Фрагмент документа "ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ".
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РАО "ЕЭС РОССИИ" 5 мая 1999 г. N РД 153-34.0-02.109-99 (Д) УТВЕРЖДЕНЫ РАО "ЕЭС России" 5 мая 1999 года Срок действия установлен с 1 июня 1999 года до 1 июня 2002 года Разработано Открытым акционерным обществом "Фирма по наладке, совершенствованию технологии и эксплуатации электростанций и сетей ОРГРЭС" при участии РАО "ЕЭС России", Госкомэкологии России. Исполнители: М.П. Роганков, А.В. Орлов, Ю.Б. Поволоцкий (АО "Фирма ОРГРЭС"), при участии В.М. Микушевич (РАО "ЕЭС России"), В.М. Бусаровой (Госкомэкология России). Утверждено Российским акционерным обществом энергетики и электрификации "ЕЭС России" 05.05.99. Первый заместитель председателя правления О.В. Бритвин. Введено впервые. Настоящие Рекомендации предназначены для юридических и физических лиц, осуществляющих экологический аудит в электроэнергетике, для электростанций, котельных, АО-энерго и других предприятий и организаций электроэнергетики. Документ рекомендован для применения в отрасли Госкомэкологией России (Письмо от 18.03.99 N 03-22/30-16). При разработке данных Рекомендаций в качестве основополагающих методических материалов использованы [1], [2] и [3]. Рекомендации учитывают особенности электроэнергетики при экологическом аудировании. Настоящие Рекомендации разработаны по заданию РАО "ЕЭС России" и являются его собственностью. Применение Рекомендаций в других отраслях промышленности Российской Федерации и стран ближнего зарубежья допускается исключительно с разрешения Собственника. 1. Согласно [1] экологический аудит - это предпринимательская деятельность экологических аудиторов или экологических аудиторских организаций по осуществлению независимых вневедомственных проверок хозяйственной деятельности, оказывающей влияние на окружающую среду, и выработке рекомендаций по снижению негативного воздействия этой деятельности на окружающую среду и здоровье населения. Согласно [2] экологический аудит - это системный документированный процесс удостоверения подлинности (правильности) объективно полученных сведений и определения соответствия установленных направлений деятельности по охране окружающей среды, событий, условий, систем управления или информации о них критериям аудита и представление заказчику результатов этого процесса. В настоящих Рекомендациях экологический аудит рассматривается как независимые высококвалифицированные проверка и оценка природоохранной деятельности энергопредприятий, энергообъединений в той или иной сфере или деятельности в целом, анализ их возможностей, стратегических и тактических путей решения задач по охране окружающей среды, проверка выполнения электростанциями, котельными, энергообъединениями и иными экономическими субъектами электроэнергетики требований природоохранительного законодательства, установленных общеотраслевых и отраслевых норм и правил, правильности и полноты отчетной, учетной, текущей эксплуатационной, организационной, финансовой и иной документации по охране окружающей среды с разработкой соответствующих рекомендаций и предложений по результатам проверки. 2. Задачи, принципы аудиторской деятельности, права и обязанности аудиторской организации и аудитора - физического лица, субъекта хозяйственной деятельности, у которого проводится аудиторская проверка, общие требования к результатам аудиторской проверки на предприятиях различных отраслей изложены в Приложении 1. Настоящие Рекомендации конкретизируют [1] в отношении предприятий электроэнергетики. 3. Аудирование ведется наряду с государственным контролем в области охраны окружающей среды, осуществляемым специально уполномоченными государственными органами, экологической экспертизой, производственными контролем, планированием и другими обязательными видами деятельности, и не заменяет эти виды деятельности. 4. Аудирование электростанций, котельных и других энергопредприятий и экономических субъектов электроэнергетики (далее - энергопредприятий) может сопровождаться инспектированием (осмотром) их отдельных объектов, сооружений, оборудования, контрольно-измерительной аппаратуры, мест складирования отходов и т.п. на предмет выяснения их состояния, работоспособности оборудования, реализации запланированных для них мероприятий, а также проверкой правильности расчетов. Аудиторские услуги могут включать консультирование, обучение, а также оказание помощи в ведении отчетной и учетной документации, постановку, восстановление и исправление документации по результатам аудиторской проверки. 5. Экологическое аудирование в электроэнергетике не включает: рассмотрение научных проблем, ревизию утвержденных норм, нормативов, планов природоохранных мероприятий, принятых и разрабатываемых проектных решений, произведенных и предстоящих затрат, установленного уровня загрязнения и состояния окружающей среды и тому подобное, относящееся к экологической экспертизе; разрешение споров, устранение претензий со стороны органов государственного надзора, участие в арбитраже и т.п.; инструментальное определение эффективности работы основного и природоохранного оборудования, испытания, наладку, техническое обследование оборудования, поверку приборов и тому подобные действия технического характера. 6. Результатом аудиторской проверки является заключение аудитора, основные требования к которому приведены в Приложении 1. Заключение может использоваться заказчиком по своему усмотрению, в частности, во всех случаях рассмотрения природоохранной деятельности энергопредприятия в государственных органах, арбитраже, общественных организациях, средствах массовой информации. 7. Аудит может быть инициативным или обязательным. Инициативная аудиторская проверка проводится по вопросам, интересующим экономический субъект, исключительно по решению самого экономического субъекта. Программа аудита основывается на целях, определенных заказчиком, и заблаговременно согласовывается с ним. Обязательный экологический аудит проводится в случаях, прямо установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. 8. Выбор аудиторской фирмы энергопредприятие осуществляет исключительно по своему усмотрению вне зависимости от того, является ли аудиторская проверка инициативной или обязательной. 9. Аудирование в электроэнергетике имеют право проводить юридические лица и физические лица - экоаудиторы, отвечающие требованиям, изложенным в Приложении 1. 10. Взаимоотношения между экономическим субъектом и аудитором по конкретной аудиторской проверке регулируются хозяйственным договором. 11. Собственником заключения по аудиторской проверке является заказавший ее экономический субъект. Передача его аудитором третьим лицам допускается по разрешению собственника. 12. Основное содержание экологического аудита в электроэнергетике в части соблюдения энергопредприятиями установленных требований, норм и правил, полноты, достоверности и правильности ведения нормативно-технической, учетной и отчетной документации приведено в Приложении 2. Достоверность содержащейся в учетной и отчетной документации информации, своевременность ее представления в установленные адреса, наличие необходимых согласований и иные сведения по теме проверки устанавливаются по общеотраслевым распорядительным, нормативно-правовым и нормативно-техническим документам, отраслевым НТД, согласованным Госкомэкологией России и другими специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды и природопользования. Положения указанных документов не могут заменяться научными рекомендациями, экспертными заключениями, специфическими требованиями местных контролирующих органов, оценками специалистов и т.п. В Приложении 2 перечислены индивидуальные нормы и нормативы, планы мероприятий, планы-графики контроля и тому подобные документы, утвержденные или согласованные для данного энергопредприятия органами государственного надзора и являющиеся обязательными для выполнения. 13. Некоторые формы к заключению аудитора, рекомендуемые [3], приведены в Приложении 3. 14. В качестве установок и оборудования природоохранного назначения электростанций и котельных аудитор должен рассматривать объекты, приведенные в Приложении 4; предметом его рассмотрения являются также технологическое оборудование и объекты, являющиеся на электростанциях источниками образования загрязняющих веществ (котлы, водоподготовительные установки (ВПУ), золошлакоотвал, угольный склад, гаражи и т.п.), шума, места складирования отходов. Перечень природоохранных мероприятий приведен в Приложении 5. Приложение 1 |
Фрагмент документа "ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ".