Фрагмент документа "О ВЫПОЛНЕНИИ В 2006 - 2012 ГОДАХ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В 2006 - 2012 ГОДАХ"".
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА ВЫПОЛНЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ 1. Наименование темы (исследований, работ): Проведение научных исследований правового механизма выполнения владельцами транспортных средств (должностными лицами) профилактических мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения (соблюдение режимов труда и отдыха водителей, предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, использование тахограмм и т.п.) в части соблюдения требований Федерального закона "О безопасности дорожного движения". 2. Исполнитель: определяется по результатам конкурса. 3. Заказчик (подразделение Федерального дорожного агентства): Управление эксплуатации и сохранности автомобильных дорог. 4. Основание для разработки: Перечень (план) работ, предусмотренных Федеральной целевой программой "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах". 5. Статус работы: государственный заказ. 6. Источник финансирования: федеральный бюджет. 7. Исходные данные: Исходными данными для проведения работ по контракту являются: - Федеральный закон "О безопасности дорожного движения"; - система законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере обеспечения БДД; - рекомендации и методические материалы, определяющие порядок реализации требований нормативных правовых актов в сфере обеспечения БДД; - нормативные правовые акты и иные материалы, характеризующие зарубежный опыт правовой регламентации в сфере обеспечения безопасности перевозок; - законодательные, административные и иные инициативы в регионах в сфере обеспечения безопасности перевозок; - данные экспертных опросов специалистов в сфере организации и обеспечения безопасности перевозок, планирования, контроля и реализации мер ответственности; - научно-техническая литература и результаты проведенных НИР по рассматриваемой проблеме, данные по оценке эффективности отдельных требований и мероприятий по безопасности перевозок. 8. Состояние проблемы (вопроса): Неэффективность правового механизма реализации владельцами транспортных средств (должностными лицами) мероприятий по обеспечению БДД приводит к массовым нарушениям в рассматриваемой сфере и, как результат, к существенному снижению уровня безопасности пассажирских и грузовых автомобильных перевозок, особенно выполняемых субъектами малого предпринимательства. В последние годы усугубляется разрыв между быстрым и кардинальным изменением структуры и качественных характеристик субъектов рынка (по численности парка, организационно-правовым формам, правовому статусу, условиям перевозок, наличию условий для обеспечения требований безопасной эксплуатации транспортных средств) и нормативно-правовой регламентацией их деятельности по профилактике дорожно-транспортной аварийности, не учитывающей происходящих изменений. Государственное регулирование в рассматриваемой сфере базируется на разработке правил взаимоотношений и ответственности на рынке транспортных услуг и государственных требований к качеству товаров и услуг по критерию безопасности, контроле и надзоре за их исполнением, реализации механизмов, позволяющих обеспечить неотвратимость наказания за нарушения, предотвратить допуск на рынок некачественной продукции и услуг, стимулировать деятельность по повышению БДД, как важнейшего качества услуг по перевозке пассажиров и грузов. В настоящее время систему регулирования перевозочной деятельности нельзя считать оптимальной, а уровень качества по критерию безопасности движения - достаточным. Недостаточная правовая регламентация выполнения владельцами транспортных средств (должностными лицами) профилактических мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения (по уровню утверждения нормативных правовых актов, полноте (в части соблюдения требований Федерального закона "О безопасности дорожного движения"), доказательности и обоснованности содержащихся в них требований, наличию, достаточной степени описания порядка и методов их реализации различными субъектами рынка транспортных услуг), отсутствие адекватной системы контроля за их деятельностью и распределения ответственности привели в последние годы к снижению уровня безопасности пассажирских и грузовых автоперевозок. Так, например, продолжает ухудшаться положение с обеспечением безопасности пассажирских перевозок (количество ДТП из-за нарушений ПДД водителями автобусов возросло в 2002 г. на 11,8%, в 2003 г. - на 14,6%, в 2004 г. - на 12%); стабильно растет число ДТП с участием автобусов малой вместимости (средний годовой прирост этих ДТП составил за последние три года 16,6%, при этом в 80% случаев, когда пострадали пассажиры, виновными оказываются перевозчики). Для грузовых перевозок тревожным является относительное увеличение в 2004 г. числа погибших в ДТП с участием грузовых автомобилей, в то время как в целом число погибших в ДТП снизилось. Тяжесть последствий при этих ДТП на 25% выше, чем в среднем по России. В настоящий момент отсутствует целостная система обобщения, систематизации и информационно-аналитического обеспечения правоприменения. Исследования, касающиеся развития нормативной правовой базы в сфере безопасности перевозок, проводились в НИИАТе в 1994 г. На основе проведенного анализа в 1994 г. была разработана программа развития нормативно-правовой базы государственного регулирования безопасности перевозок грузов и пассажиров автомобильным транспортом, которая к концу 90-х годов была реализована. За последние годы подобный анализ в сфере безопасности перевозок не проводился. 9. Цель работы: Развитие правовых механизмов выполнения владельцами транспортных средств (должностными лицами) профилактических мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения. Развитие и совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей сферу безопасности перевозок. Совершенствование механизмов контроля и правоприменения в сфере безопасности перевозок. Обоснование норм, касающихся реализации требований Федерального закона "О безопасности дорожного движения" (соблюдение режимов труда и отдыха водителей, предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, использование тахограмм и т.п.). 10. Отличия, новизна и преимущества: В процессе работы предполагается использовать системные методы анализа, которые позволят рассмотреть и оценить нормы, содержащиеся в анализируемых нормативно-правовых документах как единую систему, направленную на регулирование сферы безопасности перевозок и имеющую своей основной целью сохранение жизни и здоровья участников дорожного движения. Выработанные на основе проведенного анализа и мониторинга практики и особенностей реализации требований безопасности различными субъектами рынка транспортных услуг предложения обеспечат возможность реализации системно-целевого подхода в управлении процессом формирования и развития нормативно-правовой базы, регулирующей сферу безопасности перевозок. Результаты проведенных исследований будут использованы для развития и совершенствования нормативной правовой базы всех уровней (на уровне федерального и регионального законодательства), создадут доказательную базу и увеличат обоснованность требований и нормативов в рассматриваемой области, обоснованность распределения функций и обязанностей, регламентируемых нормативными документами, позволят дать оценку готовности и возможности необходимых условий для реализации требований этих документов, обеспечат применение единой терминологии, обеспечат создание технических регламентов в области обеспечения БДД с учетом международных требований и соглашений, позволят уточнить иерархию нормативных документов, обосновать уровень утверждения, создадут условия для перевода ряда отраслевых нормативных актов в ранг федеральных законодательных актов, которые, в свою очередь, должны стать базовыми для разработки соответствующих региональных законов, отражающих специфику регионов, в целом обеспечат формирование стройной, структурированной обоснованной системы нормативного правового регулирования в этой области. 11. Содержание работы: Работа включает четыре этапа. На первом этапе (2006 г.) выполняются следующие работы: - анализ содержания и структуры нормативно-правовых документов, действующих в сфере безопасности перевозок и практики их правоприменения (выявление противоречий, оценка обоснованности, значимости и практической выполнимости, оценка полноты и эффективности нормативно-правового регулирования); - разработка предложений по развитию нормативной правовой базы, регламентирующей выполнение владельцами транспортных средств профилактических мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения. На втором этапе (2007 г.) выполняются следующие работы: - исследование практики и особенностей реализации требований безопасности различными субъектами рынка транспортных услуг, степень охвата нормативным правовым регулированием; - анализ зарубежного опыта правовой регламентации в сфере обеспечения безопасности перевозок. На третьем этапе (2008 г.) выполняются следующие работы: - разработка предложений в проект Федерального закона "О безопасности дорожного движения". На четвертом этапе (2009 - 2012 гг.) выполняются следующие работы: - исследование влияния отдельных норм и положений Федерального закона "О безопасности дорожного движения" на изменение показателей аварийности в РФ; - разработка предложений по внесению изменений в иные нормативно-правовые документы, связанные с реализацией Федерального закона "О безопасности дорожного движения", определяющих развитие рыночных отношений на АТ; - разработка предложений по уточнению региональных и федеральных мероприятия по выполнению Федерального закона "О безопасности дорожного движения". 12. Конечный результат работы: Научно-технический отчет, содержащий предложения по совершенствованию содержания и структуры нормативных правовых документов, действующих в сфере обеспечения безопасности перевозок. 13. Область применения: сфера нормативного правового регулирования выполнения владельцами транспортных средств (должностными лицами) профилактических мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения. 14. Внедрение результатов работы: Внедрение осуществляется путем утверждения разработанных нормативных правовых и методических документов, а также организацией соответствующего информационного сопровождения и обучения специалистов (должностных лиц) предприятий автомобильного транспорта, контрольно-надзорных органов, региональных органов управления автомобильным транспортом. 15. Права сторон: Имущественные права на созданную продукцию принадлежат Заказчику. 16. Требования к представляемой продукции: Соответствовать условиям контракта и требованиям технического задания. Заказчику представляется научно-технический отчет с пояснительной запиской. Разработка, оформление и утверждение документов системы технического регулирования осуществляются в соответствии с ОДМ 218.1.001-2005. 17. Условия приемки работ: Передача Заказчику оформленной научно-технической продукции осуществляется сопроводительными документами Исполнителя. При завершении оплачиваемых этапов работ Исполнитель направляет Заказчику акты сдачи-приемки научно-технической продукции с приложением к ним трех комплектов научно-технической и другой документации, предусмотренной техническим заданием и условиями контракта. 18 Стоимость работ: определяется по результатам конкурсных торгов. 19. Сроки выполнения работ: Начало работ - август 2006 г. Окончание работ - декабрь 2012 г. 20. Предмет нормирования (стандартизации): отсутствует. 21. Перечень основных Исполнителей: на конкурсной основе. 22. Требования к составу Исполнителей: Специалисты должны обладать компетентностью и опытом работы в данной сфере. 23. Перечень рецензентов: по согласованию с Заказчиком. 24. Особые условия: отсутствуют. Начальник отдела автомобильного транспорта и безопасности дорожного движение Б.Н.БАВАРОВ УТВЕРЖДАЮ Начальник Управления эксплуатации и сохранности автомобильных дорог С.В.КОСТИН |
Фрагмент документа "О ВЫПОЛНЕНИИ В 2006 - 2012 ГОДАХ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В 2006 - 2012 ГОДАХ"".