0 ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ РЕФОРМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В Г. МОСКВЕ И ПЕРСПЕКТИВАХ ЕЕ РАЗВИТИЯ (РЕДАКЦИЯ НА 19.09.2006). Постановление. Правительство Москвы. 25.09.01 865

Фрагмент документа "0 ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ РЕФОРМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В Г. МОСКВЕ И ПЕРСПЕКТИВАХ ЕЕ РАЗВИТИЯ (РЕДАКЦИЯ НА 19.09.2006)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

Задача 3.1. Определение и постановка целей и задач
               регулирования коммунальных предприятий -
                      естественных монополистов

     Регулирование  коммунальных  предприятий - локальных естественных
монополистов,   находящихся  в  собственности  г.  Москвы,  необходимо
начинать  с  определения и формализации целей и задач их деятельности.
Применительно  к  коммунальным  предприятиям,  находящимся  в  частной
собственности   (ОАО   "Мосэнерго")   необходимо  использовать  методы
регулирования, отличные от регулирования государственных предприятий.
     Основными  целями  Мэрии  Москвы  по  отношению  к создаваемым ею
жилищным и коммунальным предприятиям являются:
     - обеспечение  населения  г.  Москвы  жилищными  и  коммунальными
услугами;
     - воспроизводство    государственного    имущества   регулируемых
предприятий   в   необходимом   объеме  и  с  заданными  качественными
характеристиками.
     Следует  формализовать  цели  и  задачи деятельности коммунальных
предприятий и исходить из них при формировании и утверждении тарифов.
     Первоначально    формализация    целей   и   задач   деятельности
регулируемых предприятий должна осуществляться в виде производственной
и  инвестиционной программ предприятия, которые оно должно реализовать
в  течение  срока действия тарифов. Со стороны Мэрии Москвы необходимо
обязать  все  регулируемые  государственные предприятия одновременно с
подачей  документов на пересмотр тарифов представлять производственные
и    инвестиционные    программы.   При   этом   основное   содержание
инвестиционной  программы  регулируемого предприятия должен составлять
перечень  мероприятий,  которые  предполагается  осуществить в течение
регулируемого  периода  с  целью обновления и воспроизводства основных
средств.  Тарифы  (в  совокупности  с  бюджетными  поступлениями, если
таковые  имеются)  должны  обеспечить  регулируемому предприятию объем
финансовых   потребностей,  достаточный  для  реализации  утвержденных
производственных и инвестиционных программ.
     В  дальнейшем  постановку  целей  и задач надлежит осуществлять в
рамках  договора на управление имущественным комплексом, находящимся в
настоящее  время  в  ведении  государственных унитарных предприятий. С
юридической   точки   зрения,   Мэрия  Москвы  имеет  право  обособить
имущество,   находящееся   в  хозяйственном  ведении  государственного
унитарного  предприятия (например, путем реорганизации предприятия), и
отдать   его  в  управление  (на  основании  договора  на  управление)
специализированной управляющей компании, оговорив при этом ряд условий
и  взяв на себя определенные обязательства. Сторонами данного договора
должны  стать  Мэрия  Москвы,  с  одной  стороны, и специализированная
управляющая   компания,  с  другой  стороны.  При  этом  первоначально
управляющую  компанию  следует  создать  на  базе  органов  управления
регулируемого  государственного  предприятия. В договоре, на основании
которого   управляющая   компания   будет   управлять  государственным
имуществом,  должны  быть  зафиксированы  цель проведения модернизации
части  имущества  и  обязательство проведения со стороны регулирующего
органа соответствующей тарифной политики.
     Создание  специализированной  управляющей  компании  и заключение
договора  на управление требуют проведения большого объема необходимой
нормативно-правовой   работы.   Задачей,   которую  необходимо  решать
немедленно,  является  формализация целей деятельности государственных
жилищных  и коммунальных предприятий и определение их производственных
и инвестиционных программ.
     Мероприятие    3.1.1.    Разработать    порядок    предоставления
регулируемыми   государственными   предприятиями   производственных  и
инвестиционных программ собственнику имущества.
     Рекомендации по выполнению:
     Для   каждого   из   регулируемых   государственных   предприятий
необходимо    разработать    и    зафиксировать    в   соответствующих
нормативно-правовых    актах    требования    к   производственной   и
инвестиционной  программам,  определить  порядок  согласования  данных
программ  в  органах  исполнительной  власти г. Москвы. Для каждого из
регулируемых    предприятий    необходимо    определить    структурные
подразделения Мэрии, которые будут участвовать в процессе согласования
производственной и инвестиционной программ.
     Мероприятие    3.1.2.    Обязать   государственные   коммунальные
предприятия сформировать производственные и инвестиционные программы и
согласовать их в соответствии с разработанным порядком.
     Рекомендации по выполнению:
     Формирование  производственных  и инвестиционных программ следует
производить   одновременно   с  определением  финансовых  потребностей
предприятия   при   составлении   заявки   на  пересмотр  тарифа.  При
формировании  производственной  и инвестиционной программ на очередной
период  регулирования  следует  учитывать,  что в силу технологических
причин    существуют    определенные    минимальные    требования    к
производственной  и инвестиционной программам, недостижение которых (в
случае  снижения  тарифов  со стороны регулирующего органа) приведет к
непропорциональному   ухудшению   состояния   имущества  коммунального
предприятия либо к нарушению санитарных и экологических требований.
     Мероприятие    3.1.3.    Разработать    договор   на   управление
государственным имуществом коммунальных предприятий.
     Рекомендации по выполнению:
     Основными  требованиями  к  договору  на  управление  должны быть
следующие.
     Договор на управление должен быть срочным. Срок действия договора
необходимо  привязать  к  сроку  окупаемости  инвестиционных проектов,
реализуемых  в  рамках  данного  договора.  В  этом случае управляющая
компания,  привлекая  для  реализации данных проектов заемные средства
либо  финансируя  данные  проекты  за счет своих средств, должна иметь
гарантии  их  возврата. Принцип срочности договора на управление будет
стимулировать  развитие конкуренции в сфере управления государственным
имуществом коммунальных предприятий (конкуренция за рынок).
     В рамках долгосрочного договора на управление надлежит определить
периодичность  пересмотра  тарифов,  а  также  перечень  оснований для
внеочередного   пересмотра.  Пересмотр  тарифа  необходимо  увязать  с
формулировкой  тактических  целей  собственника имущества на очередной
период  регулирования,  то есть формулировкой новой производственной и
инвестиционной программы предприятия на данный срок.
     При  заключении  договора  на управление необходимо формулировать
стратегические  долгосрочные цели, которые собственник имущества хочет
достичь  в  течение  срока  действия  договора.  Эти  цели должны быть
привязаны  к  стратегическим планам развития г. Москвы. Одновременно с
формулировкой    стратегических   целей   управления   государственным
имуществом   при   заключении   договора   на   управление  необходимо
формулировать   более  детальные  планы  деятельности  предприятия  на
ближайший  период регулирования - производственную программу. При этом
последняя  должна  быть  разработана  управляющей компанией и одобрена
собственником имущества.
     В  договоре  необходимо  зафиксировать обязательство собственника
имущества  проводить такую тарифную политику, которая позволит достичь
установленные  стратегические  цели  на весь период действия договора.
Должны  быть  оговорены  действия  сторон  в случае, если регулирующий
орган  не  устанавливает  тарифы на уровне, достаточном для выполнения
производственной  или  инвестиционной  программы  (например,  снижение
качества  обслуживания  населения  либо  отказ  от проведения наименее
приоритетных мероприятий инвестиционной программы).
     В  договоре  на  управление  необходимо  предусмотреть  санкции к
сторонам  договора в случае нарушения ими своих обязательств. Основное
требование   к   управляющей   компании  -  обеспечивать  потребителей
коммунальными услугами надлежащего качества (либо поставлять ресурсы в
заданном  объеме  и  с определенными параметрами качества) и выполнять
программу по развитию имущественного комплекса г. Москвы. Требование к
органам  исполнительной  власти  г.  Москвы  - обеспечивать финансовые
потребности  предприятия,  необходимые  для  реализации поставленных в
договоре    целей,    прежде   всего   методами   тарифной   политики.
Соответственно,  если  управляющая  компания не обеспечивает требуемое
качество  жилищных  и коммунальных услуг, то регулирующий орган должен
иметь  право  пересмотреть  тарифы.  И,  наоборот,  если установленный
уровень  тарифов  недостаточен  для  обеспечения  надлежащего качества
коммунальных   услуг,  управляющая  компания  должна  иметь  право  на
снижение  качества  оказываемых  ею  услуг либо на отказ от выполнения
части  поставленных в договоре на управление целей (например, отказ от
модернизации государственного имущества).
     Мероприятие     3.1.4.     Разработать    порядок    согласования
производственных  и  инвестиционных  программ для частных коммунальных
предприятий.
     Рекомендации по выполнению:
     Подход  к  регулированию  частных коммунальных предприятий должен
быть  отличен от методики регулирования государственных предприятий. В
частности, регулирующий орган должен устанавливать тарифы, позволяющие
частному  предприятию  покрывать  свои  издержки  и  получать прибыль,
определяемую  исходя из стоимости ее капитала. Величина прибыли должна
позволять  владельцам  предприятия  (акционерам)  получать доходность,
сопоставимую с доходностью вложений с таким же уровнем риска.

Фрагмент документа "0 ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ РЕФОРМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В Г. МОСКВЕ И ПЕРСПЕКТИВАХ ЕЕ РАЗВИТИЯ (РЕДАКЦИЯ НА 19.09.2006)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа