Фрагмент документа "РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕТУ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И МОСТОВЫХ ПЕРЕХОДОВ".
4.6. Оценка уровня шумового воздействия транспорта. Способы защиты от шума 4.6.1. Оценка уровня шумового воздействия транспорта на окружающую среду производится при наличии в зоне влияния дороги мест, чувствительных к шумовому воздействию селитебных и промышленных территорий населенных пунктов, санитарно-курортных зон, территорий сельскохозяйственного назначения (при наличии специальных требований), заповедников, заказников, а также в других случаях, специально обусловленных заданием на проектирование. 4.6.2. Возникающий при движении транспортных средств шум ухудшает качество среды обитания человека и животных на прилегающих к дороге территориях. Шум действует на нервную систему человека, снижает трудоспособность, уменьшает сопротивляемость сердечно-сосудистым заболеваниям. 4.6.3. Уровень звукового давления определяется по формуле: L = 10 lg(Р / Р ), (4.6.1) р о где: L - уровень звукового давления в дБ; р Р - интенсивность действующего звука (шума), Вт/кв. м; Р - интенсивность звука, соответствующая порогу слышимости о -12 при частоте звука 1000 Гц; принимается равной 10 Вт/кв. м. Из формулы (4.6.1) видно, что увеличение интенсивности звука в 10 раз дает рост уровня звука на 10 дБ. Оценку производственного шума в соответствии с СНиП II-12-77 проводят по величине эквивалентного уровня измерением в дБА, что позволяет учесть неоднородность интенсивности шума во времени. 4.6.4. Величина эквивалентного уровня транспортного шума, образующегося на эксплуатируемой дороге, зависит от следующих факторов: Транспортные факторы: - количество транспортных средств (интенсивность движения); - состав движения; - эксплуатационное состояние транспортных средств; - объем и характер груза; - применение звуковых сигналов. Дорожные факторы: - плотность транспортного потока; - продольный профиль (подъемы, спуски); - наличие и тип пересечений и примыканий; - вид покрытия, шероховатость; - ровность покрытия; - поперечный профиль, наличие насыпей и выемок; - число полос движения; - наличие разделительной полосы; - наличие остановочных пунктов для транспорта. Природно-климатические факторы: - атмосферное давление; - влажность воздуха; - температура воздуха; - скорость и направление ветра, турбулентность воздушных потоков; - осадки. 4.6.5. Прогнозирование эквивалентного уровня транспортного шума на расстоянии 7,5 м от оси ближайшей полосы движения допускается проводить по приближенной формуле: L = 50 + 8,8 lg N + F, (4.6.2) трп где: L - уровень шума на расстоянии 7,5 м от оси ближней полосы трп движения, дБА; N - расчетная часовая интенсивность движения, авт./час. Для проектируемых дорог принимается на 20-й год после окончания разработки проекта. Принимается в соответствии с п. 4.2.2 настоящих Рекомендаций. F - фоновый уровень шума, принимается по данным местных органов санитарно-эпидемиологического надзора. 4.6.6. Эквивалентный уровень шума в придорожной полосе определяется по формуле: L = L + ДЕЛЬТА L + ДЕЛЬТА L + ДЕЛЬТА L + ДЕЛЬТА L + экв трп v i d k + ДЕЛЬТА L + ДЕЛЬТА L х К + F, (4.6.3) диз L р где: ДЕЛЬТА L - поправка на скорость движения L + ДЕЛЬТА L , v трп v определяется по таблице 4.6.1; ДЕЛЬТА L - поправка на продольный уклон, принимается по i таблице 4.6.2; ДЕЛЬТА L - поправка на вид покрытия, принимается по таблице d 4.6.3; ДЕЛЬТА L - поправка на состав движения, принимается по k таблице 4.6.4; ДЕЛЬТА L - поправка на количество дизельных автомобилей, диз принимается по таблице 4.6.5; ДЕЛЬТА L - величина снижения уровня шума в зависимости от L расстояния L в метрах от крайней полосы движения, определяется по таблице 4.6.6. К - коэффициент, учитывающий тип поверхности между дорогой и р точкой измерения, принимается по таблице 4.6.7. Таблица 4.6.1 ЗНАЧЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ L + ДЕЛЬТА L трп v --------------------------------------------------------------------- | Интенсивность|Значения L + ДЕЛЬТА L в зависимости от скорости | | движения N, | трп v | | авт./час |движения, дБА | | |----------------------------------------------------| | | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | |--------------|---------|---------|---------|---------|------------| | 50 |63,5 |65,0 |66,5 |68,0 |69,5 | |--------------|---------|---------|---------|---------|------------| | 100 |66,5 |68,0 |69,5 |71,0 |72,5 | |--------------|---------|---------|---------|---------|------------| | 230 |69,5 |71,0 |72,5 |74,0 |75,5 | |--------------|---------|---------|---------|---------|------------| | 500 |72,5 |74,0 |75,5 |77,0 |78,5 | |--------------|---------|---------|---------|---------|------------| | 880 |75,5 |76,0 |77,5 |79,0 |80,5 | |--------------|---------|---------|---------|---------|------------| | 1650 |76,5 |78,0 |79,5 |81,0 |82,5 | |--------------|---------|---------|---------|---------|------------| | 3000 |78,5 |80,0 |81,5 |83,0 |84,5 | --------------------------------------------------------------------- Таблица 4.6.2 ЗНАЧЕНИЕ ПОПРАВОК НА ПРОДОЛЬНЫЙ УКЛОН - ДЕЛЬТА L i ------------------------------------------------------------------ | Величина продольного уклона |Величина поправки ДЕЛЬТА L , дБА| | проезжей части, промилле | i | |-------------------------------|--------------------------------| |до 20 |0 | |-------------------------------|--------------------------------| |40 |+1 | |-------------------------------|--------------------------------| |60 |+2 | |-------------------------------|--------------------------------| |80 |+3 | |-------------------------------|--------------------------------| |100 |+4 | ------------------------------------------------------------------ Таблица 4.6.3 ЗНАЧЕНИЕ ПОПРАВОК НА ВИД ПОКРЫТИЯ - ДЕЛЬТА L d ------------------------------------------------------------------ | Вид покрытия |Величина поправки - ДЕЛЬТА L , дБА| | | d | |-----------------------------|----------------------------------| |Литой и песчаный асфальтобе- |0 | |тон | | |-----------------------------|----------------------------------| |Мелкозернистый асфальтобетон |-1,5 | |-----------------------------|----------------------------------| |Черный щебень |+1,0 | |-----------------------------|----------------------------------| |Цементобетон |+2,0 | |-----------------------------|----------------------------------| |Мостовая |+6,0 | ------------------------------------------------------------------ Таблица 4.6.4 ВЕЛИЧИНЫ ПОПРАВОК НА СОСТАВ ДВИЖЕНИЯ - ДЕЛЬТА L k ------------------------------------------------------------------ |Относительное количество |5 - 20|20 - 35|35 - 50|50 - 60|65 - 85| |грузовых автомобилей и | | | | | | |автобусов (недизельных), | | | | | | |% | | | | | | |-------------------------|------|-------|-------|-------|-------| |Величина поправки |-2 |-1 |0 |+1 |+2 | |ДЕЛЬТА L , дБА | | | | | | | k | | | | | | ------------------------------------------------------------------ Таблица 4.6.5 ЗНАЧЕНИЕ ПОПРАВОК НА КОЛИЧЕСТВО ДИЗЕЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ - ДЕЛЬТА L диз ------------------------------------------------------------------ |Относительное число грузовых автомобилей |5 - 10|10 - 20|20 - 35| |и автобусов с дизельными двигателями, % | | | | |-----------------------------------------|------|-------|-------| |Величина поправки ДЕЛЬТА L , дБА |+1 |+2 |+3 | | диз | | | | ------------------------------------------------------------------ Таблица 4.6.6 ЗНАЧЕНИЕ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ШУМА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РАССТОЯНИЯ ОТ КРАЙНЕЙ ПОЛОСЫ ДВИЖЕНИЯ - ДЕЛЬТА L L ------------------------------------------------------------------ |Расстояние| Величина поправки ДЕЛЬТА L , дБА | | L, м | L | |----------|-----------------------------------------------------| | | Число полос движения | | |-----------------------------------------------------| | | 2 | 4 | 6 | |----------|----|------------------------------------------------| | | | ширина разделительной полосы, метров | | | |------------------------------------------------| | | | 5 | 12 | 5 | 12 | |----------|----|-----------|-----------|-----------|------------| |25 |4,6 |3,6 |3,4 |3,2 |3,0 | |----------|----|-----------|-----------|-----------|------------| |50 |7,5 |6,1 |5,7 |5,5 |5,2 | |----------|----|-----------|-----------|-----------|------------| |75 |9,2 |7,7 |7,2 |7,1 |6,7 | |----------|----|-----------|-----------|-----------|------------| |100 |10,4|8,8 |8,4 |8,1 |7,7 | |----------|----|-----------|-----------|-----------|------------| |150 |12,2|10,5 |10,0 |9,7 |9,3 | |----------|----|-----------|-----------|-----------|------------| |250 |14,4|12,2 |11,6 |11,4 |11,0 | |----------|----|-----------|-----------|-----------|------------| |300 |15,2|13,4 |12,8 |12,6 |12,1 | |----------|----|-----------|-----------|-----------|------------| |400 |16,4|14,6 |14,0 |13,8 |13,3 | |----------|----|-----------|-----------|-----------|------------| |500 |17,4|15,6 |15,0 |14,7 |14,3 | |----------|----|-----------|-----------|-----------|------------| |625 |18,3|16,5 |15,9 |15,7 |15,2 | |----------|----|-----------|-----------|-----------|------------| |750 |19,1|17,3 |16,7 |16,5 |16,0 | |----------|----|-----------|-----------|-----------|------------| |875 |19,8|18,0 |17,4 |17,1 |16,4 | |----------|----|-----------|-----------|-----------|------------| |1000 |20,4|18,5 |18,2 |17,7 |17,2 | ------------------------------------------------------------------ Таблица 4.6.7 КОЭФФИЦИЕНТЫ, УЧИТЫВАЮЩИЕ ТИП ПОВЕРХНОСТИ МЕЖДУ ДОРОГОЙ И ТОЧКОЙ ЗАМЕРА К р ------------------------------------------------------------------ | Тип поверхности | К | | | р | |--------------------------------------------------|-------------| |Вспаханная |1,0 | |--------------------------------------------------|-------------| |Асфальтобетон, цементобетон, лед |0,9 | |--------------------------------------------------|-------------| |Зеленый газон |1,1 | |--------------------------------------------------|-------------| |Снег рыхлый |1,25 | ------------------------------------------------------------------ 4.6.7. Полученные величины эквивалентного уровня шума L не экв должны превышать для конкретных условий предельных величин, установленных санитарными нормами, приведенными в таблице 4.6.8. Таблица 4.6.8 ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ШУМА ------------------------------------------------------------------ | Характер территории |Предельно допустимые уровни шума, дБА| | |-------------------------------------| | | с 23 до 7 часов |с 7 до 23 часов | | | (ночь) | (день) | |--------------------------|--------------------|----------------| |Селитебные зоны населенных|45 |60 | |мест | | | |--------------------------|--------------------|----------------| |Промышленные территории |55 |65 | |--------------------------|--------------------|----------------| |Зоны массового отдыха и |35 |50 | |туризма | | | |--------------------------|--------------------|----------------| |Санаторно-курортные зоны |30 |40 | |--------------------------|--------------------|----------------| |Территории |45 |50 | |сельскохозяйственного | | | |назначения | | | |--------------------------|--------------------|----------------| |Территории заповедников и |до 30 |до 35 | |заказников | | | |----------------------------------------------------------------| | Примечание: Заказчиком проекта при соответствующем| |обосновании могут быть установлены более низкие величины| |допускаемого шума. | ------------------------------------------------------------------ Если установленные предельные значения превышены, следует применять мероприятия и сооружения защиты от шума. Рекомендуются следующие мероприятия: - устройство древесно-кустарниковой полосы; - применение шумозащитных барьеров, валов; - прокладка трассы дороги в выемке; - перенос трассы дороги. 4.6.8. При применении шумозащитных мероприятий уровень шума в расчетной точке определяется по формуле: L = L - ДЕЛЬТА L - ДЕЛЬТА L , (4.6.4) экв в z где: L - эквивалентный уровень шума, определяемый по формуле экв 4.6.3; ДЕЛЬТА L - величина снижения уровня шума различными типами в зеленых насаждений, принимается по таблице 4.6.9; ДЕЛЬТА L - величина снижения уровня шума в зависимости от z высоты и положения экрана, определяется по формуле (4.6.4а): ДЕЛЬТА L = ДЕЛЬТА L + ДЕЛЬТА д, (4.6.4а) z А экр.альфа где: ДЕЛЬТА L определяется в следующем порядке: А экр.альфа а) определяется ДЕЛЬТА L в зависимости от высоты А экр.бета экрана по формуле: ДЕЛЬТА L = 18,2 + 7,8 х lg(а + в - с + 0,02), (4.6.5) А экр.бета где в соответствии с рисунком 4.6.1: 2 2 2 2 2 2 а = (k + m) + (Н - h ) ; b = h + [L - (k + m)] ; 1 2 2 2 2 с = L + [(Н - h ) + h ] ; 1 2 L (Н - h ) - (k + m) (Н - h + h ) 1 1 2 h = ----------------------------------. (4.6.6) экр ------------------ /2 2 \/L + (Н - h + h ) 1 2 Таблица 4.6.9 ВЕЛИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ШУМА РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ - ДЕЛЬТА L в -------------------------------------------------------------------------- | Состав посадок | Ширина |Снижение уровня шума за полосой,| | |посадок,| дБА. Интенсивность движения, | | | м | авт./ч | | | |--------------------------------| | | | до 60 | 200 | 600 |>= 1200| |------------------------------|--------|--------|-------|-------|-------| | 1. Три ряда лиственных пород |10 |6 |7 |8 |8 | | (клен остролистный, вяз, | | | | | | | липа мелколистная, тополь | | | | | | | бальзамический) с | | | | | | | кустарником в виде живой | | | | | | | изгороди или подлеска (клен | | | | | | | татарский, спирея | | | | | | | калинолистная, жимолость | | | | | | | татарская) | | | | | | |------------------------------|--------|--------|-------|-------|-------| | 2. Четыре ряда лиственных |15 |7 |8 |9 |9 | | пород (липа мелколистная, | | | | | | | клен остролистный, тополь | | | | | | | бальзамический) с | | | | | | | кустарником в виде | | | | | | | двухъярусной изгороди | | | | | | | (акация желтая, спирея, | | | | | | | гордовина, жимолость | | | | | | | татарская) | | | | | | |------------------------------|--------|--------|-------|-------|-------| | 3. Четыре ряда хвойных пород |15 |13 |15 |17 |18 | | (ель, лиственница) шахматной | | | | | | | посадки с двухъярусным | | | | | | | кустарником (терн белый, | | | | | | | клен татарский, акация | | | | | | | желтая, жимолость) | | | | | | |------------------------------|--------|--------|-------|-------|-------| | 4. Пять рядов лиственных |20 |8 |9 |10 |11 | | пород (аналогично п. 2) | | | | | | |------------------------------|--------|--------|-------|-------|-------| | 5. Пять рядов хвойных пород |20 |14 |16 |18 |19 | | (аналогично п. 3) | | | | | | |------------------------------|--------|--------|-------|-------|-------| | 6. Шесть рядов лиственных |25 |9 |10 |11 |12 | | пород (аналогично п. 2) | | | | | | -------------------------------------------------------------------------- Отсюда следует, что расчетная точка должна быть удалена от края выемки на расстояние не менее ее глубины, т.е.: L >= (k + m + Н). Высота источника шума над поверхностью покрытия для легкового движения h принимается равной 0,4 м, для грузового - 1,0 м. 1 Величину ДЕЛЬТА L можно определить также по таблице 4.6.10. А экр.бета Таблица 4.6.10 ВЕЛИЧИНЫ ДЕЛЬТА L А экр.бета ------------------------------------------------------------------ |Разность путей прохождения |0,02|0,06|0,14|0,28|0,48|1,4|2,4| |звука а + в - с, м | | | | | | | | |-------------------------------|----|----|----|----|----|---|---| |Снижение уровня звука |8 |10 |12 |14 |16 |20 |22 | |ДЕЛЬТА L , дБА | | | | | | | | | А экр.бета | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------ б) определяется величина снижения уровня шума в зависимости от положения экрана в плане (см. рис. 4.6.2) - ДЕЛЬТА L и ДЕЛЬТА L по таблице 4.6.11. А экр.альфа1 А экр.альфа2 Таблица 4.6.11 СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ШУМА, ДБА ------------------------------------------------------------------ | Величина | Угол альфа1 или альфа2 в градусах | |ДЕЛЬТА L |-------------------------------------------| | А экр.альфа | 45 | 50 | 55 | 60 | 70 | 80 | 85 | |--------------------|----|------|------|-----|-----|------|-----| |6 |1,2 |1,7 |2,3 |3,0 |4,5 |5,7 |6,0 | |--------------------|----|------|------|-----|-----|------|-----| |8 |1,7 |2,3 |3,0 |4,0 |5,6 |7,4 |8,0 | |--------------------|----|------|------|-----|-----|------|-----| |10 |2,2 |2,9 |3,8 |4,8 |6,8 |9,0 |10,0 | |--------------------|----|------|------|-----|-----|------|-----| |12 |2,4 |3,1 |4,0 |5,1 |7,5 |10,2 |11,7 | |--------------------|----|------|------|-----|-----|------|-----| |14 |2,6 |3,4 |4,3 |5,4 |8,1 |11,5 |13,3 | |--------------------|----|------|------|-----|-----|------|-----| |16 |2,8 |3,6 |4,5 |5,7 |8,6 |12,4 |15,0 | |--------------------|----|------|------|-----|-----|------|-----| |20 |3,2 |3,9 |4,9 |6,1 |9,4 |13,7 |18,7 | |--------------------|----|------|------|-----|-----|------|-----| |24 |3,5 |4,3 |5,8 |6,5 |10,2 |15,4 |22,6 | ------------------------------------------------------------------ в) определяется ДЕЛЬТА L как наименьшая из А экр.альфа ДЕЛЬТА L и ДЕЛЬТА L . А экр.альфа1 А экр.альфа2 ДЕЛЬТА д - поправка, зависящая от величины разности ДЕЛЬТА L - ДЕЛЬТА L определяется по А экр.альфа1 А экр.альфа2 таблице 4.6.12. Таблица 4.6.12 ВЕЛИЧИНЫ ПОПРАВКИ, ДЕЛЬТА д ----------------------------------------------------------------------- |ДЕЛЬТА L - ДЕЛЬТА L |0|2 |4 |8 |12 |16 |20 | | А экр.альфа1 А экр.альфа2| | | | | | | | |-------------------------------------------|-|---|---|---|---|---|---| |Поправка ДЕЛЬТА д |0|0,8|1,5|2,4|2,8|2,9|3,0| ----------------------------------------------------------------------- 4.6.9. При проектировании шумозащитных посадок следует стремиться получить в сечении общего контура форму треугольника с более пологой стороной к источнику шума. В этих целях ряды в широких полосах располагают в следующем порядке: 1 - низкий кустарник; 2 - высокий кустарник; 3 - дополнительные древесные породы (подлесок); 4 - 7 - ряды основных пород; 8 - дополнительные породы; 9 - высокий кустарник (номер ряда считается от источника шума). Расстояния между растениями следует принимать в соответствии с таблицей 4.6.13. Таблица 4.6.13 РАССТОЯНИЯ МЕЖДУ РАСТЕНИЯМИ В ШУМОЗАЩИТНЫХ ПОСАДКАХ ------------------------------------------------------------------ | Тип растений |В ряду, м|Между рядами, м| |--------------------------------------|---------|---------------| |Основная порода |3,0 |3,0 | |--------------------------------------|---------|---------------| |Дополнительная порода |2,0 |2,0 | |--------------------------------------|---------|---------------| |Высокий кустарник |1,0 - 1,5|1,5 | |--------------------------------------|---------|---------------| |Низкий кустарник |0,5 |1,5 | ------------------------------------------------------------------ При проектировании шумозащитных полос на снегозаносимых участках дороги следует учитывать необходимость соблюдения минимального расстояния между бровкой земляного полотна и краем посадок в соответствии с п. 9.17 СНиП 2.05.02-85. 4.6.10. При конструировании шумозащитных ограждений следует учитывать эстетические требования, безопасность движения, прочность, устойчивость, технологические условия строительства и эксплуатации. На рис. 4.6.3 показаны некоторые примеры конструктивных решений шумозащитных экранов, валов, выемок. 4.6.11. Пример оценки уровня шумового воздействия приведен в Приложении 6. |
Фрагмент документа "РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕТУ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И МОСТОВЫХ ПЕРЕХОДОВ".