Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ "СТОЛИЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - 4" НА 2005-2007 ГГ. (РЕДАКЦИЯ НА 06.02.2007)".
Раздел 5. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Проблемы повышения качества образования и его доступности определены как ведущие в программах "Столичное образование" на протяжении всех лет их реализации и играют ключевую роль в развитии образования г. Москвы. С целью совершенствования содержания общего образования и форм организации учебной деятельности проведена экспертиза всех учебников и учебно-методических комплектов, допущенных для использования в общеобразовательных школах, подготовлены рекомендации по их использованию в учебном процессе. Особое внимание в последние годы было уделено гуманитарной составляющей содержания общего образования, и на первое место были выделены проблемы исторического образования. С учетом усиления интереса школьников к изучению истории, общественно значимых событий, проходивших в Москве и России, создан Центр исторического образования, ведется работа по созданию городского и окружных дискуссионных клубов "Юный историк-исследователь", дискуссионного клуба для учителей истории на базе Московского городского дома учителя. Начиная с 2003/2004 учебного года на базе лицеев, гимназий, Центра математического образования функционируют межшкольные факультативы для детей из социально незащищенных семей, добившихся особых успехов в учении, для подготовки их к поступлению в высшие учебные заведения. Ведется работа по своевременному выявлению причин школьной неуспешности. Подготовлены рекомендации по организации в каждом общеобразовательном учреждении психолого-социально-педагогических консилиумов, которые призваны решать задачи изучения причин школьной неуспешности в каждом конкретном случае для оказания психолого-социально-педагогической поддержки ребенка. Отработана модель регионального базисного учебного плана, который дает возможность образовательным учреждениям реализовывать повышенное качество образования по отдельным образовательным областям и направлен на формирование информационной и коммуникативной компетентности учащихся. Осуществляемая система мер определила некоторые положительные тенденции, наметившиеся в Москве за последние годы. Создание в Москве на третьей ступени общего образования классов, реализующих разнопрофильные программы, позволило провести комплектование 10-х классов с учетом возможностей и интересов детей. Как следствие произошли изменения в результатах уровня успеваемости десятиклассников: почти в 2 раза уменьшилось количество обучающихся, оставленных на повторное обучение. В течение последних трех лет проводилась работа по созданию предпрофильного и профильного обучения учащихся: с сентября 2004 года функционируют 4 общеобразовательные школы, работающие в составе только старших классов и реализующие программы профильного и предпрофильного обучения, 54 общеобразовательные школы отрабатывают содержание и организационную модель профильного обучения на старшей ступени. В 2004/2005 учебном году в режиме полного дня функционируют 248 школ. Создана и развивается сеть городских экспериментальных площадок с последующим внедрением в массовую образовательную практику результатов экспериментальной работы. Экспериментальной деятельностью занимается более 30% учреждений образования города Москвы. Сложилась система повышенного уровня обучения: более 800 общеобразовательных учреждений работают в режиме гимназий, лицеев, школ, обеспечивающих образовательные потребности учащихся с повышенной мотивацией к обучению. Развернуто международное и межрегиональное сотрудничество в области образования, используется опыт передовых российских учебных заведений, зарубежной школы и педагогики. Вместе с тем необходимо разработать варианты регионального компонента стандартов образования, московского базисного учебного плана, примерные образовательные программы по учебным предметам. Планируется отработка различных моделей организации профильного обучения: однопрофильная (класс-комплект), многопрофильная (классы-комплекты), многопрофильная (обучение по группам в рамках одной параллели или класса за счет организации обучения по индивидуальным учебным планам, варианта "ресурсный центр", варианта "школа - учреждение дополнительного образования - колледж - вуз"). Необходимо разработать модели культурообразующей среды школы, обеспечивающей интеграцию естественно-научной и художественной картин мира в школьном образовании, комплект учебных материалов по социально-гуманитарным дисциплинам. С целью совершенствования социально-психологической поддержки участников образовательного процесса в городе развивается система комплексного психолого-педагогического и социального сопровождения детей всех возрастов и категорий, а также организация психологической поддержки и всесторонней помощи родителям этих детей и педагогическим работникам образовательных учреждений всех типов и видов. На первое место выдвигаются задачи разработки модели и технологии психолого-педагогического и медико-социального сопровождения различных групп детей, в том числе обеспечение психолого-медико-социального сопровождения воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовка воспитанников к самостоятельной семейной жизни. Продолжается работа по реализации программы "Здоровье детей Москвы на 2003-2005 гг.", в том числе по скрининг-диагностике зрения школьников. Для детей с тяжелыми нарушениями зрения в общеобразовательных учреждениях открыты специальные группы и классы. В 85 школах города работают центры содействия сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников как структурные подразделения общеобразовательных учреждений. Центром организационно-методического обеспечения физического воспитания Департамента образования города Москвы разработаны методические рекомендации по организации и проведению уроков физической культуры с учетом состояния здоровья обучающихся и возрастных групп. Для реализации оздоровительной направленности физического воспитания, организации содержательного досуга обучающихся окружными управлениями образования проводится работа по вовлечению детей в спортивные секции. Заслуженным авторитетом пользуется возрожденная в 2000 году Спартакиада школьников Москвы. Проводимая работа позволила повысить показатель физической готовности обучающихся в общеобразовательных учреждениях на 17% за время выполнения предыдущей городской целевой программы "Модернизация московского образования (Столичное образование - 3)". Расширяется сеть "школ здоровья", предусматривающих сочетание обучения, воспитания, лечебно-профилактических мероприятий и отдыха. В 2004 году в Москве функционировало 65 общеобразовательных учреждений "Школа здоровья" (2002 г. - 18, 2003 г. - 45). В настоящее время в школах осуществляется дифференцированный подход при определении контингента учащихся, получающих льготное питание. Двухразовое питание получают дети из многодетных и наиболее социально незащищенных семей; учащиеся "школ здоровья" и школ полного дня; несовершеннолетние учащиеся вечерне-сменных школ, которые нигде не работают и могут быть отнесены к группе детей из социально незащищенных семей. Вместе с тем остаются проблемы в медицинском обслуживании школ, организации и проведении мониторинга состояния здоровья детского населения; проведении просветительской работы с родителями по вопросам сохранения здоровья; в создании санаторных лагерей для детей с проблемами в здоровье в каникулярное время. Не отработана модель взаимодействия работников образования и здравоохранения по педагогическому и медицинскому сопровождению детей с выявленными нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата. Нарушается принцип комплектования общеобразовательных учреждений "Школа здоровья"; нарушаются санитарные нормы и правила в превышении объема максимально допустимой нагрузки, в том числе по нормам домашних заданий. В целях сохранения и укрепления здоровья учащихся московских школ предполагается организовать работу по внедрению "Паспорта здоровья" учащихся Москвы, разработать модуль оценки эффективности комплекса здоровьесберегающих технологий, обеспечить прохождение врачебного контроля обучающимися в процессе учебных, учебно-тренировочных занятий и соревнований. Необходимой является и отработка системы экспертизы общеобразовательных учреждений "Школа здоровья", структурных подразделений - центров содействия сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников образовательных учреждений. Требует совершенствования система подготовки и переподготовки кадров, работающих в центрах содействия сохранению и укреплению здоровья. Насущной потребностью сегодняшнего дня являются разработка и внедрение программ физической подготовки для различных типов образовательных учреждений (школы полного дня, кадетские школы). Воспитание юных москвичей - одна из основных задач московского образования. В целях повышения правового образования учащихся с 1 сентября 2004 года в общеобразовательных учреждениях введены курсы "Право" и "Конституция Российской Федерации", открыта городская экспериментальная площадка по данному направлению работы. В этих целях проводится работа по выявлению и организации обучения детей школьного возраста, не посещающих по неуважительным причинам образовательные учреждения. Работают городская и окружные комиссии по соблюдению гарантии прав несовершеннолетних на образование. В настоящее время их деятельность, а также порядок учета детей школьного возраста определены новым Законом города Москвы "Об общем образовании в городе Москве". Сформирован банк обучающихся, не посещающих по неуважительным причинам образовательные учреждения. В рамках информационной автоматизированной системы "Всеобуч" создана подсистема "Безнадзорность" по учету несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении. В образовательных учреждениях Москвы внедряются новые формы и методы воспитательно-профилактической деятельности с использованием интерактивных проектных технологий, новых психолого-педагогических разработок. В результате реализации программ "Столичное образование - 1, 2, 3" наметились положительные тенденции в состоянии правонарушений среди обучающихся. За последние 2 года снизилось общее количество учащихся школ и учреждений начального и среднего образования города Москвы, принимавших участие в совершении преступлений и административных правонарушений. Несмотря на достигнутые успехи в общем процессе организации воспитательной деятельности в образовательных учреждениях города, система оценивания, уклад жизни образовательных учреждений не всегда соответствуют требованиям современности, задачам подготовки школьников к включению в социальную реальность, поддержке личности учащегося, его индивидуальных достижений. Система московского образования еще в недостаточной мере реализует воспитывающую функцию в условиях новой социально-экономической реальности, функцию психологической поддержки учащегося; слабо формируется толерантность, способность к осознанному выбору, сопротивление наркотикам и другим вредным привычкам; недостаточна социальная активность учащихся. Для организации эффективной воспитательной деятельности в образовательных учреждениях города в ближайшие годы необходимо обеспечить единые подходы в работе с детьми в рамках города, школы, детского коллектива; разработать образовательные программы, учебно-методические пособия по взаимодействию образовательного учреждения и семьи в формировании социально активной личности обучающихся, по формированию культуры здорового образа жизни и семейного воспитания; разработать концепцию музейно-педагогической деятельности в образовательном учреждении и нового Положения о музее образовательного учреждения, разработать и апробировать целевой проект "Музейно-краеведческая работа как фактор социализации учащихся". В целях закрепления и дальнейшего развития положительной динамики в организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений на 2004-2007 годы стоит задача обеспечения эффективности профилактики асоциального поведения детей и молодежи, детской беспризорности, правонарушений и других негативных явлений. С этой целью необходимо обеспечить максимальную занятость обучающихся, развивать систему дополнительного образования детей, организовывая работу по месту их жительства, увеличивать количество творческих объединений по интересам в общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования с привлечением семьи к воспитанию детей и молодежи. Необходимо реализовать программы по формированию и развитию лидерских качеств у учащихся, обеспечить деятельность детских клубных объединений в образовательных учреждениях. В городе Москве более 10 лет ведется работа над становлением и развитием системы всеобщего, комплексного, непрерывного экологического образования, охватывающего весь процесс дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования. Особая роль в формировании экологического мировоззрения отводится экологической проектно-исследовательской деятельности школьников. Школьные исследовательские проекты способствуют не только развитию научно-исследовательской деятельности в области экологии, но и укреплению сотрудничества детей, педагогов и родительской общественности. В то же время необходимо продолжить работу по созданию условий в каждом образовательном учреждении города для получения детьми экологических знаний, организации совместной экологической, природоохранной деятельности учащихся, педагогов, родительской общественности на более высоком уровне; способствовать повышению их информированности об экологических проблемах города, расширить возможности для формирования мировоззренческого образа мышления москвичей. В связи с подготовкой к празднованию 60-летия Победы в Великой Отечественной войне в городе активизировалась работа по гражданско-патриотическому воспитанию. Важной составляющей в праздновании 60-летия Победы в Великой Отечественной войне стали мероприятия, участниками которых стали школьники, родительская общественность, клубы, школьные музеи. В общеобразовательных учреждениях работают 895 музеев (2003 г. - 845). Из них сертифицировано 88%. В учреждениях образования активно ведется поисковая работа в рамках городской программы "Вахта памяти". Департаментом образования города Москвы с 1998 г. проводятся мониторинговые исследования качества образования школьников Москвы. Результаты свидетельствуют о положительной динамике по овладению программным материалом на базовом уровне. Это подтвердили и результаты ЕГЭ в 2004 г. Введение русского языка в старшей школе (10-11 классы) позволило повысить уровень подготовки выпускников общеобразовательных школ по этому предмету. К основным задачам повышения качества образования можно отнести продолжение работы: - по обеспечению обязательного и доступного общего образования в городе Москве; - по совершенствованию контроля и управления качеством образования; - по повышению роли дополнительного образования обучающихся; - по разработке и внедрению государственных стандартов образования; - по переходу на профильное обучение старшеклассников; - по отработке адаптационных периодов для обучающихся при переходе из дошкольных образовательных учреждений в начальную школу, из начальной школы в основную школу; - по совершенствованию форм медико-социального сопровождения участников образовательного пространства; - по повышению роли семьи в воспитании и обучении детей и подростков. Особенностью столичного образования является широкое взаимодействие с высшей школой. Это взаимодействие, начавшееся в конце 80-х годов прошлого века с сотрудничества отдельных общеобразовательных школ и вузов, в настоящее время превратилось в мощный образовательный потенциал, который уже сейчас является важным фактором не только развития образовательной сферы, но и решения многих задач социально-культурной и экономической жизни Москвы, реализации молодежной политики. Этому во многом способствовала деятельность 10 региональных вузов, учрежденных Правительством Москвы, 5 из которых находится в ведении Департамента образования города Москвы. Правительство Москвы высоко оценивает деятельность высших учебных заведений по сотрудничеству с образовательными учреждениями Департамента образования, учредив в 2001 году ежегодные премии московским вузам за высокую эффективность взаимодействия с общеобразовательными учреждениями. Научное обеспечение столичной системы образования осуществляется силами московских вузов, центров и научно-исследовательских институтов. Московским городским психолого-педагогическим университетом, Московским городским педагогическим университетом разработаны методология и технология оказания экстренной психологической помощи детям, в том числе детям мигрантов, в особых (экстремальных) условиях. Здесь же создана структурно-функциональная и технологическая модель городской службы консультационной и экстренной психологической помощи детям и их родителям; создана сетевая справочно-информационная и консультационная служба по оказанию психологической помощи детям и родителям. Московским институтом открытого образования в период реализации программ "Столичное образование - 1, 2 и 3" разработаны и внедрены в практику работы программы по дополнительному профессиональному образованию; обоснованы и созданы система научно-методической поддержки подготовки проведения единого государственного экзамена, концепция, методика и инструментарий для оценки эффективности учебно-воспитательного процесса в контексте здоровьесберегающих технологий, подходы к использованию информационных технологий в образовании и разработаны модели дистантного образования для разных категорий обучающихся, включая детей с ограниченными возможностями; определены концептуальные основания для безотметочного обучения детей и организована их проверка в экспериментальном режиме. Разработаны различные модели образовательной среды для разных категорий детей. Учебно-методическим центром по информационно-аналитической работе разработаны программы и методики для подготовки специалистов по блоку профессий, связанных с применением Интернет-технологий. Для координации и повышения эффективности фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ при Департаменте образования города Москвы в 2003 г. создан Научно-экспертный совет. Целесообразно совершенствование системы конкурсного отбора наиболее перспективных проектов, полноценное финансирование утвержденных разработок, масштабное использование результатов исследований, проведение мониторинга реализации и оценки эффективности проекта. Для поддержки развития образования необходимо разработать концепцию и технологию научного обеспечения развития московской системы образования, создать банк данных по всем направлениям научных исследований, разработать систему организации и поддержки научных исследований в системе образования города; разработать и апробировать модели исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях города; модели учебно-научных объединений в образовательных учреждениях города, технологии внедрения в московскую систему образования новых методик работы и оценки результатов деятельности. Взаимодействие системы образования города Москвы с высшими учебными заведениями и научными организациями будет способствовать: - дальнейшему развитию и углублению новых форм взаимодействия средней и высшей школы и на этой основе совершенствованию системы непрерывности и преемственности образования в столичном регионе; - использованию потенциала высших учебных заведений в интересах города, его административных округов; - укреплению взаимодействия с высшими учебными заведениями как средства реализации молодежной политики города; - совершенствованию образовательной деятельности высших учебных заведений через систему лицензирования и аттестации с участием специалистов Департамента образования. |
Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ "СТОЛИЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - 4" НА 2005-2007 ГГ. (РЕДАКЦИЯ НА 06.02.2007)".