5-3  группы),  в  том  числе
проектируемые с учетом возможной централизации приготовления пищи и ее
доставки в малые ДОУ;
     малокомплектные ДОУ (детские сады на 1-3 разновозрастные группы),
которые  также  могут  работать  на  основе  централизованной доставки
готовой пищи.
     Разновидностями  малых и малокомплектных ДОУ являются прогулочные
группы  (посещая  которые  дети спят и обедают дома) и дежурные группы
кратковременного  присмотра  (предполагающие  эпизодическое посещение,
когда  родителям  нужно  оставить  ребенка под присмотром на период от
нескольких  часов  до  нескольких суток), размещаемые на первых этажах
многоквартирных   жилых   домов,   а   также   семейный  детский  сад,
организуемый, как правило, в квартире не выше 3-го этажа многоэтажного
жилого дома (СНиП 31-01-2003).
     Эти  дошкольные  учреждения  предусматриваются только как частные
для  применения  в коттеджных поселках и многоквартирных жилых домах I
категории   комфорта   в   качестве   дополнительных   к   официальной
государственной системе ДОУ.
     3.7. Расчетную наполняемость детских групп следует принимать: для
детей  от  2  месяцев  до  1  года - 10 детей; от 1 года до 3 лет - 15
детей; в разновозрастных группах при наличии в группе детей любых трех
возрастов  (3-7 лет) - 10 детей; в разновозрастных группах при наличии
в  группе  детей  двух  возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) - 8 детей; в
одновозрастных  группах  для  детей  3-7 лет - 20 детей (оптимальная -
15).
     При  проектировании  по государственному заказу здания ДОУ общего
типа   следует   предусматривать   универсальными,  поэтому  расчетную
наполняемость  детских групп следует принимать: для детей от 2 месяцев
до 3 лет - 15 мест; для детей от 3 до 7 лет - 20 мест.
     3.8. В ДОУ для детей с нарушениями развития наполняемость детских
групп  определяется  в  зависимости  от  вида  нарушений физического и
умственного развития детей (таблица 1).

                                                             Таблица 1

-------------------------------------------------------------------------------
|N   |Вид отклонений в развитии детей       |Наполняемость детских групп, мест|
|п/п |(см. п. 3.4 настоящих норм)           |---------------------------------|
|    |                                      |В группах детей|В группах детей  |
|    |                                      |до 3 лет       |старше 3 лет     |
|----|--------------------------------------|---------------|-----------------|
| 1  |                  2                   |       3       |        4        |
|----|--------------------------------------|---------------|-----------------|
|1   |Для детей с тяжелыми нарушениями речи |       6       |       10        |
|----|--------------------------------------|---------------|-----------------|
|2   |Для детей с фонетико-фонематическими  |       - <*>   |       12        |
|    |нарушениями речи                      |               |                 |
|----|--------------------------------------|---------------|-----------------|
|3   |Для глухих детей                      |       6       |        6        |
|----|--------------------------------------|---------------|-----------------|
|4   |Для слабослышащих детей               |       6       |        8        |
|----|--------------------------------------|---------------|-----------------|
|5   |Для слепых детей                      |       6       |        6        |
|----|--------------------------------------|---------------|-----------------|
|6   |Для слабовидящих детей, для детей     |       6       |       10        |
|    |с косоглазием и амблиопией            |               |                 |
|----|--------------------------------------|---------------|-----------------|
|7   |Для детей с нарушением                |       6       |        8        |
|    |опорно-двигательного аппарата         |               |                 |
|----|--------------------------------------|---------------|-----------------|
|8   |Для детей с нарушением интеллекта     |       6       |       10        |
|    |(умственной отсталостью)              |               |                 |
|----|--------------------------------------|---------------|-----------------|
|9   |Для детей с задержкой психического    |       6       |       10        |
|    |развития                              |               |                 |
|----|--------------------------------------|---------------|-----------------|
|10  |Для детей с глубокой умственной       |       -       |        8        |
|    |отсталостью                           |               |                 |
|----|--------------------------------------|---------------|-----------------|
|11  |Для детей с туберкулезной             |      10       |       15        |
|    |интоксикацией                         |               |                 |
|----|--------------------------------------|---------------|-----------------|
|12  |Для детей со сложными дефектами       |       5       |        5        |
|    |(2 и более дефекта)                   |               |                 |
-------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------
     <*> Только в возрасте старше 3 лет.

     3.9.   При  проектировании  частных  детских  садов  общего  типа
минимальная  расчетная  наполняемость  детских  групп  лимитируется. В
малых ДОУ наполняемость ясельных групп - не менее 6 мест, дошкольных -
не  менее  10  мест. Предельно допустимая наполняемость детских групп:
для  детей  от 1 года до 3 лет - 15 мест; для детей от 3 до 7 лет - 20
мест.
     3.10.  Расчетная  вместимость  вновь  строящихся отдельно стоящих
зданий  ДОУ  общего  типа  не  должна  превышать  350 мест, встроенных
(встроенно-пристроенных)  в жилые здания и пристроенных к их торцам, -
150 мест.
     Общее  расчетное  число  мест отдельно стоящего здания "Начальная
школа - детский сад" не должно превышать 350 мест.
     Расчетная  вместимость  комплексов  дошкольного воспитания (КДВ),
проектируемых  на  основе  централизованного  обслуживания  нескольких
отдельно  расположенных зданий или встроенных (встроенно-пристроенных)
детских     садов,    определяется    заданием    на    проектирование
(технологическим заданием).
     Ориентировочные   состав   и   вместимость   Большого   комплекса
дошкольного  воспитания  - 10-12 зданий ДОУ на 6 групп (встроенных или
встроенно-пристроенных  групповых  отделений  по  4  группы)  и  Центр
дошкольного  воспитания  (ЦДВ)  -  на  10-12  групп;  Малого комплекса
дошкольного   воспитания   -  5-6  зданий  ДОУ  (встроенных  групповых
отделений) на 2-3 детские группы и Центр дошкольного воспитания на 6-8
детских групп.
     Количество  мест  в КДВ, в здании Центра дошкольного воспитания и
групповых  отделениях определяется технологическим заданием, поскольку
его   групповые  отделения  могут  быть  дошкольными  образовательными
учреждениями  различных  видов,  в  том  числе компенсирующими ДОУ для
детей  с  различными  нарушениями  физического и умственного развития.
Вместимость  групповых отделений может зависеть также от планировочных
параметров  жилых  домов (блок-секций) или параметров отдельно стоящих
зданий групповых отделений КДВ, например, в коттеджных поселках.
     Расчетная   вместимость  ДОУ  компенсирующего  вида  определяется
технологическим заданием.
     3.11.  Расчетная  вместимость  зданий  ДОУ  (общее  число мест) и
соотношение  детских  групп  разного возраста определяется заданием на
проектирование   исходя  из  организационной  структуры  (определяется
образовательной  программой),  расчетной  наполняемости детских групп,
градостроительных и социально-демографических условий.
     3.12.  При  отсутствии  данных  демографических  исследований или
специальных  программ  строительства общую потребность жилого района в
ДОУ следует принимать:
     для  Центрального  административного  округа  города  Москвы - 52
места на 1000 жителей;
     для  остальных  административных округов города Москвы - 54 места
на   1000   жителей,   кроме   районов   массовой  жилой  застройки  с
единовременным  вводом  большого количества жилых домов, для которых в
качестве  расчетного  показателя  следует  принимать  70  мест на 1000
жителей.
     3.13.  Рекомендуется  следующее  соотношение  возрастных  групп в
здании ДОУ:
     в  ДОУ  общего  типа на 4-6 групп - одна группа для детей раннего
возраста  (1,5-3  лет),  одна  группа  детей 3-4 лет, остальные группы
детей 4-5 лет и 5-7 лет;
     в  ДОУ общего типа на 8-10 групп - две группы для детей 1-2 и 2-3
лет,  одна  -  две группы детей 3-4 лет, две - четыре группы детей 4-5
лет, две - четыре группы детей 5-7 лет;
     в  ДОУ общего типа на 12-14 групп: 1 группа для детей до 1,5 лет;
1  группа  - для детей с 1,5 до 2 лет; 2 группы - для детей 2-3 лет; 2
группы  -  для детей 3-4 лет; 2 группы - для детей 4-5 лет; 2 группы -
для  детей  5-6  лет,  1-2  группы  -  для  детей 6-7 лет и 1-2 группы
кратковременного пребывания.
     В  дошкольных  отделениях  зданий "Начальная школа - детский сад"
рекомендуется предусматривать группы детей не младше 4 лет.
     В   комплексах   дошкольного  воспитания  в  здании  ЦДВ  следует
предусматривать  группы детей старше 3-4 лет, в групповых отделениях -
детей    разных    возрастов.   Групповые   отделения   компенсирующей
направленности  имеют  комплектацию  в  соответствии с образовательной
программой   и   типовыми  положениями  (определяется  технологическим
заданием).
     3.14. Рекомендуемое соотношение возрастных групп детей:
     в  частных  малокомплектных  ДОУ на 1 группу - ясельная смешанная
группа детей 2 смежных возрастов или дошкольная смешанная группа детей
2-3  смежных  возрастов;  на  2  группы  -  две смешанные группы детей
смежных  возрастов  (ясельная  и  дошкольная или две дошкольные); на 3
группы   -  две  смешанные  группы  детей  смежных  возрастов  и  одна
подготовительная (для детей 6-7 лет);
     в  частных  малых  ДОУ  на 0,5-1 группу - подготовительная группа
(подгруппа);  на  2  группы  -  одна  группа для детей 4-5 лет, одна -
подготовительная;  на  3 группы - одна группа для детей 4-5 лет, две -
подготовительные.
     3.15.  В  разновозрастных  группах при проведении занятий детская
группа  делится на две подгруппы исходя из дифференцированных программ
воспитания и обучения, а также для организации игр детей по подгруппам
и индивидуальной работы с ребенком.
     3.16.  Число  детей  в  подгруппе,  единовременно  занимающихся в
бассейне с одним инструктором по плаванию, должно быть не более 10.
     В  бассейне  с ванной 3 x 6 (7) м занимается одна такая подгруппа
детей.
     В  бассейне  с  ванной 6 x 6 (7) м или 6 x 10 (12,5) м занимаются
две подгруппы детей одновременно.
     3.17. Число мест в детских группах по изучению иностранного языка
и  в компьютерных классах должно быть не более 10, в остальных кружках
и секциях - не более 20.

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МОСКОВСКИХ ГОРОДСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ (МГСН) 4.07-05 "ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ"".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа