Фрагмент документа "О ВЫПОЛНЕНИИ В 2006 - 2012 ГОДАХ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В 2006 - 2012 ГОДАХ"".
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА ВЫПОЛНЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ 1. Наименование темы (исследований, работ): Научные исследования закономерностей изменения параметров безопасности транспортных средств в реальных условиях эксплуатации в течение их жизненного цикла. 2. Исполнитель: определяется по результатам конкурса. 3. Заказчик (подразделение Федерального дорожного агентства): Управление эксплуатации и сохранности автомобильных дорог. 4. Основание для разработки: Перечень (план) работ, предусмотренных Федеральной целевой программой "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах". 5. Статус работы: государственный заказ. 6. Источник финансирования: федеральный бюджет. 7. Исходные данные: - нормативная правовая база, регламентирующая техническое состояние автотранспортных средств; - зарубежный опыт решения данного вопроса. 8. Состояние проблемы (вопроса): О низкой безопасности отечественных автомобилей свидетельствует высокий уровень дорожно-транспортной аварийности: количество дорожно-транспортных происшествий из года в год сохраняется в пределах 160 - 170 тыс., количество раненых - 180 - 190 тыс. и количество погибших - 29 - 35 тыс. Указанный уровень дорожно-транспортной аварийности на порядок превышает аналогичный уровень экономически развитых стран. Одним из факторов, в значительной степени определяющих безопасность эксплуатации автотранспорта, является техническое состояние парка автотранспортных средств. По имеющимся аналитическим и экспертным оценкам из-за технических неисправностей происходит до 10 - 15% всех дорожно-транспортных происшествий. При этом из-за несоответствия технического состояния автотранспортных средств установленным нормативным требованиям в Российской Федерации абсолютное количество дорожно-транспортных происшествий достигает 30 тысяч, в которых получают ранения свыше 30 тысяч человек, а 5000 человек погибает. Указанные дорожно-транспортные происшествия сопровождаются, как правило, тяжкими последствиями с большим количеством погибших и тяжело раненых. Кроме того, по результатам отечественных и зарубежных исследований, доля дорожно-транспортных происшествий, в которых технические неисправности были основной или сопутствующей причиной возникновения таких происшествий, достигает 14 - 16%. Главная дирекция транспорта Европейской комиссии считает, что неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств является причиной около 4% дорожно-транспортных происшествий, а в 10% случаев существенно увеличивает тяжесть их последствий. По мнению экспертов, влияние технического состояния транспортных средств на обеспечение безопасности движения более весомо. Так, доля происшествий из-за неисправности автомобилей в общем количестве дорожно-транспортных происшествий составила: 10 - 25% - в ФРГ; 15 - 25% - в США: 20% - во Франции; 18 - 20% - в Венгрии; 11 - 12% - в Дании. В ходе проведения инструментальной проверки автотранспортных средств в ряде регионов страны было выявлено, что преобладающими неисправностями транспортных средств, оказывающими наибольшее влияние на безопасность дорожного движения, являются неисправности тормозов, рулевого управления и светотехники. Результаты проверки более ста тысяч автомобилей в 180 центрах инструментального контроля показали, что свыше 30% автомобилей имели неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация. Причем 29% от общего количества неисправных автомобилей имели неисправности тормозов, 20% - рулевых управлений и 19% - светотехники. У отечественных автомобилей частота дорожно-транспортных происшествий выше соответствующих значений иностранных автомобилей, эксплуатируемых в нашей стране, по технической неисправности тормозов в среднем в 1,5 - 2 раза, рулевого управления - в 1,5 - 10 раз. Как показывают проверки, более 30% парка автомобилей из-за неисправностей и неправильных регулировок имеют превышение действующих норм токсичности выбросов. По указанной причине ежегодно в атмосферу выбрасывается 3,67 млн. тонн окиси углерода (СО), 0,5 млн. тонн углеводородов (СН), 1,8 млн. тонн окислов азота (NO), 244 тысячи тонн окислов серы (SO), 17 тысяч тонн сажи. Дополнительно потребляется 25 млн. тонн условного топлива, что сокращает запасы невосполнимых видов ресурсов и повышает уровень атмосферных загрязнений. Безотказность автотранспортных средств по-прежнему характеризуется низким значением средней наработки на отказ - 4 тыс. км. В то же время наработка на отказ автотранспортных средств импортного производства в 5 - 10 раз выше. Дополнительным негативным фактором, усугубляющим ситуацию с аварийностью, является изношенность автопарка страны, которая достигла критического состояния. Значительная доля транспортных средств (45% автобусов, 51% грузовых и 48% легковых автомобилей) эксплуатируется свыше 10 лет, то есть за пределами амортизационных сроков. Обновление автопарка идет крайне медленно. Так, в 2004 г. было выбраковано лишь менее 1% легковых автомобилей, 3,5% грузовых автомобилей и 4% автобусов от общего количества указанных видов транспортных средств. В этой ситуации для управления безопасностью АТС необходима информация об изменении показателей автомобиля в процессе эксплуатации в течение всего жизненного цикла. Эта информация необходима в сфере надзора за техническим состоянием и для оценки соответствия АТС требованиям технических регламентов. 9. Цель работы: Повышение безопасности автотранспортной техники. 10. Отличия, новизна и преимущества: Комплекс нормативных документов по организации и функционированию системы мониторинга свойств автомобильной техники в эксплуатации. 11. Содержание работы: Работа включает четыре этапа. На первом этапе (2006 г.) выполняются следующие работы: - разработка организационного проекта системы мониторинга свойств автомобильной техники в эксплуатации. Создание такой системы основывается на соответствующей правовой базе, так как в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" Правительство Российской Федерации организует постоянный учет и анализ всех случаев причинения вреда, вследствие нарушения требований технических регламентов, жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде с учетом тяжести этого вреда, а также организует информирование приобретателей, изготовителей, продавцов о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов. Надзор за соблюдением технических регламентов должен осуществляться в сфере обращения. Таким образом, механизмом реализации данного положения закона должна стать межведомственная система мониторинга технического уровня и безопасности транспортных средств, предусмотренная ранее вышедшими правительственными документами, в т.ч. Концепцией развития автомобильной промышленности России. Система мониторинга базируется на сети опорных автотранспортных предприятий и испытательных лабораторий. На их базе осуществляется контроль за эксплуатацией автотранспортных средств с регистрацией отказов, отклонений от требований технических регламентов и стандартов, изменений показателей эксплуатационных свойств, ресурсов узлов и агрегатов. В системе мониторинга будет аккумулироваться и анализироваться информация об автотранспортных средствах, полученная из органов по сертификации, центров технического контроля, потребителей техники. По результатам анализа этой информации будут разрабатываться предложения по совершенствованию механизмов государственного регулирования, ежегодный аналитический доклад о безопасности транспортных средств, справки о безопасности. На втором этапе (2007 г.) выполняются следующие работы: - разработка комплекса нормативных и методических документов по исследованию закономерностей изменения технического состояния автотранспортных средств, основанных на системе мониторинга свойств автомобильной техники в эксплуатации. На третьем этапе (2008 г.) выполняются следующие работы: - сбор и анализ информации об изменении технического состояния автотранспортных средств на основе системы мониторинга; - разработка рекомендаций по совершенствованию технической эксплуатации автотранспортных средств. На четвертом этапе (2009 - 2012 гг.) выполняются следующие работы: - научные исследования закономерностей изменения параметров безопасности транспортных средств в эксплуатации в течение их жизненного цикла на базе созданной системы мониторинга; - разработка оценочных индикаторов эффективности мероприятий по созданию системы мониторинга изменения параметров безопасности транспортных средств в эксплуатации в течение их жизненного цикла, и методических рекомендаций по их мониторингу. 12. Конечный результат работы: Научно-технический отчет, содержащий результаты научных исследований закономерностей изменения параметров безопасности транспортных средств в эксплуатации в течение их жизненного цикла. 13. Область применения: сфера технического регулирования на автомобильном транспорте. 14. Внедрение результатов работы: система подтверждения соответствия продукции автомобильного транспорта. 15. Права сторон: Имущественные права на созданную продукцию принадлежат Заказчику. 16. Требования к представляемой продукции: Соответствовать условиям контракта и требованиям технического задания. Заказчику представляется научно-технический отчет с пояснительной запиской. Разработка, оформление и утверждение документов системы технического регулирования осуществляются в соответствии с ОДМ 218.1.001-2005. 17. Условия приемки работ: Передача Заказчику оформленной научно-технической продукции осуществляется сопроводительными документами Исполнителя. При завершении оплачиваемых этапов работ Исполнитель направляет Заказчику акты сдачи-приемки научно-технической продукции с приложением к ним трех комплектов научно-технической и другой документации, предусмотренной техническим заданием и условиями контракта. 18. Стоимость работ: определяется по результатам конкурса 19. Сроки выполнения работ: Начало работ - август 2006 г. Окончание работ - декабрь 2012 г. 20. Предмет стандартизации: отсутствует. 21. Перечень основных Исполнителей: на конкурсной основе. 22. Требования к составу Исполнителей: Специалисты должны обладать компетентностью и опытом работы в данной сфере. 23. Перечень рецензентов: по согласованию с Заказчиком. 24. Особые условия: отсутствуют. Начальник отдела автомобильного транспорта и безопасности дорожного движения Б.Н.БАВАРОВ УТВЕРЖДАЮ Начальник Управления эксплуатации и сохранности автомобильных дорог С.В.КОСТИН |
Фрагмент документа "О ВЫПОЛНЕНИИ В 2006 - 2012 ГОДАХ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В 2006 - 2012 ГОДАХ"".