О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ СРЕДНЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Письмо. Министерство образования РФ (Минобразование России). 06.05.03 18-51-415ИН/18-2

Фрагмент документа "О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ СРЕДНЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

3.2. Подготовка к экзамену по специальности

     3.2.1. Согласно Программе итоговой государственной аттестации при
подготовке   к   экзамену  по  специальности  определяются  содержание
экзамена по специальности и этапы его проведения.
     3.2.2.   Содержание   экзамена   по  специальности  находит  свое
отражение     в     разрабатываемых     экзаменационных    материалах.
Экзаменационные   материалы  должны  включать  проверку  теоретических
знаний   и  практических  умений  в  соответствии  с  Государственными
требованиями,   требованиями  регионального  компонента  и  компонента
образовательного    учреждения   по   специальности.   Экзаменационные
материалы  формируются  на основе примерных и рабочих программ учебных
дисциплин общепрофессионального, предметного и других циклов по выбору
образовательного учреждения, программ педагогической практики с учетом
их   объема   и   степени   значимости   для   данной   специальности.
Экзаменационные  материалы  представляют  собой перечень теоретических
вопросов  по  учебным  дисциплинам  и  практических  заданий. Перечень
теоретических  вопросов  по учебным дисциплинам и практических заданий
рассматривается   на   совместном   заседании   предметных  (цикловых)
комиссий.
     На   основе   разработанного  и  объявленного  студентам  перечня
теоретических  вопросов  и  практических  заданий,  рекомендуемых  для
подготовки  к  экзамену  по специальности, за месяц до начала итоговой
государственной   аттестации   составляются   экзаменационные  билеты.
Количество  экзаменационных  билетов  должно  быть  на  3 больше числа
студентов.
     Экзаменационные  билеты  представляют  собой ряд заданий, имеющих
междисциплинарный      (интегрированный),     практико-ориентированный
характер,  направленных  на  выявление сформированности аналитических,
диагностических,  прогностических и проектировочных умений выпускника.
Задания  должны  быть  равноценными  по  сложности  и  трудоемкости  и
обеспечивать  проверку  подготовленности выпускника к конкретным видам
профессиональной   деятельности.   Формулировки  заданий  должны  быть
четкими,   краткими,   понятными,   исключающими  двойное  толкование.
Содержание  и перечень заданий рассматриваются на совместном заседании
предметных (цикловых) комиссий.
     3.2.3.  В  экзаменационные  билеты  могут быть включены следующие
задания:
     Задание   N   1,   связанное   с  пониманием  сущности  концепций
образования, воспитания и современных подходов к их проектированию.
     Например,   по   специальности  0312  "Преподавание  в  начальных
классах" выпускнику может быть предложено следующее задание:
     Проанализируйте  конспект урока (видеозапись урока) математики на
тему  "Знакомство с переместительным свойством сложения" по следующему
плану:
     1.  По  какой  дидактической  системе  спроектирован данный урок?
Ответ аргументируйте.
     2.  Дайте  психолого-педагогическое  обоснование  задачам данного
урока.
     3. В чем особенность методической структуры данного урока?
     4.   Обоснуйте  целесообразность  используемых  в  уроке  методов
обучения для реализации выбранного подхода.
     5.   Назовите   современные   технологические   приемы  обучения,
используемые  на  уроке  для  активизации  познавательной деятельности
учащихся, предложите другие варианты.
     6. Дайте теоретико-множественное обоснование выполняемых действий
при  ознакомлении  с  переместительным  свойством  сложения.  Докажите
коммуникативный  закон  сложения  на  множестве  целых неотрицательных
чисел.
     Задание   N  2,  связанное  с  планированием,  проектированием  и
организацией  педагогического  процесса,  взаимосвязанное с методиками
обучения (воспитания).
     Например,   по   специальности  0312  "Преподавание  в  начальных
классах" выпускнику могут быть предложены следующие задания:
     Пример 1 (проектирование традиционного урока).
     Составьте  развернутый  план  первого  урока  по теме "Сложение и
вычитание в пределах 10".
     1. Какие задачи урока Вы реализуете в плане?
     2.  Как  учтены  в нем психологические особенности первоклассника
(особенности  внимания,  памяти,  мышления)?  Определите их, обоснуйте
работу учителя по их развитию.
     3. Обоснуйте целесообразность используемых Вами методов и приемов
обучения.
     4.   Какие   операции  над  множествами  выполняют  учащиеся  при
нахождении  результатов? Выполните их с предметной наглядностью. Дайте
теоретико-множественное обоснование операций над множествами.
     Пример 2 (проектирование традиционного или инновационного урока).
     Спроектируйте  урок  русского языка (математики, чтения и др.) по
предложенному    алгоритму    (структура    и   содержание   алгоритма
разрабатывается учебным заведением).
     Пример  3  (проектирование  урока  по  современным  дидактическим
системам, технологиям и моделям обучения).
     Спроектируйте  урок  русского языка (математики, чтения и др.) на
основе дидактической системы модульного обучения.
     Например,   по   специальности   0313   "Дошкольное  образование"
выпускнику можно предложить следующее задание:
     Спроектируйте   занятие  по  формированию  у  детей  элементарных
математических представлений по следующему плану:
     1. Определить задачи данного занятия на основе выявленного уровня
математического развития детей в ходе педагогической практики.
     2.   Отобрать   содержание,  смоделировать  структуру  занятия  и
теоретически обосновать свой выбор.
     3.  Определить  систему  методов и приемов обучения, аргументируя
свой выбор.
     Задание   N   3,  связанное  с  анализом  деятельности  субъектов
педагогического  процесса  в  конкретной  ситуации  и прогнозированием
собственной педагогической деятельности в данной ситуации.
     Например,   по   специальности  0312  "Преподавание  в  начальных
классах" выпускнику могут быть предложены следующие задания:
     Пример 1.
     Ученик второго класса не проявляет интереса, малоактивен на уроке
чтения.
     1. Определите возможные причины сложившейся ситуации, связанные с
особенностями профессиональной деятельности учителя:
     - использование методики (технологии) обучения чтению;
     - учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
     - знание особенностей воспитания в семье и др.
     2.  Смоделируйте  пути  решения  данной ситуации в зависимости от
определенных Вами причин.
     3. Разработайте методические рекомендации для учителя.
     Пример 2.
     Проанализируйте и оцените уровень сформированности (формирования)
орфографических умений (уровень подготовленности к усвоению орфографии
-   для   первого   класса)   по   результатам   Ваших  наблюдений  на
педагогической практике. Для этого:
     1. Дайте определение понятия "умение".
     2.   Определите   показатели  оценки  данных  умений  и  выберите
диагностические задания.
     3. На основе полученных результатов определите гомогенные группы.
     4.  Наметьте  комплекс  методических  и  психолого-педагогических
мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенной группе.
     Например,  по  специальности  0313 "Дошкольное образование" могут
быть предложены следующие задания:
     Пример 1.
     Вам  предлагается педагогическая ситуация: Ребенок старшей группы
увлечен  рисованием, использует для этого все возможности: он рисует и
в   групповой  комнате,  и  на  участке  (на  земле,  снегу).  Однажды
воспитатель  обратился  к  нему:  "Что  ты  только рисуешь? Занялся бы
чем-нибудь другим!".
     Проанализируйте данную ситуацию по следующему плану:
     1. Проанализируйте действия воспитателя.
     2.   Выскажите   свое   отношение   к   увлечению   ребенка,  дав
психолого-педагогическое обоснование своим суждениям.
     3. Наметьте направления и план работы (родителей, воспитателя) по
развитию ребенка.
     Пример 2.
     Вам  предлагается  педагогическая  ситуация:  "Старшая группа. На
занятии  дети  увлеченно  рисовали  зверей, идущих в лес на новогодний
праздник.  Работа  закончена.  Довольные  и  радостные  дети  вместе с
воспитателем  обсуждают  рисунки.  "Посмотрите  на  этого медведя, его
Алеша  нарисовал.  Что  у медведя не так?" - показывает воспитатель на
нарисованного  в  профиль  зверя. - "У него только одно ухо!" - кричат
дети.  - "Дорисуй медведю ухо и еще один глаз!" - говорит воспитатель.
Мальчик  нехотя  берет  краску  и выполняет указание. "А что у Таниной
лисички  не так?" - заостряет внимание воспитатель на многоногой лисе.
"У  лисы  только четыре ноги, а у этой много!" - кричат дети. - "Таня,
ты  что  забыла,  что  у  лисы только четыре лапы?" - упрекает педагог
девочку,  которая,  опустив  голову,  молчит. - "А это что за страшный
мешок?  Наверное,  в  нем  не подарки деда Мороза, а что-то другое", -
удивляется воспитатель следующему рисунку. Занятие завершается словами
педагога:  "Молодцы!  Много  разных  зверей  нарисовали, очень хорошие
работы получились".
     Проанализируйте ситуацию по следующему плану:
     1.       Проанализируйте      действия      воспитателя,      дав
психолого-педагогическое обоснование своим суждениям.
     2.   Предложите   свой   вариант  анализа  детских  работ.  Ответ
аргументируйте.
     3.  Предложите план работы воспитателя по развитию художественных
способностей детей.
     Задание  N  4,  связанное  с  анализом  социально-психологических
особенностей   детей   разных   возрастных   категорий  с  последующим
проектированием    их    развития   в   соответствии   с   выявленными
особенностями.
     Например, по специальности 0312 "Преподавание в начальных кассах"
может быть предложено следующее задание:
     Проанализируйте   педагогическую   ситуацию   (или   ситуацию  из
собственного  педагогического  опыта),  связанную  с взаимоотношениями
субъектов  образовательного  процесса: "В ходе устного индивидуального
опроса  на  уроке естествознания в третьем классе учитель неоднократно
прерывает  ученика, задавая дополнительные вопросы, корректируя ответ.
Ученик   нетактично  реагирует  на  действия  учителя  и  отказывается
отвечать. Учитель неудовлетворительно оценивает ответ ребенка".
     Проанализируйте ситуацию по следующему плану:
     1.  Выявите  проблемы, связанные с особенностями профессиональной
деятельности учителя.
     2.   Сформулируйте   проблемы,   связанные  с  индивидуальными  и
возрастными особенностями ребенка.
     3. Спроектируйте возможные варианты решения данной проблемы.
     Например,   по   специальности   0313   "Дошкольное  образование"
выпускнику могут быть предложены следующие задания:
     Пример 1.
     По  результатам  своей практики проанализируйте и оцените уровень
развития взаимоотношений детей в сюжетно-ролевых играх:
     1. Дайте определение сюжетно-ролевых игр.
     2. Назовите основные этапы развития взаимоотношений детей в игре.
     3.  Выделите  показатели,  по  которым  будет оцениваться уровень
развития взаимоотношений детей в игре (с теоретическим обоснованием).
     4.   Дайте   анализ   уровня  развития  взаимоотношений  детей  в
сюжетно-ролевых играх в конкретной группе.
     5.  Укажите, в каких направлениях необходимо работать воспитателю
по развитию взаимоотношений детей в сюжетно-ролевых играх в конкретной
группе.
     Пример 2.
     По  результатам  своей практики проанализируйте и оцените уровень
развития  культурно-гигиенических  навыков детей той группы, в которой
Вы работали:
     1. Дайте определение культурно-гигиенических навыков.
     2.  Выделите  показатели,  по  которым  будет оцениваться уровень
развития навыков детей (с теоретическим обоснованием).
     3.  Дайте  анализ уровня развития культурно-гигиенических навыков
детей в конкретной группе.
     4.  Укажите, в каких направлениях необходимо работать воспитателю
по развитию культурно-гигиенических навыков детей в конкретной группе.
     Задание N 5, связанное с представлением результатов практической,
творческой  подготовки  выпускников  в виде проектов урока, портфолио,
готовых   изделий,  художественных  произведений,  картин,  сценариев,
демонстрации    моделей,    исполнения   художественных   произведений
(спектаклей, музыкальных произведений, танцев и др.).
     3.2.4.    Образовательное    учреждение    может   самостоятельно
разрабатывать и другие виды интегрированных заданий.
     3.2.5.  Проверка  подготовленности  выпускника к профессиональной
деятельности  может  осуществляться  через  выполнение интегрированной
диагностической     контрольной    работы,    анализ    педагогической
деятельности,   разработку  и  защиту  проектов  (уроков,  внеклассных
занятий,     общешкольных     мероприятий,    социально-педагогической
деятельности   и  др.),  анализ  педагогической  ситуации,  разработку
практических рекомендаций и др.
     3.2.6. Основные условия подготовки экзамена по специальности:
     3.2.6.1.    Образовательное    учреждение   определяет   перечень
нормативных документов, программно-методических материалов, материалов
справочного характера, учебных и наглядных пособий, образцов техники и
др.,  которые разрешены к использованию на экзамене. Источники учебной
информации должны отвечать современным требованиям.
     3.2.6.2.  В  период  подготовки к экзамену по специальности могут
проводиться   консультации   по   Программе  итоговой  государственной
аттестации,  на  которые  выделяется  до 40 часов на учебную группу из
общего бюджета времени, отводимого на консультации.
     3.2.6.3.  К  началу  экзамена по специальности (кроме документов,
указанных  в  п.  1.3.3)  для  государственной аттестационной комиссии
должны быть подготовлены следующие документы:
     - экзаменационные билеты;
     - перечень   нормативных   документов,   материалов   справочного
характера,   наглядных  пособий  и  образцов  техники,  разрешенных  к
использованию на экзамене по специальности.

Фрагмент документа "О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ СРЕДНЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа