РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕТУ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И МОСТОВЫХ ПЕРЕХОДОВ. Рекомендации. Министерство транспорта РФ (Минтранс России). 26.06.95

Фрагмент документа "РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕТУ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И МОСТОВЫХ ПЕРЕХОДОВ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

4.5. Оценка уровня загрязнения атмосферного
          воздуха и придорожных территорий пылью, продуктами
         загрязнения и износа покрытий. Защитные мероприятия

     4.5.1.  При  проектировании  автомобильных  дорог с переходными и
низшими  типами  дорожных одежд, а также при проектировании стадийного
строительства дорог с капитальными дорожными одеждами, когда на первой
стадии строительства предусматриваются гравийные (щебеночные) и другие
покрытия  из неукрепленных материалов, следует оценивать влияние пыли,
образующейся при движении автомобильного транспорта.
     Пылеобразование  на автомобильных дорогах происходит в результате
износа  покрытия, внесения колесами автомобиля на проезжую часть грязи
и  пыли, а также износа автопокрышек. На интенсивность пылеобразования
влияют  физико-механические  свойства  материала и состояние покрытия,
скорость  движения  автотранспорта,  вес, габариты и тип движущихся по
дороге  автомобилей, погодно-климатические условия в районе проложения
трассы.
     4.5.2. Дорожные покрытия делятся на пылящие и непылящие.
     К    непылящим    покрытиям    относятся:    асфальтобетонные   и
цементобетонные.     К     пылящим     -     щебеночные,    гравийные,
грунтово-улучшенные,  а  также  покрытия  из  отходов  камнедробления,
шлаков и других отходов, необработанных вяжущими материалами.
     По    степени   пылеобразующей   способности   пылящие   покрытия
подразделяются   на   три  категории:  слабопылящие,  среднепылящие  и
сильнопылящие (см. табл. 4.5.1).

                                                         Таблица 4.5.1

               КАТЕГОРИЯ СПОСОБНОСТИ К ПЫЛЕОБРАЗОВАНИЮ

------------------------------------------------------------------
|Категория способности| Ориентировочное      |Очередность борьбы |
|  к пылеобразованию  | пылевыделение        |      с пылью      |
|                     | в мг/куб. м          |      с пылью      |
|---------------------|----------------------|-------------------|
|Сильнопылящие        |более 60              |первая             |
|---------------------|----------------------|-------------------|
|Среднепылящие        |10 - 60               |вторая             |
|---------------------|----------------------|-------------------|
|Слабопылящие         |менее 10              |третья             |
|----------------------------------------------------------------|
|    Примечание: Состояние  покрытия  по  пылимости  определяют в|
|июне - августе  в сухое время  в период  с 15 по 17 часов дня за|
|движущимся  со скоростью  30 - 40 км/час  грузовым  автомобилем,|
|средней грузоподъемности (5 - 7 тонн).                          |
------------------------------------------------------------------

     4.5.3. Основным  критерием  качества  воздуха  при  пылевыделении
покрытий  на автомобильных дорогах является коэффициент   запыленности
К  , определяемый по формуле:
 пл


                     К   = С  / С   ,                      (4.5.1)
                      пл    ф    пдк

     где:
     С    - предельно  допустимая   концентрация  пыли,   мг/куб.   м,
      пдк
определяется по таблице 4.5.2;
     С  - фактическая среднесуточная концентрация пыли, мг/куб. м.
      ф
     Фактическую  среднесуточную  концентрацию пыли С  принимают    по
                                                     ф
замерам, произведенным на аналогичных покрытиях в проектируемом районе
по   стандартной  методике,  изложенной  в  "Руководстве  по  контролю
загрязнения атмосферы",  Госкомгидромета,  Минздрава СССР.  Результаты
определения концентрации пыли в воздухе следует приводить к нормальным
условиям: температура воздуха +20 град.С,  атмосферное давление 760 мм
рт.  ст.  Для  расчетов  при  проектировании можно использовать данные
табл. 4.5.3.

                                                         Таблица 4.5.2

           ЗНАЧЕНИЯ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ ПЫЛИ

------------------------------------------------------------------
|    Объект      |   Материал покрытия (горная порода)   | С     |
|                |                                       |  пдк  |
|----------------|---------------------------------------|-------|
|Населенный пункт|не нормируется                         |0,15   |
|----------------|---------------------------------------|-------|
|Рабочая зона    |гранит, сионит, базальт, габбро,       |2,0    |
|                |трахит, гнейс и др.                    |       |
|                |---------------------------------------|-------|
|                |известняк, мергель, доломит            |6,0    |
|----------------------------------------------------------------|
|    Примечание: В соответствии с ГОСТ 12.1.005-76 к рабочей зоне|
|отнесено  пространство  вне населенных  пунктов  до 2 метров над|
|поверхностью земли.                                             |
------------------------------------------------------------------

     Мероприятия  по  снижению запыленности воздуха   осуществляют   в
                        нп                          рз
населенных пунктах при К   > 1, в рабочей зоне при К   >= 1,2.
                        пл                          пл

                                                         Таблица 4.5.3

        ЗНАЧЕНИЯ ФАКТИЧЕСКОЙ СРЕДНЕСУТОЧНОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ ПЫЛИ
        С  В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МАТЕРИАЛА ПОКРЫТИЯ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ
         ф

------------------------------------------------------------------
|               Наименование покрытия              |С , мг/куб. м|
|                                                  | ф           |
|--------------------------------------------------|-------------|
|Щебеночные, гравийные и другие виды материалов,   |1 - 3        |
|обработанные вяжущими                             |             |
|--------------------------------------------------|-------------|
|Щебеночные из прочных пород, построенные по методу|10 - 20      |
|заклинки                                          |             |
|--------------------------------------------------|-------------|
|Гравийные                                         |20 - 40      |
|--------------------------------------------------|-------------|
|Щебеночные (известняк), построенные по методу     |40 - 60      |
|плотных смесей                                    |             |
|--------------------------------------------------|-------------|
|Грунтово-улучшенные                               |60 - 100     |
|--------------------------------------------------|-------------|
|Грунтовые                                         |более 100    |
------------------------------------------------------------------

     Оценку степени  запыленности  воздуха и назначение мероприятий по
ее снижению производят в следующей последовательности:
     - проектируемый участок дороги разбивают на зоны  в   зависимости
от  объекта  запыленности  и  назначают  С    по таблице 4.5.2;
                                          пдк
     - измеряют С  по стандартной методике или принимают  по   таблице
                 ф
4.5.3;
     - определяют К   по формуле  4.5.1     и    оценивают   состояние
                   пл
покрытия   по   пылимости,    сравнивая  полученные    показатели    с
               нп       рз
нормативными (К   < 1, К   <= 1,2);
               пл       пл
     - по  таблице  4.5.4 определяют коэффициент снижения запыленности
воздуха окружающей среды  в  зависимости  от  удаленности  объекта  от
источника пыли К ;
                о
     - определяют коэффициент запыленности воздуха  окружающей   среды
 ос
К   на намеченном расстоянии от дороги по формуле:
 пл

                       ос
                      К   = К   х К ;                      (4.5.2)
                       пл    пл    о

                                ос
     - по полученному значению К   принимают решение   о   возможности
                                пл
проложения трассы автодороги на намеченном расстоянии от существующего
объекта или проведении специальных мероприятий.

                                                         Таблица 4.5.4

         ЗНАЧЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА СНИЖЕНИЯ ЗАПЫЛЕННОСТИ ВОЗДУХА
        ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УДАЛЕННОСТИ ОБЪЕКТА
                         ОТ ИСТОЧНИКА ПЫЛИ К
                                            о

------------------------------------------------------------------
|  С    |   Расстояние от кромки покрытия автомобильной дороги   |
|   ф   |                       в метрах                         |
|       |--------------------------------------------------------|
|       |  0  |  20  |  40  |   60   |   80   |   100   |  200   |
|-------|-----|------|------|--------|--------|---------|--------|
|< 10   |1    |0,4   |0,1   |0       |0       |0        |0       |
|-------|-----|------|------|--------|--------|---------|--------|
|10 - 60|1    |0,35  |0,15  |0,05    |0,01    |0        |0       |
|-------|-----|------|------|--------|--------|---------|--------|
|> 60   |1    |0,30  |0,2   |0,2     |0,05    |0,01     |0       |
|----------------------------------------------------------------|
|    Примечание: Указанные  коэффициенты  принимают  для  летнего|
|периода  года  при  господствующем  направлении  ветра под углом|
|45 град. - 135 град. относительно оси дороги.                   |
------------------------------------------------------------------

     4.5.4.   При   невозможности  проложения  трассы  на  необходимом
расстоянии  от объекта следует предусматривать специальные мероприятия
по снижению запыленности воздуха окружающей среды.
     4.5.5.  Все  мероприятия по снижению запыленности местности делят
на предупредительные (профилактические) и защитные.
     К   предупредительным   (профилактическим)  мероприятиям  относят
устройство    покрытий    из    материалов,   обработанных   вяжущими,
поверхностные обработки слоев износа обеспыливающими материалами.
     К  защитным  мероприятиям  относят  устройство зеленых насаждений
(деревья,  кустарники,  травы); в качестве временных мероприятий могут
использоваться  заборы и щиты из недефицитных и недорогих материалов и
отходов промышленности.
     При  проложении  трассы  дороги через населенные пункты и угодья,
используемые  для  выращивания  ценных  сельскохозяйственных  культур,
следует  предусматривать  покрытия  дорожных  одежд  и типы укрепления
обочин из непылящих материалов.
     Устройство  покрытий,  поверхностных  обработок  и  слоев  износа
производят      методами,      изложенными      в      соответствующей
нормативно-технической   литературе.  При  этом  применение  различных
химических   веществ   и   отходов   промышленности,  для  которых  не
установлены ПДК, должно быть согласовано с природоохранными органами в
установленном порядке.
     Защитная  эффективность зеленых насаждений в значительной степени
зависит  от  плотности  посадок  и  вида  растений. Для защиты от пыли
рекомендуются  двухрядные  плотные посадки деревьев с низким штамбом и
густой   кроной  и  одного  ряда  кустарников  высотой  1,5  м.  Такая
конструкция   пылезащитной   полосы  при  расположении  от  дороги  на
расстоянии  15 - 20 м задерживает до 80 - 90% пыли. В связи с тем, что
травяная  растительность хорошо задерживает пыль, ее следует сохранять
в  полосе  отвода  как  перед  полосой  защиты,  так и между ее рядов.
Зеленые  насаждения  следует предусматривать из видов растений местной
флоры,   наиболее  устойчивых  к  воздействию  пыли.  При  этом  можно
рекомендовать  такие виды как: хвойные (ель канадская, туя складчатая,
сосна   горная,   канадская   и   др.)   и  лиственные  деревья  (клен
остролистный,   ясень   американский  и  пенсильванский,  бук,  береза
киргизская  и  бородавчатая, вяз мелколистный и шершавый, дуб красный,
крупноплодный  и  черешчатый,  тополь  бальзамический  и белый и др.),
кустарники   (боярышник,  жимолость,  калина,  сирень,  джузгун,  роза
собачья и морщинистая и др.).

Фрагмент документа "РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕТУ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И МОСТОВЫХ ПЕРЕХОДОВ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа