РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕТУ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И МОСТОВЫХ ПЕРЕХОДОВ. Рекомендации. Министерство транспорта РФ (Минтранс России). 26.06.95

Фрагмент документа "РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕТУ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И МОСТОВЫХ ПЕРЕХОДОВ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

3. СОСТАВ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО УЧЕТУ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ
       ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

     3.1.  Состав материалов по оценке воздействия на окружающую среду
в экономических обоснованиях развития автомобильных дорог
     3.1.1.  При  разработке  экономического  обоснования  решения  по
предлагаемому  общему  направлению  трассы  и мероприятиям по развитию
автомобильной  дороги  принимаются  с учетом оценки уровня обеспечения
экологической     безопасности     и     санитарно-эпидемиологического
благополучия населения.
     Указанная  оценка  производится  путем проведения процедур оценки
воздействия на окружающую среду (ОВОС).
     3.1.2.  Результаты  выполнения  процедуры  оценки  воздействия на
окружающую  среду,  как  правило, оформляются в самостоятельный раздел
ЭО, который включает следующую информацию:
     определение типов и характера вероятных воздействий автомобильной
дороги на окружающую среду:
     - строительные   воздействия,   т.е.   воздействия,  связанные  с
ведением работ; носят, как правило, временный характер;
     - эксплуатационные воздействия, т.е. воздействия, проявляющиеся в
течение длительного периода эксплуатации объекта:
     - воздействия,   связанные   с   функционированием   объекта  как
инженерного сооружения;
     - воздействия  автомобильного  транспорта (передвижных источников
воздействия);
     определение  видов предполагаемых воздействий на окружающую среду
в  зависимости  от  характера  предлагаемых  мероприятий  по  развитию
объекта;  перечень  основных  видов  воздействия автомобильных дорог и
мостовых переходов на окружающую среду приведен в таблице 3.1;
     анализ   антропогенной  нагрузки  на  территорию  предполагаемого
размещения объекта:
     - наличие    промышленных    предприятий,   состояние   сельского
хозяйства, обеспеченность транспортной сетью и т.п.;
     - местоположение  существующих основных источников воздействия на
природную   среду   в   зоне  влияния  автомобильной  дороги,  состав,
концентрация   загрязняющих  веществ,  их  распределение  и  тенденция
изменения во времени и пространстве;
     - закономерности  и  масштабы  происходящих  в  регионе изменений
окружающей среды;
     - общее влияние хозяйственной деятельности на состояние воздушной
среды,   почв,   вод,  инженерно-геологических  условий,  животного  и
растительного мира, проживание людей;
     - анализ  воздействия  рассматриваемой существующей автомобильной
дороги на условия жизни населения в населенных пунктах, загазованность
территорий, уровни шума, аварийность движения и т.д.;
     - общая оценка характера и интенсивности антропогенной нагрузки;
     анализ социального развития территории, включая:
     - население  района  тяготения  автомобильной  дороги,  наличие и
размер  населенных  пунктов,  в  том  числе  в  зоне непосредственного
влияния объекта;
     - состояние  социальной  среды,  традиционное природопользование,
состояние социально-бытовых условий;
     - данные о наличии памятников истории, культуры и археологии;
     - наличие   таких   мест   или   объектов,  которые  действующими
законодательными   актами  признаны  ценными  для  культуры,  науки  и
культурных традиций и религиозных обычаев населения;
     - наличие и положение зон, чувствительных к шумовому воздействию;
     краткий анализ природных условий на территории прохождения трассы
автомобильной дороги, в том числе:
     - климатическая  характеристика,  повторяемость  того  или  иного
класса  погод,  оценка  солнечной  радиации,  температуры  и влажности
воздуха, роза ветров, режимы метелей, пыльных бурь, осадков;
     - оценка микроклимата с учетом особенностей топографии местности;
     - данные    о    грунтово-геологических    и   гидрогеологических
особенностях,  существующих  нарушениях инженерно-геологических, в том
числе грунтовых, геолого-литологических условий территории;
     - анализ     геохимических     условий     территории,    наличие
деградированных  сельскохозяйственных  угодий  и загрязненных земель в
зоне  влияния  автомобильной  дороги, возможность использования их при
осуществлении мероприятий по развитию объекта;
     - оценка  состояния растительности, наличие видов, чувствительных
к  воздействию  мероприятий  по  развитию  объекта  и функционированию
автомобильной  дороги  после  их осуществления, состояния лесов в зоне
влияния объекта, состояния безлесных территорий;
     - оценка состояния водных объектов;
     - оценка  состояния атмосферного воздуха в районе рассматриваемой
автомобильной дороги;
     - оценка видового состава и состояния животного мира (в том числе
ихтиофауны  и  других гидробионотов) в районе проложения автомобильной
дороги  или  мостового  перехода,  обращая  особое  внимание  на редко
встречающиеся, ценные, реликтовые, эндемичные, находящиеся под охраной
государства, занесенные в Красную книгу виды; границы популяций и мест
обитания,  размножения,  гнездования  выявленных  и  подлежащих  учету
видов, характер и пути миграции;
     - анализ особенностей ландшафта;
     прогноз  изменения  состояния  окружающей  среды  и условий жизни
населения  в  процессе функционирования рассматриваемой существующей и
других  автомобильных  дорог  в  районе  тяготения в случае отсутствия
мероприятий  по  развитию  автомобильной  дороги  (вариант  отказа  от
развития);
     прогноз  изменения  состояния  окружающей  среды  и условий жизни
населения в результате развития автомобильной дороги:
     - зоны  превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих
веществ от выбросов транспорта;
     - зоны превышения предельного уровня шума;
     - зоны превышения предельного уровня запыленности;
     - изменение  воздействия  на условия жизни населения в населенных
пунктах,  загазованность территорий, уровни шума, аварийность движения
и т.д. развития рассматриваемой автомобильной дороги;
     - прогнозная  оценка долговременных последствий от воздействия на
окружающую среду намечаемого развития;
     рекомендации   по   установлению   требований  и  нормативов  для
проектирования  основных  элементов и сооружений автомобильной дороги,
исключающих  или  снижающих  воздействие на окружающую среду и условия
жизни   населения   (оптимальная  скорость  движения,  водоотвод,  тип
покрытия,   необходимость   сооружения   обходов  населенных  пунктов,
памятников архитектуры, культуры и т.д.);
     рекомендации   для   дальнейшего  проектирования  природоохранных
инженерных    мероприятий,   обеспечивающих   соблюдение   действующих
нормативов  природопользования и требований по защите окружающей среды
и  условий  жизни населения (лесозащитные полосы, шумозащитные экраны,
очистные   сооружения   в   водоохранных  зонах,  организация  научных
исследований,  связанных  с защитой памятников археологии и культуры и
т.д.);
     примерный перечень мероприятий по приведению придорожной полосы в
состояние,  обеспечивающее оптимальные условия движения, экологическое
благополучие населения и защиту окружающей среды;
     предложения   по   компенсации   ущерба,  причиняемого  в  период
строительства  и  эксплуатации  объекта, населению и окружающей среде,
включая отчуждение земельных участков, по решению социальных вопросов,
в   том  числе  связанных  с  охраной  здоровья  населения,  созданием
благоприятных условий для его проживания;
     предложения   по   компенсации   ущерба,  причиняемого  в  период
строительства  и  эксплуатации объекта, рыбным запасам при пересечении
водных объектов и проложении трасс вблизи их;
     предложения по разработке программы производственного мониторинга
реализации  планируемых мероприятий по развитию автомобильной дороги и
плана послепроектного экологического анализа.
     3.1.3.   Перечень   рекомендуемых   мероприятий   по   приведению
придорожной  полосы  в  состояние,  обеспечивающее оптимальные условия
движения,  экологическое  благополучие  населения  и защиту окружающей
среды, должен включать в себя:
     - определение  необходимости  специальных  почвенных обследований
для  выявления  деградированных земель, их консервацию или включение в
полосу  отвода  автомобильной дороги, рекомендации по их использованию
(устройство  лесополос,  полос  для  аварийной остановки автомобилей и
т.п.);
     - организацию   пересечения   автомобильной   дороги   людьми   и
животными,   при   необходимости   ограничение   доступа  к  дороге  с
прилегающих   территорий,   вынос   из   полосы  отвода  сооружений  и
препятствий, влияющих на безопасность движения, снос строений;
     - установление  защитных  зон,  в том числе ограничения застройки
для  обеспечения  экологического  благополучия населения, безопасности
движения,   нормальной   эксплуатации   дороги  с  учетом  возможности
дальнейшего развития автомобильной дороги;
     - рекомендации  по  рекультивации  временно  занимаемых  земель и
неиспользуемых участков существующей дороги.
     3.1.4.  Предложения  по  разработке  программы  производственного
мониторинга    реализации    планируемых   мероприятий   по   развитию
автомобильной  дороги  и  плана послепроектного экологического анализа
должны предусматривать:
     - контроль    заказчика,   привлекаемых   им   для   надзора   за
строительством  организаций и фирм, а при необходимости, и независимых
экспертов  за  полнотой и точностью включения в проектную документацию
положений, утвержденных на предыдущих стадиях проектирования, по мерам
исключения  и  смягчения  воздействий, компенсаций, за проектированием
природоохранных мероприятий и сооружений;
     - обеспечение    выбора   подрядной   строительной   организации,
способной  обеспечить наиболее экологически чистые технологии работ, а
также    строительство    предусмотренных   проектом   природоохранных
мероприятий;
     - включение   в  проект  мероприятий  по  разъяснению  работникам
подрядной   строительной   организации  природоохранных  требований  и
проектных решений, а также, при необходимости, их обучение;
     - надзор   за   правильностью   возмещения   ущерба   и   выплаты
компенсаций, предусмотренных проектом;
     - надзор за выполнением природоохранных мероприятий;
     - надзор за строительством природоохранных и защитных сооружений;
     - мониторинг  соблюдения  подрядной  строительной организацией во
время строительных работ требований природоохранного законодательства,
нормативных документов, технических условий и требований проекта;
     - наблюдение   за  своевременностью  и  правильностью  выполнения
рекультивационных работ;
     - анализ   во  время  ведения  строительных  работ  эффективности
предусмотренных  в  проекте  мероприятий,  их  корректировка  в случае
необходимости;
     - наблюдение  в  послестроительный период за работой водоотводных
сооружений,   снегозащитных   насаждений,   противоэрозионных  и  иных
природоохранных сооружений.
     Мониторинг  должен  охватывать  деятельность  не  только в полосе
отвода  автомобильной  дороги,  но  и  в  других местах, затрагиваемых
работами,   например,   в  карьерах  дорожно-строительных  материалов,
резервах   грунта,  подъездах,  строительных  площадках,  притрассовых
заводах  по  приготовлению асфальтобетонных и цементобетонных смесей и
т.д.
     Предложения по разработке программы производственного мониторинга
должны  составляться  в увязке с требованиями системы государственного
экологического мониторинга.
     3.1.5. Определение общего направления трассы автомобильной дороги
при  разработке  ЭО  должно  включать  в  себя  выявление участков, на
которых  при осуществлении мероприятий по развитию возможно сохранение
существующего  направления,  и  участков, подлежащих реконструкции или
новому строительству.
     Выбор    принципиального    направления    автомобильной   дороги
производится  с  соблюдением  природоохранного,  земельного,  водного,
лесного  законодательства,  иных  законодательных и нормативных актов,
связанных  с  охраной  окружающей  среды,  с  учетом проектов районной
планировки    городов,    поселков,    региональных    схем   развития
соответствующих инженерных коммуникаций, железных дорог, энергосистем,
а  также,  при  необходимости, на основе анализа материалов изысканий,
специально   выполняемых   для   этих   целей.   При  этом  проводится
всестороннее  изучение  условий  строительства  на  всех  возможных  и
рекомендуемых трассах.
     При отсутствии намечаемых к строительству объектов в утвержденных
генеральных   планах   и  проектах  районной  планировки,  заказчик  в
соответствии с Земельным кодексом представляет на рассмотрение органам
исполнительной   власти   субъектов   Российской   Федерации  варианты
принципиального   направления   трассы.  В  представляемых  материалах
приводится  сравнение  вариантов  с  учетом  изменения  зон тяготения,
влияния  на  транспортное  обслуживание,  социальное  и  экономическое
развитие и экологическую обстановку регионов, перспектив использования
территорий,  изъятия  земель,  размеров  и экономической эффективности
инвестиций, сроков и продолжительности строительства.
     Орган исполнительной власти субъектов РФ принимает принципиальное
решение  о  целесообразности  предлагаемого варианта. Решение является
основанием  для последующего выбора в установленном порядке земельного
участка и оформления комитетом по земельным ресурсам и землеустройству
акта  о  предварительном  согласовании  места  размещения предлагаемой
автомобильной дороги и в необходимых случаях ее охранной зоны.
     3.1.6.    Генеральный    проектировщик    на    основе    анализа
чувствительности  показателей  развития  автомобильной  дороги к риску
застройки   коридоров  проложения  трассы  в  выводах  ЭО  рекомендует
заказчику  оптимальные  сроки составления актов выбора трасс, отвода и
резервирования   земель  по  рекомендуемому  принципиальному  варианту
дороги.   Анализ  чувствительности  и  рисков  производится  с  учетом
возможных  дополнительных затрат, связанных с застройкой рекомендуемых
коридоров,  стоимости  работ  по  составлению  актов  выбора, отвода и
выкупа или резервирования земель с учетом дисконтирования затрат.
     3.1.7.  В  связи с тем, что автомобильные дороги в зависимости от
функционального   назначения,   характера  обслуживаемых  транспортных
связей,  размеров  и состава движения, природных условий расположения,
чувствительности   территории   к   воздействиям  многочисленных  иных
факторов могут оказывать различное по видам, характеру и интенсивности
воздействие  на  окружающую среду, на начальной стадии проведения ОВОС
следует определять состав предполагаемых видов и объектов воздействия,
подлежащих  анализу,  исключая  из рассмотрения те, влияние которых на
окружающую среду несущественно. При этом следует устанавливать:
     - пространственные   границы   изучения   отдельных   факторов  и
воздействий;
     - границы изучения и анализа во времени;
     - методы и параметры изучения отдельных видов воздействий;
     - необходимость   и   сроки   получения   технических  условий  и
согласований;
     - необходимость    и    сроки    привлечения   специализированных
организаций для исследования и анализа отдельных видов воздействий.
     Перечень   основных  видов  воздействий  автомобильных  дорог  на
окружающую  среду,  подлежащих  анализу  при проведении ОВОС, сведен в
таблицу 3.1.

                                                           Таблица 3.1

                               ПЕРЕЧЕНЬ
               ОСНОВНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
              И МОСТОВЫХ ПЕРЕХОДОВ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ,
             ПОДЛЕЖАЩИХ РАССМОТРЕНИЮ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОВОС

----------------------------------------------------------------------------------------------------------
| Предполагаемые воздействия     | Возможные меры по исключению     |   Условия, при которых учет        |
|                                |  или смягчению воздействия       | данного воздействия обязателен     |
|--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------|
| Нарушение путей сообщения      | Устройство подъездов,            | При проектировании автомобильных   |
| местных жителей, увеличение    | пересечений и примыканий         | дорог I и II категорий             |
| времени на дорогу к местам     |                                  |                                    |
| работы и отдыха, расчленение   |                                  |                                    |
| сельскохозяйственных угодий    |                                  |                                    |
|--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------|
| Ухудшение условий движения для | Устройство тракторных путей,     | При проектировании автомобильных   |
| сельскохозяйственной техники,  | велосипедных дорожек, переездов  | дорог I, II и III категорий при    |
| гужевого транспорта,           | и путепроводов для               | наличии требований и технических   |
| велосипедистов, прогона скота  | сельскохозяйственной техники,    | условий собственников земель       |
|                                | скотопрогонов, ограждение полосы |                                    |
|                                | отвода дороги                    |                                    |
|--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------|
| Снос строений, переселение     | Обход населенных пунктов с       | При проложении трассы              |
| людей, связанное с отводом     | исключением сноса строений и     | автомобильной дороги через или     |
| земель для развития            | переселения людей, устройство    | вблизи населенных пунктов          |
| автомобильной дороги           | защитных экранов и защитных      |                                    |
|                                | сооружений, предоставление жилья |                                    |
|                                | и участков земель взамен         |                                    |
|                                | изымаемых, выплата компенсаций   |                                    |
|--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------|
| Расчленение ландшафта          | Применение методов ландшафтного  | При проектировании новых дорог,    |
|                                | проектирования, исключение по    | реконструкции неблагоприятных      |
|                                | возможности глубоких выемок и    | участков                           |
|                                | высоких насыпей, устройство      |                                    |
|                                | декоративного озеленения,        |                                    |
|                                | проложение трассы дороги вне     |                                    |
|                                | зоны видимости больших групп     |                                    |
|                                | людей                            |                                    |
|--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------|
| Оползни, осыпи, сплывы, другие | Исключение подрезок склонов при  | При проложении трассы в            |
| виды подвижек земляных масс    | неблагоприятных геологических    | неблагоприятных геологических      |
| вследствие их подрезки в       | условиях, обеспечение            | условиях, установленных            |
| процессе строительных работ    | водоотвода, другие инженерные    | изысканиями и обследованиями       |
|                                | сооружения                       |                                    |
|--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------|
| Эрозия земель вследствие       | Укрепление русел и выходов из    |                                    |
| концентрации водных потоков    | водоотводных сооружений,         |                                    |
| искусственными сооружениями,   | увеличение количества сбросов    |                                    |
| кюветами и канавами            | воды из систем водоотвода для    |                                    |
|                                | уменьшения расхода воды          |                                    |
|--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------|
| Изменение условий              | Проектирование соответствующих   | Особенно важно при пересечении     |
| поверхностного стока           | систем водоотвода                | болот, пойм рек, косогоров         |
|--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------|
| Изменение условий протекания   | Отказ от устройства выемок при   | При близком залегании грунтовых    |
| грунтовых вод, осушение и      | близком залегании грунтовых вод, | вод и при проектировании глубоких  |
| переувлажнение почв            | проектирование насыпей из        | выемок                             |
|                                | условия недопущения прерывания   |                                    |
|                                | водоносных слоев                 |                                    |
|--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------|
| Нарушение гидрологического     | Устройство регуляционных         | При наличии в проекте мостов       |
| режима рек, изменение          | сооружений, укрепление берегов,  |                                    |
| береговой линии, сечения       | проектирование мостов с          |                                    |
| водотоков, активизация         | оптимальным стеснением русла     |                                    |
| русловых процессов при         |                                  |                                    |
| строительстве мостов           |                                  |                                    |
|--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------|
| Изменение гидрологического     | Проектирование трассы в обход    | При наличии требований и           |
| режима болот, приводящее к     | болот, устройство мостов, труб   | технических условий местных        |
| негативному влиянию на         |                                  | органов государственной власти и   |
| экосистемы                     |                                  | природоохранных органов            |
|--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------|
| Нарушение условий              | Исключение подтопления и         | При проектировании автомобильных   |
| произрастания растений         | осушения территорий, эрозии      | дорог I и II категорий, на         |
|                                | почв, деградации почв от         | участках пересечения болот и       |
|                                | транспортных загрязнений,        | территорий с необеспеченным        |
|                                | рекультивация нарушенных при     | поверхностным стоком, а также      |
|                                | строительстве земель, устройство | дорог с перспективной              |
|                                | организованных площадок отдыха и | интенсивностью движения более 2000 |
|                                | стоянок для автомобилей, обход   | авт./сутки вблизи ценных           |
|                                | особо охраняемых территорий и    | сельскохозяйственных угодий        |
|                                | ценных насаждений                |                                    |
|--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------|
| Нарушение условий обитания     | Обход особо охраняемых           | При проектировании автомобильных   |
| диких животных                 | территорий и мест обитания,      | дорог I и II категорий, а также    |
|                                | питания и размножения охраняемых | дорог с перспективной              |
|                                | видов животных, обустройство     | интенсивностью движения более 2000 |
|                                | пересечений автодорогой путей    | авт./сутки вблизи мест обитания,   |
|                                | миграции животных, установка     | питания и размножения охраняемых   |
|                                | дорожных знаков, предупреждающих | видов животных, при пересечении    |
|                                | о вероятности столкновения с     | автодорогой путей миграции         |
|                                | животным, устройство             | животных                           |
|                                | скотопрогонов и путепроводов     |                                    |
|--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------|
| Нарушение условий обитания рыб | Обходы мест нагула, нерестилищ.  | В соответствии с техническими      |
| при строительстве мостов       | Проведение работ с учетом        | условиями органов рыбоохраны       |
|                                | периода массового нереста и      |                                    |
|                                | выклева рыб, применение          |                                    |
|                                | шпунтовых ограждений, удаление   |                                    |
|                                | из русла строительных остатков   |                                    |
|--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------|
| Создание условий для           | Планировка территорий,           |                                    |
| размножения комаров, клещей    | исключение мест застоя воды,     |                                    |
|                                | своевременная уборка и           |                                    |
|                                | захоронение порубочных остатков  |                                    |
|--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------|
| Создание повышенной            | Устройство ограждений, разметки, |                                    |
| аварийности на автомобильной   | установка дорожных знаков,       |                                    |
| дороге и пересечениях с        | устройство тротуаров, пешеходных |                                    |
| другими дорогами               | дорожек и переходов, освещения в |                                    |
|                                | населенных пунктах               |                                    |
|--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------|
| Загрязнение воздушной среды,   | Проектирование дороги с          | При проектировании автомобильных   |
| шумовое воздействие при        | параметрами, обеспечивающими     | дорог I и II категорий, а также    |
| движении потока транспорта     | оптимальный режим движения       | дорог с перспективной              |
|                                | автомобилей, устройство защитных | интенсивностью движения более 2000 |
|                                | зеленых насаждений и экранов,    | авт./сутки вблизи населенных       |
|                                | строительство обходов населенных | пунктов и объектов, чувствительных |
|                                | пунктов                          | к данному виду воздействия         |
|                                |                                  | (санатории, дома отдыха, больницы, |
|                                |                                  | школы и т.д.)                      |
|--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------|
| Загрязнение почв соединениями  | Проектирование дороги с          | При проектировании автомобильных   |
| свинца                         | параметрами, обеспечивающими     | дорог I и II категорий, а также    |
|                                | оптимальный режим движения       | дорог с перспективной              |
|                                | автомобилей, устройство защитных | интенсивностью движения более 2000 |
|                                | зеленых насаждений и экранов     | авт./сутки вблизи населенных       |
|                                |                                  | пунктов и ценных                   |
|                                |                                  | сельскохозяйственных угодий        |
|--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------|
| Вибрация зданий и сооружений   | Специальные инженерные           | При наличии специальных требований |
| от движущегося транспорта      | мероприятия по защите зданий и   | в случаях, когда здания и          |
|                                | сооружений от действия вибрации  | сооружения расположены ближе 30    |
|                                |                                  | метров от кромки проезжей части    |
|                                |                                  | дороги, а в основании залегают     |
|                                |                                  | связные грунты пластичной и        |
|                                |                                  | текучепластичной консистенции      |
|--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------|
| Разрушение памятников истории  | Проложение трассы дороги в обход | Мероприятия по защите памятников   |
| и культуры, включая            | памятников истории и культуры,   | истории и культуры,                |
| археологические памятники      | археологических памятников,      | археологических памятников         |
|                                | специальные инженерные решения   | предусматриваются при наличии у    |
|                                | по защите памятников, раскопки и | заказчика рекомендаций по          |
|                                | изъятие археологических          | обеспечению сохранности выявленных |
|                                | ценностей до начала строительных | памятников, составленных           |
|                                | работ                            | специализированными научными       |
|                                |                                  | организациями                      |
|--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------|
| Запыление территории           | Проектирование непылящих         | При проектировании автомобильных   |
|                                | дорожных одежд, устройство       | дорог с пылящими типами покрытий   |
|                                | защитных зеленых насаждений,     | вблизи населенных пунктов и ценных |
|                                | мероприятия по обеспыливанию     | сельскохозяйственных угодий        |
|                                | покрытий                         |                                    |
|--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------|
| Загрязнение придорожной полосы | Устройство организованных        | При проектировании автомобильных   |
| бытовым мусором                | площадок отдыха и стоянок для    | дорог I и II категорий протяжением |
|                                | автомобилей                      | более 15 км, III категории         |
|                                |                                  | протяжением более 25 км            |
|--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------|
| Усиление наносов и заиливания  | Планировка, уплотнение и         | При проложении трассы дороги в     |
| русел водотоков продуктами     | укрепление грунта на             | поймах рек и строительстве мостов  |
| размывов мест строительства,   | строительных площадках,          |                                    |
| неукрепленного земляного       | применение шпунтовых ограждений  |                                    |
| полотна, а также при           | при строительстве опор мостов,   |                                    |
| строительстве опор мостов,     | проведение рекультивационных     |                                    |
| загрязнение русел бытовым и    | работ, своевременная уборка      |                                    |
| строительным мусором           | мусора и строительных остатков   |                                    |
|--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------|
| Загрязнение водных объектов    | Очистка вод поверхностного       |                                    |
| поверхностным стоком с         | стока, отвод загрязненных вод за |                                    |
| автомобильных дорог и мостов   | пределы пойм водотоков,          |                                    |
|                                | рассредоточение сбросов по       |                                    |
|                                | протяжению дороги                |                                    |
|--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------|
| Загрязнение грунтов и вод      | Планировка территории,           | При наличии в проекте приобъектных |
| маслами, топливом автомобилей  | устройство канав и водоотводных  | строительных площадок,             |
| и дорожно-строительных машин   | систем для сбора и очистки вод,  | притрассовых предприятий, карьеров |
| на строительных площадках и    | ограждение территории,           | и т.д.                             |
| предприятиях                   | организация заправки техники в   |                                    |
|                                | специально установленных местах  |                                    |
|                                | или на автозаправочных станциях  |                                    |
|                                | общего пользования               |                                    |
|--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------|
| Загрязнение территорий вблизи  | Обустройство временных баз       | При наличии в проектах временных   |
| временных баз строительных     | строительных организаций местами | баз строительных организаций       |
| организаций мусором, бытовыми  | для сбора и уничтожения отходов  |                                    |
| отходами                       | и мусора, строительство          |                                    |
|                                | туалетов, ограждение территории, |                                    |
|                                | рекультивация земель после       |                                    |
|                                | окончания работ                  |                                    |
|--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------|
| Загрязнение воздушной среды на | Обустройство заводов             | При наличии в проектах             |
| асфальтобетонных и             | оборудованием для очистки        | притрассовых предприятий           |
| цементобетонных заводах,       | выбросов                         |                                    |
| других притрассовых            |                                  |                                    |
| предприятиях                   |                                  |                                    |
|--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------|
| Загрязнение окружающей среды   | Принятие наиболее современной    | Для мест сосредоточенных земляных  |
| при работе строительных машин  | экологически чистой строительной | работ, а также при применении      |
| и механизмов                   | техники и технологии             | машин и механизмов, выделяющих     |
|                                |                                  | большое количество загрязнителей,  |
|                                |                                  | вблизи территорий, чувствительных  |
|                                |                                  | к загрязнению                      |
----------------------------------------------------------------------------------------------------------

     3.1.8.  Проверка распространения транспортного шума и воздействия
его на окружающую среду и людей должна проводиться для участков дорог,
проходящих в пределах перспективной границы населенных пунктов.
     3.1.9.   При   наличии   технологических   решений,   оказывающих
существенное  воздействие  на  окружающую  среду:  закладка  грунтовых
резервов  и  карьеров  дорожно-строительных  материалов на затопляемых
поймах  рек  (водоемов),  разработка  грунтов при возведении земляного
полотна и мостов буровзрывным способом или методом гидромеханизации, в
пояснительной   записке   необходимо   устанавливать   требования   по
технологии  работ,  а  также  конкретные  мероприятия, направленные на
защиту природной среды.
     В случаях использования для нужд строительства речной или озерной
воды  должны  отражаться  вопросы ее очистки до нормативных требований
перед сбросом в реку или озеро.
     3.1.10.  К  материалам  ОВОС  в составе экономических обоснований
развития  автомобильных  дорог  следует  прилагать  следующие основные
графические документы:
     - схематический   ситуационный   план   автомобильной   дороги  с
нанесением   границ   охранных   и  защитных  зон,  территорий  ценных
природоохранных,  культурных, национальных, особо охраняемых природных
объектов;
     - тематические   карты   и  схемы  территорий,  чувствительных  к
компонентам    воздействия    автомобильной    дороги   (при   наличии
соответствующей информации);
     - схематический   ситуационный   план   автомобильной   дороги  с
нанесением   основных   намечаемых  проектных  мероприятий  по  охране
окружающей среды;
     - типовые   и   примерные   схемы   расположения   и  конструкций
природоохранных  сооружений,  планов  площадок  отдыха  и  стоянок для
автомобилей,  очистных  и  других  сооружений,  влияющих на окружающую
среду.
     3.1.11.   Для   обеспечения   всестороннего  и  наиболее  полного
удовлетворения  интересов населения в рамках ОВОС следует осуществлять
широкий  обзор предложений о возможной реализации намеченной программы
развития  автомобильной  дороги  путем  организации  выявления  мнения
заинтересованных  организаций  и  групп  населения  в  соответствии  с
Земельным  кодексом,  проведения  общественных слушаний или обсуждений
предложений   в   средствах   массовой  информации  в  соответствии  с
Положением  об  оценке  воздействия  на  окружающую среду в Российской
Федерации,  утвержденным Приказом Минприроды России от 18.07.94 N 222,
а также получением технических условий и согласований заинтересованных
организаций.
     3.2.  Состав  материалов  раздела  "Охрана  окружающей  среды"  в
инженерных проектах строительства, реконструкции автомобильных дорог
     3.2.1.  Целью  разработки  раздела  "Охрана  окружающей природной
среды"   в   инженерном   проекте  на  строительство  и  реконструкцию
автомобильных  дорог  и  сооружений  на  них  является  проектирование
инженерных  мероприятий  по исключению и смягчению воздействия объекта
на  окружающую  среду,  определение размеров компенсаций за нанесенный
ущерб, а также подготовка документов и материалов для отвода земель на
основе  результатов  ОВОС  и полученного предварительного согласования
места проложения трассы автомобильной дороги и акта выбора трассы.
     3.2.2.   Принятие   конкретных   проектных   решений   в  составе
инженерного   проекта   должно   осуществляться  на  основе  сравнения
вариантов  с  учетом  их  воздействия  на  окружающую  среду  методами
процедуры ОВОС, требования к которой приведены в разделе 3.1.
     3.2.3.  Разработка  раздела  "Охрана  окружающей природной среды"
инженерного проекта проводится на мероприятия по развитию участков или
сооружений, необходимость и протяжение которых обоснованы в ЭО.
     3.2.4.   Разработке  инженерного  проекта  должно  предшествовать
составление  актов  выбора  трассы.  Сроки их составления определяются
заказчиком на основе рекомендаций ЭО.
     Акты  выбора трассы оформляются заказчиком проекта в соответствии
с  порядком, установленным Земельным кодексом России, и принципиальным
решением органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации о
принципиальном направлении трассы.
     При  обосновании  проложения  трассы  автомобильной  дороги могут
проводиться  в  минимально  допустимом объеме инженерные обследования,
поиски и разведка месторождений грунта и строительных материалов.
     3.2.5.  В  состав  раздела  "Охрана окружающей среды" инженерного
проекта должны входить:
     - краткая  пояснительная  записка, обосновывающая для заказчика и
органов  экспертизы  проектные  решения  по природоохранным инженерным
мероприятиям, не конкретизированным в составе ЭО;
     - материалы,  предназначенные для реализации инженерного проекта,
включающие   в   себя   основные  чертежи,  группировочные  ведомости,
ведомости  объемов  работ,  технические  спецификации,  перечень ГОСТ,
отраслевых  стандартов, СНиП, типовых проектов, привязанных к условиям
данного  проекта  и  обязательных  для  использования  при  сооружении
природоохранных сооружений и мероприятий;
     - материалы для оформления отвода земель.
     3.2.6.  Материалы  для  оформления  отвода  земель,  как правило,
состоят из двух разделов:
     обоснование отвода земель, включающее в себя следующие документы:
     - пояснительная   записка,   содержащая   ссылку  на  задание  на
проектирование,  основные  нормативные документы, взятые за основу при
проектировании,  наименование  административного  района  расположения
дороги;
     - обоснование   ширины   полосы   отвода  с  учетом  расположения
земляного   полотна,   коммуникаций,   элементов   обстановки  дороги,
искусственных сооружений, водоотводных устройств, лесополос, полос для
безопасного   съезда   автомобилей,   зон   избыточного  транспортного
загрязнения;
     - сведения  о  размере  временного  отвода  и  аренды  земель для
обеспечения   работы   строительных   механизмов,   хранения   отвалов
растительного     грунта,    устройства    объездов,    переустройства
коммуникаций,  строительных  площадок  и  карьеров,  резервов  грунта,
кавальеров;
     - данные  по  определению  зон  различной  степени экологического
влияния на сельскохозяйственные угодья и людей;
     - предложения  по  размерам зон ограничения застройки по условиям
экологического влияния и безопасности движения;
     - материалы  по сносу строений, их инвентаризации, оценочные акты
и решения о компенсации за сносимые здания и сооружения;
     - данные  о площадях занимаемых земельных угодий с распределением
по   их  видам,  землепользователям  и  виду  отвода  (постоянный  или
временный);
     - сведения  о соответствии проектных решений акту выбора трассы и
другим согласованиям;
     материалы по рекультивации временно занимаемых земель, включающие
в себя следующие документы:
     - пояснительная  записка  по  рекультивации  временно  занимаемых
земель, содержащая:
     - ссылки  на законодательные и нормативные документы, принятые за
основу  разработки  проекта  рекультивации временно занимаемых земель,
нарушенных  при  строительстве  автомобильной дороги и не используемых
при реконструкции участков существующей дороги;
     - требования  и  технические  условия  на  рекультивацию временно
занимаемых  земель, выданные землепользователями и землеустроительными
органами;
     - ссылки на соответствующие документы согласований;
     - характеристику  временно  занимаемых  земель  с указанием целей
отвода  и  размеров  участков,  разделением  земель  по  видам угодий,
районам и землепользователям;
     - характеристику   проектируемых   мероприятий  по  рекультивации
временно   занимаемых   земель   в   соответствии   с  требованиями  и
техническими условиями с разделением по видам рекультивационных работ;
     - данные  о стоимости рекультивационных работ, учтенные в сводной
смете на развитие проектируемой дороги;
     - документация  по  техническому  этапу  рекультивации, в которой
отражаются  мероприятия  по  снятию  и  сохранению плодородного слоя с
площадей,  нарушаемых  в  процессе  строительства,  по  предотвращению
водной  и  ветровой  эрозии  временных  отвалов  плодородного слоя, по
выравниванию  и планировке нарушенных земель и неиспользуемых участков
существующих  дорог  с  приданием  необходимых уклонов, по обеспечению
водоотвода;
     - документация по биологическому этапу рекультивации, в которой в
зависимости  от  вида рекультивации отражаются мероприятия, включающие
вид     рекультивации     (сельскохозяйственная,    водохозяйственная,
лесохозяйственная и т.д.), продолжительность этапа, календарный график
обработки  почв,  внесения  удобрений и семян с указанием видов и норм
ухода за посевами и лесокультурами.
     3.3.  В  рабочей  документации  на  строительство и реконструкцию
автомобильных   дорог   и   сооружений   на  них  на  основе  решений,
утвержденных  в  составе  инженерного  проекта, производится детальное
проектирование   элементов   инженерных  природоохранных  мероприятий,
позволяющее осуществить их строительство.
     3.4.  Проектирование  автомобильных  дорог и мостовых переходов с
учетом   природоохранных   требований  должно  быть  ориентировано  на
предупреждение возможных отрицательных воздействий при строительстве и
функционировании  автомобильной  дороги,  мостового  перехода,  других
сооружений.
     3.5.   Проектная   документация,   разработанная   для   развития
автомобильных дорог, подлежит государственной экологической экспертизе
в  порядке,  установленном  Положением о государственной экологической
экспертизе,   утвержденным   Постановлением  Правительства  Российской
Федерации от 22.09.93 N 942 и Руководством по экологической экспертизе
предпроектной и проектной документации (Минприроды РФ, 1993 г.).

Фрагмент документа "РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕТУ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И МОСТОВЫХ ПЕРЕХОДОВ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа