РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕТУ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И МОСТОВЫХ ПЕРЕХОДОВ. Рекомендации. Министерство транспорта РФ (Минтранс России). 26.06.95

Фрагмент документа "РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕТУ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И МОСТОВЫХ ПЕРЕХОДОВ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

8. ОЦЕНКА УРОВНЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ МОСТОВЫХ ПЕРЕХОДОВ
                 НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ

     8.1.  В связи со стеснением пойменных потоков подходами к мосту в
паводковый  период  меняется  бытовой  режим реки. Перед мостом уровни
воды повышаются за счет подпора. Из-за слива воды с пойм в подмостовое
отверстие  может  увеличиваться  скорость  течения,  происходить общий
размыв  под  мостом  и  на  участке  выше моста и отложение наносов на
участке ниже по течению.
     8.2.  Повышение  уровней  воды  в верхнем бьефе моста при проходе
паводков  может  вызвать подтопление населенных пунктов, предприятий и
ценных сельскохозяйственных угодий.
     Отметки  свободной  поверхности  воды  следует    определять   на
основе  значений  характерных  подпоров:  ДЕЛЬТА Z    -    начального,
                                                  0
ДЕЛЬТА Z  -  полного  и ДЕЛЬТА Z  - подмостового. Величины характерных
                                м
подпоров определяют расчетом методом последовательных  приближений  по
"Методическим    рекомендациям    по   расчету   мостовых   переходов"
(Гипродорнии, 1987 г.).
     Максимальное значение подпора (полный подпор) ДЕЛЬТА Z  находится
на расстоянии l  от моста и определяется по формуле:
               Z

                                1,67
                    бета / СИГМА     - 1
               l  = -------------------- х l  ,              (8.1)
                Z         бета - 1          СЖ

     где:
     бета - степень стеснения потока подходами,  в первом  приближении
принимается бета = Q / Q  ;
                        РБ
     Q и Q  - соответственно полный и бытовой русловой расходы воды;
          РБ
     СИГМА - относительный подпор,

                            h  + ДЕЛЬТА Z
                             б           0
                    СИГМА = --------------,
                                  h
                                   б

     h  - глубина воды в бытовых условиях;
      б
     l   -  протяжение  зоны  сжатия перед мостом или  расстояние   до
      СЖ
начального подпора ДЕЛЬТА Z , равное длине большего подхода к мосту.
                           0
     Подпор распространяется  выше по течению от начального подпора на
значительное расстояние,  постепенно уменьшаясь до  нуля  в  створе  с
бытовыми условиями  реки.  Величина подпора  на  расстоянии l  выше по
                                                             i
течению от начального подпора:

                                               3,33
                                          СИГМА     - 1
                                               СР
       ДЕЛЬТА Z  = ДЕЛЬТА Z  - J  х l  х (-------------),    (8.2)
               i           0    б    i           3,33
                                            СИГМА
                                                 СР

     где:
     J  - бытовой уклон реки;
      б
     СИГМА   - средний относительный подпор на рассматриваемом участке.
          СР
     Вдоль  верховой стороны подходов подпор от моста   возрастает  от
подмостового подпора ДЕЛЬТА Z до максимального подпора у насыпи ДЕЛЬТА
                             м
Z , находящегося на расстоянии l от моста:
 Н                              Z

              ДЕЛЬТА Z  = ДЕЛЬТА Z  + J  х l .               (8.3)
                      Н           м    б    Z

     Далее до границы разлива устанавливается постоянный уровень воды.
     8.3.   При   прогнозировании  границ  подтопления  следует  также
учитывать  возможное  увеличение  уровней  воды  за счет образования в
районе  мостового  перехода  естественных  заторов и зажоров льда. Для
того  чтобы  заторы  льда  в  створе  мостового перехода не возникали,
минимально допустимые размеры пролетов моста для беззаторного пропуска
ледохода следует определять по существующим методам расчета.
     8.4.   При   подтоплении   сельскохозяйственных   угодий  следует
учитывать  продолжительность  прохождения  паводков  на  данной реке и
продолжительность  стояния  уровней  (среднее многолетнее число дней в
году, когда наблюдался уровень не выше данного), которые определяют по
материалам   органов   Росгидромета   (при  необходимости  эти  данные
переносят  с  водопоста  на  створ  перехода),  а  при  их  отсутствии
используют  данные  опроса  старожилов.  Подтопление  сельхозугодий не
должно   нарушать   производство   сельскохозяйственных   работ.   Для
предотвращения  подтопления  населенных  пунктов, предприятий и ценных
сельскохозяйственных  угодий они могут быть обвалованы дамбой. Отметка
верха  дамбы принимается на уровне расчетного уровня с учетом подпора,
набега волны и гарантийного запаса 0,5 м.
     Снижение  подпорного  уровня  может быть также достигнуто за счет
устройства пойменного моста или увеличения отверстия основного моста.
     8.5.  Из-за  образования  общего размыва в подмостовом   русле  и
выше  моста  в  пределах зоны  сжатия потока (l  )   могут   оказаться
                                               СЖ
нарушенными зимовальные ямы и нерестилища рыбы,  подмыты трубопроводы,
другие сооружения в русле реки.
     Приближенно   смыв  грунта в русле выше моста (ДЕЛЬТА h  )     на
                                                            рi
расстоянии l  при  известном расчетном размыве в   русле  под   мостом
            В
(ДЕЛЬТА h  ) может быть определен по формуле:
         рм

                                                 1,5
         ДЕЛЬТА h   = ДЕЛЬТА h   х (1 - l  / l  )   .        (8.4)
                 рi           рм         В    СЖ

     Дополнительно  следует  учитывать возможное понижение дна за счет
природных  русловых  деформаций,  а  также влияние на русловой процесс
антропогенных  факторов  (разработка  русловых  карьеров,  обвалование
русел рек, понижение базиса эрозии при мелиоративных работах и др.).
     Если в русле возможен подмыв сооружений, необходимо произвести их
укрепление  или  перенос  из  зоны  размыва. Уменьшить величину общего
размыва  можно  увеличением  отверстия  руслового  моста или созданием
пойменного   моста.   Выбор  проектного  решения  делается  на  основе
технико-экономического сравнения вариантов.
     8.6.   Увеличение   скоростей  течения  в  паводковый  период  по
сравнению  с  бытовым  в  подмостовом русле и в зоне отложения наносов
может  вызвать затруднение для прохода судов и рыбы со стороны нижнего
бьефа.  Отверстия искусственных сооружений определяются в соответствии
с  техническими  условиями,  выдаваемыми в составе исходных данных для
проектирования   органами   Роскомрыболовства  и  органами,  ведающими
судоходством, в зависимости от видов рыб и класса судов.
     При  пересечении  трассой  мостового  перехода  пойменных проток,
служащих   для   прохода   на  нерест  ценных  пород  рыб,  необходимо
предусматривать  пойменные  отверстия,  гидравлический  режим  которых
обеспечивает нормальное продвижение рыб к нерестилищам.
     8.7.  При  строительстве  мостовых переходов размеры строительных
площадок  должны  быть  минимально  необходимыми. Стройплощадки должны
располагаться  на  отметках,  исключающих  их  затопление  в  паводок.
Запрещается сброс загрязненных вод, свалка мусора, стоянка автомобилей
и  строительство  временных  сооружений в пределах водоохранных зон на
берегах  рек.  На  строительных  площадках  должны  быть предусмотрены
емкости  для  сбора  нечистот  и мусора. Степень очистки сточных вод в
отстойниках   должна   обеспечивать   качество  вод  в  водоприемнике,
установленное "Правилами охраны поверхностных вод".
     Строительство   мостов  через  рыбохозяйственные  водоемы  должно
производиться  с  соблюдением  "Положения об охране рыбных запасов и о
регулировании рыболовства в водоемах СССР".
     Отвод,  обвалование  или  пересыпка  русел во время строительства
мостов   на   водотоках,   используемых   в  рыбохозяйственных  целях,
допускаются только по согласованию с органами Роскомрыболовства.
     При отсыпке временных островков в местах возведения русловых опор
следует  использовать  чистый  песок  с  малым  содержанием  пылеватых
частиц,   добиваясь   наименьшего   взмучивания  водного  потока.  При
возможности  вместо  островков  рекомендуется  использовать подмости и
эстакады на свайном основании.
     При  производстве  зимних  работ  запрещается оставлять на льду и
затапливаемых берегах строительный мусор.
     При  сооружении земляного полотна методами гидромеханизации створ
работы  земснаряда и глубину извлечения грунта следует согласовывать с
водохозяйственными   органами,   а   на  водотоках  рыбохозяйственного
значения   -   с   органами  Роскомрыболовства.  Место  забора  грунта
земснарядом  следует  обустраивать  так,  чтобы не допускать попадания
рыбы  к заборному устройству. Отработанная при гидронамыве вода должна
собираться   в   специальные  очистные  сооружения  или  отводиться  в
отстойники   для   последующего  использования  земснарядом  по  схеме
оборотного водоснабжения.
     При  применении полимерных составов на основе эпоксидных смол для
инъекций  каналов напрягаемой арматуры и склеивания блоков должны быть
приняты меры, исключающие попадание полимерного состава в реку.
     Взрывные  работы  в  акваториях  рыбохозяйственных  водоемов  и в
прибрежных зонах допускаются в крайних случаях, когда выполнение работ
иными  методами  невозможно.  При  этом  решения  следует принимать на
основе  расчета  радиуса  опасной  гидроударной волны для рыб или зоны
действия  сейсмических  волн  при  взрывах на берегу. Необходимо также
предусматривать   мероприятия   по   экранированию  в  целях  снижения
воздействия взрывной волны и защиты ихтиофауны.
     8.8.  В  проекте  организации  строительства  мостов через водные
объекты,   имеющие   важное   рыбохозяйственное  значение,  необходимо
учитывать следующие рекомендации:
     - в  период  массового нереста и выклева личинок рыб строительные
работы  в  пределах  акватории,  в том числе работа земснаряда, должны
быть  прекращены,  строительство  фундаментов  под опоры целесообразно
производить в зимний период;
     - в целях уменьшения стеснения реки и снижения взмучивания потока
при  устройстве  островков и котлованов под опоры следует использовать
шпунтовые ограждения;
     - по  возможности  следует  избегать  устройства временных опор и
подмостей в русле реки.
     8.9.  В  соответствии с Положением о водоохранных зонах (полосах)
рек,  озер  и  водохранилищ,  утвержденным  Советом Министров РСФСР от
17.03.89 N 91, минимальная ширина этих зон устанавливается:
     для  рек  -  от  среднемноголетнего уреза воды в летний период по
длине реки от истока:
     до 10 км - 15 метров;
     от 11 до 50 км - 100 метров;
     от 51 до 100 км - 200 метров;
     от 101 до 200 км - 300 метров;
     от 201 до 500 км - 400 метров;
     свыше 500 км - 500 метров,
     а  для  озер - от среднемноголетнего уреза воды в летний период и
для  водохранилищ  - от уреза воды при нормальном подпорном уровне при
площади акватории до 2 кв. км - 300 м, более 2 кв. км - 500 м.
     В  водоохранных  зонах  рек  запрещается  загрязнение поверхности
земли,  в  том  числе  свалка  мусора,  отходов  производства, а также
стоянка,  мойка  и  ремонт автомобилей и дорожно-строительной техники,
заливка топлива.
     В  водоохранной  зоне  запрещается  добыча  местных  строительных
материалов,   замыв   пойменных   озер   и  стариц  без  разрешения  и
согласования природоохранных органов.
     8.10.    В   проектной   документации   следует   предусматривать
ликвидационные работы после строительства мостового перехода:
     - удаление   из   русла   реки  островков,  отсыпанных  во  время
сооружения опор;
     - очистка  русла  реки  и  поймы  от загромождающих их предметов,
извлечение и вывозка свай, подмостей и временных опор;
     - разборка   временных   сооружений   на  строительной  площадке,
планировка  и  рекультивация  земель,  включая  карьеры  и  подъездные
дороги.

Фрагмент документа "РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕТУ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И МОСТОВЫХ ПЕРЕХОДОВ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа