Фрагмент документа "О ВЫПОЛНЕНИИ В 2006 - 2012 ГОДАХ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В 2006 - 2012 ГОДАХ"".
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА ВЫПОЛНЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ 1. Наименование темы (исследований, работ): Научная разработка критериев профессионального отбора водителей автотранспортных средств для перевозок пассажиров, опасных и крупногабаритных грузов. 2. Исполнитель: определяется по результатам конкурса. 3. Заказчик (подразделение Федерального дорожного агентства): Управление эксплуатации и сохранности автомобильных дорог. 4. Основание для разработки: Перечень (план) работ, предусмотренных Федеральной целевой программой "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах". 5. Статус работы: государственный заказ. 6. Источник финансирования: федеральный бюджет. 7. Исходные данные: В настоящее время в автотранспортной отрасли применяются требования, определенные Минздравом России к состоянию физического и психического здоровья водителей транспортных средств, а также Методические рекомендации, определяющие организацию и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, утвержденных совместным Приказом Министерства здравоохранения и Министерства транспорта России от 29.01.2002. Однако указанные мероприятия характеризуют и контролируют только показатели здоровья водителя, не оценивая профессиональный уровень, а также присущие ему психофизиологические параметры (динамику пульса, частоты дыхания, время реакции и т.д.). Распределение водителей по видам перевозок производится путем субъективной оценки их профессиональных и моральных качеств, проводимой службой эксплуатации автотранспортных предприятий. Для снижения возможных ошибочных решений, чреватых серьезными социально-экономическими потерями, необходима разработка инструментария, обеспечивающего количественную оценку уровня напряженности водителя, осуществляющего пассажирские перевозки, доставку опасных или крупногабаритных грузов. 8. Состояние проблемы (вопроса): Рост социальных и экономических потерь от аварийности в России, достигающих в настоящее время угрожающих размеров, значительно превосходит аналогичные показатели в странах развитой автомобилизации, выдвигает ряд проблем, решение которых позволит повысить уровень безопасности дорожного движения в стране. Одной из важнейших проблем является проблема допуска к управлению автомобилем с предварительным отсевом лиц, не способных по тем или иным показателям к управлению средствами повышенной опасности. В развитие изложенного возникает задача распределения водителей-профессионалов с учетом таких факторов как: тип транспортного средства, характер и условия транспортной работы, специфика перемещаемых грузов и т.п. К сожалению, в настоящее время в автотранспортной отрасли требования к будущим водителям ограничены лишь медицинскими показателями, проверка и контроль которых входит в сферу деятельности Министерства здравоохранения РФ. Эта сфера, безусловно, чрезвычайно важна, но она не охватывает все аспекты профессиональной деятельности водителя, как важнейшего звена системы "автомобиль-водитель-дорога". Вместе с тем, имеющийся опыт подготовки операторов сложных систем управления в смежных областях с транспортной отраслью (например, в авиации и космонавтике) убедительно доказывает эффективность внедрения профотбора и профподбора как на стадии допуска к профессиональной подготовке, так и при дальнейшем распределении подготовленных операторов к управлению различными системами. Таким образом, в этих отраслях решается проблема повышения надежности оператора в целом. Представляется целесообразным использование имеющегося опыта в процессе организации и проведения профотбора водительских кадров. При этом существенную роль играет контроль уровня и динамики напряженности водителя, управляющего различными видами транспортных средств. Под надежностью человека-оператора, в нашем случае водителя, понимается его способность выполнять предписанные функции своевременно, с заданным качеством при сохранении в допустимых пределах психофизиологической "цены" профессиональной деятельности. Кроме того, следует отметить отсутствие правовой составляющей внедрения профотбора в период, предшествующий учебно-тренировочному процессу подготовки водительских кадров. Следует отметить, что кадровая служба любого автопредприятия, каждый опытный руководитель осуществляет "расстановку" водителей по видам транспортных средств, опираясь, в основном, на личный опыт и интуицию. Однако для уменьшения количества ошибочных решений необходима разработка и внедрение автоматизированной количественной оценки уровня надежности водителя в зависимости от его стажа и подготовленности. 9. Цель работы: Разработка критериев профессионального отбора водителей транспортных средств с целью отсева лиц, не способных по тем или иным показателям управлять автомобилем как средством повышенной опасности, а также осуществлять распределение водителей по видам транспортных перевозок, которые представляют наибольшую социально-значимую опасность, в первую очередь, пассажирские перевозки, а также перевозки опасных и крупногабаритных грузов. 10. Отличия, новизна и преимущества: Разработка критериев профессионального отбора водителей транспортных средств для перевозок пассажиров, опасных и крупногабаритных грузов на основе оценки надежности деятельности водителя ранее не проводилась. 11. Содержание работы: Работа включает три этапа. На первом этапе (2006 г.) выполняются следующие работы: - разработка концепции проведения профессионального отбора водителей путем формирования оценки надежности деятельности водителя и ее количественной меры, зависящей от результатов профессиональной деятельности и ее психофизиологической "цены"; - выбор методологии экспресс-анализа показателей надежности водителей в режиме реального времени и решение практических вопросов ее реализации. На втором этапе (2007 г.) выполняются следующие работы: - разработка и изготовление макетного образца прибора, позволяющего количественно оценить надежность водителя при управлении автомобилем. На третьем этапе (2008 г.) выполняются следующие работы: - экспериментальная отработка методологии оценки надежности водителя в условиях тренажерной подготовки и при управлении автомобилем в условиях реального дорожного движения; - определение пороговых значений динамики надежности водителя как условия его допуска к профессиональной деятельности и распределения по транспортным средствам в зависимости от вида их социальной опасности для окружающих; - опытное внедрение разработанных технологий в практику профессионального отбора водителей и их распределения по видам перевозок. 12. Конечный результат работы: Научно-технический отчет, содержащий методологию профотбора (профподбора), а также описание опытного образца прибора, обеспечивающего проведение профессионального отбора водителей, с комплектом сопроводительной документации. 13. Область применения: Разработанная методика профотбора (профподбора) водителей после решения соответствующих правовых вопросов, может быть использована в работе кадровой и эксплуатационной служб автотранспортных предприятий (независимо от формы их собственности). 14. Внедрение результатов работы: После отработки методики профотбора и серийного изготовления приборного оборудования они могут быть использованы кадровыми службами автотранспортных предприятий, в первую очередь, занимающихся перевозкой пассажиров, а также опасных и крупногабаритных грузов, в целях распределения водителей по видам перевозок. 15. Права сторон: Право собственности на создаваемую продукцию принадлежит Заказчику. 16. Требования к представляемой продукции: Соответствовать условиям контракта и требованиям технического задания. Заказчику представляется научно-технический отчет с пояснительной запиской. Разработка, оформление и утверждение документов системы технического регулирования осуществляются в соответствии с ОДМ 218.1.001-2005. 17. Условия приемки работ: Передача Заказчику оформленной научно-технической продукции осуществляется сопроводительными документами Исполнителя. При завершении оплачиваемых этапов работ Исполнитель направляет Заказчику акты сдачи-приемки научно-технической продукции с приложением к ним трех комплектов научно-технической и другой документации, предусмотренной техническим заданием и условиями контракта. 18. Стоимость работ: определяется по результатам конкурса. 19. Сроки выполнения работ: Начало работ - август 2006 г. Окончание работ - декабрь 2008 г. 20. Предмет стандартизации: отсутствует. 21. Перечень основных Исполнителей: Определяется после проведения конкурса на право заключения контракта. 22. Требования к составу Исполнителей: Специалисты должны обладать компетентностью и опытом работы в сфере организации и проведения натурных исследований профессиональной деятельности водителя с различным стажем управления транспортным средством, проведения экспериментальных исследований в организациях автомобильного транспорта, владеть методикой проведения профотбора (профподбора), иметь опыт создания нормативно-правовых, методических и технических документов. 23. Перечень рецензентов: перечень рецензентов согласовывается с Заказчиком. 24. Особые условия: отсутствуют. Начальник отдела автомобильного транспорта и безопасности дорожного движения Б.Н.БАВАРОВ УТВЕРЖДАЮ Начальник Управления эксплуатации и сохранности автомобильных дорог С.В.КОСТИН |
Фрагмент документа "О ВЫПОЛНЕНИИ В 2006 - 2012 ГОДАХ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В 2006 - 2012 ГОДАХ"".