О ВЫПОЛНЕНИИ В 2006 - 2012 ГОДАХ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В 2006 - 2012 ГОДАХ". Распоряжение. Федеральное дорожное агентство. 26.07.06 365-Р

Фрагмент документа "О ВЫПОЛНЕНИИ В 2006 - 2012 ГОДАХ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В 2006 - 2012 ГОДАХ"".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
             НА ВЫПОЛНЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

     1.  Наименование  темы  (исследований, работ): Научная разработка
критериев  профессионального отбора водителей автотранспортных средств
для перевозок пассажиров, опасных и крупногабаритных грузов.
     2. Исполнитель: определяется по результатам конкурса.
     3.  Заказчик  (подразделение  Федерального  дорожного агентства):
Управление эксплуатации и сохранности автомобильных дорог.
     4. Основание для разработки:
     Перечень   (план)   работ,  предусмотренных  Федеральной  целевой
программой  "Повышение  безопасности  дорожного движения в 2006 - 2012
годах".
     5. Статус работы: государственный заказ.
     6. Источник финансирования: федеральный бюджет.
     7. Исходные данные:
     В   настоящее   время   в  автотранспортной  отрасли  применяются
требования,  определенные  Минздравом России к состоянию физического и
психического   здоровья   водителей   транспортных  средств,  а  также
Методические   рекомендации,   определяющие   организацию   и  порядок
проведения     предрейсовых     медицинских     осмотров     водителей
автотранспортных    средств,    утвержденных    совместным    Приказом
Министерства  здравоохранения  и  Министерства  транспорта  России  от
29.01.2002.
     Однако  указанные мероприятия характеризуют и контролируют только
показатели  здоровья водителя, не оценивая профессиональный уровень, а
также  присущие  ему  психофизиологические параметры (динамику пульса,
частоты  дыхания,  время  реакции  и т.д.). Распределение водителей по
видам    перевозок   производится   путем   субъективной   оценки   их
профессиональных  и моральных качеств, проводимой службой эксплуатации
автотранспортных предприятий.
     Для  снижения  возможных  ошибочных  решений, чреватых серьезными
социально-экономическими      потерями,      необходима     разработка
инструментария,    обеспечивающего    количественную   оценку   уровня
напряженности   водителя,   осуществляющего   пассажирские  перевозки,
доставку опасных или крупногабаритных грузов.
     8. Состояние проблемы (вопроса):
     Рост  социальных  и экономических потерь от аварийности в России,
достигающих   в   настоящее  время  угрожающих  размеров,  значительно
превосходит аналогичные показатели в странах развитой автомобилизации,
выдвигает  ряд  проблем,  решение  которых  позволит  повысить уровень
безопасности дорожного движения в стране.
     Одной из важнейших проблем является проблема допуска к управлению
автомобилем  с  предварительным  отсевом  лиц, не способных по тем или
иным  показателям  к  управлению  средствами  повышенной  опасности. В
развитие      изложенного      возникает      задача     распределения
водителей-профессионалов    с   учетом   таких   факторов   как:   тип
транспортного   средства,  характер  и  условия  транспортной  работы,
специфика перемещаемых грузов и т.п.
     К   сожалению,  в  настоящее  время  в  автотранспортной  отрасли
требования   к   будущим   водителям   ограничены   лишь  медицинскими
показателями,  проверка и контроль которых входит в сферу деятельности
Министерства  здравоохранения  РФ.  Эта сфера, безусловно, чрезвычайно
важна,  но она не охватывает все аспекты профессиональной деятельности
водителя, как важнейшего звена системы "автомобиль-водитель-дорога".
     Вместе с тем, имеющийся опыт подготовки операторов сложных систем
управления  в  смежных  областях  с транспортной отраслью (например, в
авиации и космонавтике) убедительно доказывает эффективность внедрения
профотбора  и  профподбора  как  на  стадии допуска к профессиональной
подготовке,   так   и   при  дальнейшем  распределении  подготовленных
операторов  к  управлению  различными системами. Таким образом, в этих
отраслях решается проблема повышения надежности оператора в целом.
     Представляется  целесообразным  использование  имеющегося опыта в
процессе  организации и проведения профотбора водительских кадров. При
этом существенную роль играет контроль уровня и динамики напряженности
водителя, управляющего различными видами транспортных средств.
     Под  надежностью  человека-оператора,  в  нашем  случае водителя,
понимается    его    способность    выполнять   предписанные   функции
своевременно,   с  заданным  качеством  при  сохранении  в  допустимых
пределах психофизиологической "цены" профессиональной деятельности.
     Кроме  того,  следует  отметить  отсутствие правовой составляющей
внедрения  профотбора  в  период, предшествующий учебно-тренировочному
процессу подготовки водительских кадров.
     Следует  отметить,  что  кадровая  служба любого автопредприятия,
каждый  опытный  руководитель  осуществляет "расстановку" водителей по
видам  транспортных  средств,  опираясь,  в основном, на личный опыт и
интуицию.   Однако   для   уменьшения   количества  ошибочных  решений
необходима  разработка  и  внедрение автоматизированной количественной
оценки  уровня  надежности  водителя  в  зависимости  от  его  стажа и
подготовленности.
     9. Цель работы:
     Разработка    критериев    профессионального   отбора   водителей
транспортных  средств с целью отсева лиц, не способных по тем или иным
показателям  управлять автомобилем как средством повышенной опасности,
а  также  осуществлять  распределение  водителей по видам транспортных
перевозок,    которые   представляют   наибольшую   социально-значимую
опасность, в первую очередь, пассажирские перевозки, а также перевозки
опасных и крупногабаритных грузов.
     10. Отличия, новизна и преимущества:
     Разработка    критериев    профессионального   отбора   водителей
транспортных    средств    для   перевозок   пассажиров,   опасных   и
крупногабаритных  грузов  на  основе  оценки  надежности  деятельности
водителя ранее не проводилась.
     11. Содержание работы:
     Работа включает три этапа.
     На первом этапе (2006 г.) выполняются следующие работы:
     - разработка   концепции   проведения   профессионального  отбора
водителей путем формирования оценки надежности деятельности водителя и
ее  количественной  меры,  зависящей  от  результатов профессиональной
деятельности и ее психофизиологической "цены";
     - выбор   методологии   экспресс-анализа  показателей  надежности
водителей  в  режиме реального времени и решение практических вопросов
ее реализации.
     На втором этапе (2007 г.) выполняются следующие работы:
     - разработка    и   изготовление   макетного   образца   прибора,
позволяющего  количественно оценить надежность водителя при управлении
автомобилем.
     На третьем этапе (2008 г.) выполняются следующие работы:
     - экспериментальная   отработка   методологии  оценки  надежности
водителя   в   условиях   тренажерной   подготовки  и  при  управлении
автомобилем в условиях реального дорожного движения;
     - определение пороговых значений динамики надежности водителя как
условия его допуска к профессиональной деятельности и распределения по
транспортным  средствам  в зависимости от вида их социальной опасности
для окружающих;
     - опытное   внедрение   разработанных   технологий   в   практику
профессионального   отбора  водителей  и  их  распределения  по  видам
перевозок.
     12. Конечный результат работы:
     Научно-технический   отчет,   содержащий  методологию  профотбора
(профподбора),    а   также   описание   опытного   образца   прибора,
обеспечивающего   проведение  профессионального  отбора  водителей,  с
комплектом сопроводительной документации.
     13. Область применения:
     Разработанная  методика  профотбора (профподбора) водителей после
решения  соответствующих  правовых  вопросов может быть использована в
работе  кадровой и эксплуатационной служб автотранспортных предприятий
(независимо от формы их собственности).
     14. Внедрение результатов работы:
     После  отработки  методики  профотбора  и  серийного изготовления
приборного оборудования они могут быть использованы кадровыми службами
автотранспортных   предприятий,   в   первую   очередь,   занимающихся
перевозкой  пассажиров,  а  также опасных и крупногабаритных грузов, в
целях распределения водителей по видам перевозок.
     15. Права сторон:
     Право   собственности   на   создаваемую   продукцию  принадлежит
Заказчику.
     16. Требования к представляемой продукции:
     Соответствовать  условиям  контракта  и  требованиям технического
задания.   Заказчику   представляется   научно-технический   отчет   с
пояснительной   запиской.   Разработка,   оформление   и   утверждение
документов   системы   технического   регулирования  осуществляются  в
соответствии с ОДМ 218.1.001-2005.
     17. Условия приемки работ:
     Передача   Заказчику   оформленной  научно-технической  продукции
осуществляется    сопроводительными   документами   Исполнителя.   При
завершении  оплачиваемых этапов работ Исполнитель направляет Заказчику
акты  сдачи-приемки  научно-технической  продукции с приложением к ним
трех    комплектов    научно-технической    и   другой   документации,
предусмотренной техническим заданием и условиями контракта.
     18.  Стоимость работ: 5000,0 тыс. руб. (будет откорректирована по
результатам конкурсных торгов).
     19. Сроки выполнения работ:
     Начало работ - август 2006 г.
     Окончание работ - декабрь 2008 г.
     20. Предмет стандартизации: отсутствует.
     21. Перечень основных Исполнителей:
     Определяется   после  проведения  конкурса  на  право  заключения
контракта.
     22. Требования к составу Исполнителей:
     Специалисты  должны  обладать  компетентностью  и опытом работы в
сфере  организации и проведения натурных исследований профессиональной
деятельности  водителя  с  различным  стажем  управления  транспортным
средством,  проведения  экспериментальных  исследований в организациях
автомобильного  транспорта,  владеть  методикой  проведения профотбора
(профподбора), иметь опыт создания нормативно-правовых, методических и
технических документов.
     23.  Перечень рецензентов: перечень рецензентов согласовывается с
Заказчиком.
     24. Особые условия: отсутствуют.

Заказчик
Начальник Управления эксплуатации
и сохранности автомобильных дорог
                                                            С.В.КОСТИН


                                                        Приложение N 2

                                                   к контракту N -----
                                             от "--" --------- 2006 г.

Фрагмент документа "О ВЫПОЛНЕНИИ В 2006 - 2012 ГОДАХ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В 2006 - 2012 ГОДАХ"".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа