Фрагмент документа "О ВЫПОЛНЕНИИ В 2006 - 2012 ГОДАХ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В 2006 - 2012 ГОДАХ"".
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА ВЫПОЛНЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ 1. Наименование темы: Исследование проблем влияния различных конструкций искусственных неровностей на аварийность и техническое состояние транспортных средств. 2. Исполнитель: определяется по результатам конкурса. 3. Заказчик: Управление эксплуатации и сохранности автомобильных дорог. 4. Основание для разработки: Перечень (план) работ, предусмотренных Федеральной целевой программой "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах". 5. Статус работы: государственный заказ. 6. Источник финансирования: федеральный бюджет. 7. Исходные данные: - Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах", утвержденная Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 100; - ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств"; - ГОСТ Р 52290-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования"; - ГОСТ Р 51256-99 "Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования"; - Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 г., одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 г. N 1244-р; - ФЦП "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 гг.)" (подпрограмма "Автомобильные дороги", программный проект "Информационное обеспечение"); - Концептуальная модель Корпоративной информационной системы управления Росавтодора; - Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах (Росавтодор, М., 2002 г.); - ВСН 25-86 "Указания по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах"; - теоретические основы построения математических моделей транспортных потоков в различных дорожных условиях; - результаты исследований научно-производственных подразделений ряда организаций (включая МАДИ) режимов движения автомобилей в различных дорожных условиях, взаимодействия автомобилей в транспортном потоке, влияния обстановки дорог на водителей; - семейство имитационных моделей транспортных потоков в различных дорожных условиях. 8. Состояние проблемы (вопроса): Анализ данных о дорожно-транспортных происшествиях (далее ДТП) показывает, что места, где часто случаются аварии, распределены по всей дорожной сети неравномерно. В городах и других населенных пунктах ДТП концентрируются в зоне пешеходных переходов, расположенных у остановок общественного транспорта, в зонах школ, стадионов и других местах массового скопления людей. Одной из главных причин ДТП на дорогах и улицах жилых кварталов является превышение скорости движения. Нарушение скоростного режима движения, особенно в населенных пунктах, в зонах частого появления пешеходов на дорогах, часто приводит к трагическим последствиям. Во многих странах на участках дорог, где происходит концентрация ДТП, особенно в населенных пунктах, устраивают искусственные дорожные неровности для того, чтобы снизить скорость движения автомобилей и обеспечить безопасные условия движения для других участников дорожного движения, в первую очередь, пешеходов. При снижении скорости движения значительно уменьшается кинетическая энергия движения автомобиля, которая способна причинить телесные повреждения и смерть в случае наезда на пешехода, а у водителей становится больше времени, чтобы правильно оценить дорожно-транспортную ситуацию и избежать наезда. Использование искусственных неровностей в форме гребней или трапециевидных полос на проезжей части автомобильных дорог оказалось эффективным средством повышения безопасности дорожного движения во многих странах. Во Всемирном докладе о предупреждении дорожно-транспортного травматизма, подготовленном Всемирной организацией здравоохранения и Всемирным банком в 2004 году, приводятся положительные результаты опыта применения искусственных дорожных неровностей в ряде зарубежных стран. Так, например, в Гане удалось снизить число погибших на 55%, а число тяжких телесных повреждений - на 76%. В настоящее время в России нет единых требований к конструкциям искусственных неровностей и правил их применения, что приводит к необоснованному применению различных конструкций искусственных неровностей. Не исследованы вопросы влияния различных конструкций искусственных неровностей на техническое состояние транспортных средств при их проезде с различной скоростью по искусственным неровностям. Отсутствует количественный анализ влияния искусственных неровностей на безопасность дорожного движения, основанный на фактическом материале. В настоящее время Автоматизированная система учета и анализа дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) проходит опытную эксплуатацию в пилотной зоне, включающей в себя следующие федеральные органы управления дорожным хозяйством: Федеральное управление автомобильных дорог "Центральная Россия"; Управление автомобильной магистрали "Москва - Санкт-Петербург"; Управление автомобильной магистрали "Москва - Минск"; Управление автомобильной магистрали "Москва - Нижний Новгород". Опытная эксплуатация программных модулей показала, что необходимо провести их доработку с целью получения более полных анализов аварийности на федеральных автомобильных дорогах. В то же время искусственные неровности резко изменяют режимы движения транспортных потоков как тех участков дорог, на которых создаются искусственные неровности, так и прилегающих к ним участков. В связи с этим становится актуальной задача оценки целевых показателей работы указанных участков для сравнительной оценки внедрения указанных мероприятий по методу до и после. 9. Цель работы: повышение безопасности дорожного движения за счет принудительного ограничения скорости движения транспортных средств путем применения различных конструкций искусственных неровностей с оценкой влияния их устройства на пропускную способность, скорость движения, степень опасности участков дорог на основе применения оптимизационных методов и компьютерных программ. 10. Отличие, новизна и преимущества: Исследование проблем влияния различных конструкций искусственных неровностей на аварийность и техническое состояние транспортных средств проводятся впервые. Отличия модифицированного программного обеспечения системы учета и анализа ДТП, предполагаемого к разработке в рамках данной работы, от ранее созданного, можно свести к следующим позициям: - наличие информационно-аналитического блока, позволяющего создавать пользователю различные схемы аналитических запросов; - возможность представления аналитических отчетов в формате MS EXCEL; - расширенный перечень аналитических отчетов. Метод компьютерной модели обладает целым рядом преимуществ по сравнению с другими методами исследования характеристик транспортных потоков и не имеет ограничений по количеству и виду исходных данных. 11. Содержание работы: - изучение отечественного и зарубежного опыта по применению искусственных неровностей; - проведение исследований влияния различных конструкций искусственных неровностей на аварийность и техническое состояние транспортных средств; - разработка технических требований к конструкциям искусственных неровностей, предназначенных для принудительного ограничения скорости движения автотранспортных средств; - разработка предложений по системе внедрения на автомобильных дорогах различных конструкций искусственных неровностей для принудительного ограничения скоростей движения; - разработка предложений в специальный технический регламент "Требования безопасности при эксплуатации автомобильных дорог"; - разработка предложений о внесении изменений и дополнений в Правила дорожного движения Российской Федерации и в другие нормативные правовые и нормативно-технические документы; - разработка усовершенствованного программного обеспечения по учету дорожно-транспортных происшествий на федеральных автомобильных дорогах, направленная на расширение его аналитических возможностей. На первом этапе разрабатывается информационно-аналитический блок, позволяющий создавать пользователю различные схемы аналитических запросов, для 10 Упрдоров, указанных Заказчиком, формируется база данных ДТП за 2003 - 2005 гг. На втором этапе для 10 Упрдоров производится ввод исходной информации по объектам дорожной обстановки, формируется дистрибутивный диск с программным обеспечением, подготавливается инструкция по установке и эксплуатации программного комплекса, производится рассылка материалов в Упрдоры; - адаптация метода компьютерной имитации транспортных потоков к оценке уровня аварийности и целевых показателей заданной сети дорог; - разработка программного обеспечения оценки степени опасности участков дорог (прежде всего в узких местах и местах устройства искусственных неровностей) и целевых показателей их работы. 12. Конечный результат работы: Научно-технический отчет, содержащий результаты исследований, в том числе: - предложения о внесении изменений и дополнений в нормативные правовые и нормативно-технические документы в части оборудования дорог искусственными неровностями, в том числе в специальный технический регламент "Требования безопасности при эксплуатации автомобильных дорог", Правила дорожного движения Российской Федерации; - модифицированное программное обеспечение по учету дорожно-транспортных происшествий на федеральных автомобильных дорогах; - методику и программное обеспечение для оценки и расчета на характерных участках и среднесетевых показателей пропускной способности, скоростей движения, уровней загрузки и степени опасности; - установочный модуль компьютерной программы для проведения имитационных экспериментов с математическими моделями транспортных потоков для оценки целевых показателей заданной сети дорог из АБДД "Дорога"; - результаты расчетов, представленных в виде массива данных. 13. Область применения: дорожное хозяйство Российской Федерации. При разработке мероприятий по устройству искусственных неровностей, проектировании ремонта, строительства и реконструкции участков дорог, разработке дорожных программ, подготовке отчетов о результатах деятельности дорожного хозяйства. 14. Внедрение результатов работы: участки концентрации ДТП и другие опасные для движения участки дорог и улиц в городах и населенных пунктах. Внедрение модифицированного программного обеспечения по учету дорожно-транспортных происшествий должно быть осуществлено в 10 Упрдорах, выбранных Заказчиком в ходе выполнения работ. Опытная реализация разработанных методов компьютерной имитации транспортных потоков на определяемых заказчиком конкретных участках и подсетях дорог из АБДД "Дорога". 15. Права сторон: Право собственности на создаваемую научно-техническую продукцию, в том числе программы для ЭВМ и базы данных, принадлежит Заказчику - Федеральному дорожному агентству. Заказчик и Исполнитель обеспечивают охрану созданной интеллектуальной собственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Исполнитель имеет право по согласованию с Заказчиком публиковать научные результаты проведенных исследований. Исполнитель по согласованию с Заказчиком осуществляет патентование (получение охранных документов) на охраноспособные объекты интеллектуальной собственности (изобретение, полезная модель, промышленный образец и др.), создаваемые в рамках контракта. 16. Требования к представляемой продукции: Соответствовать условиям контракта и требованиям технического задания. Заказчику представляется научно-технический отчет с пояснительной запиской. Разработка, оформление и утверждение документов системы технического регулирования осуществляются в соответствии с ОДМ 218.1.001-2005. 17. Условия приемки работ: Передача Заказчику оформленной в установленном порядке научно-технической продукции по отдельным этапам контракта осуществляется сопроводительными документами Исполнителя. При завершении оплачиваемых этапов работ Исполнитель направляет Заказчику акт сдачи-приемки выполненных работ в двух экземплярах, с приложением научно-технической документации и другой продукции, предусмотренных техническим заданием и условиями контракта в двух экземплярах. 18. Стоимость выполнения работ: определяется по результатам конкурсных торгов. 19. Сроки выполнения работ: Начало работ - август 2006 г. Окончание работ - декабрь 2007 г. 20. Предмет стандартизации: геометрические параметры различных конструкций искусственных неровностей. 21. Перечень основных Исполнителей: определяется после проведения конкурса. 22. Требования к составу Исполнителей: в работе принимают участие ведущие специалисты, имеющие опыт работы по данной тематике. В состав исполнителей должны входить: - специалист по компьютерной безопасности и защите информации; - специалист по нормативной документации. 23. Перечень рецензентов: по согласованию с Заказчиком. 24. Особые условия: по окончанию работы Исполнитель представляет Заказчику установочный диск с программным обеспечением и отчетную документацию в отпечатанном виде (формат А-4) в двух экземплярах и в электронном виде на магнитных носителях, проект акта приемки-сдачи научно-исследовательской продукции. Начальник отдела автомобильного транспорта и безопасности дорожного движения Б.Н.БАВАРОВ УТВЕРЖДАЮ Начальник Управления эксплуатации и сохранности автомобильных дорог С.В.КОСТИН |
Фрагмент документа "О ВЫПОЛНЕНИИ В 2006 - 2012 ГОДАХ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В 2006 - 2012 ГОДАХ"".