Фрагмент документа "О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ СРЕДНЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ".
3.2. Подготовка к экзамену по специальности 3.2.1. Согласно Программе итоговой государственной аттестации при подготовке к экзамену по специальности определяются содержание экзамена по специальности и этапы его проведения. 3.2.2. Содержание экзамена по специальности находит свое отражение в разрабатываемых экзаменационных материалах. Экзаменационные материалы должны включать проверку теоретических знаний и практических умений в соответствии с Государственными требованиями, требованиями регионального компонента и компонента образовательного учреждения по специальности. Экзаменационные материалы формируются на основе примерных и рабочих программ учебных дисциплин общепрофессионального, предметного и других циклов по выбору образовательного учреждения, программ педагогической практики с учетом их объема и степени значимости для данной специальности. Экзаменационные материалы представляют собой перечень теоретических вопросов по учебным дисциплинам и практических заданий. Перечень теоретических вопросов по учебным дисциплинам и практических заданий рассматривается на совместном заседании предметных (цикловых) комиссий. На основе разработанного и объявленного студентам перечня теоретических вопросов и практических заданий, рекомендуемых для подготовки к экзамену по специальности, за месяц до начала итоговой государственной аттестации составляются экзаменационные билеты. Количество экзаменационных билетов должно быть на 3 больше числа студентов. Экзаменационные билеты представляют собой ряд заданий, имеющих междисциплинарный (интегрированный), практико-ориентированный характер, направленных на выявление сформированности аналитических, диагностических, прогностических и проектировочных умений выпускника. Задания должны быть равноценными по сложности и трудоемкости и обеспечивать проверку подготовленности выпускника к конкретным видам профессиональной деятельности. Формулировки заданий должны быть четкими, краткими, понятными, исключающими двойное толкование. Содержание и перечень заданий рассматриваются на совместном заседании предметных (цикловых) комиссий. 3.2.3. В экзаменационные билеты могут быть включены следующие задания: Задание N 1, связанное с пониманием сущности концепций образования, воспитания и современных подходов к их проектированию. Например, по специальности 0312 "Преподавание в начальных классах" выпускнику может быть предложено следующее задание: Проанализируйте конспект урока (видеозапись урока) математики на тему "Знакомство с переместительным свойством сложения" по следующему плану: 1. По какой дидактической системе спроектирован данный урок? Ответ аргументируйте. 2. Дайте психолого-педагогическое обоснование задачам данного урока. 3. В чем особенность методической структуры данного урока? 4. Обоснуйте целесообразность используемых в уроке методов обучения для реализации выбранного подхода. 5. Назовите современные технологические приемы обучения, используемые на уроке для активизации познавательной деятельности учащихся, предложите другие варианты. 6. Дайте теоретико-множественное обоснование выполняемых действий при ознакомлении с переместительным свойством сложения. Докажите коммуникативный закон сложения на множестве целых неотрицательных чисел. Задание N 2, связанное с планированием, проектированием и организацией педагогического процесса, взаимосвязанное с методиками обучения (воспитания). Например, по специальности 0312 "Преподавание в начальных классах" выпускнику могут быть предложены следующие задания: Пример 1 (проектирование традиционного урока). Составьте развернутый план первого урока по теме "Сложение и вычитание в пределах 10". 1. Какие задачи урока Вы реализуете в плане? 2. Как учтены в нем психологические особенности первоклассника (особенности внимания, памяти, мышления)? Определите их, обоснуйте работу учителя по их развитию. 3. Обоснуйте целесообразность используемых Вами методов и приемов обучения. 4. Какие операции над множествами выполняют учащиеся при нахождении результатов? Выполните их с предметной наглядностью. Дайте теоретико-множественное обоснование операций над множествами. Пример 2 (проектирование традиционного или инновационного урока). Спроектируйте урок русского языка (математики, чтения и др.) по предложенному алгоритму (структура и содержание алгоритма разрабатывается учебным заведением). Пример 3 (проектирование урока по современным дидактическим системам, технологиям и моделям обучения). Спроектируйте урок русского языка (математики, чтения и др.) на основе дидактической системы модульного обучения. Например, по специальности 0313 "Дошкольное образование" выпускнику можно предложить следующее задание: Спроектируйте занятие по формированию у детей элементарных математических представлений по следующему плану: 1. Определить задачи данного занятия на основе выявленного уровня математического развития детей в ходе педагогической практики. 2. Отобрать содержание, смоделировать структуру занятия и теоретически обосновать свой выбор. 3. Определить систему методов и приемов обучения, аргументируя свой выбор. Задание N 3, связанное с анализом деятельности субъектов педагогического процесса в конкретной ситуации и прогнозированием собственной педагогической деятельности в данной ситуации. Например, по специальности 0312 "Преподавание в начальных классах" выпускнику могут быть предложены следующие задания: Пример 1. Ученик второго класса не проявляет интереса, малоактивен на уроке чтения. 1. Определите возможные причины сложившейся ситуации, связанные с особенностями профессиональной деятельности учителя: - использование методики (технологии) обучения чтению; - учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; - знание особенностей воспитания в семье и др. 2. Смоделируйте пути решения данной ситуации в зависимости от определенных Вами причин. 3. Разработайте методические рекомендации для учителя. Пример 2. Проанализируйте и оцените уровень сформированности (формирования) орфографических умений (уровень подготовленности к усвоению орфографии - для первого класса) по результатам Ваших наблюдений на педагогической практике. Для этого: 1. Дайте определение понятия "умение". 2. Определите показатели оценки данных умений и выберите диагностические задания. 3. На основе полученных результатов определите гомогенные группы. 4. Наметьте комплекс методических и психолого-педагогических мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенной группе. Например, по специальности 0313 "Дошкольное образование" могут быть предложены следующие задания: Пример 1. Вам предлагается педагогическая ситуация: Ребенок старшей группы увлечен рисованием, использует для этого все возможности: он рисует и в групповой комнате, и на участке (на земле, снегу). Однажды воспитатель обратился к нему: "Что ты только рисуешь? Занялся бы чем-нибудь другим!". Проанализируйте данную ситуацию по следующему плану: 1. Проанализируйте действия воспитателя. 2. Выскажите свое отношение к увлечению ребенка, дав психолого-педагогическое обоснование своим суждениям. 3. Наметьте направления и план работы (родителей, воспитателя) по развитию ребенка. Пример 2. Вам предлагается педагогическая ситуация: "Старшая группа. На занятии дети увлеченно рисовали зверей, идущих в лес на новогодний праздник. Работа закончена. Довольные и радостные дети вместе с воспитателем обсуждают рисунки. "Посмотрите на этого медведя, его Алеша нарисовал. Что у медведя не так?" - показывает воспитатель на нарисованного в профиль зверя. - "У него только одно ухо!" - кричат дети. - "Дорисуй медведю ухо и еще один глаз!" - говорит воспитатель. Мальчик нехотя берет краску и выполняет указание. "А что у Таниной лисички не так?" - заостряет внимание воспитатель на многоногой лисе. "У лисы только четыре ноги, а у этой много!" - кричат дети. - "Таня, ты что забыла, что у лисы только четыре лапы?" - упрекает педагог девочку, которая, опустив голову, молчит. - "А это что за страшный мешок? Наверное, в нем не подарки деда Мороза, а что-то другое", - удивляется воспитатель следующему рисунку. Занятие завершается словами педагога: "Молодцы! Много разных зверей нарисовали, очень хорошие работы получились". Проанализируйте ситуацию по следующему плану: 1. Проанализируйте действия воспитателя, дав психолого-педагогическое обоснование своим суждениям. 2. Предложите свой вариант анализа детских работ. Ответ аргументируйте. 3. Предложите план работы воспитателя по развитию художественных способностей детей. Задание N 4, связанное с анализом социально-психологических особенностей детей разных возрастных категорий с последующим проектированием их развития в соответствии с выявленными особенностями. Например, по специальности 0312 "Преподавание в начальных кассах" может быть предложено следующее задание: Проанализируйте педагогическую ситуацию (или ситуацию из собственного педагогического опыта), связанную с взаимоотношениями субъектов образовательного процесса: "В ходе устного индивидуального опроса на уроке естествознания в третьем классе учитель неоднократно прерывает ученика, задавая дополнительные вопросы, корректируя ответ. Ученик нетактично реагирует на действия учителя и отказывается отвечать. Учитель неудовлетворительно оценивает ответ ребенка". Проанализируйте ситуацию по следующему плану: 1. Выявите проблемы, связанные с особенностями профессиональной деятельности учителя. 2. Сформулируйте проблемы, связанные с индивидуальными и возрастными особенностями ребенка. 3. Спроектируйте возможные варианты решения данной проблемы. Например, по специальности 0313 "Дошкольное образование" выпускнику могут быть предложены следующие задания: Пример 1. По результатам своей практики проанализируйте и оцените уровень развития взаимоотношений детей в сюжетно-ролевых играх: 1. Дайте определение сюжетно-ролевых игр. 2. Назовите основные этапы развития взаимоотношений детей в игре. 3. Выделите показатели, по которым будет оцениваться уровень развития взаимоотношений детей в игре (с теоретическим обоснованием). 4. Дайте анализ уровня развития взаимоотношений детей в сюжетно-ролевых играх в конкретной группе. 5. Укажите, в каких направлениях необходимо работать воспитателю по развитию взаимоотношений детей в сюжетно-ролевых играх в конкретной группе. Пример 2. По результатам своей практики проанализируйте и оцените уровень развития культурно-гигиенических навыков детей той группы, в которой Вы работали: 1. Дайте определение культурно-гигиенических навыков. 2. Выделите показатели, по которым будет оцениваться уровень развития навыков детей (с теоретическим обоснованием). 3. Дайте анализ уровня развития культурно-гигиенических навыков детей в конкретной группе. 4. Укажите, в каких направлениях необходимо работать воспитателю по развитию культурно-гигиенических навыков детей в конкретной группе. Задание N 5, связанное с представлением результатов практической, творческой подготовки выпускников в виде проектов урока, портфолио, готовых изделий, художественных произведений, картин, сценариев, демонстрации моделей, исполнения художественных произведений (спектаклей, музыкальных произведений, танцев и др.). 3.2.4. Образовательное учреждение может самостоятельно разрабатывать и другие виды интегрированных заданий. 3.2.5. Проверка подготовленности выпускника к профессиональной деятельности может осуществляться через выполнение интегрированной диагностической контрольной работы, анализ педагогической деятельности, разработку и защиту проектов (уроков, внеклассных занятий, общешкольных мероприятий, социально-педагогической деятельности и др.), анализ педагогической ситуации, разработку практических рекомендаций и др. 3.2.6. Основные условия подготовки экзамена по специальности: 3.2.6.1. Образовательное учреждение определяет перечень нормативных документов, программно-методических материалов, материалов справочного характера, учебных и наглядных пособий, образцов техники и др., которые разрешены к использованию на экзамене. Источники учебной информации должны отвечать современным требованиям. 3.2.6.2. В период подготовки к экзамену по специальности могут проводиться консультации по Программе итоговой государственной аттестации, на которые выделяется до 40 часов на учебную группу из общего бюджета времени, отводимого на консультации. 3.2.6.3. К началу экзамена по специальности (кроме документов, указанных в п. 1.3.3) для государственной аттестационной комиссии должны быть подготовлены следующие документы: - экзаменационные билеты; - перечень нормативных документов, материалов справочного характера, наглядных пособий и образцов техники, разрешенных к использованию на экзамене по специальности. |
Фрагмент документа "О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ СРЕДНЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ".