О РАЗВИТИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ ДЛЯ ТУРИСТСКО-ГОСТИНИЧНОГО КОМПЛЕКСА СТОЛИЦЫ. Постановление. Правительство Москвы. 27.12.06 1054-ПП

Фрагмент документа "О РАЗВИТИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ ДЛЯ ТУРИСТСКО-ГОСТИНИЧНОГО КОМПЛЕКСА СТОЛИЦЫ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

1. Анализ состояния подготовки кадров для
           туристско-гостиничного комплекса города Москвы.

     В настоящее     время     активно     формируется     современный
туристскогостиничный комплекс Москвы.
     В соответствии с Генеральной схемой размещения гостиниц в  городе
Москве  до  2010  года  в  предстоящие  5-6 лет,  начиная с 2005 года,
ожидается  прибавление  248   новых   и   реконструируемых   объектов,
рассчитанных на дополнительные 98 000 мест.
     Уже в  течение  2005  года  открыто  8   новых   гостиниц   общей
вместимостью  2  754  места,  до  конца  2006  года  будут построены и
реконструированы еще 13 отелей,  емкость гостиничного фонда  возрастет
на 3 212 мест.
     Проводится модернизация   музейно-выставочной    базы;    решение
вопросов,    связанных    с   туристским   транспортом;   создание   в
административных округах столицы туристско-рекреационных зон и т.д.
     При этом   далеко   не   всегда  планы  развития  и  модернизации
туристско-гостиничного комплекса Москвы подкреплены адекватными мерами
по обеспечению количественного прироста нужных специалистов.
     В таких  условиях  особое   значение   приобретает   формирование
высокопрофессионального трудового потенциала отрасли.
     Перед системой подготовки кадров для ТГК столицы  особенно  остро
встают   задачи,  связанные  с  удовлетворением  текущих  потребностей
экономики города в квалифицированных  специалистах,  подготовленных  с
учетом   интеграции   Российской  Федерации  в  мировое  экономическое
пространство.
     Вступление России   во   Всемирную   торговую  организацию  (ВТО)
приведет   к   необходимости   учета   дополнительных   требований   к
функционированию  туристской  индустрии,  уже  принятых  международным
сообществом.
     Вместе с  тем,  система отраслевого профессионального образования
оказалась не вполне готовой к решению новых отраслевых задач.
     До 1993  года  в  России  основным  звеном подготовки и повышения
квалификации работников  туристской  сферы  были  1-2  месячные  курсы
Института       повышения      квалификации      (ИПК)      работников
туристско-экскурсионных организаций Центрального Совета по  туризму  и
экскурсиям  ВЦСПС,  а  также  ИПК  "Интуриста".  Данное обстоятельство
привело  к  тому,  что  в  российской  системе  не  было  создано   ни
научно-методических   основ,  ни  специальных  учебных  заведений,  ни
образовательных программ довузовского,  вузовского  и  послевузовского
туристского образования.
     Начиная с 1992 года осуществляется  работа  по  созданию  системы
непрерывного профессионального туристского образования. Однако сегодня
сделаны   лишь   первые   шаги   по   созданию   полноценной   системы
профессионального туристского образования.
     Система непрерывного  профессионального  образования  включает  в
себя:
     - довузовское (школьное профильное) образование;
     - начальное профессиональное образование;
     - среднее профессиональное образование;
     - высшее профессиональное образование;
     - дополнительное    профессиональное    образование    (программы
профессиональной  переподготовки всех уровней,  повышения квалификации
сотрудников туристской отрасли);
     - послевузовское   профессиональное   образование   (аспирантура,
докторантура).
     Структура подготовки  специалистов для сферы туризма складывалась
стихийно,  исходя из потребностей отрасли в период перехода  страны  к
рыночной экономике.
     По неофициальным данным в настоящее время в  Москве  осуществляют
подготовку    специалистов    различного    уровня   образования   для
туристско-гостиничного комплекса более ста учебных заведений.
     При этом  следует  отметить,  что Федеральная служба по надзору в
сфере  образования  и  науки  (Рособрнадзор)  не  может   предоставить
исчерпывающие   данные   обо   всех   учебных   заведениях,  готовящих
специалистов для ТГК,  поскольку база данных Рособнадзора  формируется
на основе Общероссийского классификатора специальностей по образованию
(ОКСО),  который  предусматривает   кодификацию   специальностей   без
указания специализаций.
     Довузовская подготовка    (школьная)    носит,    в     основном,
профориентационный  характер и включает в себя формирование профильных
классов.  Цель довузовского образования - сформировать  ориентацию  на
профессиональную     деятельность     и     выявить    у    школьников
предрасположенность к выбираемой  профессии.  Сегодня  лишь  несколько
школ  в Москве имеют профильные классы,  ориентированные на дальнейшее
получение выпускниками профессионального образования в сфере туризма и
гостеприимства.
     Однако, учитывая   перспективы    развития    туриндустрии,    их
недостаточно,  и  для  развития профориентации у школьников необходимо
создание дополнительных профильных классов.
     Около 50   московских   учебных   заведений   (государственных  и
негосударственных)  осуществляют  подготовку   кадров   начального   и
среднего  образования  для  ТГК  столицы,  из них программы начального
образования по  профессиям  "Администратор",  "Горничная",  "Официант,
бармен",  "Повар"  и  т.п.  в  Москве  реализуют  более  20-ти учебных
заведений,  из  которых  16  колледжей  подведомственны   Департаменту
образования города Москвы.
     В 2006 году эти учебные заведения выпустили более 4 тыс.  молодых
специалистов.
     По предварительным   данным   15%   выпускников,   как   правило,
продолжают обучение по родственным специальностям,  остальные работают
по полученным профессиям.
     Следует отметить,  что часть выпускников (около 40%),  работающих
по   полученным   специальностям,   вскоре   увольняется,   т.к.    не
соответствует  требованиям  работодателя,  поскольку  не в полной мере
владеют необходимыми знаниями и навыками.
     Не лучше  обстоят дела и со средним профессиональным образованием
в сфере туризма и гостеприимства.
     В Москве  специалистов для ТГК по программам среднего образования
готовят около 50  учебных  заведений  (14  из  них  -  государственные
образовательные учреждения города Москвы).
     Процент увольнения  специалистов  со   средним   профессиональным
образованием  по  причине профессиональной некомпетентности составляет
около  30%.  Одновременно  22%  персонала  выполняют  работы,  где  не
требуется среднее профессиональное образование.
     Основными задачами  подготовки  кадров  начального   и   среднего
профессионального    образования    является   увеличение   количества
специалистов,  повышение  качества  их  подготовки  за  счет  развития
материально-технической базы учебных заведений, освоения новых методов
обучения и повышения уровня подготовки преподавательского состава.
     Развитие высшего   образования   для   туристской  индустрии  шло
постепенно.
     Крупные вузы   Москвы,  проводившие  подготовку  специалистов  по
управленческому,       экономическому       профилю,        сервисной,
внешнеэкономической деятельности,  в достаточно короткие сроки освоили
основы туристской (операторской и  агентской)  деятельности  и  начали
подготовку  специалистов  для  туриндустрии  в  рамках  уже  имеющихся
аккредитованных у них специальностей (как специализацию).
     Сложнее было  с  подготовкой  специалистов для гостиничной сферы,
которая требовала преподавателей узкого профиля, знающих теоретические
основы и практику гостиничного бизнеса.
     Несколько позднее подготовкой специалистов с высшим  образованием
начали  заниматься  бывшие  институты  повышения квалификации системы.
ЦСТЭ ВЦСПС,  ВАО "Интурист", которые имели преподавателейотраслевиков,
связи  с  туристской  индустрией,  но  лишь  набирали  опыт подготовки
специалистов по программам высшего образования.  Как говорилось ранее,
основой  их  деятельности  были  образовательные  программы  повышения
квалификации и переподготовки.
     В настоящее  время  рынок  высших  учебных  заведений,  готовящих
специалистов для туристско-гостиничной индустрии  Москвы,  практически
уже    сложился.    У   большинства   вузов   выявилась   определенная
"специализация"  такой  подготовки,  наработан   опыт   педагогической
деятельности, создана собственная учебно-методическая база.
     Сегодня высшее  профессиональное   образование   для   туристской
индустрии представлено в 68 городах РФ. Специалистов готовят более 250
вузов, причем 80% из них - непрофильные.
     В Москве  около  ста  вузов готовят специалистов для ТГК с высшим
образованием и ежегодно выпускают около 4-5 тыс. специалистов.
     Качество подготовки    не    всегда   соответствует   современным
требованиям развития туриндустрии, а именно:
     - отсутствуют практические навыки;
     - отмечается недостаточное знание иностранных языков;
     - имеет место низкая профессиональная подготовка и т.д.
     Ценность дополнительного  образования  состоит  в  том,  что  оно
максимально  приближено к требованиям жизни и,  в большинстве случаев,
непродолжительно.
     Учитывая, что    значительное   число   специалистов   туристской
индустрии не имеют  базового  отраслевого  образования,  краткосрочное
дополнительное  образование  позволяет оперативно получить знания,  не
отвлекаясь от практической деятельности.
     За последние  годы  профессиональная  переподготовка  и повышение
квалификации стали пользоваться спросом и активно развиваться.
     Рост числа   слушателей,   прошедших   переподготовку   и   (или)
повысивших свою квалификацию,  наблюдался сразу  после  экономического
кризиса 1998 года, и с тех пор ежегодно количество слушателей программ
дополнительного  образования  увеличивается.  Наибольшим   спросом   в
последние   годы   пользуются   образовательные  программы  в  области
менеджмента,  маркетинга,  финансов,  психологии. Причем представители
туристского бизнеса представляют наиболее активную аудиторию. Подобная
ситуация  отражает  мировые  тенденции  в  спросе  на  образовательные
услуги,  а  также обусловлена внедрением новых методов организационной
работы на предприятиях туриндустрии.
     На сегодняшний    день    система   дополнительного   образования
достаточно хорошо проработана  и  представлена  рядом  образовательных
программ  различной  продолжительности  и ориентированных на различный
контингент обучающихся.
     При Департаменте  образования  города  Москвы  в  настоящее время
аккредитованы 11 образовательных учреждений (в  т.ч.  средние  учебные
заведения,  курсы  и центры по повышению квалификации и переподготовке
кадров   и   т.п.),   которые    реализуют    программы    отраслевого
дополнительного образования.
     Кроме этого повышением квалификации и переподготовкой кадров  для
ТГК  занимается  также  ряд  высших  учебных заведений:  МГУ им.  М.В.
Ломоносова,  ГОУ ВПО города Москвы "Московская академия туристского  и
гостинично-ресторанного бизнеса (институт) при Правительстве Москвы" и
др.
     Количество лиц,  прошедших  повышение  квалификации и обучение по
программам  профессиональной  переподготовки   в   сфере   туризма   и
гостеприимства  в городе Москве согласно экспертным оценкам составляет
около 1 500 человек.
     В то   же   время,   специалисты   туристской   отрасли  отмечают
недостаточную    проработанность    таких     форм     дополнительного
профессионального образования как краткосрочные тренинги,  стажировки,
мастер-классы.  Существенным  пробелом   в   системе   дополнительного
профессионального   образования   является  незначительное  количество
программ,  ориентированных  на  лиц,  имеющих  начальное   и   среднее
профессиональное  образование  (поваров,  барменов,  администраторов и
т.д.).  Также представляется целесообразным более  широкое  применение
модульной    системы   повышения   квалификации,   которая   позволяет
работодателю обучать своих сотрудников без отрыва  от  производства  и
формировать  учебные  программы  для своих работников в соответствии с
потребностями  конкретного   предприятия,   включая   в   них   только
необходимые темы.
     Послевузовское образование -  подготовка  кандидатов  и  докторов
наук  реализуется  в  высших  учебных  заведениях  по  указанным  выше
специальностям.  Значительное количество кандидатских  диссертаций  по
туристской  проблематике  защищается по экономическим и педагогическим
специальностям.
     Подготовленные ученые-отраслевики         должны        пополнить
профессорско-преподавательский состав учебных заведений,  привлекаться
к научным исследованиям.
     Вместе с тем,  такие пожелания не всегда реализуются на практике.
В  значительной  части  ученые-отраслевики  устраиваются  на  работу в
другие   секторы   экономики   города,   которые   предлагают    более
перспективный карьерный рост и уровень заработной платы.
    Таким образом,  анализ  состояния  подготовки   кадров   для   ТГК
позволяет сделать выводы о необходимости:
    - увеличения   количества   профильных   классов   для    развития
профориентации у школьников;
    - увеличения  количества  специалистов   начального   и   среднего
профессионального образования и повышение качества их подготовки;
    - включения   в   программы   подготовки   специалистов    высшего
образования  большего  количества часов практических занятий,  а также
увеличения количества часов на изучение иностранных языков;
    - более  широкого  использования в дополнительном профессиональном
образовании  краткосрочных  тренингов,   стажировок,   мастер-классов,
модульной  системы  формирования учебных программ,  а также увеличения
количества программ,  ориентированных  на  лиц,  имеющих  начальное  и
среднее профессиональное образование.

Фрагмент документа "О РАЗВИТИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ ДЛЯ ТУРИСТСКО-ГОСТИНИЧНОГО КОМПЛЕКСА СТОЛИЦЫ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа