Фрагмент документа "РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕТУ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И МОСТОВЫХ ПЕРЕХОДОВ".
4.5. Оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха и придорожных территорий пылью, продуктами загрязнения и износа покрытий. Защитные мероприятия 4.5.1. При проектировании автомобильных дорог с переходными и низшими типами дорожных одежд, а также при проектировании стадийного строительства дорог с капитальными дорожными одеждами, когда на первой стадии строительства предусматриваются гравийные (щебеночные) и другие покрытия из неукрепленных материалов, следует оценивать влияние пыли, образующейся при движении автомобильного транспорта. Пылеобразование на автомобильных дорогах происходит в результате износа покрытия, внесения колесами автомобиля на проезжую часть грязи и пыли, а также износа автопокрышек. На интенсивность пылеобразования влияют физико-механические свойства материала и состояние покрытия, скорость движения автотранспорта, вес, габариты и тип движущихся по дороге автомобилей, погодно-климатические условия в районе проложения трассы. 4.5.2. Дорожные покрытия делятся на пылящие и непылящие. К непылящим покрытиям относятся: асфальтобетонные и цементобетонные. К пылящим - щебеночные, гравийные, грунтово-улучшенные, а также покрытия из отходов камнедробления, шлаков и других отходов, необработанных вяжущими материалами. По степени пылеобразующей способности пылящие покрытия подразделяются на три категории: слабопылящие, среднепылящие и сильнопылящие (см. табл. 4.5.1). Таблица 4.5.1 КАТЕГОРИЯ СПОСОБНОСТИ К ПЫЛЕОБРАЗОВАНИЮ ------------------------------------------------------------------ |Категория способности| Ориентировочное |Очередность борьбы | | к пылеобразованию | пылевыделение | с пылью | | | в мг/куб. м | с пылью | |---------------------|----------------------|-------------------| |Сильнопылящие |более 60 |первая | |---------------------|----------------------|-------------------| |Среднепылящие |10 - 60 |вторая | |---------------------|----------------------|-------------------| |Слабопылящие |менее 10 |третья | |----------------------------------------------------------------| | Примечание: Состояние покрытия по пылимости определяют в| |июне - августе в сухое время в период с 15 по 17 часов дня за| |движущимся со скоростью 30 - 40 км/час грузовым автомобилем,| |средней грузоподъемности (5 - 7 тонн). | ------------------------------------------------------------------ 4.5.3. Основным критерием качества воздуха при пылевыделении покрытий на автомобильных дорогах является коэффициент запыленности К , определяемый по формуле: пл К = С / С , (4.5.1) пл ф пдк где: С - предельно допустимая концентрация пыли, мг/куб. м, пдк определяется по таблице 4.5.2; С - фактическая среднесуточная концентрация пыли, мг/куб. м. ф Фактическую среднесуточную концентрацию пыли С принимают по ф замерам, произведенным на аналогичных покрытиях в проектируемом районе по стандартной методике, изложенной в "Руководстве по контролю загрязнения атмосферы", Госкомгидромета, Минздрава СССР. Результаты определения концентрации пыли в воздухе следует приводить к нормальным условиям: температура воздуха +20 град.С, атмосферное давление 760 мм рт. ст. Для расчетов при проектировании можно использовать данные табл. 4.5.3. Таблица 4.5.2 ЗНАЧЕНИЯ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ ПЫЛИ ------------------------------------------------------------------ | Объект | Материал покрытия (горная порода) | С | | | | пдк | |----------------|---------------------------------------|-------| |Населенный пункт|не нормируется |0,15 | |----------------|---------------------------------------|-------| |Рабочая зона |гранит, сионит, базальт, габбро, |2,0 | | |трахит, гнейс и др. | | | |---------------------------------------|-------| | |известняк, мергель, доломит |6,0 | |----------------------------------------------------------------| | Примечание: В соответствии с ГОСТ 12.1.005-76 к рабочей зоне| |отнесено пространство вне населенных пунктов до 2 метров над| |поверхностью земли. | ------------------------------------------------------------------ Мероприятия по снижению запыленности воздуха осуществляют в нп рз населенных пунктах при К > 1, в рабочей зоне при К >= 1,2. пл пл Таблица 4.5.3 ЗНАЧЕНИЯ ФАКТИЧЕСКОЙ СРЕДНЕСУТОЧНОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ ПЫЛИ С В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МАТЕРИАЛА ПОКРЫТИЯ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ ф ------------------------------------------------------------------ | Наименование покрытия |С , мг/куб. м| | | ф | |--------------------------------------------------|-------------| |Щебеночные, гравийные и другие виды материалов, |1 - 3 | |обработанные вяжущими | | |--------------------------------------------------|-------------| |Щебеночные из прочных пород, построенные по методу|10 - 20 | |заклинки | | |--------------------------------------------------|-------------| |Гравийные |20 - 40 | |--------------------------------------------------|-------------| |Щебеночные (известняк), построенные по методу |40 - 60 | |плотных смесей | | |--------------------------------------------------|-------------| |Грунтово-улучшенные |60 - 100 | |--------------------------------------------------|-------------| |Грунтовые |более 100 | ------------------------------------------------------------------ Оценку степени запыленности воздуха и назначение мероприятий по ее снижению производят в следующей последовательности: - проектируемый участок дороги разбивают на зоны в зависимости от объекта запыленности и назначают С по таблице 4.5.2; пдк - измеряют С по стандартной методике или принимают по таблице ф 4.5.3; - определяют К по формуле 4.5.1 и оценивают состояние пл покрытия по пылимости, сравнивая полученные показатели с нп рз нормативными (К < 1, К <= 1,2); пл пл - по таблице 4.5.4 определяют коэффициент снижения запыленности воздуха окружающей среды в зависимости от удаленности объекта от источника пыли К ; о - определяют коэффициент запыленности воздуха окружающей среды ос К на намеченном расстоянии от дороги по формуле: пл ос К = К х К ; (4.5.2) пл пл о ос - по полученному значению К принимают решение о возможности пл проложения трассы автодороги на намеченном расстоянии от существующего объекта или проведении специальных мероприятий. Таблица 4.5.4 ЗНАЧЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА СНИЖЕНИЯ ЗАПЫЛЕННОСТИ ВОЗДУХА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УДАЛЕННОСТИ ОБЪЕКТА ОТ ИСТОЧНИКА ПЫЛИ К о ------------------------------------------------------------------ | С | Расстояние от кромки покрытия автомобильной дороги | | ф | в метрах | | |--------------------------------------------------------| | | 0 | 20 | 40 | 60 | 80 | 100 | 200 | |-------|-----|------|------|--------|--------|---------|--------| |< 10 |1 |0,4 |0,1 |0 |0 |0 |0 | |-------|-----|------|------|--------|--------|---------|--------| |10 - 60|1 |0,35 |0,15 |0,05 |0,01 |0 |0 | |-------|-----|------|------|--------|--------|---------|--------| |> 60 |1 |0,30 |0,2 |0,2 |0,05 |0,01 |0 | |----------------------------------------------------------------| | Примечание: Указанные коэффициенты принимают для летнего| |периода года при господствующем направлении ветра под углом| |45 град. - 135 град. относительно оси дороги. | ------------------------------------------------------------------ 4.5.4. При невозможности проложения трассы на необходимом расстоянии от объекта следует предусматривать специальные мероприятия по снижению запыленности воздуха окружающей среды. 4.5.5. Все мероприятия по снижению запыленности местности делят на предупредительные (профилактические) и защитные. К предупредительным (профилактическим) мероприятиям относят устройство покрытий из материалов, обработанных вяжущими, поверхностные обработки слоев износа обеспыливающими материалами. К защитным мероприятиям относят устройство зеленых насаждений (деревья, кустарники, травы); в качестве временных мероприятий могут использоваться заборы и щиты из недефицитных и недорогих материалов и отходов промышленности. При проложении трассы дороги через населенные пункты и угодья, используемые для выращивания ценных сельскохозяйственных культур, следует предусматривать покрытия дорожных одежд и типы укрепления обочин из непылящих материалов. Устройство покрытий, поверхностных обработок и слоев износа производят методами, изложенными в соответствующей нормативно-технической литературе. При этом применение различных химических веществ и отходов промышленности, для которых не установлены ПДК, должно быть согласовано с природоохранными органами в установленном порядке. Защитная эффективность зеленых насаждений в значительной степени зависит от плотности посадок и вида растений. Для защиты от пыли рекомендуются двухрядные плотные посадки деревьев с низким штамбом и густой кроной и одного ряда кустарников высотой 1,5 м. Такая конструкция пылезащитной полосы при расположении от дороги на расстоянии 15 - 20 м задерживает до 80 - 90% пыли. В связи с тем, что травяная растительность хорошо задерживает пыль, ее следует сохранять в полосе отвода как перед полосой защиты, так и между ее рядов. Зеленые насаждения следует предусматривать из видов растений местной флоры, наиболее устойчивых к воздействию пыли. При этом можно рекомендовать такие виды как: хвойные (ель канадская, туя складчатая, сосна горная, канадская и др.) и лиственные деревья (клен остролистный, ясень американский и пенсильванский, бук, береза киргизская и бородавчатая, вяз мелколистный и шершавый, дуб красный, крупноплодный и черешчатый, тополь бальзамический и белый и др.), кустарники (боярышник, жимолость, калина, сирень, джузгун, роза собачья и морщинистая и др.). |
Фрагмент документа "РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕТУ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И МОСТОВЫХ ПЕРЕХОДОВ".