О ВЫПОЛНЕНИИ В 2006 - 2012 ГОДАХ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В 2006 - 2012 ГОДАХ". Распоряжение. Федеральное дорожное агентство. 26.07.06 365-Р

Фрагмент документа "О ВЫПОЛНЕНИИ В 2006 - 2012 ГОДАХ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В 2006 - 2012 ГОДАХ"".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
             НА ВЫПОЛНЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

     1.  Наименование  темы  (исследований, работ): Научная разработка
методов профессионального тренинга для водителей транспортных средств.
     2. Исполнитель: определяется по результатам конкурса.
     3.  Заказчик  (подразделение  Федерального  дорожного агентства):
Управление эксплуатации и сохранности автомобильных дорог.
     4. Основание для разработки:
     Перечень   (план)   работ,  предусмотренных  Федеральной  целевой
программой  "Повышение  безопасности  дорожного движения в 2006 - 2012
годах".
     5. Статус работы: государственный заказ.
     6. Источник финансирования: федеральный бюджет.
     7. Исходные данные:
     В   настоящее  время  отсутствует  научно  обоснованная  методика
профессионального   тренинга   для   водителей  транспортных  средств.
Существующие    программно-методические    документы   по   проведению
теоретических   занятий,  тренажерной  и  автодромной  подготовки,  по
обучению  водителей  непосредственно  в  условиях уличного движения не
образуют    комплексной    системы,    учитывающей   профессиональные,
нравственные и психологические особенности будущих водителей.
     При   разработке   поставленной   задачи  должны  быть  учтены  и
использованы следующие действующие нормативно-методические документы:
     - Федеральный  закон  РФ  "О  безопасности дорожного движения" от
10.12.1995 N 196-ФЗ;
     - "О  внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об образовании"
от 13.01.1996 N 12-ФЗ;
     - Постановление  Правительства  РФ  от 15.12.1999 N 1396 "Правила
сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений".
     Главным  недостатком  существующих  подходов  следует  считать их
"осредненность",    отсутствие   учета   индивидуальных   способностей
обучаемого,  что  в  определенных  ситуациях  лишь  затягивает учебный
процесс,   а   в  других  случаях  -  завершает  его  до  формирования
устойчивого навыка безопасного управления автомобилем.
     8. Состояние проблемы (вопроса):
     Безопасность  дорожного  движения является одной из актуальнейших
проблем  функционирования  автомобильного  транспорта.  В  более чем в
250000  дорожно-транспортных  происшествиях,  совершаемых  на  дорогах
России  в  течение  только  одного года, погибает около 36000 человек,
количество  тяжело  раненых,  надолго  (а то и навсегда) выбывающих из
производственной   деятельности,   превышает   сотни   тысяч  человек.
Экономические потери от повреждения транспортных средств и перевозимых
грузов,  по экспертным оценкам, в среднем, на одно ДТП достигает 50000
рублей, а суммарно составляет громадную сумму, приближающуюся (в ценах
на декабрь 2005 г.) к одному триллиону рублей.
     Естественно,  не  все  потери  можно  отнести на профессиональную
неподготовленность   водителей:   здесь   оказывают   свое  влияние  и
конструктивные  недостатки эксплуатируемых автомобилей, их техническое
состояние и катастрофическое состояние дорожной сети.
     Вместе  с  тем,  статический  анализ аварийности на автомобильном
транспорте  указывает  на  приоритетную  роль  водителей в совершаемых
авариях   (75%),  особо  выделяя  повышенную  "опасность"  на  дорогах
водителей   со   стажем   менее   3-х   лет.   Последнее   убедительно
свидетельствует   об   имеющихся   недостатках   существующей  системы
подготовки водительских кадров.
     Опыт   организации   тренинга   водителей   в   странах  развитой
автомобилизации (в первую очередь, в США, Японии, ФРГ, Великобритании,
Франции и др.) показывает эффективность широкого внедрения современных
методических    подходов    и    тренажерных    средств   обучения   в
учебно-тренировочный процесс.
     Наиболее  эффективными средствами тренинга водителей транспортных
средств,   а   также   исследований   его   поведенческих   реакций  в
экстремальных  ситуациях и формирования устойчивых навыков безопасного
управления   автомобилем   являются  специализированные  автомобильные
тренажеры.   Они   наиболее  адекватно  имитируют  внешнюю  обстановку
движения,  поведение  автомобиля  как  объекта  управления  и являются
средством отображения информации всех видов, анализируемой водителем в
условиях  его  профессиональной  деятельности.  С  помощью  тренажеров
производится   наиболее   экономичная   и  безопасная  для  обучаемого
ситуационная   подготовка   водителей  к  действиям  в  номинальных  и
критических  условиях,  сопровождаемых, как правило, дефицитом времени
для принятия решений.
     К  сожалению,  в  настоящее время роль автомобильных тренажеров в
процессе  подготовки  и  повышения  квалификации водителей, особенно в
сравнении  с их использованием на других видах транспорта (гражданской
авиации,   железнодорожном,   морском,  речном  транспорте),  явно  не
соответствует современным требованиям.
     В соответствии с изложенным необходимы не только разработка новых
методов  тренинга водителей на всех этапах профессиональной подготовки
(теоретическая,  практическая, действия в реальных дорожных условиях),
но  и  одновременное  решение проблемы технического оснащения учебного
процесса современными средствами тренажерной и автодромной подготовки,
а  также  оборудование учебных автомобилей приборами контроля и оценки
действий обучаемых.
     9. Цель работы:
     Снижение  уровня  аварийности и последствий ДТП по вине водителей
транспортных средств путем формирования устойчивых навыков безопасного
управления автомобилем.
     10. Отличия, новизна и преимущества:
     Работа    отличается    наличием   автоматической   оценочной   и
соревновательной процедур в учебно-тренировочном процессе; комплексной
оценкой   результатов  тренинга,  включающей  оценку  профессиональной
успешности  и уровня напряженности при выполнении поставленной задачи;
обеспечением имитации критических ситуаций.
     11. Содержание работы:
     Работа включает четыре этапа.
     На первом этапе (2006 г.) выполняются следующие работы:
     - анализ состояния вопроса в странах с передовой автомобилизацией
и   смежных   отраслей   операторской  деятельности  в  номинальных  и
экстремальных  условиях,  в  первую  очередь,  в гражданской авиации и
морском флоте;
     - разработка  концепции  методологии  процесса тренинга водителей
транспортных    средств    с   учетом   результатов   профессиональной
деятельности и напряженности учебно-тренировочного процесса;
     - разработка перечня и тактико-технических требований к средствам
теоретического   и   практического   тренинга  водителей  транспортных
средств,  в  том  числе,  простейших  электронных  систем, тренажерных
средств обучения, оборудования автодромов и учебных автомобилей;
     - разработка  методики  обучения  водительских кадров и оценочной
процедуры   формирования   устойчивых   навыков   процесса  управления
автомобилем   с   учетом  непрерывности  (перерывов)  в  тренировочных
занятиях и профессиональной деятельности на этапах:
     - проведения     тренажерной     подготовки     обучаемого     на
специализированном автотренажере;
     - проведения   автодромной  подготовки  с  имитацией  критических
ситуаций.
     На втором этапе (2007 г.) выполняются следующие работы:
     - разработка   методов   повышения  мотивации  процесса  тренинга
водителей   путем   формирования   соревновательной   процедуры  между
обучаемыми;
     - разработка  перечня  возможных  критических  ситуаций и отказов
автомобиля,  влияющих  на безопасность дорожного движения и адекватных
методов их имитации;
     - разработка  методики  обучения  водительских кадров и оценочной
процедуры   формирования   устойчивых   навыков   процесса  управления
автомобилем   с   учетом  непрерывности  (перерывов)  в  тренировочных
занятиях и профессиональной деятельности на этапах:
     - изучения Правил дорожного движения и контроль за их соблюдением
в конкретных дорожно-транспортных ситуациях;
     - проведения   тренажерной   подготовки  обучаемого  с  имитацией
критических   дорожно-транспортных  ситуаций  и  отказов  оборудования
автомобиля, влияющих на безопасность дорожного движения;
     - проведения   автодромной  подготовки  с  имитацией  критических
ситуаций и отказов;
     - обучения  водителя  в  реальных дорожных условиях с соблюдением
принципов  "от  простого  к сложному" и контролем уровня напряженности
обучаемого.
     На третьем этапе (2008 г.) выполняются следующие работы:
     - исследование  уровня применения современных компьютерных систем
и  технических  средств,  используемых при подготовке и переподготовке
водительских кадров, а также операторов смежных транспортных отраслей;
     - разработка  и изготовление (на уровне опытных образцов) средств
автоматической   оценки   уровня  напряженности  учебно-тренировочного
процесса с учетом динамики психофизиологических параметров обучаемых;
     - разработка   методологии   аппаратурного   контроля   и  оценки
психофизиологических качеств водителя.
     На  четвертом  этапе  (2009  -  2012  гг.)  выполняются следующие
работы:
     - разработка            комплекса            нормативно-правовой,
организационно-технической   и  методической  документации  (проекты),
обеспечивающей  реализацию  организационно-правовых аспектов внедрения
методологии   профессионального   тренинга   в  систему  подготовки  и
повышения профессионального мастерства водителей транспортных средств.
     12. Конечный результат работы:
     Научно-технический   отчет,   содержащий  методологию  профотбора
(профподбора),    а   также   описание   опытного   образца   прибора,
обеспечивающего проведение профессионального отбора водителей, проекты
нормативно-правовых,    организационно-технических    и   методических
документов,  обеспечивающих  внедрение  методологии  профессионального
тренинга в систему подготовки и повышения профессионального мастерства
водителей транспортных средств.
     13.  Область  применения: сфера подготовки и аттестации водителей
автомобильного транспорта.
     14.   Внедрение   результатов   работы:   интеграция  методики  в
учебно-тренировочный  процесс  и разработка инструкций по эффективному
применению опытных технологий.
     15. Права сторон:
     Право   собственности   на   создаваемую   продукцию  принадлежит
Заказчику.
     16. Требования к представляемой продукции:
     Соответствовать  условиям  контракта  и  требованиям технического
задания.   Заказчику   представляется   научно-технический   отчет   с
пояснительной   запиской.   Разработка,   оформление   и   утверждение
документов   системы   технического   регулирования  осуществляются  в
соответствии с ОДМ 218.1.001-2005.
     17. Условия приемки работ:
     Передача   Заказчику   оформленной  научно-технической  продукции
осуществляется    сопроводительными   документами   Исполнителя.   При
завершении  оплачиваемых этапов работ Исполнитель направляет Заказчику
акты  сдачи-приемки  научно-технической  продукции с приложением к ним
трех    комплектов    научно-технической    и   другой   документации,
предусмотренной техническим заданием и условиями контракта.
     18. Стоимость работ: 33000,0 тыс. руб. (будет откорректирована по
результатам конкурсных торгов).
     19. Сроки выполнения работ:
     Начало работ - август 2006 г.
     Окончание работ - декабрь 2012 г.
     20. Предмет стандартизации: отсутствует.
     21. Перечень основных исполнителей: на конкурсной основе.
     22. Требования к составу Исполнителей:
     Специалисты  должны  обладать  компетентностью  и опытом работы в
сфере  организации и проведения натурных исследований профессиональной
деятельности  водителя  с  различным  стажем  управления  транспортным
средством,  проведения  экспериментальных  исследований в организациях
автомобильного транспорта, владеть методикой тренинга водителей, иметь
опыт   создания   нормативно-правовых,   методических   и  технических
документов.
     23. Перечень рецензентов: по согласованию с Заказчиком.
     24. Особые условия: отсутствуют.

Заказчик
Начальник Управления эксплуатации
и сохранности автомобильных дорог
                                                            С.В.КОСТИН


                                                        Приложение N 2

                                                     к контракту N ---
                                             от "--" --------- 2006 г.

Фрагмент документа "О ВЫПОЛНЕНИИ В 2006 - 2012 ГОДАХ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В 2006 - 2012 ГОДАХ"".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа