О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ "СТОЛИЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - 4" НА 2005-2007 ГГ. (РЕДАКЦИЯ НА 06.02.2007). Постановление. Правительство Москвы. 19.07.05 529-ПП

Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ "СТОЛИЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - 4" НА 2005-2007 ГГ. (РЕДАКЦИЯ НА 06.02.2007)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

Раздел 5. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

     Проблемы   повышения   качества  образования  и  его  доступности
определены   как  ведущие  в  программах  "Столичное  образование"  на
протяжении  всех  лет  их реализации и играют ключевую роль в развитии
образования г. Москвы.
     С  целью  совершенствования  содержания общего образования и форм
организации учебной деятельности проведена экспертиза всех учебников и
учебно-методических   комплектов,   допущенных   для  использования  в
общеобразовательных    школах,   подготовлены   рекомендации   по   их
использованию в учебном процессе.
     Особое  внимание  в  последние  годы  было  уделено  гуманитарной
составляющей  содержания  общего  образования,  и на первое место были
выделены   проблемы   исторического  образования.  С  учетом  усиления
интереса  школьников к изучению истории, общественно значимых событий,
проходивших в Москве и России, создан Центр исторического образования,
ведется  работа по созданию городского и окружных дискуссионных клубов
"Юный   историк-исследователь",   дискуссионного  клуба  для  учителей
истории на базе Московского городского дома учителя.
     Начиная  с  2003/2004  учебного  года  на  базе лицеев, гимназий,
Центра    математического    образования   функционируют   межшкольные
факультативы  для  детей  из  социально незащищенных семей, добившихся
особых  успехов  в  учении,  для  подготовки их к поступлению в высшие
учебные заведения.
     Ведется   работа  по  своевременному  выявлению  причин  школьной
неуспешности.   Подготовлены  рекомендации  по  организации  в  каждом
общеобразовательном    учреждении   психолого-социально-педагогических
консилиумов,  которые  призваны решать задачи изучения причин школьной
неуспешности    в    каждом    конкретном    случае    для    оказания
психолого-социально-педагогической поддержки ребенка.
     Отработана модель регионального базисного учебного плана, который
дает  возможность образовательным учреждениям реализовывать повышенное
качество образования по отдельным образовательным областям и направлен
на   формирование   информационной  и  коммуникативной  компетентности
учащихся.
     Осуществляемая  система  мер  определила  некоторые положительные
тенденции, наметившиеся в Москве за последние годы.
     Создание  в Москве на третьей ступени общего образования классов,
реализующих     разнопрофильные    программы,    позволило    провести
комплектование  10-х  классов с учетом возможностей и интересов детей.
Как  следствие  произошли  изменения в результатах уровня успеваемости
десятиклассников:  почти  в 2 раза уменьшилось количество обучающихся,
оставленных на повторное обучение.
     В  течение  последних  трех  лет  проводилась  работа по созданию
предпрофильного  и профильного обучения учащихся: с сентября 2004 года
функционируют 4 общеобразовательные школы, работающие в составе только
старших  классов и реализующие программы профильного и предпрофильного
обучения,  54  общеобразовательные  школы  отрабатывают  содержание  и
организационную модель профильного обучения на старшей ступени.
     В  2004/2005  учебном году в режиме полного дня функционируют 248
школ.
     Создана и развивается сеть городских экспериментальных площадок с
последующим внедрением в массовую образовательную практику результатов
экспериментальной работы.
     Экспериментальной  деятельностью  занимается более 30% учреждений
образования города Москвы.
     Сложилась   система   повышенного   уровня  обучения:  более  800
общеобразовательных  учреждений  работают  в  режиме гимназий, лицеев,
школ, обеспечивающих образовательные потребности учащихся с повышенной
мотивацией к обучению.
     Развернуто   международное  и  межрегиональное  сотрудничество  в
области  образования,  используется  опыт передовых российских учебных
заведений, зарубежной школы и педагогики.
     Вместе   с  тем  необходимо  разработать  варианты  регионального
компонента  стандартов  образования,  московского  базисного  учебного
плана, примерные образовательные программы по учебным предметам.
     Планируется  отработка  различных моделей организации профильного
обучения:     однопрофильная     (класс-комплект),     многопрофильная
(классы-комплекты),  многопрофильная  (обучение  по  группам  в рамках
одной   параллели   или   класса   за  счет  организации  обучения  по
индивидуальным  учебным  планам,  варианта "ресурсный центр", варианта
"школа  -  учреждение  дополнительного  образования - колледж - вуз").
Необходимо   разработать   модели   культурообразующей   среды  школы,
обеспечивающей  интеграцию естественно-научной и художественной картин
мира   в   школьном   образовании,   комплект  учебных  материалов  по
социально-гуманитарным дисциплинам.
     С  целью  совершенствования  социально-психологической  поддержки
участников  образовательного  процесса  в  городе  развивается система
комплексного  психолого-педагогического  и  социального  сопровождения
детей  всех возрастов и категорий, а также организация психологической
поддержки  и всесторонней помощи родителям этих детей и педагогическим
работникам образовательных учреждений всех типов и видов.
     На первое место выдвигаются задачи разработки модели и технологии
психолого-педагогического и медико-социального сопровождения различных
групп  детей,  в  том  числе  обеспечение психолого-медико-социального
сопровождения воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот
и  детей, оставшихся без попечения родителей, подготовка воспитанников
к самостоятельной семейной жизни.
     Продолжается  работа  по  реализации  программы  "Здоровье  детей
Москвы  на  2003-2005 гг.", в том числе по скрининг-диагностике зрения
школьников.    Для    детей    с   тяжелыми   нарушениями   зрения   в
общеобразовательных учреждениях открыты специальные группы и классы.
     В  85  школах  города  работают  центры  содействия  сохранению и
укреплению   здоровья  обучающихся  и  воспитанников  как  структурные
подразделения общеобразовательных учреждений.
     Центром   организационно-методического   обеспечения  физического
воспитания   Департамента   образования   города   Москвы  разработаны
методические   рекомендации   по   организации   и  проведению  уроков
физической   культуры   с  учетом  состояния  здоровья  обучающихся  и
возрастных групп.
     Для   реализации   оздоровительной   направленности   физического
воспитания,  организации  содержательного досуга обучающихся окружными
управлениями  образования  проводится  работа  по  вовлечению  детей в
спортивные  секции.  Заслуженным авторитетом пользуется возрожденная в
2000 году Спартакиада школьников Москвы.
     Проводимая   работа   позволила  повысить  показатель  физической
готовности  обучающихся  в  общеобразовательных  учреждениях на 17% за
время  выполнения предыдущей городской целевой программы "Модернизация
московского образования (Столичное образование - 3)".
     Расширяется  сеть  "школ  здоровья",  предусматривающих сочетание
обучения, воспитания, лечебно-профилактических мероприятий и отдыха. В
2004  году  в Москве функционировало 65 общеобразовательных учреждений
"Школа здоровья" (2002 г. - 18, 2003 г. - 45).
     В  настоящее  время  в  школах  осуществляется дифференцированный
подход  при  определении  контингента  учащихся,  получающих  льготное
питание.  Двухразовое  питание получают дети из многодетных и наиболее
социально  незащищенных семей; учащиеся "школ здоровья" и школ полного
дня;  несовершеннолетние  учащиеся вечерне-сменных школ, которые нигде
не  работают  и  могут  быть  отнесены  к  группе  детей  из социально
незащищенных семей.
     Вместе  с  тем остаются проблемы в медицинском обслуживании школ,
организации  и  проведении  мониторинга  состояния  здоровья  детского
населения; проведении просветительской работы с родителями по вопросам
сохранения  здоровья;  в  создании  санаторных  лагерей  для  детей  с
проблемами  в  здоровье  в  каникулярное  время.  Не отработана модель
взаимодействия    работников    образования   и   здравоохранения   по
педагогическому  и  медицинскому  сопровождению  детей  с  выявленными
нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата.
     Нарушается  принцип комплектования общеобразовательных учреждений
"Школа  здоровья";  нарушаются санитарные нормы и правила в превышении
объема максимально допустимой нагрузки, в том числе по нормам домашних
заданий.
     В целях сохранения и укрепления здоровья учащихся московских школ
предполагается  организовать  работу  по внедрению "Паспорта здоровья"
учащихся  Москвы,  разработать  модуль  оценки эффективности комплекса
здоровьесберегающих   технологий,  обеспечить  прохождение  врачебного
контроля обучающимися в процессе учебных, учебно-тренировочных занятий
и соревнований.
     Необходимой    является    и    отработка    системы   экспертизы
общеобразовательных    учреждений    "Школа   здоровья",   структурных
подразделений  -  центров  содействия сохранению и укреплению здоровья
обучающихся   и   воспитанников  образовательных  учреждений.  Требует
совершенствования   система   подготовки   и   переподготовки  кадров,
работающих в центрах содействия сохранению и укреплению здоровья.
     Насущной  потребностью  сегодняшнего  дня  являются  разработка и
внедрение   программ   физической   подготовки   для  различных  типов
образовательных учреждений (школы полного дня, кадетские школы).
     Воспитание  юных  москвичей  - одна из основных задач московского
образования.
     В  целях  повышения  правового  образования учащихся с 1 сентября
2004  года  в  общеобразовательных учреждениях введены курсы "Право" и
"Конституция      Российской     Федерации",     открыта     городская
экспериментальная площадка по данному направлению работы.
     В  этих  целях  проводится  работа  по  выявлению  и  организации
обучения  детей  школьного  возраста,  не посещающих по неуважительным
причинам  образовательные  учреждения.  Работают  городская и окружные
комиссии   по   соблюдению   гарантии   прав   несовершеннолетних   на
образование.  В настоящее время их деятельность, а также порядок учета
детей  школьного  возраста  определены новым Законом города Москвы "Об
общем  образовании  в городе Москве". Сформирован банк обучающихся, не
посещающих  по  неуважительным  причинам образовательные учреждения. В
рамках  информационной  автоматизированной  системы  "Всеобуч" создана
подсистема  "Безнадзорность"  по  учету  несовершеннолетних  и  семей,
находящихся в социально опасном положении.
     В  образовательных  учреждениях  Москвы  внедряются новые формы и
методы  воспитательно-профилактической  деятельности  с использованием
интерактивных  проектных  технологий,  новых  психолого-педагогических
разработок.
     В  результате  реализации программ "Столичное образование - 1, 2,
3" наметились положительные тенденции в состоянии правонарушений среди
обучающихся.  За  последние 2 года снизилось общее количество учащихся
школ  и  учреждений  начального  и среднего образования города Москвы,
принимавших  участие  в  совершении  преступлений  и  административных
правонарушений.
     Несмотря  на  достигнутые  успехи  в  общем  процессе организации
воспитательной  деятельности  в  образовательных  учреждениях  города,
система  оценивания,  уклад жизни образовательных учреждений не всегда
соответствуют требованиям современности, задачам подготовки школьников
к включению в социальную реальность, поддержке личности учащегося, его
индивидуальных достижений.
     Система   московского   образования   еще  в  недостаточной  мере
реализует      воспитывающую      функцию     в     условиях     новой
социально-экономической  реальности, функцию психологической поддержки
учащегося;  слабо формируется толерантность, способность к осознанному
выбору,   сопротивление   наркотикам   и   другим  вредным  привычкам;
недостаточна социальная активность учащихся.
     Для   организации   эффективной   воспитательной  деятельности  в
образовательных   учреждениях   города  в  ближайшие  годы  необходимо
обеспечить  единые  подходы  в работе с детьми в рамках города, школы,
детского    коллектива;    разработать    образовательные   программы,
учебно-методические   пособия   по   взаимодействию   образовательного
учреждения   и   семьи  в  формировании  социально  активной  личности
обучающихся,   по  формированию  культуры  здорового  образа  жизни  и
семейного  воспитания;  разработать  концепцию  музейно-педагогической
деятельности  в  образовательном учреждении и нового Положения о музее
образовательного учреждения, разработать и апробировать целевой проект
"Музейно-краеведческая работа как фактор социализации учащихся".
     В целях закрепления и дальнейшего развития положительной динамики
в  организации  работы по профилактике безнадзорности и правонарушений
на  2004-2007 годы стоит задача обеспечения эффективности профилактики
асоциального  поведения  детей  и  молодежи,  детской  беспризорности,
правонарушений  и  других  негативных явлений. С этой целью необходимо
обеспечить   максимальную  занятость  обучающихся,  развивать  систему
дополнительного  образования  детей,  организовывая работу по месту их
жительства, увеличивать количество творческих объединений по интересам
в  общеобразовательных  учреждениях  и  учреждениях  профессионального
образования  с  привлечением  семьи  к  воспитанию  детей  и молодежи.
Необходимо  реализовать программы по формированию и развитию лидерских
качеств   у   учащихся,   обеспечить   деятельность   детских  клубных
объединений в образовательных учреждениях.
     В  городе  Москве  более 10 лет ведется работа над становлением и
развитием системы всеобщего, комплексного, непрерывного экологического
образования,   охватывающего   весь   процесс   дошкольного,   общего,
профессионального и дополнительного образования.
     Особая роль в формировании экологического мировоззрения отводится
экологической   проектно-исследовательской   деятельности  школьников.
Школьные  исследовательские  проекты  способствуют  не только развитию
научно-исследовательской   деятельности   в  области  экологии,  но  и
укреплению    сотрудничества    детей,    педагогов   и   родительской
общественности.
     В  то же время необходимо продолжить работу по созданию условий в
каждом   образовательном   учреждении   города  для  получения  детьми
экологических    знаний,    организации    совместной   экологической,
природоохранной   деятельности   учащихся,   педагогов,   родительской
общественности  на  более  высоком уровне; способствовать повышению их
информированности   об   экологических   проблемах  города,  расширить
возможности   для   формирования  мировоззренческого  образа  мышления
москвичей.
     В  связи  с  подготовкой к празднованию 60-летия Победы в Великой
Отечественной    войне    в    городе   активизировалась   работа   по
гражданско-патриотическому воспитанию.
     Важной  составляющей  в  праздновании  60-летия  Победы в Великой
Отечественной  войне  стали  мероприятия,  участниками  которых  стали
школьники, родительская общественность, клубы, школьные музеи.
     В  общеобразовательных учреждениях работают 895 музеев (2003 г. -
845).  Из  них  сертифицировано 88%. В учреждениях образования активно
ведется поисковая работа в рамках городской программы "Вахта памяти".
     Департаментом  образования  города  Москвы  с  1998 г. проводятся
мониторинговые  исследования  качества  образования школьников Москвы.
Результаты  свидетельствуют  о  положительной  динамике  по  овладению
программным материалом на базовом уровне. Это подтвердили и результаты
ЕГЭ  в  2004 г. Введение русского языка в старшей школе (10-11 классы)
позволило  повысить уровень подготовки выпускников общеобразовательных
школ по этому предмету.
     К  основным  задачам повышения качества образования можно отнести
продолжение работы:
     - по  обеспечению обязательного и доступного общего образования в
городе Москве;
     - по    совершенствованию   контроля   и   управления   качеством
образования;
     - по повышению роли дополнительного образования обучающихся;
     - по    разработке   и   внедрению   государственных   стандартов
образования;
     - по переходу на профильное обучение старшеклассников;
     - по   отработке   адаптационных  периодов  для  обучающихся  при
переходе  из  дошкольных образовательных учреждений в начальную школу,
из начальной школы в основную школу;
     - по   совершенствованию  форм  медико-социального  сопровождения
участников образовательного пространства;
     - по  повышению  роли  семьи  в  воспитании  и  обучении  детей и
подростков.
     Особенностью     столичного    образования    является    широкое
взаимодействие с высшей школой. Это взаимодействие, начавшееся в конце
80-х     годов    прошлого    века    с    сотрудничества    отдельных
общеобразовательных  школ  и  вузов,  в настоящее время превратилось в
мощный  образовательный  потенциал, который уже сейчас является важным
фактором не только развития образовательной сферы, но и решения многих
задач  социально-культурной  и  экономической жизни Москвы, реализации
молодежной  политики.  Этому  во многом способствовала деятельность 10
региональных  вузов,  учрежденных  Правительством Москвы, 5 из которых
находится в ведении Департамента образования города Москвы.
     Правительство Москвы высоко оценивает деятельность высших учебных
заведений    по   сотрудничеству   с   образовательными   учреждениями
Департамента   образования,  учредив  в  2001  году  ежегодные  премии
московским   вузам   за   высокую   эффективность   взаимодействия   с
общеобразовательными учреждениями.
     Научное  обеспечение столичной системы образования осуществляется
силами    московских   вузов,   центров   и   научно-исследовательских
институтов.
     Московским   городским   психолого-педагогическим  университетом,
Московским    городским   педагогическим   университетом   разработаны
методология  и  технология  оказания экстренной психологической помощи
детям, в том числе детям мигрантов, в особых (экстремальных) условиях.
Здесь  же  создана  структурно-функциональная и технологическая модель
городской  службы консультационной и экстренной психологической помощи
детям  и  их  родителям;  создана  сетевая  справочно-информационная и
консультационная  служба  по  оказанию  психологической помощи детям и
родителям.
     Московским  институтом  открытого образования в период реализации
программ  "Столичное  образование - 1, 2 и 3" разработаны и внедрены в
практику   работы   программы   по  дополнительному  профессиональному
образованию;   обоснованы   и   созданы   система  научно-методической
поддержки  подготовки  проведения  единого  государственного экзамена,
концепция,   методика   и   инструментарий  для  оценки  эффективности
учебно-воспитательного   процесса   в   контексте  здоровьесберегающих
технологий,   подходы  к  использованию  информационных  технологий  в
образовании  и  разработаны  модели дистантного образования для разных
категорий  обучающихся,  включая  детей с ограниченными возможностями;
определены  концептуальные основания для безотметочного обучения детей
и организована их проверка в экспериментальном режиме.
     Разработаны  различные  модели  образовательной  среды для разных
категорий детей.
     Учебно-методическим центром по информационно-аналитической работе
разработаны  программы и методики для подготовки специалистов по блоку
профессий, связанных с применением Интернет-технологий.
     Для  координации  и  повышения  эффективности  фундаментальных  и
прикладных научно-исследовательских работ при Департаменте образования
города Москвы в 2003 г. создан Научно-экспертный совет.
     Целесообразно   совершенствование   системы   конкурсного  отбора
наиболее    перспективных    проектов,    полноценное   финансирование
утвержденных    разработок,   масштабное   использование   результатов
исследований, проведение мониторинга реализации и оценки эффективности
проекта.  Для  поддержки  развития  образования необходимо разработать
концепцию   и  технологию  научного  обеспечения  развития  московской
системы  образования, создать банк данных по всем направлениям научных
исследований,  разработать  систему  организации  и  поддержки научных
исследований  в системе образования города; разработать и апробировать
модели  исследовательской  деятельности  обучающихся в образовательных
учреждениях    города;    модели    учебно-научных    объединений    в
образовательных  учреждениях города, технологии внедрения в московскую
систему   образования   новых  методик  работы  и  оценки  результатов
деятельности.
     Взаимодействие   системы  образования  города  Москвы  с  высшими
учебными заведениями и научными организациями будет способствовать:
     - дальнейшему  развитию  и  углублению  новых форм взаимодействия
средней  и  высшей  школы  и  на этой основе совершенствованию системы
непрерывности и преемственности образования в столичном регионе;
     - использованию  потенциала  высших учебных заведений в интересах
города, его административных округов;
     - укреплению  взаимодействия  с  высшими учебными заведениями как
средства реализации молодежной политики города;
     - совершенствованию  образовательной  деятельности высших учебных
заведений   через  систему  лицензирования  и  аттестации  с  участием
специалистов Департамента образования.

Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ "СТОЛИЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - 4" НА 2005-2007 ГГ. (РЕДАКЦИЯ НА 06.02.2007)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа