Фрагмент документа "О СОЗДАНИИ НА БАЗЕ ТПП РФ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА".
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ ТПП РОССИИ В соответствии с Программой деятельности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации на 2002 - 2004 годы одним из важнейших направлений деятельности Палаты является развитие инфраструктуры информационной поддержки предпринимательства. Основными задачами Центра деловой информации и консультаций ТПП России в рамках этого направления являются: - создание Сети обмена деловой информацией системы ТПП России как основы дальнейшего развития инфраструктуры информационной поддержки предпринимательства; - разработка процедур и нормативных документов, регламентирующих порядок предоставления услуг в рамках ТПП России, в том числе с использованием Сети обмена деловой информацией; - создание инфраструктуры продвижения услуг системы ТПП отечественным и зарубежным предпринимателям на основе соглашений о сотрудничестве и договоров с российскими и иностранными партнерами Палаты. Конечной целью реализации указанных направлений деятельности является расширение спектра и наращивание объема услуг, предоставляемых системой ТПП отечественным и зарубежным предпринимателям, в том числе на платной основе. С целью обеспечения решения этих задач Центром деловой информации и консультаций ТПП России разработаны "Основные направления развития инфраструктуры информационной поддержки предпринимательства (Методические рекомендации для территориальных ТПП)", которые утверждены руководством Палаты 20.12.2003. Этим документом определен состав единой информационно-справочной системы ТПП России и ее базовых общесистемных ресурсов, созданных в 2004 году в рамках реализации проекта "Сеть обмена деловой информацией системы ТПП России". Сети обмена деловой информацией системы ТПП России отводится ключевая роль в общей схеме оказания информационно-консультационных услуг отечественным и зарубежным предпринимателям, и она является по сути основным элементом единой информационно-справочной системы ТПП России, выполняя функцию рабочего инструмента инфраструктуры информационной поддержки предпринимательства. В настоящее время Сеть предоставляет отечественным и зарубежным предпринимателям следующие услуги. Обеспечивается возможность бесплатного адресного размещения предпринимателями коммерческих объявлений и инвестиционных предложений, а также публикация в сетевом "Регистре деловой информации ТПП России" расширенных сведений о компаниях, производимых ими товарах и услугах с наглядными фото-, видеоматериалами - на платных условиях. Сервисы "Сети обмена деловой информацией системы ТПП России" позволяют предпринимателям размещать в Сети свою деловую информацию самостоятельно, без каких-либо существенных трудозатрат со стороны территориальных палат и загранпредставительств ТПП России. Система обмена деловой информацией имеет ярко выраженный корпоративный характер и призвана охватить всю систему ТПП России. Соответственно узлами Сети являются сайты Центра деловой информации и консультаций, загранпредставительств ТПП России, территориальных ТПП, организаций системы ТПП России и партнерских организаций Палаты. Для реализации проекта Сети обмена деловой информацией ТПП России был проведен комплекс мероприятий, из которых наиболее значимыми в 2004 году стали: разработка и введение с 01.07.04 в эксплуатацию Регистра деловой информации ТПП России, являющегося центральным информационным ресурсом Сети обмена деловой информацией. В настоящее время в Регистре размещена информация о 3520 российских и зарубежных предприятиях; разработка 167 типовых интернет-сайтов территориальных торгово-промышленных палат и подготовка Регламентов по их информационному наполнению; разработка 15 типовых интернет-сайтов загранпредставительств Палаты и разработка руководящих документов по их информационному наполнению и последующему ведению; разработка технологических решений по подключению всех территориальных торгово-промышленных палат к Сети обмена деловой информацией ТПП России, а также каждого загранпредставительства Палаты и аффилированных организаций. Кроме того: разработаны и доведены до сведения территориальных торгово-промышленных палат, загранпредставителей Палаты и ее аффилированных организаций инструкции по подключению к Сети и работе в ней; проведена кампания по популяризации услуг Сети обмена деловой информацией ТПП России, информация о функциональных возможностях Сети направлена во все территориальные палаты, загранпредставительства, дочерним предприятиям Палаты, а также отечественным и зарубежным партнерам Палаты; проведены семинары-совещания с территориальными торгово-промышленными палатами Северо-Западного федерального округа, Южного федерального округа, а также Московской области по вопросам подключения их к Сети обмена деловой информацией ТПП России и расширения спектра предоставляемых предпринимателям услуг на платной основе. По состоянию на 01.12.04 к Сети уже подключены Центр деловой информации и консультаций, 54 территориальные торгово-промышленные палаты, 2 загранпредставительства Палаты, а также организации системы ТПП России - ОАО "Центр Международной Торговли", ЗАО "Экспоцентр" и АНО "СОЮЗЭКСПЕРТИЗА", а также Российско-Арабский Деловой Совет. С 24 территориальными ТПП и 3 загранпредставительствами ТПП России проводится совместная работа по информационному наполнению централизованно разработанных для них типовых интернет-сайтов. Все территориальные ТПП и организации системы ТПП России включены в сетевой "Регистр деловой информации ТПП России". Анализ мероприятий и первых результатов развертывания в системе ТПП России "Сети обмена деловой информацией системы ТПП России" в промышленную эксплуатацию позволяет сделать следующие выводы: - Сеть является фундаментом для дальнейшего строительства единой информационно-справочной системы ТПП России; - существующие ресурсы и сервисы Сети позволяют организовать обмен деловой информацией как между предпринимателями различных регионов России, так между отечественными и зарубежными предпринимателями; - в целях повышения эффективности информационной поддержки предпринимательства необходима дальнейшая разработка и внедрение широкого спектра новых ресурсов и клиентских сервисов Сети. К настоящему времени Центр деловой информации и консультаций совместно с департаментами Палаты завершил первый этап работ по упорядочиванию предоставления информационных услуг представителям отечественного и иностранного бизнеса. Сформирован перечень информационно-консультационных и прочих услуг, оказываемых департаментами Палаты и ее дочерними организациями отечественным и зарубежным предпринимателям. Разработаны тарифы на отдельные виды предоставляемых услуг, а также типовые документы для предоставления услуг, в том числе с использованием интернет-технологий. Соответствующая информация на русском и английском языках размещена на новом двуязычном интернет-сайте Центра деловой информации и консультаций. Разработаны и утверждены нормативные документы, регламентирующие порядок предоставления информационно-консультационных услуг, в том числе загранпредставительствами Палаты. В том числе: - Приказ ТПП России N 131 от 29 декабря 2003 г. "Об оказании Центром деловой информации и консультаций платных услуг", - Приказ ТПП России N 107 от 1 сентября 2004 г. "Об утверждении Регламента формирования и ведения типовых интернет-сайтов представительств Торгово-промышленной палаты Российской Федерации", - схемы приема, оформления и выполнения заказов на оказание платных услуг отечественным и зарубежным предпринимателям (в том числе при участии загранпредставительств ТПП России). Кроме того, разработаны и утверждены следующие документы: - типовая форма письма-заявки клиента на оказание информационно-консультационных услуг; - типовая форма счета на оплату информационно-консультационных услуг для зарубежных предпринимателей; - типовая форма акта об оказании информационно-консультационных услуг; - типовой клиентский договор на оказание услуг Сети обмена деловой информацией ТПП России; - лицензионное соглашение с клиентом о программном обеспечении, используемом в Сети обмена деловой информацией ТПП России; - формы ежемесячных реестров оказанных отечественным и зарубежным предпринимателям платных услуг. Разработан и внедрен компьютерный учет поступающих заявок на информационно-консультационные услуги и результатов их выполнения. Осуществлен комплекс мероприятий по продвижению оказываемых Палатой услуг на отечественный и зарубежные рынки. Информация об услугах, предоставляемых как системой ТПП в целом, так и Центром деловой информации и консультаций, и тарифах на услуги для отечественных и зарубежных предпринимателей направлена: - в союзы, ассоциации предпринимателей - члены ТПП России; - организациям системы ТПП и территориальным торгово-промышленным палатам; - в ОАО "ЦМТ" для информирования членов Ассоциации Центров международной торговли, а также непосредственно клиентов ЦМТ; - в МИД России для рассылки в российские посольства за рубежом; - в Минэкономразвития России для рассылки в торговые представительства за рубежом; - загранпредставителям Палаты; - иностранным посольствам, торгпредствам и представительствам торговых палат в Москве; - зарубежным партнерам Палаты; - аккредитованным при ТПП России представительствам зарубежных фирм. Одной из наиболее действенных форм продвижения услуг Палаты является участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях. Совместно с Департаментом выставок и ярмарок была разработана выставочная экспозиция "Услуги ТПП России" и "Сеть обмена деловой информацией ТПП России" и начиная с июля с.г. обеспечено ее развертывание на выставочных мероприятиях, проводимых "Экспоцентром", ЦМТ, а также на мероприятиях, проводимых под патронажем ТПП России. Были развернуты стенды "Услуги ТПП России" на 9 выставках ЗАО "Экспоцентр" - Юнитстейл (июнь), "Купи брэнд" (сентябрь), "Мир детства" (сентябрь), Агропродмаш (октябрь), "Склад, транспорт, логистика" (октябрь), "Канцэкспо" (ноябрь), "Реклама" (ноябрь), "Мебель" (ноябрь), "Здравоохранение-2004" (декабрь). Стенд ТПП России был экспонирован на Первой Российско-арабской промышленной выставке, проводимой ЦМТ в июне с.г. Одновременно было организовано распространение информационных материалов об услугах, предоставляемых ТПП России, на 15 выставках, проводимых Экспоцентром, ВВЦ и МВК "Сокольники". В целях дальнейшего наращивания возможностей Палаты по предоставлению информационно-консультационных услуг и расширения круга их потенциальных потребителей подготовлен и подписан ряд соглашений и договоров с отечественными и зарубежными организациями. Разработан и реализуется план совместных мероприятий с ЦМТ, осуществляется плановая работа с Экспоцентром. В своей работе Центр деловой информации и консультаций уделял особое внимание содействию территориальным ТПП в развитии и расширении спектра предоставляемых ими услуг в своих регионах. - В целях развития Сети обмена деловой информацией системы ТПП России, а также привлечения территориальных ТПП к продвижению клиентских сервисов Сети, их популяризации среди отечественных и зарубежных предпринимателей Центром деловой информации и консультаций разработан и согласован с департаментами Палаты типовой договор с территориальными палатами. - Указанный договор подписан с Балашихинской ТПП, Пермской ТПП, Калининградской ТПП. Пакет стандартных документов направлен 54 территориальным палатам для ознакомления и последующего подписания типового договора. В соответствии с условиями договора 20% доходов от реализации услуг будет поступать в распоряжение территориальных палат. - В ходе проводимых семинаров-совещаний по вопросам развития инфраструктуры информационной поддержки предпринимательства с руководителями информационно-аналитических служб территориальных ТПП основное внимание уделяется методологической помощи палатам в вопросах их подключения к Сети обмена деловой информацией системы ТПП России, а также увеличения их доходной части бюджета за счет клиентских сервисов Сети. В качестве ключевого элемента развития и расширения спектра информационно-консультационных услуг Центра лежит развитие партнерских отношений с отечественными и зарубежными структурами, осуществляющими различные функции в области информационной поддержки предпринимательства. В соответствии с концепцией Палаты по продвижению информационно-консультационных услуг на зарубежный рынок (записка на имя Президента ТПП России Е.М. Примакова от 28 апреля 2004 г. N 19/141) Центр обеспечил разработку и проведение следующих мероприятий: - Разработаны типовые формы Соглашения и договора об оказании информационных и консультационных услуг для их использования при установлении взаимоотношений с зарубежными партнерами - потребителями услуг ТПП России. Указанные документы направлены в партнерские организации Испании, Малайзии, Северной Кореи, Германии, а также в Международный торговый центр ЮНКТАД/ВТО и Российско-Арабский Деловой Совет. - Подписано соглашение с Итало-Российской торговой палатой в сфере обмена деловой информацией, а также договор об оказании информационных и консультационных услуг итальянским и российским предпринимателям. - Подписаны договоры о сотрудничестве при оказании информационных и консультационных услуг отечественным и зарубежным предпринимателям со специализированными информационно-консультационными компаниями Италии, Франции, Венгрии, Бельгии, Люксембурга и Нидерландов. - Обеспечено присоединение ТПП России к программе Ассоциации Европалат "ChamberPass", в рамках которой 65 торгово-промышленных палат 14 европейских стран на основе применения интернет-технологий оказывают информационно-консультационные услуги предпринимательскому сообществу. - К практической работе по оказанию платных информационно-консультационных услуг уже подключены загранпредставительства ТПП России в Италии, Японии, Германии и Китае (Шанхай). Проведена работа по развитию обмена деловой информации и продвижению услуг Палаты в страны СНГ: - начата практическая реализация Соглашения "О сотрудничестве ТПП государств - участников СНГ в сфере деловой информации". В июне с.г. на заседании Совета руководителей торгово-промышленных палат государств СНГ утвержден Регламент обмена деловой информацией, определяющий перечень и условия предоставления палатами СНГ информационных услуг предпринимательскому сообществу; - в сентябре с.г. проведены переговоры с ТПП Белоруссии, ТПП Монголии, в ходе которых было предложено подключить эти Палаты к Сети обмена деловой информацией с целью предоставления услуг Сети для расширения партнерских отношений между российскими и национальными предпринимателями. В ноябре с.г. аналогичное предложение было направлено в ТПП Таджикистана; - в соответствии с решениями второго заседания Совета руководителей торгово-промышленных палат государств - участников СНГ (Ереван, июнь 2004 г.) разработан макет портала "Деловая информация ТПП государств - участников СНГ" и направлен в ТПП Армении и ТПП Белоруссии. Формирование отношений с отечественными партнерами Палаты, оказывающих востребованные предпринимательской средой услуги, осуществлялось на основе подписанных Соглашений с организациями: - Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт (ВНИКИ), - НП "Национальное кредитное бюро", - НП "Московская фондовая биржа", - Национальной ассоциацией участников электронной торговли, - Международным центром научной и технической информации. Реализация перечисленных Соглашений позволяет расширять спектр предоставляемых Палатой услуг для отечественных и зарубежных предпринимателей. С целью развития телекоммуникационной инфраструктуры для предоставления услуг системы ТПП России с использованием сети Интернет подготовлено и подписано Соглашение с "РТКомм.РУ" - национальным оператором сети Интернет. В результате системной работы Центра деловой информации и консультаций по развитию информационно-консультационных услуг уже можно отметить полученные первые практические результаты. В период с 1 июня по 1 декабря с.г. в адрес Центра деловой информации и консультаций поступило 869 запросов от отечественных и зарубежных организаций, в том числе 413 - от зарубежных предпринимателей и 456 - от отечественных. По содержанию запросы подразделяются следующим образом: - адресно-справочная информация (31%), - консультационные по вопросам предпринимательства (19%), - информационно-аналитические (38%), включая запросы о размещении информации в Сети обмена деловой информацией, - прочие (12%). Центром отработано 89 информационно-консультационных запросов, поступивших от территориальных торгово-промышленных палат. Запросы территориальных торгово-промышленных палат касались адресно-справочной информации по конкретным предприятиям (11), подключения к Сети обмена деловой информацией системы ТПП России (58), консультирования по экономическим вопросам (11), предоставления информационных материалов (9). Поступило 24 запроса из иностранных посольств в Российской Федерации с просьбой довести до отечественных предпринимателей информацию о проводимых в странах приватизационных аукционах, поиске потенциальных инвесторов и конкретных коммерческих предложениях. Все запросы посольств обработаны, и совместно с ними соответствующая информация была размещена на интернет-сайте Центра деловой информации и консультаций. Все поступающие запросы регистрируются, и в автоматизированном режиме ведется учет их исполнения. Средний срок ответа на запрос - 1 - 2 дня. Основной объем поступающих запросов ориентирован на получение бесплатной информации от ТПП России. В то же время удается добиваться согласия фирм на предоставление информации за плату. Анализируя структуру предоставленных Центром платных услуг, необходимо отметить следующее: - около 95% объема реализации услуг отечественным предпринимателям сформировано за счет приобретения ими доступа к платным сервисам Сети обмена деловой информацией ТПП России; - около 75% объема реализации услуг зарубежным предпринимателям сформировано при участии загранпредставительств Палаты, в первую очередь загранпредставителя в Италии. Увеличение объема платных информационных услуг ожидается, в первую очередь, за счет продажи сервисов Сети обмена деловой информацией системы ТПП России и подключения к этой работе территориальных торгово-промышленных палат и загранпредставительств. По нашему мнению, это направление деятельности позволит Центру деловой информации и консультаций в 2005 году обеспечить значительное увеличение доходной части бюджета ТПП России. Соответствующие предложения учтены в проекте бюджета Палаты на 2005 год. По структуре доходов Центра около 80% объема реализации услуг отечественным предпринимателям планируется сформировать за счет продажи клиентских сервисов Сети обмена деловой информацией ТПП России. При этом существенный рост доходов от данного вида деятельности возможен за счет привлечения на договорной основе территориальных торгово-промышленных палат к продвижению этого вида услуг конечным потребителям. Одновременно данная схема взаимодействия по продвижению услуг Сети позволяет обеспечивать увеличение доходной части бюджета территориальных палат. Порядка 50% объема реализации услуг зарубежным предпринимателям ожидается также от продажи сервисов Сети обмена деловой информацией. Существенный рост объема реализации услуг зарубежным предпринимателям планируется обеспечить в первую очередь за счет привлечения на договорной основе к продвижению услуг Центра зарубежных партнерских организаций, а также активизации деятельности в этой области представительств Палаты за рубежом. В рамках перечисленных выше направлений своей работы по развитию системы предоставляемых услуг отечественным и зарубежным предпринимателям Центр деловой информации и консультаций планирует в ближайшие два-три месяца осуществить следующие мероприятия: - организовать проведение рекламной кампании об услугах Палаты и, в частности, Сети обмена деловой информацией, с использованием печатных средств массовой информации и возможностей интернет-рекламы; - развернуть экспозицию ТПП России - "Услуги ТПП России" - на выставочных мероприятиях, проводимых ЗАО "Экспоцентр", на постоянной основе; - обеспечить на плановой регулярной основе участие ТПП России в выставках, организуемых аффилированными организациями Палаты, и выставках сторонних организаций, проходящих под патронажем ТПП России; - направить в союзы и ассоциации отечественных предпринимателей предложения о совместном развитии ресурсов и сервисов Сети обмена деловой информацией системы ТПП России; - направить во все территориальные торгово-промышленные палаты типовой договор на предоставление палатами услуг Сети обмена деловой информацией; - провести совместно с территориальными ТПП сверку их членской базы (общий объем - около 27 тысяч организаций) для внесения информации о членах Палаты в Регистр деловой информации ТПП России; - разработанный Центром деловой информации и консультации макет портала "Деловая информация ТПП государств - участников СНГ" направить в ТПП государств - участников СНГ; - подготовить Соглашение с Федеральным агентством по информационным технологиям о сотрудничестве в области внедрения технологии электронной цифровой подписи и создании соответствующей инфраструктуры удостоверяющих центров; - обеспечить доступ ТПП России к информационному ресурсу "Market Access MAP" ("Карта условий доступа на рынки"), разработанному Международным Торговым Центром ЮНКТАД/ВТО (Женева) и содержащему информацию об условиях доступа на рынки 167 стран (импортные тарифы, преференции, тарифные квоты и т.д.). Качественный рост доходов за счет предоставления информационно-консультационных услуг Палаты возможен при условии дальнейшего развития Сети обмена деловой информацией ТПП России, формирования новых информационных ресурсов - электронной торговой площадки ТПП России, отраслевых порталов деловой информации, виртуальных выставок, внедрение новых клиентских сервисов Сети. Учитывая изложенное, представляется необходимым работы по дальнейшему развитию "Сети обмена деловой информацией системы ТПП России" в рамках наращивания инфраструктуры информационной поддержки предпринимательства осуществлять на основе отдельно разработанной Целевой программы ТПП России. В рамках данной Программы можно осуществить разработку всех направлений развития инфраструктуры услуг - создание новых ресурсов и сервисов Сети обмена деловой информацией системы ТПП России, разработку процедур и соответствующих нормативных документов, включение в состав сервисов Сети традиционных услуг системы ТПП, совершенствование инфраструктуры продвижения услуг системы ТПП отечественным и зарубежным предпринимателям. Центр деловой информации и консультаций ТПП России |
Фрагмент документа "О СОЗДАНИИ НА БАЗЕ ТПП РФ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА".