Фрагмент документа "РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕТУ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И МОСТОВЫХ ПЕРЕХОДОВ".
ПРИМЕР РАСЧЕТА ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПОЧВЫ ПРИДОРОЖНОЙ ПОЛОСЫ АВТОТРАНСПОРТНЫМИ ВЫБРОСАМИ СВИНЦА Задача: Определить величину отложений свинца в почве в условиях реконструкции дороги III категории по нормативам I категории. Исходные данные: Перспективная интенсивность движения на расчетный срок по данным экономического обоснования - 9800 авт./сут. Темп роста интенсивности движения 5% в год. Средняя скорость движения транспортного потока при варианте отказа от реконструкции дороги - 30 км/час, средняя скорость движения потока после реконструкции - 70 км/час. 3 Расчетный период эксплуатации дороги - 20 лет или 7,3 х 10 суток. При отказе от строительства расчетный период эксплуатации дороги 3 составит 22 года или 8,03 х 10 суток. Исходя из розы ветров, коэффициент U = 0,7. v Фоновое загрязнение - отсутствует. Тип земель - пахота, плотность почвы - 1600 кг/куб. м, глубина вспашки - 0,2 м. Данные о составе транспортного потока приведены в таблице 1. Таблица 1 ------------------------------------------------------------------------------ | Тип автомобилей | Содержание |Интенсивность,| Тип | Средний | | | в потоке, %| авт./сутки |топлива| эксплуатационный| | | | | | расход | | | | | | топлива, л/км | |----------------------|------------|--------------|-------|-----------------| |Легковые | 40 |2480 |А-93 | 0,11 | |----------------------|------------|--------------|-------|-----------------| |Малые грузовые | 5 |310 |А-76 | 0,16 | |карбюраторные | | | | | |----------------------|------------|--------------|-------|-----------------| |Грузовые карбюраторные| 30 |1860 |А-76 | 0,33 | |----------------------|------------|--------------|-------|-----------------| |Грузовые дизельные | 20 |1240 |диз-ное| 0,34 | | | | |топливо| | |----------------------|------------|--------------|-------|-----------------| |Автобусы карбюраторные| 5 |310 |А-76 | 0,37 | |----------------------|------------|--------------|-------|-----------------| |ИТОГО | 100 |6200 | | | ------------------------------------------------------------------------------ Решение: 1. Расчет для случая отказа от реконструкции дороги: 1.1. По рис. 4.2.1 в соответствии со средней скоростью транспортного потока определяем m = 4,0. р 1.2. По формуле 4.2.3 определяем эмиссию свинца: Р = 0,74 х 4,0 х 0,8 х (0,11 х 0,37 х 2480 + 0,16 х 0,17 х 310 + э + 0,33 х 0,17 х 1860 + 0,37 х 0,17 х 310) = 552,2 мг/м сут. 1.3. По таблице 4.2.1 определяем К = 0,5 для расстояния от 1 кромки проезжей части - 10 м. 1.4. По формуле 4.2.2 определяем количество отложений свинца на поверхности земли в 10 метрах от кромки проезжей части: 3 Р = 0,4 х 0,5 х 0,7 х 8,03 х 10 х 552,2 = 620828 мг/кв. м. пов 1.5. По формуле 4.2.1 определяем количество свинца в почве: 620828 Р = ---------- = 1940 мг/кг. в 0,2 х 1600 1.6. Аналогично определяется содержание свинца в почве на других расстояниях. Результаты расчета сведены в таблицу 2. Таблица 2 ------------------------------------------------------------------ |Расстояние от кромки |10 |20 |30 |40 |50 |60|80|100|150| |проезжей части, м | | | | | | | | | | |---------------------------|----|---|---|---|-----|--|--|---|---| |Содержание свинца, мг/кг |1940|388|233|155|116,4|78|39|19 |4 | ------------------------------------------------------------------ По результатам расчета построен график загрязнения почвы свинцом (рис. 1). 2. Расчет для случая реконструкции автодороги по нормативам I категории. Поскольку на дорогах I категории транспорт при помощи разделительной полосы разделен на два потока, противоположных по направлениям и отделенных друг от друга разделительной полосой (в данном примере шириной 5,0 м), расчет следует вести отдельно для каждой проезжей части для интенсивности движения, равной половине общей (3100 авт./сут.). Среднюю скорость движения потока транспорта условно для данного примера будем считать одинаковой. 2.1. По рис. 4.2.1 в соответствии со средней скоростью транспортного потока определяем m = 1,1. р 2.2. По формуле 4.2.3 определяем эмиссию свинца от транспортного потока каждого направления: Р = 0,74 х 1,1 х 0,8 х (0,11 х 0,37 х 1240 + 0,16 х 0,17 х 155 + э + 0,33 х 0,17 х 930 + 0,37 х 0,17 х 155) = 76 мг/м с. 2.2.1. По формуле 4.2.2 определяем количество отложений свинца на поверхности земли в точке А, находящейся в 10 метрах от левой кромки проезжей части, от воздействия транспортного потока, движущегося по подветренной проезжей части (по таблице 4.2.1 для расстояния от кромки проезжей части 10 метров - К = 0,5). 1 3 Р = 0,4 х 0,5 х 0,7 х 7,3 х 10 х 76 = 77672 мг/кв. м. пов 2.2.2. По формуле 4.2.1 определяем количество свинца в почве: 72672 Р = ---------- = 243 мг/кг. в 0,2 х 1600 2.2.3. Аналогично определяем количество свинца в почве, выделяемое транспортным потоком, движущимся по подветренной проезжей части, на других расстояниях от кромки проезжей части; результаты сведены в табл. 3. Таблица 3 ------------------------------------------------------------------ |Расстояние от кромки проезжей |10 |20|30|40|50|60|80|100|150| |части, м | | | | | | | | | | |----------------------------------|---|--|--|--|--|--|--|---|---| |Содержание свинца от подветренного|243|49|29|19|15|10|5 |2,5|0,5| |потока транспорта, мг/кг | | | | | | | | | | |----------------------------------|---|--|--|--|--|--|--|---|---| |Содержание свинца от наветренного |36 |23|16|11|7 |6 |3 |2 |0,4| |потока транспорта, мг/кг | | | | | | | | | | |----------------------------------|---|--|--|--|--|--|--|---|---| |Общее содержание свинца, мг/кг |280|72|45|30|22|16|8 |4,5|0,9| ------------------------------------------------------------------ 2.3. Для транспорта, движущегося по наветренной проезжей части, левая кромка подветренной проезжей части отстоит на 16,25 метра от ее левой кромки, т.е. расстояние до точки А с учетом п. 2.2.1 составит 26,25 м. 2.3.1. По таблице 4.2.1 для этой точки К = 0,075, а 1 3 Р = 0,4 х 0,075 х 0,7 х 7,3 х 10 х 76 = 11651 мг/кв. м. пов 2.3.2. По формуле 4.2.1: 11651 Р = ---------- = 36 мг/кг. в 0,2 х 1600 2.3.3. Аналогично определяем количество свинца в почве, выделяемое транспортным потоком, движущимся по наветренной проезжей части, на других расстояниях от кромки проезжей части; результаты сведены в табл. 3. Результаты расчета занесены на график загрязнения почвы свинцом (рис. 1). Из графика следует, что в случае отсутствия фонового загрязнения свинцом почв в придорожной полосе через 20 лет после реконструкции дороги по нормативам I категории ПДК будет превышен в полосе до 40 метров от кромки проезжей части дороги. В случае отказа от реконструкции ширина полосы загрязнения составит 86 метров, т.е. более чем в 2 раза больше. Несмотря на то, что на реконструируемой автомобильной дороге загрязнение свинцом прилегающих территорий будет значительно меньшим, чем при варианте отказа от строительства, однако воздействие достаточно существенно. Результаты расчета указывают на необходимость запретить использование полосы шириной по 40 метров от внешних кромок проезжей части под посевы зерновых, овощных и плодовых культур. С целью сокращения этой полосы предусмотрена посадка защитных зеленых насаждений. Приложение 4 |
Фрагмент документа "РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕТУ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И МОСТОВЫХ ПЕРЕХОДОВ".