Фрагмент документа "РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕТУ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И МОСТОВЫХ ПЕРЕХОДОВ".
3. СОСТАВ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО УЧЕТУ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ 3.1. Состав материалов по оценке воздействия на окружающую среду в экономических обоснованиях развития автомобильных дорог 3.1.1. При разработке экономического обоснования решения по предлагаемому общему направлению трассы и мероприятиям по развитию автомобильной дороги принимаются с учетом оценки уровня обеспечения экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Указанная оценка производится путем проведения процедур оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). 3.1.2. Результаты выполнения процедуры оценки воздействия на окружающую среду, как правило, оформляются в самостоятельный раздел ЭО, который включает следующую информацию: определение типов и характера вероятных воздействий автомобильной дороги на окружающую среду: - строительные воздействия, т.е. воздействия, связанные с ведением работ; носят, как правило, временный характер; - эксплуатационные воздействия, т.е. воздействия, проявляющиеся в течение длительного периода эксплуатации объекта: - воздействия, связанные с функционированием объекта как инженерного сооружения; - воздействия автомобильного транспорта (передвижных источников воздействия); определение видов предполагаемых воздействий на окружающую среду в зависимости от характера предлагаемых мероприятий по развитию объекта; перечень основных видов воздействия автомобильных дорог и мостовых переходов на окружающую среду приведен в таблице 3.1; анализ антропогенной нагрузки на территорию предполагаемого размещения объекта: - наличие промышленных предприятий, состояние сельского хозяйства, обеспеченность транспортной сетью и т.п.; - местоположение существующих основных источников воздействия на природную среду в зоне влияния автомобильной дороги, состав, концентрация загрязняющих веществ, их распределение и тенденция изменения во времени и пространстве; - закономерности и масштабы происходящих в регионе изменений окружающей среды; - общее влияние хозяйственной деятельности на состояние воздушной среды, почв, вод, инженерно-геологических условий, животного и растительного мира, проживание людей; - анализ воздействия рассматриваемой существующей автомобильной дороги на условия жизни населения в населенных пунктах, загазованность территорий, уровни шума, аварийность движения и т.д.; - общая оценка характера и интенсивности антропогенной нагрузки; анализ социального развития территории, включая: - население района тяготения автомобильной дороги, наличие и размер населенных пунктов, в том числе в зоне непосредственного влияния объекта; - состояние социальной среды, традиционное природопользование, состояние социально-бытовых условий; - данные о наличии памятников истории, культуры и археологии; - наличие таких мест или объектов, которые действующими законодательными актами признаны ценными для культуры, науки и культурных традиций и религиозных обычаев населения; - наличие и положение зон, чувствительных к шумовому воздействию; краткий анализ природных условий на территории прохождения трассы автомобильной дороги, в том числе: - климатическая характеристика, повторяемость того или иного класса погод, оценка солнечной радиации, температуры и влажности воздуха, роза ветров, режимы метелей, пыльных бурь, осадков; - оценка микроклимата с учетом особенностей топографии местности; - данные о грунтово-геологических и гидрогеологических особенностях, существующих нарушениях инженерно-геологических, в том числе грунтовых, геолого-литологических условий территории; - анализ геохимических условий территории, наличие деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель в зоне влияния автомобильной дороги, возможность использования их при осуществлении мероприятий по развитию объекта; - оценка состояния растительности, наличие видов, чувствительных к воздействию мероприятий по развитию объекта и функционированию автомобильной дороги после их осуществления, состояния лесов в зоне влияния объекта, состояния безлесных территорий; - оценка состояния водных объектов; - оценка состояния атмосферного воздуха в районе рассматриваемой автомобильной дороги; - оценка видового состава и состояния животного мира (в том числе ихтиофауны и других гидробионотов) в районе проложения автомобильной дороги или мостового перехода, обращая особое внимание на редко встречающиеся, ценные, реликтовые, эндемичные, находящиеся под охраной государства, занесенные в Красную книгу виды; границы популяций и мест обитания, размножения, гнездования выявленных и подлежащих учету видов, характер и пути миграции; - анализ особенностей ландшафта; прогноз изменения состояния окружающей среды и условий жизни населения в процессе функционирования рассматриваемой существующей и других автомобильных дорог в районе тяготения в случае отсутствия мероприятий по развитию автомобильной дороги (вариант отказа от развития); прогноз изменения состояния окружающей среды и условий жизни населения в результате развития автомобильной дороги: - зоны превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ от выбросов транспорта; - зоны превышения предельного уровня шума; - зоны превышения предельного уровня запыленности; - изменение воздействия на условия жизни населения в населенных пунктах, загазованность территорий, уровни шума, аварийность движения и т.д. развития рассматриваемой автомобильной дороги; - прогнозная оценка долговременных последствий от воздействия на окружающую среду намечаемого развития; рекомендации по установлению требований и нормативов для проектирования основных элементов и сооружений автомобильной дороги, исключающих или снижающих воздействие на окружающую среду и условия жизни населения (оптимальная скорость движения, водоотвод, тип покрытия, необходимость сооружения обходов населенных пунктов, памятников архитектуры, культуры и т.д.); рекомендации для дальнейшего проектирования природоохранных инженерных мероприятий, обеспечивающих соблюдение действующих нормативов природопользования и требований по защите окружающей среды и условий жизни населения (лесозащитные полосы, шумозащитные экраны, очистные сооружения в водоохранных зонах, организация научных исследований, связанных с защитой памятников археологии и культуры и т.д.); примерный перечень мероприятий по приведению придорожной полосы в состояние, обеспечивающее оптимальные условия движения, экологическое благополучие населения и защиту окружающей среды; предложения по компенсации ущерба, причиняемого в период строительства и эксплуатации объекта, населению и окружающей среде, включая отчуждение земельных участков, по решению социальных вопросов, в том числе связанных с охраной здоровья населения, созданием благоприятных условий для его проживания; предложения по компенсации ущерба, причиняемого в период строительства и эксплуатации объекта, рыбным запасам при пересечении водных объектов и проложении трасс вблизи их; предложения по разработке программы производственного мониторинга реализации планируемых мероприятий по развитию автомобильной дороги и плана послепроектного экологического анализа. 3.1.3. Перечень рекомендуемых мероприятий по приведению придорожной полосы в состояние, обеспечивающее оптимальные условия движения, экологическое благополучие населения и защиту окружающей среды, должен включать в себя: - определение необходимости специальных почвенных обследований для выявления деградированных земель, их консервацию или включение в полосу отвода автомобильной дороги, рекомендации по их использованию (устройство лесополос, полос для аварийной остановки автомобилей и т.п.); - организацию пересечения автомобильной дороги людьми и животными, при необходимости ограничение доступа к дороге с прилегающих территорий, вынос из полосы отвода сооружений и препятствий, влияющих на безопасность движения, снос строений; - установление защитных зон, в том числе ограничения застройки для обеспечения экологического благополучия населения, безопасности движения, нормальной эксплуатации дороги с учетом возможности дальнейшего развития автомобильной дороги; - рекомендации по рекультивации временно занимаемых земель и неиспользуемых участков существующей дороги. 3.1.4. Предложения по разработке программы производственного мониторинга реализации планируемых мероприятий по развитию автомобильной дороги и плана послепроектного экологического анализа должны предусматривать: - контроль заказчика, привлекаемых им для надзора за строительством организаций и фирм, а при необходимости, и независимых экспертов за полнотой и точностью включения в проектную документацию положений, утвержденных на предыдущих стадиях проектирования, по мерам исключения и смягчения воздействий, компенсаций, за проектированием природоохранных мероприятий и сооружений; - обеспечение выбора подрядной строительной организации, способной обеспечить наиболее экологически чистые технологии работ, а также строительство предусмотренных проектом природоохранных мероприятий; - включение в проект мероприятий по разъяснению работникам подрядной строительной организации природоохранных требований и проектных решений, а также, при необходимости, их обучение; - надзор за правильностью возмещения ущерба и выплаты компенсаций, предусмотренных проектом; - надзор за выполнением природоохранных мероприятий; - надзор за строительством природоохранных и защитных сооружений; - мониторинг соблюдения подрядной строительной организацией во время строительных работ требований природоохранного законодательства, нормативных документов, технических условий и требований проекта; - наблюдение за своевременностью и правильностью выполнения рекультивационных работ; - анализ во время ведения строительных работ эффективности предусмотренных в проекте мероприятий, их корректировка в случае необходимости; - наблюдение в послестроительный период за работой водоотводных сооружений, снегозащитных насаждений, противоэрозионных и иных природоохранных сооружений. Мониторинг должен охватывать деятельность не только в полосе отвода автомобильной дороги, но и в других местах, затрагиваемых работами, например, в карьерах дорожно-строительных материалов, резервах грунта, подъездах, строительных площадках, притрассовых заводах по приготовлению асфальтобетонных и цементобетонных смесей и т.д. Предложения по разработке программы производственного мониторинга должны составляться в увязке с требованиями системы государственного экологического мониторинга. 3.1.5. Определение общего направления трассы автомобильной дороги при разработке ЭО должно включать в себя выявление участков, на которых при осуществлении мероприятий по развитию возможно сохранение существующего направления, и участков, подлежащих реконструкции или новому строительству. Выбор принципиального направления автомобильной дороги производится с соблюдением природоохранного, земельного, водного, лесного законодательства, иных законодательных и нормативных актов, связанных с охраной окружающей среды, с учетом проектов районной планировки городов, поселков, региональных схем развития соответствующих инженерных коммуникаций, железных дорог, энергосистем, а также, при необходимости, на основе анализа материалов изысканий, специально выполняемых для этих целей. При этом проводится всестороннее изучение условий строительства на всех возможных и рекомендуемых трассах. При отсутствии намечаемых к строительству объектов в утвержденных генеральных планах и проектах районной планировки, заказчик в соответствии с Земельным кодексом представляет на рассмотрение органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации варианты принципиального направления трассы. В представляемых материалах приводится сравнение вариантов с учетом изменения зон тяготения, влияния на транспортное обслуживание, социальное и экономическое развитие и экологическую обстановку регионов, перспектив использования территорий, изъятия земель, размеров и экономической эффективности инвестиций, сроков и продолжительности строительства. Орган исполнительной власти субъектов РФ принимает принципиальное решение о целесообразности предлагаемого варианта. Решение является основанием для последующего выбора в установленном порядке земельного участка и оформления комитетом по земельным ресурсам и землеустройству акта о предварительном согласовании места размещения предлагаемой автомобильной дороги и в необходимых случаях ее охранной зоны. 3.1.6. Генеральный проектировщик на основе анализа чувствительности показателей развития автомобильной дороги к риску застройки коридоров проложения трассы в выводах ЭО рекомендует заказчику оптимальные сроки составления актов выбора трасс, отвода и резервирования земель по рекомендуемому принципиальному варианту дороги. Анализ чувствительности и рисков производится с учетом возможных дополнительных затрат, связанных с застройкой рекомендуемых коридоров, стоимости работ по составлению актов выбора, отвода и выкупа или резервирования земель с учетом дисконтирования затрат. 3.1.7. В связи с тем, что автомобильные дороги в зависимости от функционального назначения, характера обслуживаемых транспортных связей, размеров и состава движения, природных условий расположения, чувствительности территории к воздействиям многочисленных иных факторов могут оказывать различное по видам, характеру и интенсивности воздействие на окружающую среду, на начальной стадии проведения ОВОС следует определять состав предполагаемых видов и объектов воздействия, подлежащих анализу, исключая из рассмотрения те, влияние которых на окружающую среду несущественно. При этом следует устанавливать: - пространственные границы изучения отдельных факторов и воздействий; - границы изучения и анализа во времени; - методы и параметры изучения отдельных видов воздействий; - необходимость и сроки получения технических условий и согласований; - необходимость и сроки привлечения специализированных организаций для исследования и анализа отдельных видов воздействий. Перечень основных видов воздействий автомобильных дорог на окружающую среду, подлежащих анализу при проведении ОВОС, сведен в таблицу 3.1. Таблица 3.1 ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И МОСТОВЫХ ПЕРЕХОДОВ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ, ПОДЛЕЖАЩИХ РАССМОТРЕНИЮ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОВОС ---------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Предполагаемые воздействия | Возможные меры по исключению | Условия, при которых учет | | | или смягчению воздействия | данного воздействия обязателен | |--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------| | Нарушение путей сообщения | Устройство подъездов, | При проектировании автомобильных | | местных жителей, увеличение | пересечений и примыканий | дорог I и II категорий | | времени на дорогу к местам | | | | работы и отдыха, расчленение | | | | сельскохозяйственных угодий | | | |--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------| | Ухудшение условий движения для | Устройство тракторных путей, | При проектировании автомобильных | | сельскохозяйственной техники, | велосипедных дорожек, переездов | дорог I, II и III категорий при | | гужевого транспорта, | и путепроводов для | наличии требований и технических | | велосипедистов, прогона скота | сельскохозяйственной техники, | условий собственников земель | | | скотопрогонов, ограждение полосы | | | | отвода дороги | | |--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------| | Снос строений, переселение | Обход населенных пунктов с | При проложении трассы | | людей, связанное с отводом | исключением сноса строений и | автомобильной дороги через или | | земель для развития | переселения людей, устройство | вблизи населенных пунктов | | автомобильной дороги | защитных экранов и защитных | | | | сооружений, предоставление жилья | | | | и участков земель взамен | | | | изымаемых, выплата компенсаций | | |--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------| | Расчленение ландшафта | Применение методов ландшафтного | При проектировании новых дорог, | | | проектирования, исключение по | реконструкции неблагоприятных | | | возможности глубоких выемок и | участков | | | высоких насыпей, устройство | | | | декоративного озеленения, | | | | проложение трассы дороги вне | | | | зоны видимости больших групп | | | | людей | | |--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------| | Оползни, осыпи, сплывы, другие | Исключение подрезок склонов при | При проложении трассы в | | виды подвижек земляных масс | неблагоприятных геологических | неблагоприятных геологических | | вследствие их подрезки в | условиях, обеспечение | условиях, установленных | | процессе строительных работ | водоотвода, другие инженерные | изысканиями и обследованиями | | | сооружения | | |--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------| | Эрозия земель вследствие | Укрепление русел и выходов из | | | концентрации водных потоков | водоотводных сооружений, | | | искусственными сооружениями, | увеличение количества сбросов | | | кюветами и канавами | воды из систем водоотвода для | | | | уменьшения расхода воды | | |--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------| | Изменение условий | Проектирование соответствующих | Особенно важно при пересечении | | поверхностного стока | систем водоотвода | болот, пойм рек, косогоров | |--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------| | Изменение условий протекания | Отказ от устройства выемок при | При близком залегании грунтовых | | грунтовых вод, осушение и | близком залегании грунтовых вод, | вод и при проектировании глубоких | | переувлажнение почв | проектирование насыпей из | выемок | | | условия недопущения прерывания | | | | водоносных слоев | | |--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------| | Нарушение гидрологического | Устройство регуляционных | При наличии в проекте мостов | | режима рек, изменение | сооружений, укрепление берегов, | | | береговой линии, сечения | проектирование мостов с | | | водотоков, активизация | оптимальным стеснением русла | | | русловых процессов при | | | | строительстве мостов | | | |--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------| | Изменение гидрологического | Проектирование трассы в обход | При наличии требований и | | режима болот, приводящее к | болот, устройство мостов, труб | технических условий местных | | негативному влиянию на | | органов государственной власти и | | экосистемы | | природоохранных органов | |--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------| | Нарушение условий | Исключение подтопления и | При проектировании автомобильных | | произрастания растений | осушения территорий, эрозии | дорог I и II категорий, на | | | почв, деградации почв от | участках пересечения болот и | | | транспортных загрязнений, | территорий с необеспеченным | | | рекультивация нарушенных при | поверхностным стоком, а также | | | строительстве земель, устройство | дорог с перспективной | | | организованных площадок отдыха и | интенсивностью движения более 2000 | | | стоянок для автомобилей, обход | авт./сутки вблизи ценных | | | особо охраняемых территорий и | сельскохозяйственных угодий | | | ценных насаждений | | |--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------| | Нарушение условий обитания | Обход особо охраняемых | При проектировании автомобильных | | диких животных | территорий и мест обитания, | дорог I и II категорий, а также | | | питания и размножения охраняемых | дорог с перспективной | | | видов животных, обустройство | интенсивностью движения более 2000 | | | пересечений автодорогой путей | авт./сутки вблизи мест обитания, | | | миграции животных, установка | питания и размножения охраняемых | | | дорожных знаков, предупреждающих | видов животных, при пересечении | | | о вероятности столкновения с | автодорогой путей миграции | | | животным, устройство | животных | | | скотопрогонов и путепроводов | | |--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------| | Нарушение условий обитания рыб | Обходы мест нагула, нерестилищ. | В соответствии с техническими | | при строительстве мостов | Проведение работ с учетом | условиями органов рыбоохраны | | | периода массового нереста и | | | | выклева рыб, применение | | | | шпунтовых ограждений, удаление | | | | из русла строительных остатков | | |--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------| | Создание условий для | Планировка территорий, | | | размножения комаров, клещей | исключение мест застоя воды, | | | | своевременная уборка и | | | | захоронение порубочных остатков | | |--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------| | Создание повышенной | Устройство ограждений, разметки, | | | аварийности на автомобильной | установка дорожных знаков, | | | дороге и пересечениях с | устройство тротуаров, пешеходных | | | другими дорогами | дорожек и переходов, освещения в | | | | населенных пунктах | | |--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------| | Загрязнение воздушной среды, | Проектирование дороги с | При проектировании автомобильных | | шумовое воздействие при | параметрами, обеспечивающими | дорог I и II категорий, а также | | движении потока транспорта | оптимальный режим движения | дорог с перспективной | | | автомобилей, устройство защитных | интенсивностью движения более 2000 | | | зеленых насаждений и экранов, | авт./сутки вблизи населенных | | | строительство обходов населенных | пунктов и объектов, чувствительных | | | пунктов | к данному виду воздействия | | | | (санатории, дома отдыха, больницы, | | | | школы и т.д.) | |--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------| | Загрязнение почв соединениями | Проектирование дороги с | При проектировании автомобильных | | свинца | параметрами, обеспечивающими | дорог I и II категорий, а также | | | оптимальный режим движения | дорог с перспективной | | | автомобилей, устройство защитных | интенсивностью движения более 2000 | | | зеленых насаждений и экранов | авт./сутки вблизи населенных | | | | пунктов и ценных | | | | сельскохозяйственных угодий | |--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------| | Вибрация зданий и сооружений | Специальные инженерные | При наличии специальных требований | | от движущегося транспорта | мероприятия по защите зданий и | в случаях, когда здания и | | | сооружений от действия вибрации | сооружения расположены ближе 30 | | | | метров от кромки проезжей части | | | | дороги, а в основании залегают | | | | связные грунты пластичной и | | | | текучепластичной консистенции | |--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------| | Разрушение памятников истории | Проложение трассы дороги в обход | Мероприятия по защите памятников | | и культуры, включая | памятников истории и культуры, | истории и культуры, | | археологические памятники | археологических памятников, | археологических памятников | | | специальные инженерные решения | предусматриваются при наличии у | | | по защите памятников, раскопки и | заказчика рекомендаций по | | | изъятие археологических | обеспечению сохранности выявленных | | | ценностей до начала строительных | памятников, составленных | | | работ | специализированными научными | | | | организациями | |--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------| | Запыление территории | Проектирование непылящих | При проектировании автомобильных | | | дорожных одежд, устройство | дорог с пылящими типами покрытий | | | защитных зеленых насаждений, | вблизи населенных пунктов и ценных | | | мероприятия по обеспыливанию | сельскохозяйственных угодий | | | покрытий | | |--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------| | Загрязнение придорожной полосы | Устройство организованных | При проектировании автомобильных | | бытовым мусором | площадок отдыха и стоянок для | дорог I и II категорий протяжением | | | автомобилей | более 15 км, III категории | | | | протяжением более 25 км | |--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------| | Усиление наносов и заиливания | Планировка, уплотнение и | При проложении трассы дороги в | | русел водотоков продуктами | укрепление грунта на | поймах рек и строительстве мостов | | размывов мест строительства, | строительных площадках, | | | неукрепленного земляного | применение шпунтовых ограждений | | | полотна, а также при | при строительстве опор мостов, | | | строительстве опор мостов, | проведение рекультивационных | | | загрязнение русел бытовым и | работ, своевременная уборка | | | строительным мусором | мусора и строительных остатков | | |--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------| | Загрязнение водных объектов | Очистка вод поверхностного | | | поверхностным стоком с | стока, отвод загрязненных вод за | | | автомобильных дорог и мостов | пределы пойм водотоков, | | | | рассредоточение сбросов по | | | | протяжению дороги | | |--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------| | Загрязнение грунтов и вод | Планировка территории, | При наличии в проекте приобъектных | | маслами, топливом автомобилей | устройство канав и водоотводных | строительных площадок, | | и дорожно-строительных машин | систем для сбора и очистки вод, | притрассовых предприятий, карьеров | | на строительных площадках и | ограждение территории, | и т.д. | | предприятиях | организация заправки техники в | | | | специально установленных местах | | | | или на автозаправочных станциях | | | | общего пользования | | |--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------| | Загрязнение территорий вблизи | Обустройство временных баз | При наличии в проектах временных | | временных баз строительных | строительных организаций местами | баз строительных организаций | | организаций мусором, бытовыми | для сбора и уничтожения отходов | | | отходами | и мусора, строительство | | | | туалетов, ограждение территории, | | | | рекультивация земель после | | | | окончания работ | | |--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------| | Загрязнение воздушной среды на | Обустройство заводов | При наличии в проектах | | асфальтобетонных и | оборудованием для очистки | притрассовых предприятий | | цементобетонных заводах, | выбросов | | | других притрассовых | | | | предприятиях | | | |--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------| | Загрязнение окружающей среды | Принятие наиболее современной | Для мест сосредоточенных земляных | | при работе строительных машин | экологически чистой строительной | работ, а также при применении | | и механизмов | техники и технологии | машин и механизмов, выделяющих | | | | большое количество загрязнителей, | | | | вблизи территорий, чувствительных | | | | к загрязнению | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------- 3.1.8. Проверка распространения транспортного шума и воздействия его на окружающую среду и людей должна проводиться для участков дорог, проходящих в пределах перспективной границы населенных пунктов. 3.1.9. При наличии технологических решений, оказывающих существенное воздействие на окружающую среду: закладка грунтовых резервов и карьеров дорожно-строительных материалов на затопляемых поймах рек (водоемов), разработка грунтов при возведении земляного полотна и мостов буровзрывным способом или методом гидромеханизации, в пояснительной записке необходимо устанавливать требования по технологии работ, а также конкретные мероприятия, направленные на защиту природной среды. В случаях использования для нужд строительства речной или озерной воды должны отражаться вопросы ее очистки до нормативных требований перед сбросом в реку или озеро. 3.1.10. К материалам ОВОС в составе экономических обоснований развития автомобильных дорог следует прилагать следующие основные графические документы: - схематический ситуационный план автомобильной дороги с нанесением границ охранных и защитных зон, территорий ценных природоохранных, культурных, национальных, особо охраняемых природных объектов; - тематические карты и схемы территорий, чувствительных к компонентам воздействия автомобильной дороги (при наличии соответствующей информации); - схематический ситуационный план автомобильной дороги с нанесением основных намечаемых проектных мероприятий по охране окружающей среды; - типовые и примерные схемы расположения и конструкций природоохранных сооружений, планов площадок отдыха и стоянок для автомобилей, очистных и других сооружений, влияющих на окружающую среду. 3.1.11. Для обеспечения всестороннего и наиболее полного удовлетворения интересов населения в рамках ОВОС следует осуществлять широкий обзор предложений о возможной реализации намеченной программы развития автомобильной дороги путем организации выявления мнения заинтересованных организаций и групп населения в соответствии с Земельным кодексом, проведения общественных слушаний или обсуждений предложений в средствах массовой информации в соответствии с Положением об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минприроды России от 18.07.94 N 222, а также получением технических условий и согласований заинтересованных организаций. 3.2. Состав материалов раздела "Охрана окружающей среды" в инженерных проектах строительства, реконструкции автомобильных дорог 3.2.1. Целью разработки раздела "Охрана окружающей природной среды" в инженерном проекте на строительство и реконструкцию автомобильных дорог и сооружений на них является проектирование инженерных мероприятий по исключению и смягчению воздействия объекта на окружающую среду, определение размеров компенсаций за нанесенный ущерб, а также подготовка документов и материалов для отвода земель на основе результатов ОВОС и полученного предварительного согласования места проложения трассы автомобильной дороги и акта выбора трассы. 3.2.2. Принятие конкретных проектных решений в составе инженерного проекта должно осуществляться на основе сравнения вариантов с учетом их воздействия на окружающую среду методами процедуры ОВОС, требования к которой приведены в разделе 3.1. 3.2.3. Разработка раздела "Охрана окружающей природной среды" инженерного проекта проводится на мероприятия по развитию участков или сооружений, необходимость и протяжение которых обоснованы в ЭО. 3.2.4. Разработке инженерного проекта должно предшествовать составление актов выбора трассы. Сроки их составления определяются заказчиком на основе рекомендаций ЭО. Акты выбора трассы оформляются заказчиком проекта в соответствии с порядком, установленным Земельным кодексом России, и принципиальным решением органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации о принципиальном направлении трассы. При обосновании проложения трассы автомобильной дороги могут проводиться в минимально допустимом объеме инженерные обследования, поиски и разведка месторождений грунта и строительных материалов. 3.2.5. В состав раздела "Охрана окружающей среды" инженерного проекта должны входить: - краткая пояснительная записка, обосновывающая для заказчика и органов экспертизы проектные решения по природоохранным инженерным мероприятиям, не конкретизированным в составе ЭО; - материалы, предназначенные для реализации инженерного проекта, включающие в себя основные чертежи, группировочные ведомости, ведомости объемов работ, технические спецификации, перечень ГОСТ, отраслевых стандартов, СНиП, типовых проектов, привязанных к условиям данного проекта и обязательных для использования при сооружении природоохранных сооружений и мероприятий; - материалы для оформления отвода земель. 3.2.6. Материалы для оформления отвода земель, как правило, состоят из двух разделов: обоснование отвода земель, включающее в себя следующие документы: - пояснительная записка, содержащая ссылку на задание на проектирование, основные нормативные документы, взятые за основу при проектировании, наименование административного района расположения дороги; - обоснование ширины полосы отвода с учетом расположения земляного полотна, коммуникаций, элементов обстановки дороги, искусственных сооружений, водоотводных устройств, лесополос, полос для безопасного съезда автомобилей, зон избыточного транспортного загрязнения; - сведения о размере временного отвода и аренды земель для обеспечения работы строительных механизмов, хранения отвалов растительного грунта, устройства объездов, переустройства коммуникаций, строительных площадок и карьеров, резервов грунта, кавальеров; - данные по определению зон различной степени экологического влияния на сельскохозяйственные угодья и людей; - предложения по размерам зон ограничения застройки по условиям экологического влияния и безопасности движения; - материалы по сносу строений, их инвентаризации, оценочные акты и решения о компенсации за сносимые здания и сооружения; - данные о площадях занимаемых земельных угодий с распределением по их видам, землепользователям и виду отвода (постоянный или временный); - сведения о соответствии проектных решений акту выбора трассы и другим согласованиям; материалы по рекультивации временно занимаемых земель, включающие в себя следующие документы: - пояснительная записка по рекультивации временно занимаемых земель, содержащая: - ссылки на законодательные и нормативные документы, принятые за основу разработки проекта рекультивации временно занимаемых земель, нарушенных при строительстве автомобильной дороги и не используемых при реконструкции участков существующей дороги; - требования и технические условия на рекультивацию временно занимаемых земель, выданные землепользователями и землеустроительными органами; - ссылки на соответствующие документы согласований; - характеристику временно занимаемых земель с указанием целей отвода и размеров участков, разделением земель по видам угодий, районам и землепользователям; - характеристику проектируемых мероприятий по рекультивации временно занимаемых земель в соответствии с требованиями и техническими условиями с разделением по видам рекультивационных работ; - данные о стоимости рекультивационных работ, учтенные в сводной смете на развитие проектируемой дороги; - документация по техническому этапу рекультивации, в которой отражаются мероприятия по снятию и сохранению плодородного слоя с площадей, нарушаемых в процессе строительства, по предотвращению водной и ветровой эрозии временных отвалов плодородного слоя, по выравниванию и планировке нарушенных земель и неиспользуемых участков существующих дорог с приданием необходимых уклонов, по обеспечению водоотвода; - документация по биологическому этапу рекультивации, в которой в зависимости от вида рекультивации отражаются мероприятия, включающие вид рекультивации (сельскохозяйственная, водохозяйственная, лесохозяйственная и т.д.), продолжительность этапа, календарный график обработки почв, внесения удобрений и семян с указанием видов и норм ухода за посевами и лесокультурами. 3.3. В рабочей документации на строительство и реконструкцию автомобильных дорог и сооружений на них на основе решений, утвержденных в составе инженерного проекта, производится детальное проектирование элементов инженерных природоохранных мероприятий, позволяющее осуществить их строительство. 3.4. Проектирование автомобильных дорог и мостовых переходов с учетом природоохранных требований должно быть ориентировано на предупреждение возможных отрицательных воздействий при строительстве и функционировании автомобильной дороги, мостового перехода, других сооружений. 3.5. Проектная документация, разработанная для развития автомобильных дорог, подлежит государственной экологической экспертизе в порядке, установленном Положением о государственной экологической экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.93 N 942 и Руководством по экологической экспертизе предпроектной и проектной документации (Минприроды РФ, 1993 г.). |
Фрагмент документа "РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕТУ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И МОСТОВЫХ ПЕРЕХОДОВ".