ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА 2008 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА"). Распоряжение. Правительство РФ. 19.04.07 484-Р

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА 2008 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА")".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
       Программы приоритетным задачам социально-экономического
                    развития Российской Федерации

     Атомная   отрасль  Российской  Федерации,  активное  формирование
которой  начиналось  в  40 - 50-х годах XX века в интересах обороны, в
настоящее    время    играет    определяющую    роль   в   обеспечении
обороноспособности  страны  и ее энергообеспечении, представляет собой
высокотехнологичную  и  конкурентоспособную  на мировом рынке отрасль.
Наличие   полного  комплекса  ядерных  технологий  является  признаком
технологического   развития  страны.  При  этом  необходимым  условием
применения  и развития ядерных технологий является обеспечение ядерной
и  радиационной безопасности. Мировой и отечественный опыт показывают,
что  снижение  требований  к уровню обеспечения ядерной и радиационной
безопасности   приводит   к  масштабным  и  долговременным  негативным
последствиям.    Обеспечение    безопасности   развивающейся   атомной
энергетики  и  промышленности  способствует эффективному использованию
атомной   энергии   в  других  сферах  деятельности,  в  том  числе  в
геологоразведке и добыче полезных ископаемых, науке и медицине.
     Программой   развития  атомной  отрасли  Российской  Федерации  и
Основами  государственной  политики  в  области  обеспечения ядерной и
радиационной  безопасности Российской Федерации на период до 2010 года
и  дальнейшую  перспективу  (далее - Основы государственной политики),
утвержденными   Президентом   Российской  Федерации,  определено,  что
обеспечение   ядерной   и   радиационной   безопасности  соответствует
приоритетным  задачам  социально-экономического  развития  и  является
одной  из  важнейших составляющих национальной безопасности Российской
Федерации.
     Основными   направлениями   обеспечения  ядерной  и  радиационной
безопасности    являются    безопасное    функционирование    объектов
использования  атомной  энергии  на  всех этапах их жизненного цикла и
развитие  государственных  систем  управления и регулирования в данной
сфере деятельности.
     На  протяжении  десятилетий  шло  накопление  проблем  в  области
обеспечения  ядерной  и радиационной безопасности, главным образом при
обращении с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, а
также   проблем,   связанных   с  выводом  из  эксплуатации  ядерно  и
радиационно  опасных объектов. В последние годы на обеспечение ядерной
и  радиационной  безопасности в отношении ядерно и радиационно опасных
объектов,  включая  объекты оборонно-промышленного комплекса, ежегодно
расходуется  свыше 20 млрд. рублей собственных средств организаций. До
настоящего   времени  фактически  отсутствовал  эффективный  подход  к
решению  накопившихся  проблем.  Значительные  усилия были предприняты
только в отношении утилизации атомных подводных лодок. В данный момент
эти   работы   ведутся   в   рамках   федеральной   целевой  программы
"Промышленная  утилизация  вооружения  и  военной техники (2005 - 2010
годы)".
     К настоящему времени в мире (США, Великобритания и другие страны)
имеется   опыт   решения  проблем,  связанных  с  реализацией  ядерных
оборонных  и энергетических программ. В последние 15 - 20 лет ведущими
ядерными     государствами     начали     осуществляться    масштабные
государственные  программы  по ликвидации наследия гонки вооружений, в
том  числе  по  выводу  из  эксплуатации  ядерно и радиационно опасных
объектов  и  реабилитации  радиационно загрязненных территорий. На эти
цели  выделены  десятки миллиардов долларов. Уже в 80-х годах прошлого
века  в некоторых ядерных государствах были сформированы накопительные
фонды  для  безопасного  длительного  хранения  отработавшего ядерного
топлива,  окончательной  изоляции  радиоактивных  отходов  и вывода из
эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов.
     Принципиальным  выводом, который можно сделать на основе мирового
опыта,  является необходимость определяющей роли государства в решении
проблем,  возникших  в  результате гонки вооружений, а также активного
участия   бизнеса  в  создании  эффективной  системы  по  обращению  с
отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами.
     В  целях  решения  приоритетных  задач  по  обеспечению ядерной и
радиационной   безопасности   была   разработана  федеральная  целевая
программа  "Ядерная и радиационная безопасность России" на 2000 - 2006
годы.
     Общий  объем  финансирования  указанной программы за счет средств
федерального  бюджета  составил  943,2  млн.  рублей.  Государственные
капитальные  вложения  в  размере  293,6  млн.  рублей направлялись на
создание  объектов  инфраструктуры по обращению с отработавшим ядерным
топливом  и  радиоактивными  отходами,  их утилизации и захоронению. В
рамках     этой     программы     был     выполнен    большой    объем
научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ. Осуществлена
деятельность  по  оценке  и  анализу ситуации с обеспечением ядерной и
радиационной   безопасности,  результаты  которой  нашли  отражение  в
Основах  государственной  политики.  Получили  развитие такие системы,
необходимые   для   обеспечения  и  контроля  ядерной  и  радиационной
безопасности,   как   система   государственного   учета   и  контроля
радиоактивных  веществ и радиоактивных отходов, Единая государственная
автоматизированная   система   контроля   радиационной   обстановки  в
Российской  Федерации  и  ряд  других.  В  целом  реализация программы
позволила  достичь прогресса в решении общих научных и технологических
задач  обеспечения ядерной и радиационной безопасности, но не изменила
ситуацию  в  данной  области,  так  как  не  были  созданы действенный
инструментарий и соответствующие условия для эффективного решения этих
задач в будущем.
     Современная ситуация в области обеспечения ядерной и радиационной
безопасности характеризуется 3 ключевыми факторами:
     необходимостью формирования государственной системы обеспечения и
контроля ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной
энергии;
     наличием     ядерно     и     радиационно     опасных    объектов
оборонно-промышленного    комплекса,    не    отвечающих   современным
требованиям  ядерной  и  радиационной  безопасности  (далее  - ядерное
наследие), представляющих угрозу национальной безопасности;
     признанием   необходимости   решения   накопившихся   проблем  на
государственном уровне и недопустимости их дальнейшего откладывания.
     Масштаб  этих  проблем  в  Российской  Федерации  характеризуется
следующими причинами:
     остановлены,  но не выведены из эксплуатации ядерно и радиационно
опасные  объекты  Федерального  агентства  по атомной энергии (4 блока
атомных  электростанций,  10  промышленных  уранграфитовых реакторов и
свыше  110  ядерно  и  радиационно опасных объектов иного назначения),
Федерального   агентства  по  промышленности,  Федерального  агентства
морского   и   речного   транспорта   и   других  федеральных  органов
исполнительной власти (до 50 объектов);
     не  обеспечена надежная изоляция от окружающей среды на некоторых
приповерхностных   хранилищах   радиоактивных  отходов.  Требуется  их
приведение в безопасное состояние и создание новых пунктов захоронения
радиоактивных отходов;
     не  изолированы  от окружающей среды большие объемы радиоактивных
отходов    (Теченский    каскад    водоемов,   бассейны-отстойники   и
хвостохранилища организаций ядерного топливного цикла);
     накоплено   свыше  18500  тонн  отработавшего  ядерного  топлива.
Близкими   к   критическим  являются  показатели  заполнения  хранилищ
отработавшего ядерного топлива на атомных электростанциях с реакторами
типа РБМК и ЭГП-6, пристанционных хранилищ радиоактивных отходов;
     источники  ионизирующего излучения используются более чем в 15900
организациях,  что  существенно  повышает  их  уязвимость  в отношении
террористических угроз;
     не  получили  нормативного,  правового и технологического решения
проблемы   реабилитации   объектов,  образованных  ядерными  взрывными
технологиями (объекты мирных ядерных взрывов);
     не  реализованы  в полной мере некоторые требования международных
актов  в  области  обеспечения  ядерной  и  радиационной безопасности,
ратифицированных Российской Федерацией;
     перешагнули  50  -  60-летний  рубеж  и  требуют незамедлительной
модернизации инженерные системы некоторых ядерно и радиационно опасных
объектов.
     Федеральная целевая программа "Обеспечение ядерной и радиационной
безопасности на 2008 год и на период до 2015 года" (далее - Программа)
призвана  обеспечить  создание  всех  необходимых условий, при которых
ядерная   и   радиационная   безопасность   будет   обеспечиваться  на
долгосрочную перспективу.
     Реализация  комплекса  мероприятий  Программы  должна  обеспечить
создание необходимых предпосылок для:
     повышения уровня и качества жизни населения;
     укрепления национальной безопасности страны;
     формирования условий развития атомной энергетики.

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА 2008 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА")".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа