Фрагмент документа "О ВЫПОЛНЕНИИ В 2006 - 2012 ГОДАХ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В 2006 - 2012 ГОДАХ"".
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА ВЫПОЛНЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ 1. Наименование темы (исследований, работ): Научная разработка методов профессионального тренинга для водителей транспортных средств. 2. Исполнитель: определяется по результатам конкурса. 3. Заказчик (подразделение Федерального дорожного агентства): Управление эксплуатации и сохранности автомобильных дорог. 4. Основание для разработки: Перечень (план) работ, предусмотренных Федеральной целевой программой "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах". 5. Статус работы: государственный заказ. 6. Источник финансирования: федеральный бюджет. 7. Исходные данные: В настоящее время отсутствует научно обоснованная методика профессионального тренинга для водителей транспортных средств. Существующие программно-методические документы по проведению теоретических занятий, тренажерной и автодромной подготовки, по обучению водителей непосредственно в условиях уличного движения не образуют комплексной системы, учитывающей профессиональные, нравственные и психологические особенности будущих водителей. При разработке поставленной задачи должны быть учтены и использованы следующие действующие нормативно-методические документы: - Федеральный закон РФ "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 N 196-ФЗ; - "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об образовании" от 13.01.1996 N 12-ФЗ; - Постановление Правительства РФ от 15.12.1999 N 1396 "Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений". Главным недостатком существующих подходов следует считать их "осредненность", отсутствие учета индивидуальных способностей обучаемого, что в определенных ситуациях лишь затягивает учебный процесс, а в других случаях - завершает его до формирования устойчивого навыка безопасного управления автомобилем. 8. Состояние проблемы (вопроса): Безопасность дорожного движения является одной из актуальнейших проблем функционирования автомобильного транспорта. В более чем в 250000 дорожно-транспортных происшествиях, совершаемых на дорогах России в течение только одного года, погибает около 36000 человек, количество тяжело раненых, надолго (а то и навсегда) выбывающих из производственной деятельности, превышает сотни тысяч человек. Экономические потери от повреждения транспортных средств и перевозимых грузов, по экспертным оценкам, в среднем, на одно ДТП достигает 50000 рублей, а суммарно составляет громадную сумму, приближающуюся (в ценах на декабрь 2005 г.) к одному триллиону рублей. Естественно, не все потери можно отнести на профессиональную неподготовленность водителей: здесь оказывают свое влияние и конструктивные недостатки эксплуатируемых автомобилей, их техническое состояние и катастрофическое состояние дорожной сети. Вместе с тем, статический анализ аварийности на автомобильном транспорте указывает на приоритетную роль водителей в совершаемых авариях (75%), особо выделяя повышенную "опасность" на дорогах водителей со стажем менее 3-х лет. Последнее убедительно свидетельствует об имеющихся недостатках существующей системы подготовки водительских кадров. Опыт организации тренинга водителей в странах развитой автомобилизации (в первую очередь, в США, Японии, ФРГ, Великобритании, Франции и др.) показывает эффективность широкого внедрения современных методических подходов и тренажерных средств обучения в учебно-тренировочный процесс. Наиболее эффективными средствами тренинга водителей транспортных средств, а также исследований его поведенческих реакций в экстремальных ситуациях и формирования устойчивых навыков безопасного управления автомобилем являются специализированные автомобильные тренажеры. Они наиболее адекватно имитируют внешнюю обстановку движения, поведение автомобиля как объекта управления и являются средством отображения информации всех видов, анализируемой водителем в условиях его профессиональной деятельности. С помощью тренажеров производится наиболее экономичная и безопасная для обучаемого ситуационная подготовка водителей к действиям в номинальных и критических условиях, сопровождаемых, как правило, дефицитом времени для принятия решений. К сожалению, в настоящее время роль автомобильных тренажеров в процессе подготовки и повышения квалификации водителей, особенно в сравнении с их использованием на других видах транспорта (гражданской авиации, железнодорожном, морском, речном транспорте), явно не соответствует современным требованиям. В соответствии с изложенным, необходимы не только разработка новых методов тренинга водителей на всех этапах профессиональной подготовки (теоретическая, практическая, действия в реальных дорожных условиях), но и одновременное решение проблемы технического оснащения учебного процесса современными средствами тренажерной и автодромной подготовки, а также оборудование учебных автомобилей приборами контроля и оценки действий обучаемых. 9. Цель работы: Снижение уровня аварийности и последствий ДТП по вине водителей транспортных средств путем формирования устойчивых навыков безопасного управления автомобилем. 10. Отличия, новизна и преимущества: Работа отличается наличием автоматической оценочной и соревновательной процедур в учебно-тренировочном процессе; комплексной оценкой результатов тренинга, включающей оценку профессиональной успешности и уровня напряженности при выполнении поставленной задачи; обеспечением имитации критических ситуаций. 11. Содержание работы: Работа включает четыре этапа. На первом этапе (2006 г.) выполняются следующие работы: - анализ состояния вопроса в странах с передовой автомобилизацией и смежных отраслей операторской деятельности в номинальных и экстремальных условиях, в первую очередь, в гражданской авиации и морском флоте; - разработка концепции методологии процесса тренинга водителей транспортных средств с учетом результатов профессиональной деятельности и напряженности учебно-тренировочного процесса; - разработка перечня и тактико-технических требований к средствам теоретического и практического тренинга водителей транспортных средств, в том числе простейших электронных систем, тренажерных средств обучения, оборудования автодромов и учебных автомобилей; - разработка методики обучения водительских кадров и оценочной процедуры формирования устойчивых навыков процесса управления автомобилем с учетом непрерывности (перерывов) в тренировочных занятиях и профессиональной деятельности на этапах: - проведения тренажерной подготовки обучаемого на специализированном автотренажере; - проведения автодромной подготовки с имитацией критических ситуаций. На втором этапе (2007 г.) выполняются следующие работы: - разработка методов повышения мотивации процесса тренинга водителей путем формирования соревновательной процедуры между обучаемыми; - разработка перечня возможных критических ситуаций и отказов автомобиля, влияющих на безопасность дорожного движения и адекватных методов их имитации; - разработка методики обучения водительских кадров и оценочной процедуры формирования устойчивых навыков процесса управления автомобилем с учетом непрерывности (перерывов) в тренировочных занятиях и профессиональной деятельности на этапах: - изучения Правил дорожного движения и контроль за их соблюдением в конкретных дорожно-транспортных ситуациях; - проведения тренажерной подготовки обучаемого с имитацией критических дорожно-транспортных ситуаций и отказов оборудования автомобиля, влияющих на безопасность дорожного движения; - проведения автодромной подготовки с имитацией критических ситуаций и отказов; - обучения водителя в реальных дорожных условиях с соблюдением принципов "от простого к сложному" и контролем уровня напряженности обучаемого. На третьем этапе (2008 г.) выполняются следующие работы: - исследование уровня применения современных компьютерных систем и технических средств, используемых при подготовке и переподготовке водительских кадров, а также операторов смежных транспортных отраслей; - разработка и изготовление (на уровне опытных образцов) средств автоматической оценки уровня напряженности учебно-тренировочного процесса с учетом динамики психофизиологических параметров обучаемых; - разработка методологии аппаратурного контроля и оценки психофизиологических качеств водителя. На четвертом этапе (2009 - 2012 гг.) выполняются следующие работы: - разработка комплекса нормативно-правовой, организационно-технической и методической документации (проекты), обеспечивающей реализацию организационно-правовых аспектов внедрения методологии профессионального тренинга в систему подготовки и повышения профессионального мастерства водителей транспортных средств. 12. Конечный результат работы: Научно-технический отчет, содержащий методологию профотбора (профподбора), а также описание опытного образца прибора, обеспечивающего проведение профессионального отбора водителей, проекты нормативно-правовых, организационно-технических и методических документов, обеспечивающих внедрение методологии профессионального тренинга в систему подготовки и повышения профессионального мастерства водителей транспортных средств. 13. Область применения: сфера подготовки и аттестации водителей автомобильного транспорта. 14. Внедрение результатов работы: Интеграция методики в учебно-тренировочный процесс и разработка инструкций по эффективному применению опытных технологий. 15. Права сторон: Право собственности на создаваемую продукцию принадлежит Заказчику. 16. Требования к представляемой продукции: Соответствовать условиям контракта и требованиям технического задания. Заказчику представляется научно-технический отчет с пояснительной запиской. Разработка, оформление и утверждение документов системы технического регулирования осуществляются в соответствии с ОДМ 218.1.001-2005. 17. Условия приемки работ: Передача Заказчику оформленной научно-технической продукции осуществляется сопроводительными документами Исполнителя. При завершении оплачиваемых этапов работ Исполнитель направляет Заказчику акты сдачи-приемки научно-технической продукции с приложением к ним трех комплектов научно-технической и другой документации, предусмотренной техническим заданием и условиями контракта. 18. Стоимость работ: определяется по результатам конкурса. 19. Сроки выполнения работ: Начало работ - август 2006 г. Окончание работ - декабрь 2012 г. 20. Предмет стандартизации: отсутствует. 21. Перечень основных исполнителей: на конкурсной основе. 22. Требования к составу Исполнителей: Специалисты должны обладать компетентностью и опытом работы в сфере организации и проведения натурных исследований профессиональной деятельности водителя с различным стажем управления транспортным средством, проведения экспериментальных исследований в организациях автомобильного транспорта, владеть методикой тренинга водителей, иметь опыт создания нормативно-правовых, методических и технических документов. 23. Перечень рецензентов: по согласованию с Заказчиком. 24. Особые условия: отсутствуют. Начальник отдела автомобильного транспорта и безопасности дорожного движения Б.Н.БАВАРОВ УТВЕРЖДАЮ Начальник Управления эксплуатации и сохранности автомобильных дорог С.В.КОСТИН |
Фрагмент документа "О ВЫПОЛНЕНИИ В 2006 - 2012 ГОДАХ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В 2006 - 2012 ГОДАХ"".